Методическая разработка
план-конспект урока по биологии по теме
Предварительный просмотр:
- Урок по теме:
- «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»
Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей.
Задачи урока:
- образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
- развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);
- воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).
Оборудование: распилы трубчатых костей, микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку, технологические карты учащихся
- Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.
3. Объяснение нового материала.
3.1.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.
3. 2. Химический состав кости. Демонстрация опыта.
3.3. Строение кости.
3. 3.1. Макроскопическое строение кости.
Работа со спилами.
3.2. Микроскопическое строение кости. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».
4. Закрепление и обобщение пройденного материала.
5. Домашнее задание.
- 1. СОСТАВ И ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Учитель. «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.
8 Показ фильма (1 минута)
Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон» - «высохший»).
Кости скелета составляют пассивную часть опорно-двигательной системы.
?Учитель. Ребята, что значит «пассивность»?
Предполагаемый ответ. Отсутствие собственных действий
Учитель. Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.
Мышцы составляют активную часть опорно-двигательной системы.
Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.
1.Механические функции.
Опорная функция
? Учитель. Ребята, что такое опора?
П. О. Поддержка
Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?
П. О. Тело человека
Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.
Защитная функция.
Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.
2.Биологические функции.
Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.
- 2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТИ
Учитель. О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скрещенные кости и череп – знак, отпугивающий излишне любознательных, использовали пираты. В художественной литературе много черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.
Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека
Материал | Прочность на сжатие | Прочность на растяжение |
Сталь | 552 | 827 |
Фарфор | 250 | 55 |
КОСТЬ | 170 | 120 |
Гранит | 145 | 5 |
Дуб | 59 | 117 |
Бетон | 21 | 2 |
Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.
Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.
Учитель. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.
? Учитель. Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости?
П. О. Кальций, фосфор, магний
Учитель. Правильно, состав кости в основном входят соли кальция и фосфора.
Учитель. Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?
П. О. Белки, жиры, углеводы.
Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.
Демонстрация опыта
Учитель. Два дня назад я поместила куриную кость в 10% раствор соляной кислоты. Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени.
Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому я выбрала соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным.
Итак, я извлекаю кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляю остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.
? Учитель. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?
П.О. Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность.
Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.
П.О. Их можно сжечь.
Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают.
Кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
? Учитель. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?
П. О. Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.
Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.
Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то гости будут слишком гибкими.
Природа, создавая костный скелет, нашла золотую середину (3:1). Поэтому кости человека достаточно прочны, чтобы выполнять возложенные на них функции.
Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.
?Учитель. Как изменяется химический состав костей с возрастом?
Чтение учебника. Стр. 47, статья «Химический состав костей», третий абзац
П. О. С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
? Учитель. Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы? Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?
П.О. У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.
Учитель. Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой. Здоровье кости зависит от многих факторов, немаловажное значение имеет сбалансированное питание.
- 3. СТРОЕНИЕ КОСТИ
- 3.1. МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ
Учитель. Ребята, перед вами препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем рисунок 18, А и Б (стр. 46). Сравните его с препаратом распила натуральной кости. На препарате найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.
Давайте пропутешествуем еще дальше.
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.
Кости могут расти в длину и толщину.
В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах
За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут
в толщину и зарастают при переломах.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.
Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.
Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.
В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья. Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.
- 3.2. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ
? Учитель. Ребята, какие группы тканей вы знаете?
П.О. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.
Учитель. К какой группе относится костная ткань?
П. О. К соединительной
Учитель. Каковы характерные особенности соединительной ткани
П. О. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.
Кости скелета человека образованы костной тканью — разновидностью соединительной ткани. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость проходят многочисленные кровеносные сосуды и нервы.
Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Это межклеточное вещество кости. Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.
Ребята, сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу «Микроскопическое строение кости»
- ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
- «Микроскопическое строение кости»
Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».
Ход работы:
1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань
2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.
3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.
4.Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка.
Ответьте на вопросы:
1. Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, которые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок, а не из листового проката?
Итак, мы с вами убедились, что кости – прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную, защитную и двигательную функции. Это достигается:
1. За счет химического состава.
2. За счет макростроения.
3. За счет микростроения.
Методическая разработка урока биологии в 10 классе
по теме: «Цитоплазма. Клеточная оболочка».
Лабораторная работа
«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»
Цель урока: рассмотреть основные части клеток – клеточную оболочку и цитоплазму, их строение в связи с выполняемыми функциями.
Задачи: Образовательные: закрепить умение пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений
Развивающие: развивать основы творческой деятельности учащихся
Воспитательные: выработать коммуникативные навыки при работе в группе.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук. Таблицы: строение увеличительных приборов, строение растительной клетки.
Структура урока:
1. Организационный момент. 2. Актуализация познавательной деятельности. 3. Изучение нового материала:
- строение цитоплазмы; - строение и функции клеточной оболочки.
4. Закрепление: - лабораторная работа. Приложение №1. Приложение №2. 5.Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация познавательной деятельности.
1. Назовите основные положения клеточной теории. 2. Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.
3. Изучение нового материала.
Цитоплазма. Полость любой клетки заполнена цитоплазмой, в которой находятся различные органоиды - постоянные компоненты цитоплазмы и включения - временные компоненты клетки. Отделена цитоплазма от окружающей среды плазматической мембраной (плазмалеммой). Все пространство между органеллами заполнено коллоидной системой гиалоплазмой (цитозоль) - основным веществом цитоплазмы. В ней протекают все процессы обмена веществ, она обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов. Различают две формы гиалоплазмы: золь - жидкая часть и гель – густая. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Ее основу составляет вода (60-90% всей массы цитоплазмы). В состав цитоплазмы входят белки, могут входить жиры и жироподобные вещества, другие органические и неорганические вещества. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Характерная особенность цитоплазмы - постоянное движение (циклоз). Если это движение прекращается, то клетка гибнет.
Клеточная оболочка. К цитоплазме прилегает плазматическая мембрана, а на ее поверхности образуется наружный слой. У животных он называется гликокаликсом (образован гликопротеинами, гликолипидами). У растений и грибов это клеточная стенка, образованная волокнами клетчатки (растения), и хитином (грибы). Клеточная мембрана представляет собой двойной слой (бислой) липидов, большинство из которых представляет собой сложные липиды — фосфолипиды. Молекулы липидов имеют гидрофильную («головка») и гидрофобную («хвост») часть. При образовании мембран гидрофобные участки молекул оказываются, обращены внутрь клетки, а гидрофильные — наружу. Белки пронизывают всю толщину мембраны, образуя поры, через которые проходят водорастворимые вещества. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других. Диффузия (вещества всегда перемещаются из области с более высокой концентрацией в область с более низкой)– это пассивный транспорт веществ. Активный транспорт осуществляют белки-переносчики, для этого необходима энергия АТФ. Так же через мембрану осуществляется транспорт крупных частиц и макромолекул. Процесс поглощения макромолекул называется эндоцитоз. Фагоцитоз- захват и поглощение крупных частиц (например, фагоцитоз лимфоцитов) и пиноцитоз - процесс захвата и поглощения капелек жидкости с растворенными в ней веществами.
Функции мембран. Они отделяют содержимое клетки от внешней среды. Регулируют обмен веществ между средой и клеткой. На мембранах протекают многие химические реакции в клетках.
Для того чтобы убедиться в полупроницаемости плазматической мембраны, проведем лабораторную работу.
4. Закрепление. Выполнение лабораторной работы.
Лабораторная работа № 2
“Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука”
Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.
Задание к лабораторной работе:
- Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 3-4 клетки увиденного;
- С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
- Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
- Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая раствор соли.
- В течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
- Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.
На дом. Письменно: 1. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза? 2. Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. 3. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор, диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз. 5. Домашнее задание. Изучить § 8. Учебник «Общая биология» под редакцией 10-11. Д.К.Беляева». Ответить письменно на вопросы лабораторной работы.
6. Литература:
Уроки биологии в 10-11 классах. Пименов А.В. Учебник «Общая биология» под редакцией 10-11. Д.К.Беляева». «Биологический энциклопедический словарь» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986. Ресурсы интернета: http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=1116177 http://www.bsu.ru/content/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14700/index.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/4301/ - ПЛАЗМОЛИЗ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фосфор: строение и свойства
Строение атома фосфора
Наиболее распространённые модификации: красный и белый (жёлтый)
Кристаллические решётки Рис. 1 Строение белого и красного фосфора Рис. 2 Строение фиолетового (1) и чёрного (2,3 – разные проекции) фосфора
Аллотропное видоизменение Строение вещества Свойства вещества Фосфор белый (жёлтый) Имеет молекулярную кристаллическую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра. В чистом виде совершенно бесцветен и прозрачен, продажный продукт окрашен в желтоватый цвет и по внешнему виду похож на воск. На холоду хрупок, мягкий при темп. выше 15 градусов Цельсия, с характерным запахом. Легоплавок и летуч. Очень ядовит. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. В порошке самовоспламеняется. При темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой. Фосфор красный Имеет аморфное строение или атомную кристаллическую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи. Несколько отличен «фиолетовый фосфор», состоящий из группировок Р8 и Р9, уложенных в длинные трубчатые структуры с пятиугольным сечением. Порошок красно-бурого цвета (название красный относится сразу к нескольким модификациям, отличающимся по плотности и окраске от оранжевой до тёмнокрасной и даже фиолетовой), не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. Не светится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняется при темп. более 200оС Фосфор чёрный Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит) Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор Сравнение свойств разновидностей фосфора
Итоги торгов Название предприятия Вещество Свойство Применение Спичечная фабрика Красный фосфор Способность воспламеняться при трении Входит в состав смеси, которую наносят на спичку и боковые поверхности спичечного коробка. При трении фосфор воспламеняется, поджигает состав головки, а от него загорается дерево. Завод по производству пироматериалов Белый фосфор Легко загорается, образуя мельчайшие частички Р2О5. Производство дымовых завес, зажигательных и дымовых снарядов, бомб . Завод цветных металлов Красный фосфор Легко вступает в реакции с различными простыми и сложными веществами при нагревании. В производстве сплавов цветных металлов как раскислитель, как легирующая добавка (оловянистая бронза). Производство магнитомягких сплавов и полупроводниковых фосфидов. Завод по производству фосфорной кислоты Белый фосфор Реакционноспособность Производят фосфорную кислоту, минеральные удобрения, полифосфаты натрия (для умягчения воды) и красный фосфор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...