Урок биологии в 7 классе " Размножение развитие и происхождение Земноводных"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Методическая разработка урока по теме " Размножение, развитие и происхождение Земноводных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 7 классе
«Размножение, развитие и происхождение земноводных»
Цели: создать условия для изучения влияния сезонных изменений в природе на жизнь земноводных, особенностей размножения, развития и происхождения земноводных, содействовать развитию умений самостоятельного поиска знаний, способствовать развитию интереса к изучению окружающей природы. Способствовать формированию у обучающихся универсальных учебных действий: 1) личностных: через принятие и реализацию самостоятельных решений, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; 2) познавательных: через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы, установление причинно-следственных связей; 3) регулятивных: через контроль и организацию учебной деятельности; 4) коммуникативных: через распределение ролей и функций участников групповой работы, выполнение индивидуальных функций в совместной работе в группе, контроле и коррекции, оценке действий партнёра.
Урок: комбинированный.
Оборудование: таблицы, фонограмма голоса лягушек, презентация, раздаточный материал на партах.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная, в группах.
План урока:
1 Организационный момент.
2 Актуализация знаний о строении земноводных.
3 Новая тема.
4 Закрепление изученного материала.
5 Рефлексия.
6 Домашнее задание.
1 Организационный момент.
Приветствие и пожелание плодотворной работы, отмечаем отсутствующих.
2 Актуализация знаний о строении Земноводны.х
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение особенностей животных, относящихся к классу Земноводные.
--О каких особенностях этих животных мы говорили на прошлом уроке? ( предполагаемый ответ: внутреннее строение, строение систем органов)
--Строение каких систем органов изучили? (предполагаемый ответ: пищеварительная, дыхательная, выделительная и т.д.)
-- Какое строение имеет сердце земноводных? (предполагаемый ответ: трехкамерное, 2 предсердия и желудочек)
-- Перечислите отделы скелета земноводных? (предполагаемый ответ: скелет головы, туловища, конечностей и их поясов)
-- Какие органы чувств развиты у земноводных? (предполагаемый ответ: зрение, слух, обоняние)
-- Почему земноводных называют холоднокровными? (предполагаемый ответ: нет собственной температуры тела, температура зависит от температуры окружающей среды)
На столе тексты биологических задач. Прошу внимательно прочитать и высказать свое мнение.
-----Почему самые маленькие тропические лягушки, размером до четырех сантиметров, имея заметную яркую окраску, не прячутся от хищников? (предполагаемый ответ: их кожная слизь ядовита)
-----При отсутствии холодильника молоко от скисания можно сохранить, опустив в него живую лягушку. На какой особенности земноводных основана эта технология?( предполагаемый ответ: кожная слизь содержит вещества, убивающие бактерии)
-----Почему мозжечок у земноводных развит хуже, чем у рыб, а передний мозг лучше? (предполагаемый ответ: двигательная активность больше, но движения однообразны)
-----Объясните, почему при глотании лягушка закатывает глаза? (предполагаемый ответ: язык лягушки не может проталкивать пищу, эту функцию выполняют глаза)
Работа в тетради. Ребятам предлагается выписать номера правильных утверждений, характерных для земноводных
1 Постоянная температура тела
2 Непостоянная температура тела
3 Обитают в воде и на суше
4 Обитают в воде
5 Обитают только на суше
6 2 круга кровообращения
7 1 круг кровообращения
8 Дыхание легочное
9 дыхание жаберное
10 дыхание легочное и кожное
11 Кожа сухая, покрыта роговыми чешуями
12 Кожа влажная, покрыта слизью
Самопроверка Правильные ответы 2,3,6,10,12
3 Новая тема
СЛАЙД 1
Включаю звук квакающих лягушек
Трудно представить человека, который не знал, как квакают лягушки. Особенно весной многоголосье лягушачьих концертов сливается в оглушительный хор.
--- О чем песни лягушек? (предполагаемый ответ: раздел территории, опасность, во время брачного периода)
---О какой системе органов в строении земноводных мы будем сегодня говорить? (предполагаемый ответ: размножения)
В тетради записываем тему урока «Органы размножения земноводных»
Отмечаем, что земноводные раздельнополые животные и половой диморфизм не выражен
Строение органов размножения самца и самки
СЛАЙД 2
2 семенника-2 семяпровода-клоака 2 яичника-2 яйцевода-клоака
Половозрелость наступает в 3 года
СЛАЙД 3
Яйцеклетки (икринки) самка откладывает в воду, а самцы поливают ее жидкостью со сперматозоидами
----Как вы думаете, какие условия необходимы для дальнейшего развития организма из отлодотворенной яйцеклетки? (предполагаемый ответ: свет, температура, кислород)
В тетради: Развитие Земноводных
СЛАЙД 4
Учебник, стр 103
Оплодотворенная яйцеклетка(зигота)----зародыш( 8-10 суток)----головастик(личинка)----взрослая особь(2-3 месяца)
Развитие с МЕТАМОРФОЗОМ
------Почему у большинства Земноводных образуется огромное количество икринок? (предполагаемый ответ: большое количество погибает)
-----Почему значительная часть потомства у земноводных погибает? (предполагаемый ответ: слабо развита забота о потомстве)
Физкультминутка
Движения глазными яблоками вправо-влево, вверх-вниз, на кончик носа (с паузами для отдыха)
СЛАЙД 5
Среди лягушек есть и те, которые проявляют трогательную заботу о потомстве (примеры из презентации )
4 Закрепление изученного материала
Предлагаю ребятам поработать в паре, заполняя предложенную таблицу
Признак | Головастик | Лягушка |
1 Местообитание | Вода | Вода и суша |
2 Части тела | Голова и хвост | Голова, туловище, конечности |
3 Органы дыхания | Жабры | Кожа и легкие |
4 Строение сердца | Двухкамерное: предсердие и желудочек | Трехкамерное: два предсердия и желудочек |
5 Круги кровообращения | Один круг кровообращения | Два круга кровообращения |
6 Боковая линия | Есть | Нет |
7 Хорда | Есть | Есть |
Анализируем результаты, обсуждаем черты сходства и различия головастика и лягушки.
-----Есть ли конкуренция между головастиком и взрослой лягушкой за пищу, за местообитания? (предполагаемый ответ: нет, пища, местообитания не совпадают)
-----Какое это имеет значение? (предполагаемый ответ: нет конкуренции за пищу, за территорию)
-----О чем может говорить то, что головастик имеет признаки рыб? (предполагаемый ответ: о происхождении земноводных от рыб)
-----Какая рыба могла быть предком Земноводных? (предполагаемый ответ: Латимерия)
От древних кистеперых рыб произошли древние Земноводные-СТЕГОЦЕФАЛЫ
СЛАЙД 6
Характеризуем древних земноводных, находим черты сходства и различия с современными животными
Вот мы и подошли к завершению разговора о строении земноводных. Следующий урок мы посвятим изучению роли Земноводных в природе и жизни человека.
5 Рефлексия
СЛАЙД 7
Было интересно…
Было трудно….
Мне особенно запомнилось…
Меня удивило…
6 Подведение итогов и задание на дом
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии 7 класс "Индивидуальное развитие животных" УМК "Сферы"
Урок по биологии 7 класс УМК "Сферы" Применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: использование технологии проблемного обучения...
Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...
Урок биологии 6 класс "Размножение папоротников"
Урок - практическая работа с использованием дидактического материала и микроскопов....
итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"
итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"...
Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"
Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...
урок биологии 6 класс "Размножение, его виды. Бесполое размножение" УМК Н.И.Сонин
Тема: Размножение, его виды. Бесполое раз...
Презентация к уроку биология 7 класс "Размножение земноводных".
Разработка представляет собой презентацию по теме "Размножение земноводных". Данную презентацию можно использовать как с целью изучения нового материала, так и для обобщения и закрепления знаний...