Рабочая программа для курса биологии 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:
-Закон РФ « Об образовании»
-ФГОС ООО
-Фундаментальное ядро содержания общего образования
-Примерной программы по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1moya_fgos5kl.docx | 100.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование 5 класс (ФГОС)
№ и дата урока | Тема урока Тип учебного занятия (лекция, лаб. работа, урок-обобщение, урок-изучения нового, комбинированный) | Основное содержание (понятия) | Образовательные ресурсы | Деятельность учащегося и контроль знаний | Планируемые образовательные результаты | д/з 9 Стр 3 | ||||
Предметные | Метапредметные УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные | Личностные | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1.Введение (1) | ||||||||||
1 1нед сент | 1.Введение урок-изучения нового | Живая и неживая природа. Многообразие живой природы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами | Презента-ция | Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой. Работать с рисунками учебника как источниками информации. Контроль -тест | Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам. | Регулятивные: Следовать установленным Познавательные:осуществлять поиск необходимой Коммуникативные: 1)строить монологическое 2) формулировать собственное 3) задавать вопросы; | учебно-познавательный интерес к | |||
2.Биология – наука о живом мире (8) | 1 Раб тетр | |||||||||
2 2нед сент | 1.Наука о живой природе (Урок комбини-рованный) | Человек и природа. Биология – наука о жизни и живых организмах. Биологические науки: ботаника, микология, зоология, микробиология. | Презентация | Работать с рисунками учебника как источниками информации. Контроль -тест | давать определения терминам | Регулятивные: 1) осуществлять итоговый и 2) адекватно воспринимать Познавательные ориентироваться на разнообразие способов Коммуникативные допускать возможность | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении; | |||
3 3нед сент | 2.Свойства живого (комбини-рованный урок) | Свойства живого: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение, развитие. Органы. Организм – единое целое | Презентация | Работать с рисунками учебника как источниками информации.Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы. Контроль -тест | Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. | Регулятивные выполнять учебные действия в Познавательные 1)осуществлять синтез как составление целого 2)устанавливать причинно-следственные Коммуникативные допускать возможность | 1)широкая мотивационная основа 2)учебно-познавательный интерес к | 2 раб тетр | ||
4 4нед сент | 3.Методы изучения природы (Урок комбинированный) | Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование, сравнение. | Презентация | Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах. Контроль -тест | Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. | Регулятивные 1)осуществлять итоговый и 2) адекватно воспринимать Познавательные использовать знаково-символические Коммуникативные строить монологическое | учебно-познавательный интерес к | 3 раб тетр | ||
5 1нед окт | 4.Увеличи-тельные приборы Лабораторная работа №1«Изучение строения увеличительных приборов» | Лупа, микроскоп. Строение микроскопа. Работа с микроскопом | Презентация | Умение работать с лабораторным оборудованием,увеличительными приборами. Контроль –карточки,рабочая тетрадь,письменный отчёт | Применять на практике умение работать с увеличительными приборами | Регулятивные: 1) следовать установленным 2) осуществлять итоговый и Познавательные проводить сравнение, сериацию и Коммуникативные учитывать другое мнение и | ориентация на понимание причин | 4 Раб тетр | ||
6 2нед окт | 5.Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа№2 «Знаком-ство с клетками растений» | Клетка - основная структурная единица организма растения. Оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль, включения, движение цитоплазмы Особенности животных и растительных тканей. | Презентация | групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Приготовление микропрепаратов. Контроль –карточки,рабочая тетрадь,письменный отчёт | Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | Регулятивные: планировать свои действия в Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется | 5 Раб тетр | ||
7 3нед окт | 6.Химический состав клетки (комбинированный) | Неорганические и органические вещества. Роль неорганических и органических веществ. | Презентация | групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки. Контроль –рабочая тетрадь,тест | Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. | 6 Раб тетр | ||
8 4нед окт | 7.Процессы жизнедеятельности (урок Комбинированный) | Рост, деление, дыхание, питание. Обмен веществ и размножение – главные процессы жизнедеятельности клетки. Клетка – структурная единица живого организма | Презентация | Доказывать, что размножение – общее свойство всего живого. Давать определение понятию «размножение». Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. Контроль –рабочая тетрадь,тест | Характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов. | Регулятивные: планировать свои действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные строить монологическое | Ориентация на понимание причин | 7 Раб тетр | ||
9 2нед ноября | 8.Подве-дем итоги (урок-обобще-ние) | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами
Защита проектов Контроль –рабочая тетрадь,тест, карточки, самостоятельная работа | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | Стр 33 | ||||
3. Многообразиеживыхорганизмов (11) | 8 Раб Тетр 9 Раб тетр | |||||||||
10 3нед нояб | 1.Царства живой природы (урок-изучения нового) | Классификация, систематика. Основные царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Вирусы – неклеточнаяформажизни. Вид – единица классификации. | презентация | Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения, использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены Контроль -тест | Определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение | Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | |||
11 4неднояб | 2.Бактерии: строение и жизнедеятельность (Урок комбинированный) | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Отличие клеток бактерий от клеток растений. Питание. Дыхание бактерий. | презентация | По рисунку учебника определить отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания Контроль -тест | Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотиче- ские клетки. Характеризо-вать различные типы питания | Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные создать условия для развития ушкольников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | |||
12 1нед дек | 3.Значе-ние бактерий в природе и для человека (Урок комбинированный) | Распространение, значение. Клубеньковые бактерии, симбиоз. | презентация | Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания бактерий Контроль -тест | Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз. | Регулятивные: планировать свои действия в Познавательные анализировать изучаемые объекты с Коммуникативные строить монологическое | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения | 10 Раб тетр | ||
13 2нед дек | 4.Расте-ния РК Растения Челябинс-кой области Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений» | Корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосеменные | презентация | Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы Контроль –тест,письменный отчёт | Комментиро-вать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | Регулятивные: планировать свои действия в Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2)поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средствКоммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | осознание своей гражданской | 11 Раб тетр | ||
14 3нед дек | 5.Животные РК Животные Челябинс-кой области Лаборатор-ная работа №4« Наблюде-ние за передвижением животных» | Основные свойства животных. Одноклеточные или простейшие, многоклеточные. Влияние природы на животных | презентация | Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. Контроль –тест,письменный отчёт | Проводить наблюдение за объектами живой природы. | Регулятивные: 1) следовать установленным 2) осуществлять итоговый и Познавательные проводить сравнение, сериацию и Коммуникативные учитывать другое мнение и | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | 12 Ркаб тетр | ||
15 4нед дек | 6.Значе-ние растений и животных в природе и для человека РК Использо-вание животных жителями г.Южноу-ральска
(комбини-рованный урок) | Значение растений и животных в природе и для человека | презентация | Выделять существенные признаки растений и животных. Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах. Контроль –тест | Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. | Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. | 12 Раб тетр | ||
16 3нед янв | 7.Грибы (комбинированный урок) | Грибы, как отдельная группа живых организмов. Питание, дыхание грибов. Распространение. Грибница, гифа, плодовое тело, грибокорень. | презентация | По рисунку учебника определить отличия в строении грибного и растительного организмов. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Контроль –тест | Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные 1)задавать вопросы; 2)контролировать действия партнера | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | - 13 Раб Тетр 14 Раб тетр | ||
17 4нед янв | 8.Многообразие и значение грибов РК Грибы Челябинской области (комбинированный урок) | Грибы съедобные, ядовитые, плесневые, паразиты. Значение грибов для человека. Антибиотик. | презентация | Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о грибах, приобретённые в повседневной жизни Контроль –тест | различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные формулировать собственное | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | |||
18 1нед февр | 9.Лишай-ники (Урок комбинированный) | Лишайники, их разнообразие, особенности. Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. | презентация | Использовать свои знания о грибах и водорослях. Объяснять особенности размножения растений частями тела на примере лишайников Контроль –тест | Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников | Регулятивные: планировать свои действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные строить монологическое | учебно-познавательный интерес к | 15 Раб тетр | ||
19 2нед февр | 10.Значение живых организмов в природе и жизни человека РК Полезные и вредные живые организмы на территории г.Южноу- ральска (комбинированный) | Значение живых организмов в природе и жизни человека. Биологическое разнообразие. | презентация | Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. Приводить примеры, использовать информацию, полученную из дополнительной литературы. Контроль –тест | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей | 16 Раб тетр | ||
20 3нед февр | 11.Подведем итоги (урок-обобщение) | Презента-ция | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами Контроль –тест,рабоч тетрадь,карточки | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | Стр 73 | |||
4. Жизнь организмов на планете Земля (8) | 17 Раб Тетр 18 Раб Тетр | |||||||||
21 4нед февраля | 1.Среды жизни планеты Земля (урок-изучения нового) | Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. | Презента-ция | Работать с рисунками учебника, уметь сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания Контроль –тест | Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу. | Регулятивные: принимать и сохранять Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками. | |||
22 1нед мар | 2.Экологические факторы среды (Урок комбинированный) | Абиотические, биотические, антропогенные факторы | Презента-ция | Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. Контроль –тест | Высказывать свою точку зрения.Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. | Регулятивные: следовать установленным Познавательные Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся | |||
23 2нед март | 3.Приспособления организмов к жизни в природе (комбинированный) | Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса | Презента-ция | Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. Контроль –тест | приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | Регулятивные: различать способ и результат действия Познавательные анализировать изучаемые объекты с Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | 19 раб тетр | ||
24 3недмарт | 4.Природные сообщества (урок комбинированный) РК Природ-ные сообщест-ва на террито-рии Города Южноура-льска | Природное сообщество - биосистема, его разновидности. Пищевая цепь, круговорот веществ в природе. Производители, потребители, разлагатели. | Презента-ция | Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Контроль –тест | Выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории | Регулятивные: вносить необходимые Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. | 20 Раб тетр | ||
25 4нед март | 5.Природные зоны России (Урок комбинированный) | Многообразие природных зон: тундра, тайга, степь, широколиственный лес. Обитатели природных зон, приспособления к жизни в определенных условиях. | Презента-ция | Умение работать с текстом. Определять роль в природе различных групп организмов;приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение Контроль –тест | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные договариваться и приходить | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | 21 Раб Тетр 22 Раб тетр | ||
26 1нед апр | 6.Жизнь организмов на разных материках (Урок комбинированный) | Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды. | Презента-ция | Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации Контроль –тест | Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные анализировать изучаемые объекты с Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | широкая мотивационная основа | |||
27 2нед апр | 7.Жизнь организмов в морях и океанах (Урок комбинированный) | Прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы. Планктон. Обитатели глубин. | Презента-ция | Объяснять значение пищи как источника энергии.Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Контроль –тест | Самостоятельно обнаруживать и формулиро-вать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные договариваться и приходить | Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы. | 23 Раб тетр | ||
28 3нед апр | 8.Подведем итоги (урок-обобще-ние) | Презентация | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами Контроль- –тест,сам.раб. | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | Стр 104 | |||
5. Человек на планете Земля (6) | ||||||||||
29 4нед апр | 1.Как появился человек на Земле (урок-изучения нового) | Австралопитек, человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец. Деятельность человека в природе. | ИКТ Презентация | находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение Контроль –тест | Самостоятель-но обнаруживать и формулиро-вать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникации | осознание своей гражданской | 24 Раб тетр | ||
30 1недмай | 2.Как человек изменял природу (Урок комбинированный) | История влияния человека на природу. Осознание человека своего влияния на природу. Лесопосадки. | ИКТ Презентация | Осознание своеговлияния на природу. Формулировать проблему и предлагать пути её решения; Контроль –тест | Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Регулятивные: вносить необходимые Познавательные помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого матери-ала Коммуникативные владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки | 25 Раб тетр | ||
31 2нед май | 3.Важность охраны живого мира планеты (Урок комбинированный) | Угроза для жизни. Животные, истребленные человеком. Заповедники, заказники. | ИКТ Презентация | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа Контроль –тест | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | Регулятивные: адекватно воспринимать Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении | 26 Раб тетр | ||
32 3нед май | 4.Сохраним богатство живого мира (Урок комбинированный) РК Красная книга Челябинской области | Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения на отдыхе. Красная книга. | ИКТ Презентация | Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по проблеме спасения природы Контроль –тест | Работа с иллюстратив-ным и демонстратив-ным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. | Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные создать условия для развития ушкольников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями-коммуникации | осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей | 27 Раб тетр | ||
33 4нед май | 5.Подведем итоги (урок-обобще-ние) | ИКТ Презентация | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами Контроль –тест,рабочая тетрадь | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | Стр 120 Стр 123 | |||
34 4недмай | 6.Задания на лето | Использовать свои знания о животных, приобретён-ные в повседневной жизни | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность | способность к самооценке на основе | ||||||
35 | резерв |
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:
-Закон РФ « Об образовании»
-ФГОС ООО
-Фундаментальное ядро содержания общего образования
-Примерной программы по биологии
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н. .
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2013г)
- Методические пособия:
И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Рабочая программа (концентрический курс) является составной частью программы образовательного учреждения.
Целью курса является: формирование функционально-грамотной личности.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
Исходя из концептуальных подходов к современному образованию биологии и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста ,курс призван решить следующие задачи:
Обучающие: создание условий для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в5 классе в соответствии с новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости биологических знаний ,формирование общенаучных знаний)
Развивающие: создать условия для развития у учащихся интелектуальной .эмоциональной сферы ,развить уверенность в себе ,умения достигать поставленных целей.
Воспитательные: способствовать совершенсвованию социально- успешной личности, развитию коммуникативных компетенций
Общая характеристика курса биологии 5 класс
Курс биологии 5 класс откравает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов начальной ступени обучения.
Курс биологии на ступени основного образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях природы, о её многообразии и эволюции,человеке как биосоциальном существе.Оббор содержания проведен с учетом культорологического подхода ,в соосвествии с которым учащиеся должны освоить содержание ,значимое для формирования познавательной,нравственной и эстетической культуры,сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
*формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
*овладение научным подходом к решению различных задач;
* овладение умением формировать гипотезы,
конструировать,проводитьэксперименты,оценивать результаты:
* овладение умением сопоставлять эксперентальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
*воспитание отвественного и бережного отношения к окружающей среде,осознание значимости концеции устойчивого развития:
*формирование умений безопасного и эффективного использованиялабораторного оборудования, проведение точных измерений и адекватной оценки полученных резцльтатов,представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс(280 часов).
Рабочая программа разработана в соотвествии основной общеобразовательной программой основного общего образования МОУ СОШ № 1г. Южноуральска
Данная программа расчитана на 1 год – 5 класс
5-й класс – 1 час в неделю
Общее число учебных часов - 35
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.
2.Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы программы по биологии 5 класса являются:
Регулятивные: УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках
3.Предметными результатами освоения учащимися 5 класса основной школы программы по биологии являются:
-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
Основное место отводится изучению следующим темам:
Часть 1. Биология –наука о живом мире (10 ч.)
Часть 2. Многообразие живых организмов (10 ч.)
Часть 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)
Часть 4. Человек на планете Земля-(7ч)
Основные методы, которые планируется использовать:
1.Словесные методы:
-Рассказ
-Объяснение
-Беседа
- Дискуссия
- Лекция
2.Работа с учебником и книгой
- Конспектирование
- Составление плана текста
- Цитирование
3.Наглядные методы
Метод иллюстраций
Метод демонстраций
4.Практические методы
Упражнения
Лабораторные работы -4
Предусмотрены уроки с использованием ИКТ , проектов-4 и т.д.
Уроки носят развивающий характер.
Промежуточный контроль знаний учащихся проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком
Система оценки:
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины рабо
Учебно-тематическое планирование по биологии . 5 Класс
Учитель: Щеголихина Е.В.
Количество часов: Всего 35 часов, в неделю 1
Контрольных работ -4
Лабораторных работ -4
Тестов- 14
Административных контрольных работ -
Планирование составлено на основе
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2013г)
Учебник:
И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.
В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...
Рабочая программа по курсу "Биология" (животные) 7 класс, линия В.В.Пасечника.
Вданной программе изложены: темы уроков, согласно государственной программе по линии учебников В.В.Пасечника, определены задачи каждого урока, сформулирован комплекс знаний и умений, которых дол...
Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....
Рабочая программа по курсу "Биология" для 8 класса специальной (корекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология. Неживая природа." 6 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе предоставлено календарно-тематическое планирование....