"Человек и его здоровье" (Если хочешь быть здоров...) программа элективного курса
элективный курс по биологии (7 класс) по теме
Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность ОУ, педагога и самого ребенка. Данный курс познакомит учащихся с научно- обоснованными правилами сохранения и укрепления здоровья. В приложении даны примерное содержание занятий и дополнительный материал. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данный курс может быть пропедевтическим к курсу «Биология. Человек.», тогда предполагается его вести в 7 классе. Такое применение элективного курса при обучении в РВГ( 7-8классы) в условиях малокомплектной школы позволит разгрузить урок биологии в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_khochesh_byt_zdorov.docx | 291.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Уляхинская основная общеобразовательная школа
Гусь-Хрустального района
ПРОГРАММА элективного курса
«Если хочешь быть здоров»
(Человек и его здоровье)
Автор: учитель биологии КОЛБИНЕВА З.Э.
Уляхино, 2013
I. Пояснительная записка
1.Введение:
На сегодняшний день общегосударственной проблемой становится проблема здоровья подрастающего поколения.
Одной из основных составляющих воспитания подрастающего поколения является воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости здоровья своего и других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни. Формирование ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, развитие способности противостоять негативным влияниям, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья учащихся способствует гармоничному развитию личности и самореализации.
Статистические данные говорят о серьезных нарушениях здоровья школьников. Сегодня только 20-25% детей здоровы. Растет влияние психологических, медицинских, эмоциональных, экологических и других факторов на организм ребенка. Очевидно, что здоровье зависит не только от лечебно-профилактических мероприятий, но и от самого человека.
Но жизненный опыт показывает, что обычно заботиться о своем здоровье люди начинают лишь после того, как недуг даст о себе знать. А ведь можно предотвратить эти заболевания в корне, нужно только вести здоровый образ жизни.
Факторами, ухудшающими здоровье являются :
- Неправильное питание.
- Малоподвижный образ жизни.
- Несоблюдение правил личной гигиены.
- Вредные привычки.
- Несоблюдение режима дня.
Беседы с детьми , анкетирование показывают, что вопросы сохранения и укрепления здоровья
интересуют очень многих. Но знают о способах сохранения и укрепления здоровья мало.
Поэтому забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность общеобразовательного учреждения, педагога и самого ребенка.
Элективный курс «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ!» познакомит учащихся с научно обоснованными правилами сохранения и укрепления здоровья.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
2.Адресность:
Содержание учебного материала курса может применяться по-разному:
1.являться пропедевтическим к курсу «Биология. Человек.», тогда предполагается его вести в 7 классе; Такое применение элективного курса при обучении в РВГ( 7-8) в условиях малокомплектной школы позволит разгрузить урок биологии в 8 классе.
2.как дополнительный час к курсу биологии в 8 классе.
3.Цель курса: Охрана и укрепление здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи:
●побуждение учащихся к самопознанию и самосовершенствованию.
●повышение уровня информированности учеников в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической работы.
●создание условий для формирования психически здорового, физически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.
Для достижения цели и решения поставленных задач предполагается использовать следующие формы и методы организации деятельности учащихся:
●интерактивные методы обучения,
●игровые технологии,
●презентации,
●самодиагностика.
II. Cодержание программы.
№ занятия | Тема | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение. Что такое здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. | 1 | 1 | |
2,3,4 | Опорно-двигательный аппарат. | 3 | 2 | 1 |
5,6 | Наши зубы. | 2 | 1 | 1 |
7,8,11,12 15,24 | Оказываем доврачебную помощь. | 6 | 6 | |
9,10 | Инфекция в нашем организме. | 2 | 2 | |
13 | Дыхательная система. | 1 | 1 | |
14,18,23 | Мероприятия: -«СУД над табаком» -«АЗБУКА витаминов» -«КОЖА – зеркало здоровья» | 3 | 3 | |
16,20,21 | Пищеварительная система | 3 | 2 | 1 |
17,19 | Проекты: - «Визитные карточки витаминов» -«Пищевые добавки». | 2 | 2 | |
22,25 | Кожа. | 2 | 1 | 1 |
26,27 | Анализаторы. | 2 | 2 | |
28 | Режим дня школьника. | 1 | 1 | |
29, 30-33 | Выпуск буклетов: - НЕТ вредным привычкам. - ВРЕДНЫЕ советы. - НАШЕ здоровье в наших руках. | 5 | 5 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 13 | 21 |
Введение. Что такое здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. 1 час
Что такое здоровье?
Валеология.
Факторы, влияющие на здоровье(полезные и вредные).Здоровье во все времена.
Анкетирование: что я жду от курса.
Опорно-двигательный аппарат. 5 часов
Что такое опорно-двигательный аппарат и его функции. Богатыри и витязи земли Русской. Осанка. Что такое осанка. Осанка правильная и неправильная. Осанка и здоровье. Искривления позвоночника. Сколиоз. Кифоз. Лордоз. Искривления и здоровье. Плоскостопие и здоровье. Гиподинамия и здоровье. Зарядка дарит бодрость. Оказываем доврачебную помощь (ушибы, переломы, вывихи).
Наши зубы. 2 часа
Механическая обработка пищи. Развитие зубной системы человека. Строение зуба. Заболевания зубов. Гигиена зубов. Как правильно чистить зубы.
Влияние инфицированных зубов на состояние и работу внутренних органов.
Инфекция в нашем организме.2 часа
Что такое иммунитет Детские инфекционные заболевания и их возбудители. Стадии инфекционного заболевания. Эпидемия, карантин.
СПИД – чума XXI века. Определение понятия СПИД. История открытия и изучения болезни. Диагноз и тесты .Профилактика заболевания. Возможности разработки вакцины.
Кровеносная система 2 часа.
Оказываем доврачебную помощь. Возможные кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное, внутреннее. Носовые кровотечения.
Лечение раны.
Дыхательная система. 3 часа
Хронические заболевания дыхательной системы: туберкулез, рак легких (возбудители и причины; симптомы заболевания; способы лечения, профилактика).
Курение- вредная привычка, сокращающая жизнь.
Оказываем доврачебную помощь (утопающему, при удушении, электротравме).
Пищеварительная система. 6 часов
Правила рационального питания. Правила приема пищи. Нормы питания.
Визитные карточки витаминов. Азбука витаминов. Пищевые добавки.
Кишечные инфекции и их предупреждение.
Кожа. 3 часа
Наша кожа. Строение: эпидермис ; дерма ;подкожная жировая клетчатка.
Правила гигиены: уход за кожей; уход за ногтями и волосами; уход за одеждой и обувью. Кожа-зеркало здоровья.
Травмы : ожоги и обморожения.
Закаливание организма .
Анализаторы 2 часа
Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена органов зрения: правила сохранения хорошего зрения, упражнения для глаз.
Слуховой анализатор. Орган слуха: правила сохранения хорошего слуха.
Заключение 7 часов.
Режим дня школьника. Здоровый образ жизни. Наше здоровье в наших руках. Профилактика вредных привычек.
Предполагаемые темы работ:
1.Буклет «Вредные советы.»
2.Буклет «Наше здоровье в наших руках.»
3. Буклет «НЕТ вредным привычкам.»
4.Мини-проекты: - Визитные карточки витаминов.
- Пищевые добавки.
III.Прогнозируемые педагогические результаты:
Личностные
- работать самостоятельно и в группе;
- применять методы сохранения и укрепления здоровья;
- организовывать собственную жизнедеятельность;
- преодоление вредных привычек;
- разработки индивидуальной программы здорового образа жизни;
- использование способов, повышающих устойчивость организма к неблагоприятным экологическим условиям.
Метапредметные
- овладение УУД;
Регулятивные: умение планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные: осуществление поиска и выделение основной и второстепенной информации в заданиях, нахождение существенных и несущественных признаков, контролю по способу действия(учитель-ученик) для выработки навыков самоконтроля.
Коммуникативные: усиление речевой и социальной компетенции, формирования собственного высказывания, способности обсуждать и доказывать, умение слушать других и оценивать их действия.
- освоение навыков исследовательской деятельности;
- умение самостоятельно работать с оборудованием, справочной и научно-популярной литературой;
Предметные
- расширение и конкретизация знаний о строении своего организма;
- восполнение возможных пробелов в знаниях по биологии;
- расширение и конкретизация знаний о роли гигиены и валеологии в сохранении и укреплении здоровья.
IV. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечание |
1 | Введение. Что такое здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. | ||
2,3,4 | Опорно-двигательный аппарат. | ||
5,6 | Наши зубы. | ||
7,8 | Оказываем доврачебную помощь. | ||
9,10 | Инфекция в нашем организме. | ||
11,12 | Оказываем доврачебную помощь. | ||
13 | Дыхательная система. | ||
14 | «СУД над табаком»- мероприятие. | ||
15 | Оказываем доврачебную помощь. | ||
16 | Пищеварительная система | ||
17 | Проект «Визитные карточки витаминов». | ||
18 | «АЗБУКА витаминов»- мероприятие. | ||
19 | Проект «Пищевые добавки». | ||
20,21 | Пищеварительная система | ||
22 | Кожа. | ||
23 | «КОЖА – зеркало здоровья»- мероприятие. | ||
24 | Оказываем доврачебную помощь. | ||
25 | Кожа. | ||
26,27 | Анализаторы. | ||
28 | Режим дня школьника | ||
29 | Выпуск буклета «НЕТ вредным привычкам». | ||
30,31 | Выпуск буклета: - ВРЕДНЫЕ советы. | ||
32,33 | Выпуск буклета: - НАШЕ здоровье в наших руках. | ||
34 | Итоговое занятие «Что я узнал и чему научился» |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Примерное планирование занятий.
ЗАНЯТИЕ № 1.
Тема : Введение. Что такое здоровье. Факторы, влияющие на здоровье.
Значимость изучаемого для школьника: Здоровье ценилось во все времена.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Беседа:
| Слушают и осознают. Отвечают на вопрос: Что я ожидаю от занятий? |
2.Основные понятия.
| ●Дает определение понятия «здоровье» ВОЗ. ●Дает определение понятия «валеология». ●Дает схему: ФАКТОРЫ полезные вредные Рассказывает о роли факторов. ●Презентация ◊ Готов ли ты стать воином, охотником? (Состязания юношей первобытных племен.) ◊ Мифы Древней Греции. ◊ Спартанцы – суровость или жестокость? (Спартанская система воспитания.) ◊ Рыцарские турниры Средневековья. ● Предлагает для осмысления жемчужины народной мудрости «Золотые Правила Здоровья всех Времен и Народов» | Записывают определения в тетради. По мере получения информации -заполняют схему. Слушают, смотрят и осознают. Слушают, смотрят и осознают. |
4.Практическая работа. А как дела со здоровьем у нас? | Понятия: -самодиагностика; -антропометрия; -методы самодиагностики. Координирует деятельность уч-ся по самодиагностике. | Диагностируют состояние своего здоровья: ●уровень здоровья по Н.М.Амосову; ●оценка образа жизни (по 5-бальной системе); ●оценка состояния иммунитета; Делают ВЫВОД: Какое у меня здоровье? |
4.Рефлексия. Обсуждение результатов самодиагностики. | Обсуждают полученные результаты. Приходят к выводу о необходимости укрепления здоровья. Этому может помочь данный элективный курс. | |
5.Домашнее задание. | Подобрать пословицы и поговорки о здоровье, проиллюстрировать одну из них. |
ЗАНЯТИЕ № 2.
Тема : Опорно-двигательный аппарат.
Значимость изучаемого для школьника:
Тренируясь, можно добиться многого.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Проверка д/з. | Объясняют смысл народных пословиц и поговорок о здоровье. |
3.Основные понятия.
| ●Дает определение. ●Дает схему кластера. | Записывают в тетради. По мере получения информации -заполняют кластер. Смотрят и осмысливают. |
Презентация: ◊ русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич , Алеша Попович,Микула Селянинович; ◊ русские атлеты И.М.Поддубный П.Крылов, А.Знаменский,И.Заикин; ◊ советские тяжелоатлеты Г.Новак, Ю. Власов, М.Жаботинский; ◊Валентин Дикуль-сильный и добрый человек. | ||
4.Рефлексия. | Беседа. | Обсуждение полученной информации. Делают вывод: занятия спортом могут сделать человека сильным и выносливым. |
5.Проектная деятельность. | Предлагает темы проектов. | Выбирают тему. Организуют группу по работе над темой. |
6.Домашнее задание. | ●Каждой группе составить план работы над проектом. ●По методичкам провести индивидуально (с помощью родителей)самодиагностику «оценка состояния опорно-двигательного аппарата»: -гибкость позвоночника; -искривление позвоночника; -правильность осанки; -наличие плоскостопия. |
ЗАНЯТИЕ № 3.
Тема : Опорно-двигательный аппарат.
Значимость изучаемого для школьника: Здоровье сильно зависит от осанки.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Проверка д/з. | Объявляются темы и состав групп. Сдаются на проверку планы работ. | |
3.Основные понятия. Нарушения скелета.
●Что такое осанка. ●Осанка правильная и неправильная. ●Осанка и здоровье.
●Сколиоз. ●Кифоз. ●Лордоз. ●Искривления и здоровье.
| Беседа. Демонстрация таблицы. Беседа. Демонстрация таблицы. Рентгеновские снимки. Беседа. | Слушают и осознают. Обсуждение результата самодиагностики «правильность осанки» и вывод. Слушают и осознают. Обсуждение результата самодиагностики «гибкость и искривления позвоночника» и вывод. Обсуждение результата самодиагностики «наличие плоскостопия» и вывод. | |
4. Рефлексия. | Тестирование по пройденным темам. | ||
5.Домашнее задание. | Составить правила соблюдения правильной осанки. |
ЗАНЯТИЕ № 4.
Тема : Опорно-двигательный аппарат.
Значимость изучаемого для школьника: Движение – это жизнь.
ЗАНЯТИЕ № 5.
Тема : Наши зубы.
Значимость изучаемого для школьника:
Наши зубы – кости непокрытые кожей.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Проверка д/з. | Обсуждение комплекса упражнений для утренней зарядки. Проверка «Дневников контроля». |
3.Основные понятия.
| Рассказ. Демонстрация слайдов. Демонстрация модели зуба. Демонстрация слайдов, модели зуба. Демонстрация на модели зуба. | Слушают и осознают. Зарисовывают и подписывают строение зуба. Записывают возможные заболевания. |
4.Рефлексия. | Составляют и обсуждают памятку «Правила ухода за зубами». | |
5.Домашнее задание. | Провести валеологический самоанализ «Уход за зубами». Работа над проектами. | |
6.Консультация по темам проектов. | Представляют собранный материал. |
ЗАНЯТИЕ № 6.
Тема : Наши зубы.
Значимость изучаемого для школьника:
От больных зубов страдают горло, сердце, желудок, почки.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Валеологический самоанализ «Уход за зубами». | Обсуждение результатов самоанализа. | ||||||
3.Основные понятия.
| Демонстрация слайдов. | Слушают и осознают. | ||||||
4.Рефлексия. | ●Тест по теме «Наши зубы». | Отвечают на вопросы теста Обсуждение полученной информации.
| ||||||
5. Консультация по темам проектов. | Представляют собранный материал. |
ЗАНЯТИЕ № 7.
Тема : Оказываем доврачебную помощь.
Значимость изучаемого для школьника:
Правильно и вовремя оказав доврачебную помощь можно спасти жизнь человеку.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
1.Оргмомент. | ●Приветствие.
| ||||||||||
2.Основные понятия. Возможные травмы костей:
| Демонстрация слайдов. | Слушают и осознают. | |||||||||
3.Рефлексия. | Таблица
| Заполняют таблицу. | |||||||||
4.Домашнее задание. | Заполнить таблицу до конца. | ||||||||||
6.Консультация по темам проектов. | Представляют собранный материал. |
ЗАНЯТИЕ № 8.
Тема : Оказываем доврачебную помощь.
Значимость изучаемого для школьника:
Знаешь и умеешь сам- научи другого.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Проверка заполнения таблицы. | Обсуждение результатов. |
3.Рефлексия. Игра: На приеме у травматолога. | Организует практическую работу по приемам оказания доврачебной помощи при травмах костей. | Отрабатывают различные приемы: наложение повязок, шины, холода. |
4.Консультация по темам проектов. | Представляют собранный материал. |
ЗАНЯТИЕ № 9.
Тема : Инфекция в нашем организме.
Значимость изучаемого для школьника:
Предупредить любой недуг легче, чем его лечить.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Оргмомент. | ●Приветствие.
| ||
2.Основные понятия. ● Что такое иммунитет? ● Детские инфекционные заболевания и их возбудители. ● Стадии инфекционного заболевания. ●Эпидемия, карантин. | Демонстрация слайдов и рассказ. Рассказ. | Диагностируют состояние своего здоровья: ●оценка состояния иммунитета; Делают ВЫВОД: Какой у меня иммунитет. Слушают и осознают. Слушают, осознают и записывают в тетради. | |
3.Домашнее задание. | Составить правила поведения во время эпидемии гриппа. | ||
4.Консультация по темам проектов. | Представляют собранный материал. |
ЗАНЯТИЕ № 10.
Тема : Инфекция в нашем организме.
Значимость изучаемого для школьника:
Можно ли спастись от чумы XXI века?
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ● Правила поведения во время эпидемии гриппа. | Обсуждение правил. |
3.Основные понятия.
●Определение понятия СПИД. ●История открытия и изучения болезни. ●Диагноз и тесты. ●Профилактика заболевания. ●Возможности разработки вакцины. | Заполняют кластер. | |
4.Рефлексия. | Дополняют кластер, проставляя обозначения: + это было известно ! узнал новое ? остались вопросы | |
5. Консультация по темам проектов. | Представляют собранный материал. |
ЗАНЯТИЕ № 11
Тема : Оказываем доврачебную помощь.
Значимость изучаемого для школьника:
Большая потеря крови может привести к гибели человека. Правильно и вовремя оказав доврачебную помощь можно спасти жизнь человеку.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
1.Оргмомент. | ●Приветствие.
| ||||||||||
3.Основные понятия. Возможные кровотечения:
Лечение раны. Носовые кровотечения. | Демонстрация слайдов. | Слушают и осознают. | |||||||||
4.Рефлексия. | Таблица
| Заполняют таблицу. | |||||||||
5.Домашнее задание. | Заполнить таблицу до конца. | ||||||||||
6.Консультация по темам проектов. | Представляют собранный материал. |
ЗАНЯТИЕ № 12.
Тема : Оказываем доврачебную помощь.
Значимость изучаемого для школьника:
Знаешь и умеешь сам- научи другого.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Проверка заполнения таблицы. | Обсуждение результатов. |
3.Рефлексия. Игра: На приеме у травматолога. | Организует практическую работу по приемам оказания доврачебной помощи при кровотечениях. | Отрабатывают различные приемы: правила обработки раны, наложение повязок, закрутки, жгута, помощь при носовом кровотечении. |
4.Консультация по темам проектов. | Представляют собранный материал. |
ЗАНЯТИЕ № 13.
Тема : Дыхательная система.
Значимость изучаемого для школьника:
Есть болезни, которые начинаются незаметно. А ведь лечение наиболее успешно в начальной стадии заболевания.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. | ●Приветствие.
| |
2.Основные понятия. Хронические заболевания дыхательной системы:
(возбудители и причины; симптомы заболевания; способы лечения, профилактика | Рассказ. Демонстрация слайдов. | Слушают и осознают. Заполняют кластер. |
3.Рефлексия. | Заполняют кластер, проставляя обозначения: + это было известно ! узнал новое ? остались вопросы | |
4.Домашнее задание. | Подготовка к мероприятию «СУД над табаком» | |
6.Консультация по темам проектов. | Представляют собранный материал. |
ЗАНЯТИЕ № 14.
Мероприятие «СУД над табаком».
Значимость для школьника:
Курящий человек живет в среднем на шесть лет меньше.
ЗАНЯТИЕ № 15.
Тема : Оказываем доврачебную помощь.
Значимость изучаемого для школьника:
Правильно и вовремя оказав доврачебную помощь можно спасти жизнь человеку.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
1.Оргмомент. | ●Приветствие.
| ||||||||||
2.Основные понятия. ●Возможные травмы органов дыхания:
●Приемы помощи:
| Демонстрация слайдов. | Слушают и осознают. | |||||||||
3.Рефлексия. | Таблица
| Заполняют таблицу. | |||||||||
4.Домашнее задание. | Заполнить таблицу до конца. | ||||||||||
5.Консультация по темам проектов. | Представляют собранный материал. |
ЗАНЯТИЕ № 16.
Тема : Пищеварительная система.
Значимость изучаемого для школьника:
Рациональное питание – залог здорового образа жизни.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ● Проверка заполнения таблицы. | Обсуждение. |
3.Основные понятия.
●Режим питания ●Количество калорий в пище; ●4-х разовое питание; ●экологически чистая пища; ●отсутствие переедания, нормальный вес; ●сбалансированное питание. | Заполняют кластер. | |
4.Рефлексия. | Дополняют кластер, проставляя обозначения: + это было известно ! узнал новое ? остались вопросы | |
5. Домашнее задание. | Подготовка к мероприятию «Азбука витаминов». |
ЗАНЯТИЕ № 17.
Защита проекта « Визитные карточки витаминов».
Значимость для школьника: Обсуждение, высказывание мнений, оценка.
ЗАНЯТИЕ № 18.
Мероприятие «АЗБУКА витаминов.»
Значимость для школьника:
Витамины полезны для здоровья, но употреблять их надо по норме.
ЗАНЯТИЕ № 19.
Защита проекта « Пищевые добавки».
Значимость для школьника:
Обсуждение, высказывание мнений, оценка.
ЗАНЯТИЕ № 20
Тема : Пищеварительная система.
Значимость изучаемого для школьника:
Правильно и вовремя оказав доврачебную помощь можно спасти жизнь человеку.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1.Оргмомент. | ●Приветствие.
| |||||||||||||
2.Основные понятия. ●Возможные инфекции и их профилактика: - пищевые отравления; -ботулизм; -дизентерия; -сальмонелез; -холера. | Рассказ. Демонстрация слайдов. | Слушают и осознают. | ||||||||||||
3.Рефлексия. | Таблица
| Заполняют таблицу. | ||||||||||||
4.Домашнее задание. | Заполнить таблицу до конца. | |||||||||||||
ЗАНЯТИЕ № 21.
Тема : Пищеварительная система..
Значимость изучаемого для школьника:
Человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Проверка заполнения таблицы. | Обсуждение результатов. |
3. Основные понятия: -энергетическая ценность продуктов; -нормы питания школьника; -режим питания школьника. | Рассказ. Демонстрация таблиц. | Слушают и осознают. |
3.Рефлексия. Игра: На приеме у диетолога. | Организует практическую работу по составлению меню школьника. | Отрабатывают умение рассчитывать калорийность пищи. |
4.Домашнее задание. | Составить меню на день, рассчитав количество калорий. |
ЗАНЯТИЕ № 22
Тема : Кожа.
Значимость изучаемого для школьника: Чистая кожа – залог здоровья.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Проверка д/з. | Обсуждение составленных меню на день. | |
3.Основные понятия. Наша кожа..
●эпидермис ●дерма ●подкожная жировая клетчатка
●уход за кожей. ●уход за ногтями и волосами ●уход за одеждой и обувью.
| Рассказ. Демонстрация таблицы. Беседа. Презентация. | Слушают и осознают. | |
4. Рефлексия. | Тестирование по вопросам ухода за кожей и одеждой. | ||
5.Домашнее задание. | Подготовка к мероприятию «Кожа – зеркало здоровья» |
ЗАНЯТИЕ № 23.
Мероприятие «КОЖА – зеркало здоровья»
Значимость для школьника:
ЗАНЯТИЕ № 24.
Тема : Оказываем доврачебную помощь.
Значимость изучаемого для школьника: Знаешь и умеешь сам- научи другого.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. | ●Приветствие. | |
2. Основные понятия:
|
| |
3.Рефлексия. Игра: На приеме у травматолога. | Организует практическую работу по приемам оказания доврачебной помощи при ожогах и обморожениях. | Отрабатывают различные приемы: правила обработки кожи, наложение повязок. |
4.Домашнее задание. |
ЗАНЯТИЕ № 25
Тема : Кожа.
Значимость изучаемого для школьника:
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Закаливание – мощное оздоровительное средство.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Проверка д/з. | Обсуждение . | |
3.Основные понятия. Способы закаливания.
| Рассказ с элементами беседы.. Демонстрация таблицы. | Слушают и осознают. | |
4. Рефлексия. | Составление синквейна. | ||
5.Домашнее задание. | Составить правила закаливания. |
ЗАНЯТИЕ № 26
Тема : Анализаторы.
Значимость изучаемого для школьника:
Согласно статистике каждый третий в мире человек плохо видит.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Проверка д/з. | Обсуждение . | |
3.Основные понятия.
●правила сохранения хорошего зрения; ●упражнения для глаз; ●заболевания глаз. | Рассказ с элементами беседы. Презентация | Слушают и осознают. | |
4. Рефлексия. | Организует демонстрацию упражнений для глаз. | Составляют правила сохранения хорошего зрения. | |
5.Домашнее задание. | Составить правила сохранения хорошего зрения(закончить работу). |
ЗАНЯТИЕ № 27
Тема : Анализаторы.
Значимость изучаемого для школьника: Вредно слушать очень громкую музыку.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Проверка д/з. | Обсуждение . | |
3.Основные понятия.
●правила сохранения хорошего слуха; ●заболевания ушей. | Рассказ с элементами беседы. Презентация | Слушают и осознают. | |
4. Рефлексия. | Составляют правила сохранения хорошего слуха. | ||
5.Домашнее задание. | Составить правила сохранения хорошего слуха(закончить работу). |
ЗАНЯТИЕ №28
Тема : Режим дня школьника.
Значимость изучаемого для школьника: Режим дня – режим жизни.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. | ●Приветствие. ●Проверка д/з. | Обсуждение . |
3.Основные понятия.
| Рассказ с элементами беседы. Презентация | Слушают и осознают. |
4. Рефлексия. | Составляют режим своего дня. | |
5.Домашнее задание. | Составить режим дня (закончить работу). |
ЗАНЯТИЕ №29
Тема : Выпуск буклета « НЕТ вредным привычкам.»
ЗАНЯТИЕ №30,31
Тема : Выпуск буклета « ВРЕДНЫЕ советы.»
ЗАНЯТИЕ №32,33
Тема : Выпуск буклета « НАШЕ здоровье в наших руках.»
ЗАНЯТИЕ №34
Тема : Итоговое занятие.
Значимость изучаемого для школьника: Что нового я узнал и чему научился.
Проведение анкетирования.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
- Самодиагностика состояния здоровья http://bio.1september.ru/article.php?ID=200601903
Уровень здоровья (по Н.М. Амосову).
Оценка образа жизни (проводится по пятибалльной системе).–
Оценка состояния иммунитета.
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата.
- «Золотые Правила Здоровья всех Времен и Народов» http://trawanar.narod.ru/zaklutchenie.html
- Правила соблюдения правильной осанки:
- Спать полезнее на жесткой постели! Лучше всего спать в положении на животе или на спине.
- Тесная и неудобная обувь (а так же плоскостопие) может привести к нарушению положения позвоночника.
- Рабочее место должно быть удобным. Очень важно, чтобы мебель подходила по росту. Если через 15-20 минут сидения за столом начинает затекать шея – значит, мебель подобрана неправильно!
- Если в доме есть компьютер, то монитор компьютера должен находиться чуть ниже уровня глаз. Клавиатура – на высоте около 70 сантиметров от пола. Руки должны быть согнуты в локтевых суставах под углом в 90 градусов, ноги – касаться пола и также быть в согнутом положении. Лучше всего подходит кресло, регулируемое по высоте, с высокой спинкой и подлокотниками.
- Нарушения осанки возникают из-за недостатка движения! Прогулки, занятия туризмом, танцами и плаванием будут очень полезны.
- Занятия физкультурой и спортом укрепляют мышцы шеи, спины, живота.
- Полезнее всего носить рюкзаки с жесткой (ортопедической) спинкой и широкими лямками. Рюкзак должен быть пригнан по размеру и не должен быть слишком тяжелым.
- Особенно опасно длительное ношение тяжелых сумок в одной руке – это прямой путь к искривлению позвоночника в боковой плоскости - сколиозу.
- Ходите и стойте не опуская плеч, втянув живот и слегка приподняв голову.
- Советы, которые рекомендуется выполнять при выполнении и составлении комплекса утренней зарядки:
- Выполнять утреннюю зарядку следует в хорошо проветриваемой комнате.
- Одежда должна быть удобной, не стеснять движение, из хлопковой ткани, соответствовать температурному режиму помещения.
- Утреннюю зарядку выполняют до завтрака, после зарядки желательно принять контрастный душ.
- В процессе выполнения упражнений следите за дыханием, оно должно быть ритмичным и глубоким.
- Выбранная вами нагрузка должна вызвать у вас удовольствие, а не усталость.
- При составлении комплекса утренней зарядки подбирайте такие упражнения, чтобы нагрузка увеличивалась постепенно.
- Комплекс физических упражнений желательно менять каждые две недели.
- Последовательность выполняемых упражнений такова:
- дыхательные упражнения;
- потягивание;
- упражнения для рук и плечевого пояса;
-упражнения для туловища;
- упражнения для мышц живота;
-упражнения для ног;
-приседания;
- упражнения силового характера;
- упражнения на расслабление;
- бег, ходьба, потягивание, углубленное дыхание.
- «ДНЕВНИК самоконтроля».
(«Ура!Физкультура!» М.,Просвещение,1996.)
Параметры | Месяц: | ||||||||||||
Желание делать зарядку | |||||||||||||
Как себя чувствую | |||||||||||||
Нагрузка | |||||||||||||
Как перенес нагрузку | |||||||||||||
Пульс уд./минуту | |||||||||||||
Боль |
Условные обозначения:
Желание делать зарядку: есть нет
Как себя чувствую после: хорошо плохо
Нагрузка: «+» сделал до конца «-« сделал не до конца
Как перенес нагрузку: «Л» - легко «Т» - тяжело
Боль: «+» есть «-« нет
- Правила ухода за зубами.
- Как правильно чистить зубы.
-Использовать фторсодержащую пасту.
-Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движение зубной щетки – сверху вниз. -Тщательно чистить каждый зуб.
- Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щетки – снизу вверх. --Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки – вперед назад.
-Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.--Не забудьте почистить язык.
2. Не увлекаться сахаром, шоколадом, карамельками.
3. Не грызть орехи и другую твердую пищу.
4. Есть морковку.
5. Посещать стоматолога 2 раза в год
6. Не чередовать слишком горячую и слишком холодную пищу.
7.Валеологический самоанализ.
Как ты ухаживаешь за своими зубами?
( Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев “Твое здоровье. Укрепление здоровья”. Санкт-Петербург, “Детство-пресс”, 2006)
Внимательно прочитай каждое из перечисленных ниже правил по уходу за зубами (в скобках сказано, почему их надо соблюдать).
Если ты выполняешь то или иное правило, напротив него поставь «плюс», если нет – «минус».
- Чистить зубы 2 раза в день – после завтрака и ужина.
(Понижается кислотность и уничтожаются микробы во рту)
- Чистить зубы со всех сторон не менее 3 минут.
(Обеспечивается снятие зубного налета).
- Для чистки зубов использовать пасты, содержащие фтор.
(Укрепляется эмаль).
- Чистить зубы щеткой с искусственной щетиной.
(В такой щетке заводится меньше микробов).
5. Хранить щетку на открытом воздухе щетиной вверх, предварительно намылив.
(Не заводятся микробы).
6. Менять щетку 4 раза в год.
(Лучше чистятся зубы).
7. После чистки зубов делать массаж десен вращательными движениями пальцев.
(Улучшается питание зубов).
8. Использовать после еды зубочистки.
(Удаляются остатки пищи).
9. Полоскать рот после сна и после любой еды.
(Понижается кислотность во рту).
10. Использовать после еды жевательную резинку без сахара.
(Понижается кислотность во рту, нагружаются жевательные мышцы).
11. Интенсивно пережевывать сырые овощи и фрукты.
(Хорошо очищаются и тренируются зубы).
12. Меньше есть сахара, конфет, печенья.
(Реже образуется кариес).
13. Не грызть ногти, карандаши и другое.
(Реже возникают заболевания зубов и околозубных тканей).
14. Не есть одновременно горячее и холодное.
(Сохраняется эмаль зубов).
15. Употреблять больше продуктов, содержащих витамины В и С: лук, капусту, апельсины, помидоры, горох, фасоль, гречу, овсянку, печень трески, яичный желток, сливочное масло.
(Укрепляются зубы и околозубные ткани).
16. Употреблять продукты, содержащие необходимые для зубов минеральные элементы: молоко, ржаной хлеб, морскую капусту, фрукты, овощи.
(Укрепляются зубы).
17. 2 раза в год показывать зубы врачу-стоматологу.
(Чтобы предупредить и вовремя вылечить кариес).
18. Укреплять общее состояние здоровья.
(Укрепляются и зубы).
- Сопоставь количество «плюсов» и «минусов».
- Проведи анализ результата и реши, что тебе надо сделать, чтобы сохранить свои зубы в целости на долгие годы.
- Правила сохранения хорошего зрения.
- Регулярно посещайте офтальмолога.
- Если врач прописал очки – их необходимо носить.
- Смотреть мультфильмы и играть в видеоигры ребенку 7–9 лет можно не больше 15 минут в день, 10–13 лет – максимум 20 минут в день и 14–16 лет – 25 минут.
- Располагайте стол слева от окна, а лампу на левой стороне стола.
- Держите голову от тетради и книги на расстоянии 30-35 см.
- Освещение должно быть хорошим.
- Не смотрите без очков на сварку, электрическую лампочку и яркое солнце.
- Через каждые 30-40 минут занятий делайте перерыв.
- Не читайте лежа.
- Не читайте при поездке в транспорте.
- В морковке и чернике содержатся вещества, улучшающие зрение.
- Укрепляют зрение и подвижные игры.
- Упражнения для глаз.
- Поморгайте 15-20 раз.
- Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз 3-5 раз.
- Повращайте глазами сначала влево, затем вправо. 3-5 раз
- Поморгайте 10 раз.
- Крепко закройте глаза , надавливая веками на глазные яблоки.
- Встаньте у окна. Наметьте на окне точку напротив глаз. Один глаз закройте ладонью. Другим 5 с смотрите на точку, затем в окно. 6-8 раз каждым глазом.
- Поднимите палец на уровень глаз. Закрыв один глаз, другим смотрите на палец, затем вдаль. 6-8 раз каждым глазом.
- Поморгайте 15-20 раз.
Источник: «Ура!Физкультура!» М.,Просвещение,1996.
- Правила сохранения хорошего слуха.
- Не слушайте слишком громкую музыку.
- Не ковыряйте в ушах острыми предметами.
- Не простужайтесь, Не ходите в холодную погоду без головного убора.
- При боли в ушах обращайтесь к врачу.
- Примерный режим дня школьника.
http://900igr.net/prezentatsii/fizkultura/Zdorovyj-obraz-zhizni-shkolnika/015-Primernyj-rasporjadok-dnja-shkolnikov-zanimajuschikhsja-v-1-ju-smenu.html
12 . Оценивание проекта.
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ.
Тема проекта: | |
Я считаю, что … (мнение о проекте) | Особенно удачным является … (достоинства, положительные моменты) |
Я посоветовал бы … (рекомендации) | Сложно было … (трудности, проблемы) |
(Антонова Е.И., ВИПКРО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Если хочешь быть здоров..."
Данную игру можно использовать на уроках технологии при прохождении раздела "Кулинария".Играть могут от двух учениц и более. Нужны кубик ,фишки и ...как в старые добрые времена игра захватывает всех у...
Программа элективного курса "Если хочешь быть здоров".
Элективный курс рассчитан на 18 часов, рекомендуется для учащихся 10-11 классов....
Программа внеурочной деятельности по физкультуре ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ 5 класс
Программа внеурочной деятельности по физкультуре "ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ" 5 класс...
Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров"
Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров" разработана по направлению "спортивно-оздоровительная деятельность" для 7 класса...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров 4 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров....
Научно-практическая конференция Если хочешь быть здоров. Человек и пчелы
Научно-практическая конференция Если хочешь быть здоров. Человек и пчелы...