Урок ботаники в 6 классе "Поиск взаимосвязи между строением цветка и способом его опыления"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок, формирующий УУД .
Цели урока:
Образовательные: дать понятие о способах опыления у цветковых растений, показать связь строения и функции на примере строения цветков растений с разным способом опыления, повторить материал о двойном оплодотворении у цветковых растений.
Развивающие: развитие аналитического мышления.
Воспитательные: формирование способности видеть и понимать прекрасное, эстетическое развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по курсу ботаники для 6 класса.
Тема урока: «Поиск взаимосвязей между строением цветка и способом его опыления»
Цели урока:
Образовательные: дать понятие о способах опыления у цветковых растений, показать связь строения и функции на примере строения цветков растений с разным способом опыления, повторить материал о двойном оплодотворении у цветковых растений.
Развивающие: развитие аналитического мышления.
Воспитательные: формирование способности видеть и понимать прекрасное, эстетическое развитие.
Ход урока:
Этап мотивации.
Учащиеся заходят в класс, в котором звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».
На экране демонстрируется слайд-шоу с изображениями цветков различных красивоцветущих растений.
Аромолампа распространяет аромат розового масла, лаванды, жасмина.
Учитель начинает беседу с детьми:
- Скажите, вы любите цветы? А за что вы их любите?
- За красоту, аромат.
- Значит в этом их предназначение?
- Нет, они нужны для размножения растений.
- Каким образом растения размножаются с помощью цветков?
- Из цветков образуются плоды с семенами.
- А размножение семенами, это какой способ размножения?
- Половой.
- Как вы можете это доказать?
- Для образования семени в цветке должно произойти оплодотворение.
- Да, многие цветы радуют наш взор и обоняние, но не все цветы яркие, красивые и душистые. Есть и невзрачные, но они тоже дают плоды и семена.
Размышление над этими фактами, не испытываете ли вы желания задать вопрос, не ощущаете ли недостаток знаний о цветах и их особенностях? Что бы вам хотелось еще узнать о цветах?
- Почему они такие разные?
- Да, в этом вопросе интересно было бы разобраться. Давайте же этим и займемся сегодня: найдем причину разнообразия цветков. Для этого мы поработаем в группах. Учащиеся разбиваются на группы и учитель предлагает задание для групп.
Этап групповой работы: работа над понятиями, разработка схемы видов и способов опыления – обобщение и систематизация знаний, развитие синтетического мышления.
- Используя уже имеющиеся у вас знания, предположите возможные причины большого разнообразия цветков.
Группы предполагают, что эти различия могут быть связаны с различными способами опыления у разных растений.
Учитель предлагает дать определение понятию опыление.
Группы предлагают свои варианты, понятие уточняется и сформулированное определение записывается в тетрадь: «Опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика».
- В чем биологический смысл этого процесса?
- Пыльца содержит мужскую половую клетку – спермий, а в завязи пестика имеется яйцеклетка. После опыления по пыльцевой трубке спермий достигает яйцеклетки и происходит процесс оплодотворения, после которого в цветке образуются плоды с семенами. Из оплодотворенной яйцеклетки – зиготы развивается зародыш семени.
- Как вы думаете, с какого цветка пыльца попадает на пестик: со своего же, или с другого? Вы правы, возможны оба варианта. Есть растения самоопыляющиеся и перекрестноопыляемые.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть в учебнике схему само- и перекрестного опыления и дать определение этим процессам. Группы советуются и предлагают свои варианты. Скорректированные определения записываются в тетрадь: «Самоопыление – это процесс, при котором пыльца попадает с пыльников на рыльце пестика того же самого цветка. Перекрестное опыление – это процесс, при котором пыльца с пыльника одного цветка попадает на рыльце пестика другого цветка».
- А какими же способами пыльца может попасть на другой цветок?
- С помощью животных, ветра, воды.
После того, как учащиеся обговорили виды и способы опыления, учитель предлагает группам по шаблону создать схему видов и способов опыления. Затем схема проверяется и сравнивается с заполненным образцом на экране и заносится в тетрадь.
Шаблон для работы групп.
Понятие | Опыление | |||
Виды опыления | ||||
Способы переноса пыльцы |
Заполненная схема.
Понятие | Опыление | |||
Виды | Перекрестное | Самоопыление | ||
Способы Переноса пыльцы | Животными | Ветром | Водой | Самоперенос |
Этап групповой работы: добывание новых знаний – развитие аналитического мышления.
Учитель предлагает группам новое задание.
- Итак, мы с вами выяснили, что многообразие цветков объясняется разными способами опыления растений. Давайте теперь исследуем, какие же особенности строения должны иметь разные типы цветков, чтобы обеспечить успешность опыления. Предлагаю вам призвать на помощь свое воображение - стать на время цветками поразмышлять о том, как должен быть устроен цветок, чтобы обеспечить удачное опыление.
Дети разделяются на три группы, каждая из которых разделяется еще на две подгруппы. Группы получают модель или фотографию цветка определенного типа, которая будет символом группы: самоопыляющихся растений, перекрестно-ветроопыляющихся растений и перекрестно-насекомоопыляющихся растений. Группы получают задания и набор из фотографий, рисунков и живых цветущих растений с соответствующими типами цветков. Каждая из подгрупп размышляет над своим заданием, а затем они совместно выделяют признаки цветков своего типа и выписывают их на листах ватмана, которые затем вывешиваются на доске. Во время работы детей над заданиями продолжает звучать «Вальс цветов».
Задания для подгрупп различаются: задания первых подгрупп больше подойдут детям левополушарным, а задания вторых подгрупп будет легче выполнить правополушарным детям.
Задание 1 группы «Самоопыляющиеся растения».
Первая подгруппа:
Какими особенностями должны обладать цветки самоопыляющихся растений? Как перекрестноопыляемые растения могут предотвратить нежелательное самоопыление, а самоопыляющиеся – попадание чужой пыльцы?
Чтобы выполнить задание, рассмотри предложенные рисунки и фотографии и подумай над следующими вопросами.
- Рассмотри схему самоопыляющегося цветка. Как должен быть устроен цветок, чтобы пыльца с пыльника могла попасть на рыльце самостоятельно?
- Рассмотри самоопыляющийся цветок гороха. Как он защищается от попадания чужой пыльцы?
- Какое значение может иметь неодновременное созревание пестика и тычинок в перекрестноопыляющемся цветке яблони?
- Какое значение может иметь раздельнополость цветков (огурец) и двудомность у растений с раздельнополыми цветками (тополь, облепиха).
Сделай вывод: перечисли кратко признаки самоопыляющихся растений, приспособления у самоопыляющихся растений для предотвращения попадания чужой пыльцы, приспособления перекрестноопыляющихся цветков для предотвращения самоопыления.
Вторая подгруппа:
Какими особенностями должны обладать цветки самоопыляющихся растений? Как перекрестноопыляемые растения могут предотвратить нежелательное самоопыление, а самоопыляющиеся – попадание чужой пыльцы?
Чтобы выполнить задание, рассмотри предложенные рисунки и фотографии и подумай над следующими вопросами.
- Рассмотри схему строения цветков и подумай, какой из цветков самоопыляющийся, а кокой не может самоопыляться? Почему?
- Рассмотри модель цветка пшеницы. Почему самоопыляющиеся растения часто имеют не раскрывающиеся цветки?
- У цветков каких растений затруднено самоопыление:
- обоеполых цветков;
- однополых цветков однодомных и двудомных растений ?
- Рассмотри схему цветка ржи в начале и конце цветения. Какой биологический смысл имеет явление неодновременного созревания тычинок и пестиков в цветках? Для каких цветков это может быть характерно?
Сделай вывод: перечисли кратко признаки самоопыляющихся растений, приспособления у самоопыляющихся растений для предотвращения попадания чужой пыльцы, приспособления перекрестноопыляющихся цветков для предотвращения самоопыления.
Задание 2 группы «Перекрестно-ветроопыляемые растения».
Первая подгруппа.
Какими особенностями строения и жизнедеятельности должны обладать цветки ветроопыляемых растений, чтобы обеспечить успешное опыление?
Чтобы выполнить задание, рассмотри предложенные рисунки и фотографии и подумай над следующими вопросами.
- Рассмотри рисунки цветущих растений березы, тополя, ольхи и подумай, Как эти растения обеспечивают свободный, беспрепятственный полет собственной пыльцы и свободный доступ к цветку пыльцы с других растений того же вида?
- Рассмотри рисунки цветков этих растений и подумай, как цветки этих ветроопыляемых растений обеспечивают широкое рассеивание своей пыльцы и надежное улавливание чужой?
- Почему люди редко замечают соцветия ветроопыляемых растений?
- Рассмотрите рисунки и фотографии пыльцевых зерен разных растений. Какими особенностями, по вашему мнению, должна обладать пыльца ветроопыляемых растений?
Сделай вывод: перечили кратко выявленные тобой особенности цветения, строения цветка и пыльцы ветроопыляемых растений.
Вторая подгруппа.
Какими особенностями строения и жизнедеятельности должны обладать цветки ветроопыляемых растений, чтобы обеспечить успешное опыление?
Чтобы выполнить задание, рассмотри предложенные рисунки и фотографии и подумай над следующими вопросами.
- Рассмотрите схему цветка. Как вы думаете, не будет ли крупный околоцветник мешать движению пыльцы?
- Рассмотрите фотографии соцветий клена, тополя, ивы. В каких случаях успешнее будет проходить опыление у ветроопыляемых растений:
- у одиночных цветков или в соцветиях;
- у одиночных растений или растущих группами?
- Рассмотрите фотографии пыльцы. Какая пыльца легче переносится ветром:
- крупная или мелкая;
- сухая или липкая;
- легкая лил тяжелая?
- Посмотрите на рисунки цветущих березы и тополя. Листья или цветки появляются раньше у ветроопыляемых растений?
- Рассмотрите схемы цветков. Какой из них, по-вашему, опыляется ветром и почему?
Сделай вывод: перечили кратко выявленные тобой особенности цветения, строения цветка и пыльцы ветроопыляемых растений.
Задание 3 группы «Перекрестно-насекомоопыляемые растения».
Первая подгруппа.
Какими особенностями строения и жизнедеятельности должны обладать цветки насекомоопыляемых растений, чтобы привлекать насекомых и тем самым обеспечить успешное опыление?
Чтобы выполнить задание, рассмотри предложенные рисунки и фотографии и подумай над следующими вопросами.
- Рассмотри предложенные фотографии и выбери те, на которых, по твоему мнению, изображены насекомоопыляемые растения. По каким признакам ты произвел отбор?
- Какие дополнительные признаки можно обнаружить у живых цветущих насекомоопыляемых растений?
- Все ли цветки посещаются насекомыми? Почему?
- Рассмотри рисунки пыльцевых зерен разных растений. Какими особенностями должна обладать пыльца насекомоопыляемых растений?
- Рассмотри схему опыления. Рассмотри цветки клевера, шалфея и рисунок бабочки. Как ты думаешь, может ли любое насекомое опылить любой цветок? Почему?
Сделай вывод: перечили кратко выявленные тобой особенности строения цветка и пыльцы ветроопыляемых растений.
Вторая подгруппа.
Какими особенностями строения и жизнедеятельности должны обладать цветки насекомоопыляемых растений, чтобы привлекать насекомых и тем самым обеспечить успешное опыление?
Чтобы выполнить задание, рассмотри предложенные рисунки и фотографии и подумай над следующими вопросами.
- Рассмотри фотографии ветро- и насекомоопыляемых растений. Какие отличия между ними ты можешь обнаружить?
- С какой целью насекомые посещают цветки?
- Часто цветки насекомоопыляемых растений имеют избыток пыльцы. Чем это можно объяснить?
- Какая пыльца характерна для насекомоопыляемых растений:
- мелкая или крупная;
- шероховатая или гладкая;
- сухая или липкая?
- Рассмотри изображения цветков насекомоопыляющихся растений (шиповник, клевер, львиный зев) и насекомых-опылителей (пчела, шмель, бабочка, жук-бронзовка). Как ты думаешь, может ли любое из этих насекомых опылить любой цветок? Почему?
Сделай вывод: перечили кратко выявленные тобой особенности строения цветка и пыльцы ветроопыляемых растений.
После выполнения здания. Учащиеся вывешивают на доску результаты своих исследований. Учащиеся знакомятся с ними и вносят свои коррективы.
Затем, учитель демонстрирует слайд с описанием особенностей трех групп цветков и предлагает определить по описанию вид и способ опыления.
Цветки крупные | Цветки мелкие | Цветки средних размеров |
Есть аромат | Нет аромата | Нет аромата |
Есть нектар | Нет нектара | Нет нектара |
Избыток пыльцы | Много пыльцы | Не много пыльцы |
Пыльца крупная, липкая, шероховатая | Пыльца мелкая, легкая, гладкая | Пыльца среднего размера |
Рыльца пестиков большие, липкие | Рыльца пестиков длинные, мохнатые, далеко выступают за пределы цветка | Рыльце не крупное |
Тычинки обычной длины или собраны в верхней части цветка и нависают над пестиком | Тычинки на длинных нитях, далеко выходят за границы цветка | Тычинки нависают над рыльцем пестика |
Крупные цветки одиночные, мелкие собраны в яркие соцветия | Цветки всегда мелкие и собраны в невзрачные соцветия | Цветки одиночные или в неярких соцветиях |
Растут как группами, так и поодиночке | Растут группами | Растут поодиночке |
Цветут после распускания листьев | Часто цветут до распускания листьев или соцветия возвышаются над растением | Цветут после распускания листьев, цветки, обычно, не раскрывающиеся |
Этап закрепления материала: использование игровых форм работы.
А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы разобрались в материале. Предлагаю вам поиграть в игру «Веришь – не веришь». У вас на столах есть сигнальные карточки: красная означает «Не верю», а зеленая «Верю».
- Верители вы, что эти растения насекомоопыляемые?
Учащимся предлагается список растений из тех, с которыми они работали и хорошо известных им растений. На экране идет слайд-шоу с изображениями этих растений. Учащиеся выражают свое отношение к утверждению с помощью сигнальных карточек.
- Теперь определите, как опылятся цветки следующих растений. На экране слайды с изображением растений, а учащиеся карточками сигнализируют к какой группе они относятся. Карточки цветные, подписаны с обратной стороны: красные обозначают насекомоопыляемые растения, синие – ветроопыляемые, зеленые – самоопыляемые.
- Игра «Третий лишний».
Учащимся предлагаются три растения, одно из которых имеет отличный от первых способ опыления. Изображения растений на слайде. Учащиеся называют «лишнее » растение и объясняют почему оно сюда не подходит.
Этап рефлексии: подведение итогов.
Итак, подведем итоги нашего урока:
- Что вы сегодня узнали?
- Причину разнообразия цветков и их приспособленность к разным способам опыления.
- Чему вы сегодня научились?
- Различать цветки растений с разными способами опыления и выявлять их приспособленность к опылению.
- Где вам могут пригодиться эти знания?
- При работе на своем садовом участке.
- Какое же понятие было у нас сегодня главным?
-т опыление. Приспособленность.
- Чем мы сегодня любовались и наслаждались?
- Красотой цветов, прекрасной музыкой Чайковского, ароматом цветков.
- Скажите, а согласны ли вы с тем, что растению опасно быть красивым?
- Да, людям хочется его сорвать. Принести домой.
- Теперь вы понимаете, почему часто красивоцветущие растений становятся редкими? Давайте беречь растения, особенно красивоцветущие. Но ведь так хочется иметь дома цветы! Как же быть?
- Можно украшать дом культурными растениями. Их красота подчеркнута и усилена селекционерами.
Этап проверки усвоения материала: тестовая работа.
1 вариант |
|
1. Из перечисленных признаков выбери те, которые характерны для ветроопыляемых растений | 1. Из перечисленных признаков выбери те, которые характерны для насекомоопыляемых растений |
А. Цветки мелкие, невзрачные; Б. Сильный аромат; В. Пыльца крупная, липкая, шероховатая; Г. Пыльники на длинных, свисающих нитях; Д. Крупные одиночные цветки; Е. Пыльца мелкая и сузая; Ж. В цветке имеются нектарники; З. Мелкие цветки собраны в невзрачные соцветия; И. Рыльца пестиков длинные, мохнатые и липкие; К. Цветут до или во время распускания листьев; Л. Мелкие цветки собраны в яркие соцветия. | |
2.Из списка выбери насекомоопыляемые растения | 2.Из списка выбери ветроопыляемые растения |
А. Береза Б. Липа В. Орешник Г. Ландыш Д. Шиповник Е. Рожь Ж. Клевер З. Яблоня И. Тополь К. Ромашка | |
3.Выбери определение перекрестного опыления | 3.Выбери определение самоопыления |
А. – процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика. Б. – процесс слияния половых клеток. В. – процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика того же самого цветка. Г. – процесс переноса пыльцы с тычинки одного цветка на рыльце пестика другого цветка. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
к учебнику экспериментальному А.А.Каменский, Н.Ю.Сарычева, Т.С.Сухова «Биология» 8 класс.
Внутренняя среда. Кровь: состав и функции.
Еще в 1878 г. К. Бернар писал, что
«... поддержание постоянства
условий жизни в нашей внутренней
среде – необходимый элемент
свободной и независимой жизни»
Цели урока: обеспечение формирования универсальных учебных действий (УУД) через усвоение содержания материала урока и организацию работы с этим материалом.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию знаний учащихся о
составе внутренней среды организма; особенностях и
значениях тканевой жидкости, крови и лимфы; организовать
деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий: «внутренняя среда организма», «кровь», «лимфа», «тканевая жидкость», постоянство внутренней среды организма; формирование познавательных УУД через создание моделей объектов и процессов и работой с ними, выделение существенных признаков предметов и явлений, создание определений.
Развивающие: содействовать формированию метапредметных умений и
навыков: работе с учебником, освоение приемов классификации и систематизации учебного материала, умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, навыков
самообразования, интереса к биологическим знаниям, помощь
в осознании значимости изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья; формирование регулятивных УУД через организацию работы по реализации плана действий и рефлексию результата.
Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры общения, коммуникативных УУД через организацию учебного взаимодействия детей; гигиеническому воспитанию и формированию убеждений в необходимости здорового образа жизни.
Ход урока:
Слайд | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1. Мотивация и актуализация субъективного опыта учащихся (с использованием проблемных заданий и частично-поискового метода). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№1,2 | Учитель начинает урок с фронтальной беседы с учащимися: - Откуда и как клетки организма получают питательные вещества? - В каком виде клетка получает питательные вещества? - Кровь, единственная жидкость, которая обеспечивает питание клеток? Для ответа на последний вопрос учитель предлагает учащимся обратиться к рис.54 на стр.93 учебника. | Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении учебного материала. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 3, 4 | Учитель обобщает ответы учеников: к жидкостям внутренней среды относятся кровь, лимфа и тканевая жидкость. Учащимся предлагается обратиться к рис. 55 на стр.93 и ответить на вопрос где в организме находятся эти жидкости. Далее, используя эл.презентацию, учитель предлагает учащимся новую для них информацию о составе, местонахождении, движении в организме и взаимосвязях жидкостей внутренней среды. | Работают с учебником. Отвечают на вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№5 | Актуализация знаний с использованием жизненного опыта. Учитель обращается к классу с вопросом о жизненном опыте учащихся: - Видели ли вы когда-нибудь тканевую жидкость и лимфу? Если дети затрудняются с ответом, учитель задает наводящий вопрос: - Что за жидкость в водяных мозолях и в ожоговых пузырях? - Откуда она берется? | Отвечают на вопросы, анализируют свой жизненный опыт. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выяснив предыдущий вопрос, учитель продолжает поисковую беседу: - Знаете ли вы вкус крови? - Думаю, что да. Ведь при травме, например порезе пальца (а это происходило со всеми), человек, даже взрослый, рефлекторно тянет руку в рот. Кстати, как вы можете объяснить биологический смысл этого рефлекса: ведь все мы знаем, что грязные руки нельзя брать в рот, но в такой ситуации все это делаем? Обсудив с учащимися данный рефлекс и его биологический смысл, учитель, выяснив у детей, что кровь соленая и с привкусом железа, предлагает детям проблемный вопрос: - И так, мы с вами выяснили, что кровь соленая (а еще она имеет привкус железа, но об этом немного позже), то есть содержит соли. Как вы можете объяснить тот факт, что солевой состав жидкой части крови – плазмы и тканевой жидкости близок по составу и содержанию элементов к морской воде? Если дети затрудняются с ответом, учитель предлагает им вспомнить, где и в каких формах зародилась жизнь на Земле. Выслушав предположения детей и поблагодарив их за работу, учитель обобщает и дополняет: Внутренняя среда - это жидкость, которая находится внутри организма, окружает его клетки и создает условия для протекания в них жизненных процессов. По большому счету, человек – это огромная колония одноклеточных, которая носит с собой часть древнего океана, где, как известно, возникла жизнь. Несмотря на то, что многоклеточные организмы уже давно вышли из воды, но жить без неё не могут. Во первых, потому что клетки сами почти на 90% состоят из воды и требуют, чтобы их окружала водная среда, иначе удержать её в клетках будет очень сложно. Во -вторых, для жизни клетки должны обмениваться веществами с окружающей средой (в них должны поступать питательные вещества и выделяться экскременты), что также возможно, только если клетки окружает вода, поскольку транспортироваться большинство из них может только в растворенном виде, а вода выполняет функцию растворителя. Таким образом, наличие жидкой среды вокруг клеток создает условие для жизнедеятельности, характерной чертой которой является обмен веществ и энергии с внешней средой. | Участвуют в поисковой беседе, высказывают предположения, используют полученные ранее знания для анализа учебной ситуации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2. Изучение нового материала: организация восприятия, осознания и первичного запоминания материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внутренняя среда и гомеостаз. Учитель переходит к изучению нового материала и предлагает учащимся записать в тетрадях тему урока. | Работают с тетрадями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№6 | Учитель просит учащихся еще раз уточнить, что же такое внутренняя среда организма и каков ее состав и предлагает детям, осмыслив все сказанное, попробовать самостоятельно составить определение понятия внутренняя среда организма. Дети предлагают варианты определения, после обсуждения, учитель предлагает детям записать в тетрадь обобщенное определение: - это совокупность внутренних жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость) организма, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержании гомеостаза организма. Учитель предлагает учащимся завершить схему «Внутренняя среда организма», перенеся ее в тетрадь (схема предлагается на доске или на слайде в незавершенном виде без подписей под стрелками). Внутренняя среда организма кровь лимфа тканевая жидкость | Учатся давать определения, опираясь на главные и существенные признаки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Далее учитель рассказывает учащимся о функциях внутренней среды организма: Внутренняя среда является промежуточным звеном в обмене веществ: а) между клетками внутри организма; Таким образом, внутренняя среда играет связующую роль, объединяя клетки в целостный организм и обеспечивая их связь с внешней средой. Часто говорят, что внутренняя среда – это совокупность внутренних жидкостей организма. Это правильно, но надо понимать, что если плазма крови и лимфы – это жидкости в нашем обычном понимании, то "тканевая жидкость" по своей консистенции – плотное желе (гель). Кроме уже перечисленных компонентов в состав внутренней среды организма входят жидкости, находящиеся в полости головного и спинного мозга, в полостях суставов и в некоторых других полостях организма, не имеющих непосредственного "выхода" во внешнюю среду. А вот содержимое полостей, сообщающихся с внешней средой (полостей пищеварительного тракта, дыхательных, мочевых и половых путей), к внутренней среде не относится. Таким образом, жидкости внутренней среды играют связующую роль, объединяя клетки и ткани организма в единое целое и обеспечивая связь с внешней средой. | Слушают рассказ учителя. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№7 | Учитель для окончательного прояснения понятий и осознания связи между жидкостями внутренней среды, предлагает учащимся творческое задание: - Создайте схему, демонстрирующую взаимосвязь жидкостей внутренней среды организма. - Объясните схему. Желающие учащиеся (их может быть несколько) приглашаются работать на доске, остальные работают в своих тетрадях. Если учащиеся не могут сами справиться с заданием, учитель помогает им наводящими вопросами или демонстрирует «слепую» схему и предлагает закончить ее, сделав надписи в прямоугольниках. Затем схема обсуждается, учитель просит ребят объяснить. Почему стрелочки располагаются именно таким образом. Связь компонентов внутренней среды. | Выполняют творческое задание, создавая схему, отражающую взаимосвязь между компонентами системы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№8, 9 | Учитель продолжает. Он просит учащихся еще раз вернуться к определению ЖВС и найти недавно изученный термин, который был использован в определении. Этот термин гомеостаз. Учитель просит детей вспомнить, в какой теме и в связи с чем было введено это понятие (п.12, стр.56) и что это понятие обозначает. Этот сложный материал детям трудно бывает вспомнить. тогда учитель отсылает детей к параграфу. Дети вспомнив понятие. Предлагают его определение.Выслушивает детей и предлагает им проверить правильность их высказываний в учебнике на стр.94. Дети находят и зачитывают определение гомеостаза в изучаемом параграфе.. Учитель спрашивает, какие системы организма отвечают за поддержание гомеостаза и какие физико-химические параметры должны поддерживаться на постоянном уровне. Выслушивает ответы детей, благодарит их за работу. Педагог резюмирует результаты беседы: организм человека приспосабливается к постоянно меняющимся условиям внешней среды, однако при этом внутренняя среда остается постоянной и ее показатели колеблются в очень узких границах. Поэтому человек может жить в различных условиях окружающей среды. Некоторые физиологические параметры регулируются особенно тщательно и тонко, например температура тела, артериальное давление, содержание глюкозы, газов, солей, ионов кальция в крови, кислотно-щелочное равновесие, объем крови, ее осмотическое давление, аппетит многие другие. Учитель приводит примеры гомеостаза у млекопитающих и просит учащихся продолжить фразу, указав, где и какими органами осуществляется регуляция. Примеры гомеостаза у млекопитающих: - Регуляция количества минеральных веществ и воды в теле — осморегуляция. Осуществляется в почках. - Удаление отходов процесса обмена веществ — выделение. Осуществляется экзокринными органами — почками, лёгкими, потовыми железами и желудочно-кишечным трактом. - Регуляция температуры тела. Понижение температуры через потоотделение, разнообразные терморегулирующие реакции. - Регуляция уровня глюкозы в крови. В основном осуществляется печенью, инсулином и глюкагоном, выделяемыми поджелудочной железой. | Дают определение понятию. Работают с учебником. Участвуют во фронтальной беседе и выполняют творческое поисковое задание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 10 | Продолжая отрабатывать понятие гомеостаза, учитель спрашивает: - Для чего организму нужно поддерживать постоянство своей внутренней среды, приведите конкретный пример ситуаций , где организму приходится заботиться о поддержании гомеостаза. Учитель выслушивает примеры детей и предлагает им дополнительно обратиться к тексту п.12 на стр.54 и найти там дополнительные примеры. Затем учитель предлагает детям образ работы регулирующих гомеостаз систем организма: вспомните, как работает утюг с тепловым реле? Что происходит, когда он перегревается и температура становится выше установленной нормы? А что происходит при его остывании? - Какие образования в стенках кровеносных сосудов выполняют роль реле? | Участвуют в беседе, работают с учебником. Воспринимают и запоминают опорный образ работы систем регуляции, учатся работать с образами процессов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 11 | Учитель предлагает вспомнить, как происходит регуляция функций организма (в том числе и гомеостаза) со стороны нервной и эндокринной систем (обращение к п.12). - Как регулируется деятельность организма по поддержанию гомеостаза? (стр. 94) Учащие называют регулирующие системы организма – нервную и гуморальную. А учитель предлагает им вспомнить, каков основной принцип их работы. Если дети не справляются с вопросом. Учитель отсылает их на стр. 31 учебника, где раскрывается принцип отрицательной обратной связи. Учитель резюмирует: регуляция осуществляется по принципу отрицательной обратной связи между рецепторами, улавливающими изменения указанных показателей и управляющих системами. Так, уменьшение одного из параметров улавливается соответствующим рецептором, от которого импульсы направляются в ту или иную структуру мозга, по команде которого вегетативная нервная система включает сложные механизмы выравнивания наступивших изменений. Мозг использует для поддержания гомеостаза две основные системы: вегетативную и эндокринную. Главная функция вегетативной нервной системы - это сохранение постоянства внутренней среды организма, которое осуществляется благодаря изменению активности симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы. Последняя, в свою очередь, контролируется гипоталамусом, а гипоталамус - корой головного мозга . Эндокринная система регулирует функцию всех органов и систем посредством гормонов . Причем сама эндокринная система находится под контролем гипоталамуса и гипофиза. Во время рассказа учитель демонстрирует учащимся на таблице или на слайде (можно также рисовать на доске по мере рассказа) схему регулирующей взаимосвязи нервной и гуморальной систем (поддержание гомеостаза). . В конце урока учитель раздает учащимся эту схему для подготовки домашнего задания и повторения материала п.12(схема вклеивается в тетрадь). |
Участвуют в беседе, работают с учебником, повторяют, обобщают и применяют для объяснения изучаемых процессов ранее изученный материал. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза (2 мин.) | Выполняют упражнения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 12 | Кровь. Состав и функции крови. Учитель предлагает учащимся перейти к изучению одной из ЖВС – крови и просит их дать характеристику кровеносной системы человека, как представителя класса млекопитающих. Выслушав детей, учитель продолжает: все вы много раз видели кровь и знаете, что это такое, а теперь попробуйте дать этой жидкости научное определение. Выслушав учащихся, подкорректировав их ответы с помощью наводящих вопросов (Какая это ткань? Почему ее можно назвать тканью?), он предлагает детям записать в тетради определение: Кровь – это жидкая соединительная ткань, наполняющая сердечно-сосудистую систему позвоночных животных. | Учатся давать определения. Работают с тетрадью. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 13, 14 | Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с составом крови. - Что входит в состав крови? Учитель, ведя фронтальную беседу с детьми, заполняет на доске (или на слайдах) схему состава крови. Учитель просит сначала подойти к характеристике крови, как к виду ткани и начать с этого схему, а затем сам ее продолжает, сопровождая соответствующим рассказом. Кровь межклеточное вещество клетки крови (плазма 50%, вода-90%) (форменные элементы) 45% эритроциты лейкоциты тромбоциты
| Участвуют в поисковой беседе, работают со схемой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 14 | Далее обсуждается вопрос о функциях крови в организме. Учащимся предлагается, исходя из знаний о составе крови, знаний, полученных в курсе зоологии и жизненного опыта, назвать как можно больше функций крови. Дети получают раздаточный материал с опорной таблицей для работы. Таблица, которую требуется заполнить:
Сначала учащиеся работают в парах, заполняя таблицу (каждый свою). Работать рекомендуется карандашом, чтобы дети в любой момент могли внести изменения. Затем по команде учителя они объединяются с соседней партой в четверки и обмениваются информацией. Затем учитель предлагает учащимся обратиться к тексту учебника (стр. 95) и сравнить свои наработки с текстом учебника, найти ошибки, неточности, сделать необходимые дополнения. Примерный результат работы детей в группах (демонстрируется слайд для сравнения):
Заполненные таблицы вкладываются в тетрадь для помощи в выполнении домашнего задания. | Работают над заданием учителя сначала в парах, затем в четверках. Работают с учебником. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель продолжает вести диалог с классом, предлагая детям разрешить сложные жизненные ситуации и поддерживая мотивацию обучения: - Все вы знаете, как важна кровь для здоровья человека, но, к сожалению, бывают ситуации и травмы, связанные с потерей крови организмом. В чем опасность кровопотери? Что является причиной смерти при большой кровопотере? - Как можно в этой ситуации спасти человеку жизнь? - Можно ли помочь человеку при отсутствии донорской крови при большой кровопотере, обезвоживании организма? Обычно, дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда учитель вводит новое понятие физиологического раствоар, как кровозаменяющей жидкости. Учитель предлагает детям самим разобраться в том. каким должен быть физиологический раствор, чтобы спасти жизнь человек. Поисковая беседа: - Каким должен быть физиологический раствор? Почему? - Можно ли вливать человеку дистиллированную воду? - Что произойдет, если концентрация солей в плазме крови резко изменится? (Механизм разрушения клеток крови) - О чем говорит наше желание пить или съесть что-нибудь соленое? | Участвуют в проблемной беседе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что такое физиологический раствор и дают ему определение. Определение понятия физиологический раствор: физраствор — раствор, концентрация солей в котором равна концентрации солей в плазме крови. | Учатся давать определения понятиям. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап3 . Закрепление знаний. Первичная проверка изученного материала. Обобщение и систематизация знаний. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На этапе закрепления материала детям предлагается выполнить поисковое задание - заполнить таблицу «Состав и функции внутренней среды», выбирая готовые ответы из предложенного списка. Каждый ученик получает раздаточный материал с заданием и сначала выполняет задание самостоятельно, затем советуется в парах со свои соседом, а потом советуется с товарищами в четверках (Работа производится карандашом). Таблица для заполнения: Состав и функции внутренней среды
Список характеристик для заполнения таблицы: перенесите номер характеристики в соответствующую ячейку таблицы.
Заполненная таблица:
| Работают над поисковым заданием учителя самостоятельно, затем в парах и четверках. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№15 | После прохождения всех этапов работы, ученикам предлагается сверить выполненную работу с готовой таблицей (демонстрируется на слайде). Ученики исправляют ошибки и работа вкладывается в тетрадь и используется при подготовке домашнего задания. Заполненная таблица проверки выполненной работы: Состав и функции внутренней среды
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка знаний и закрепление материала. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если достанет времени на уроке, то можно задать детям для закрепления какие-то из предложенных вопросов. Вопросы творческие:
Как называется такая реакция (обратная связь)? Что произойдет с кровеносным сосудом в результате такой реакции(расширится)?
Как будут на это реагировать сосуды мозга? Почему организм страдает не только от недостатка, но и от избытка кислорода?
Приведите пример из жизни, когда это может происходить. (Тугое кольцо, перетяжка на пальце)
| Отвечают на вопросы творческого характера, решают проблемные ситуации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод урока- рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель предлагает учащимся сделать выводы из урока: - О чем сегодня говорили на уроке? - Какие новые понятия были ведены? - Какова роль внутренней среды организма? - Какие новые знания могут пригодиться вам в жизни? - Что из пройденной темы должен знать каждый человек для обеспечения собственной безопасности и безопасности своих близких? | Участвуют во фронтальной беседе, рефлексируют. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание: п.20, зад. Д на стр.95, пар 24, зад. 1, 2, 3, 4 устно, повт.п. 11 и 12, использовать для подготовки задания раздаточный материал с урока. Творческое задание для желающих: узнать, что произойдет с клетками крови, если концентрация солей в плазме крови резко повысится или понизится. | Записывают дом.задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Строение цветка, Опыление"
Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен...
Урок по биологии в 6 классе. "Строение цветка"
Разработанный урок может быть использован при изучении новой темы по биологии в 6 классе "Строение цветка"....
Урок по теме: "Генеративные органы растений. Строение цветка"
Данная тема изучается на уроках биологии в 6 классе, в разделе "Органы цветковых растений"....
Взаимосвязь между строением электронных оболочек и свойствами химических элементов. Понятие о радиусе атома. Электроотрицательность.
– объяснить, почему определенные элементы проявляют металлические или неметаллические свойства...
Урок по биологии в 6 классе "Строение цветка"
Урок по биологии в 6 классе "Строение цветка"...
Разработка открытого урока в 6 классе по теме "Строение цветка"
Тема урока: «Строение цветка»Класс: 6 Цель урока:расширение представлений о строении цветка, выявлениефункции его составных частей.Задачи урока:Образовательные:изучить особенности ст...
Строение цветка. Опыление и оплодотворение
1. Строение цветка2. Соцветия3. Семейства Покрытосеменных, или Цветковых4. Опыление и оплодотворение...