Урок по биологии в 6 классе "Строение цветка"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок по биологии в 6 классе "Строение цветка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_stroenie_tsvetka_6_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Проект урока

МБОУ СОШ № 35; кабинет № 26

Предмет: биология.  

Класс: 6

Программа для общеобразовательных учреждений

Учебник: Биология.  6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / И.Н.Пономарева. – М.: Вентана-Граф, 2011

Название раздела: Органы цветковых растений

Тема урока:  Цветок

Место урока в системе уроков данного раздела.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии критического мышления и ИКТ.

  Задачи урока:

Образовательная (в предметной области)  – способствовать формированию знаний об особенностях строения цветка, объяснить его биологическое значение для растения;

Развивающая     –    продолжить развитие умений: работать с текстом, сопоставлять информацию, действовать самостоятельно, работать в группах, анализировать;

Воспитательная (в сфере развития личности) – способствовать формированию мировоззренческого понятия: живое как ценность, системность живого мира: выпадает один вид – нарушается и погибает вся система (Красная книга), человек как субъект жизни, а не потребитель, моральные качества: ответственность, бережливость, забота.  

Мотивационное обеспечение урока: мотивировать у школьников положительное отношение к учению через:

А) создание ситуации успеха

Б) обеспечение психологического комфорта

В области формирования УУД:

Познавательные – умение наблюдать, делать выводы, давать определения понятиям, умение выделять существенную информацию из различных источников;

Регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока, понимать цель выполняемых действий;

Коммуникативные -  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, сообщать информацию в устной форме.

Опорные понятия: цветок, пестик, тычинка, венчик, чашечка, околоцветник, цветки обоеполые и раздельнополые, растения однодомные и двудомные, цветок правильный и неправильный.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.    Цель – первичное осознание учащимися нового учебного материала, осмысление связей и отношений в строении  и функциях цветка.

Формы и методы организации учебной деятельности:

Формы деятельности учащихся:

индивидуальная, работа в  группах, фронтальная.

методы:

  • словесные: беседа, рассказ, объяснение;
  • наглядные: просмотр презентации, демонстрационных моделей цветков;
  • практические: выполнение самостоятельной работы по карточкам;
  • методы контроля: выполнение заданий с взаимопроверкой

Планируемые результаты:

знания : главные и второстепенные части цветка; многообразие форм цветков; значение цветков в жизни растений.

умения :давать характеристику частям  цветка; распределять растения по группам.

Учебно – методический комплекс: 

1) Источники информации (план урока, учебники, видеозапись)

2) Оборудование (электронные средства обучения, демонстрационные модели, доска)

3) Дидактическое сопровождение (проблемные вопросы, логические схемы, рисунки, видеозапись, слайды презентации)

4) Материалы для познавательной деятельности учащихся (карточки для взаимопроверки, индикаторы обратной связи, материал учебника)

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты:

  • формирование коммуникативной  компетенности  в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимоси ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о взаимосвязи частей цветка растения; овладение понятийным аппаратом биологии
  • проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов
  • формирование основ экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе

Основное содержание:

1.Организационный момент

         2.Проверка домашнего задания

         3.Актуализация знаний

         4.Изучение нового материала

         5.Физминутка

         6. Первичное закрепление материала

         7.Подведение итогов урока

         8.Рефлексия

         9.Задание на дом


Структура  урока

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с укаанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

  1. 1.Мотивация к учебной деятельности

1.1.Создание благопрятного эмоционального-психологического  фона урока

1.2.Формирование у учащихся желания работать на уроке

1.1.1. Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди. Взяться за руки и зарядиться положительнй энергией.

Подводя итог упражнению, выражает надежду. Что полученная энергия поможет каждому  ученику решить задачи сегодняшнего урока

1.1.1.Дети выполняют просьбу учителя.

1.1.2. Оценивать свою готовность к уроку

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Регулятивные УУД: понимать  цель  выполняемых действий

2. Актуализация знаний.

Создание мотивации к самостоятельному выполнению учебного действия

Предлагает ответить на вопросы:

От чего зависит ощущение комфорта?

Что нас окружает?

 Чем представлено это окружение?

Почему важно знать это окружение?

Как они влияют друг на друга?

Обучающиеся отвечают на вопросы:

«окружающая среда»

«условия окружающей среды»

«условия обеспечивают жизнь»

Познавательное УУД:

вспоминают значение понятия «среда обитания»

«условия среды обитания»

Коммуникативное УУД: выражают свои мысли

3. Выявление места и причины затруднения.

Выявление  и фиксацию учащимися места, где возникло затруднение; определение причин затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи

Обращаем внимание учащихся к теме урока

- «Факторы среды обитания», моделируем проблемную ситуацию.

«Что означает слово «Фактор»?

Какие факторы среды обитания существуют?

Возможно ли влияние факторов друг на друга?

Почему важно знать это влияние?

Высказывают свои предложения по сути вопросов, поставленных учителем.

Определяют значение слов

«абиотические факторы»,«биотичесие факторы», «антропогенный фактор» по учебнику (консультант)

Регулятивное УУД: в

сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу

Коммуникативное УУД:

выражать свои мысли

4. Построение проекта выхода из затруднения

Этап предполагает обдумывание учащимися в исследовательской форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации

Предлагает учащимся сформулировать задачи урока

Сообщает план действий:

знакомство с влиянием факторов среды обитания как условием существования жизни.

Формулируют задачи урока:

1. Узнать, что относится к абиотическим факторам среды обитания в средах обитания?

2. Узнать, что относится к биотическим факторам среды обитания в средах обитания?

3. Узнать, что относится к антропогенным факторам среды обитания в средах обитания?

Познавательное УУД: поиски способов решения проблемы

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли

5. Реализация построенного проекта.

Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта, уточнение характера нового знания).

Организует исследование по содержанию нового материала

(влияния факторов среды обитания).

Организует беседу по результатам исследования:

Что нового вы узнали для себя?

Выполняют исследования в роли научного сотрудника:

Из литературных источников находят примеры влияния факторов среды обитания.

Выполняют опыт, выявляющий зависимость потребления количества воды от строения листьев.

Познавательное УУД:

умение выделять существенную информацию из различных источников, проводить опыт

Регулятивное УУД:

удерживать учебную задачу в процессе работы

Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач

Организует выполнение задания: Окажите помощь потерявшимся животным.

Распределите животных по группам по отношению к свету.

Выполняют задание и обсуждают правильность его выполнения

Познавательное УУД:

группировать предметы по существенным признакам

Регулятивное УУД:

оценивать правильность выполнения задания

Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы

7. Рефлексия учебной деятельности.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные им в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ; остались ли неразрешенные моменты.

Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и выяснить удовлетворенность своей деятельностью.

Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

Отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

Оценивают своё участие в уроке.

Регулятивное УУД:

оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности.

Коммуникативное УУД:

быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.


1. Мотивация к учебной деятельности

1.1.Создание благоприятного эмоционально-психологического  фона урока

1.2.Формирование у учащихся желания работать на уроке

 Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди. Взяться за руки и зарядиться положительней энергией.

Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученная энергия поможет каждому  ученику решить задачи сегодняшнего урока

2. Актуализация знаний.

Создание мотивации к самостоятельному выполнению учебного действия.

Предлагает ответить на вопросы:

От чего зависит ощущение комфорта?

Что нас окружает?

 Чем представлено это окружение?

Почему важно знать это окружение?

Как они влияют друг на друга?

Обучающиеся отвечают на вопросы:

«окружающая среда» (слайд)

«условия окружающей среды» (слайд)

«условия обеспечивают жизнь» на латинском (причины  процессов жизнееятельности) «Фактор»

3. Создание проблемной ситуации:

Какие факторы среды обитания существуют?

Возможно ли влияние факторов друг на друга?

Почему важно знать это влияние?

Учащиеся в роли консультанта находят в учебнике значение понятий:

«абиотические факторы»,

«биотические факторы», «антропогенный фактор»

4. Учитель предлагает учащимся сформулировать задачи урока

Сообщает план действий:

исследует влияние факторов среды обитания как необходимое условие существования жизни.

Учащиеся узнают, что относится к абиотическим факторам среды обитания.

Узнают, что относится к биотичесим факторам среды обитания.

Узнают, что относится к антропогенному фактору среды обитания.

5.Организует исследование по содержанию нового материала

(влияния факторов среды обитания на живые организмы)

Выполняют исследования в роли научных сотрудников:

Из детской энциклопедии находят примеры влияние факторов среды обитания на живые организмы

Выполняют опыт, выявляющий зависимость потребления количества воды от строения листьев.

Учитель организует беседу по результатам исследования:

Что нового вы узнали для себя? Почему важно знать,  как влияют факторы среды обитания  на организмы?

6. Учитель организует выполнение задания: распределите животных по группам по отношению к свету.

(Обращение  детям: окажите помощь потерявшимся животным)

(слайд с заданием и с проверкой)

Дневной образ жизни

Ночной образ жизни

Жизнь в постоянной темноте

Орел, летучая мышь, дождевой червь, ласточка, жираф, сова, крот, тигр

7. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные им в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ?; остались ли неразрешенные моменты?

Предлагает каждому ученику оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью с помощью карточек (красная, желтая, синяя), высказаться с помощью предложений.

Визитная карточка урока

биологии в 7 классе

учителя биологии Фадеевой Марианны  Михайловны

Понятия:

Предметные: среда обитания, факторы  среды обитания, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный фактор

Метапредметные: анализ, обобщение, вывод

Ценности: природа, человек, жизнь, здоровье, видовое многообразие

Технология: элементы исследовательской деятельности,  информационные технологии, работа в группах, используются элементы рефлексии

Результаты урока:

Личностные результаты:

  • формирование коммуникативной компетенности в общении и сотрудничестве со свесниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
  • формировние экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимоси ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Метапредметные результаты:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о взаимосвязи живого неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом
  • проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов
  • формирование основ экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе

               

Фактор Характеристика условийАдаптации животногоЭкологическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления

В последнее время  в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются т...

Урок по биологии в 6 классе. "Строение цветка"

Разработанный урок может быть использован при изучении новой темы по биологии в 6 классе "Строение цветка"....

Урок по технологии. "Изготовление игольницы-цветка"

Урок технологии "Работа с бумагой. Изготовление игольницы-цветка"Рябова Татьяна Николаевна учитель технологииЦели урока:1) Обучающие: научить учащихся изготавливать игольницу:формировать умения учащих...