Строение цветка. Опыление и оплодотворение
презентация к уроку по биологии (6 класс)
1. Строение цветка
2. Соцветия
3. Семейства Покрытосеменных, или Цветковых
4. Опыление и оплодотворение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetok.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
ТИПЫ ЦВЕТОВ Однодомные (это растения у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении) Двудомные (это растения у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных растениях) Огурец, тыква, кукуруза, береза и т.д. Ива, тополь, крапива, конопля и т.д. Обоеполые (цветки, содержащие одновременно пестики и тычинки) Раздельнополые (цветки, содержащие только пестики (пестичные цветки), или только тычинки (тычиночные цветки))
СОЦВЕТИЯ Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому на одном общем цветоносном побеге в определенном порядке цветок цветоножка ось соцветия
ФОРМУЛА ЦВЕТКА О – околоцветник Ч – чашелистики Л – лепестки Т – тычинки П – пестики () – сросшиеся части цветка – количество частей цветка ∞ – много компонентов + – элементы расположены в разных рядах или отличаются формой или размером * – правильный цветок ↑ – неправильный цветок П равильный цветок (актиноморфный) , через который можно провести множество плоскостей симметрии Неправильный цветок (зигоморфный) , через который можно провести только одну плоскость симметрии
ФОРМУЛА ЦВЕТКА О – околоцветник Ч – чашелистики Л – лепестки Т – тычинки П – пестики () – сросшиеся части цветка – количество частей цветка ∞ – много компонентов + – элементы расположены в разных рядах или отличаются формой или размером * – правильный цветок ↑ – неправильный цветок * Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 * Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ РОЗОЦВЕТНЫЕ (шиповник, земляника, малина, яблоня, груша, вишня и т.д.) Двойной околоцветник - из разнородных компонентов (чашечка + венчик) Лепестки Чашелистики
ПЛОДЫ Плод - генеративный орган покрытосеменных растений, развивающийся из цветка и служащий для защиты и распространения семян. 1. По количеству семян плоды подразделяются на: Односемянные - имеют одно семя, развившееся из единственного семязачатка. Пример, подсолнечник, пшеница. Многосемянные - содержат множество семян, каждое из которых сформировано одним семязачатком. Пример, тыква, помидор, горох, смородина. 2. По содержанию воды в составе околоплодника плоды делятся на: Сочные - околоплодник представлен сочной мякотью: ягода ( М – томат); яблоко ( М – яблоня); костянка ( О – вишня); многокостянка (М – ежевика); боб ( М – горох) и т.д. Сухие - с кожистым или деревянистым околоплодником: зерновка ( О – пшеница); семянка ( О – подсолнечник); желудь ( О – желудь); орех ( О – лещина); боб ( М – горох) и т.д.
СЕМЕЙСТВА ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ ИЛИ ЦВЕТКОВЫХ
РОЗОЦВЕТНЫЕ Жизненные формы: травы, кустарники, деревья; Соцветие: кисть (малина), простой зонтик ( яблоня), щиток (земляника); Плоды: многоорешек (шиповник, земляника), яблоко (яблоня, груша, рябина), костянка (вишня, слива), многокостянка (малина, ежевика) и т.д.; Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель часто с шипами, листья простые и сложные с прилистниками; Листорасположение: очередное; Жилкование: сетчатое; Корневая система: стержневая; Семядоли: две, относятся к классу - Двудольные; Представители: роза, сакура, яблоня, слива, груша, рябина, шиповник, земляника и т.д.
КРЕСТОЦВЕТНЫЕ (КАПУСТНЫЕ) , Жизненные формы: преимущественно травы; Соцветие: кисть; Плоды: стручок или стручочек; Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель, листья простые без прилистников; Листорасположение: очередное; Жилкование: перистое; Корневая система: стержневая; Семядоли: две, относятся к классу - Двудольные; Представители: все виды капуст, брокколи, редька, редис, рапс и т.д. * Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1
ПАСЛЕНОВЫЕ , Жизненные формы: травы; Соцветие: кисть; Плод: ягода (томат) или коробочка (табак); Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель, листья простые без прилистников; Листорасположение: очередное; Жилкование: сетчатое; Корневая система: стержневая; Семядоли: две, относятся к классу - Двудольные; Представители: картофель, томат, баклажан, дурман, и т.д. * Ч (5) Л (5) Т 5 П 1
БОБОВЫЕ (МОТЫЛЬКОВЫЕ) , Жизненные формы: травы, кустарники; Соцветие: кисть (горох) и головка (клевер); Плод: боб; Строение вегетативных органов: прямостоячий (бобы), ползучий (клевер), вьющийся (фасоль) и цепляющийся (горох) стебель, листья сложные с прилистниками; Листорасположение: очередное; Жилкование: перистое; Корневая система: стержневая; Семядоли: две, относятся к классу - Двудольные; Представители: фасоль, бобы, горох, чечевица, соя, арахис и т.д. ↑ Ч (5) Л 5 Т (9)+1 П 1
СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ (АСТРОВЫЕ) Жизненные формы: преимущественно травы; Соцветие: корзинка; Плод: семянка; Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель, листья простые без прилистников; Листорасположение: очередное; Жилкование: перистое; Корневая система: стержневая; Семядоли: две, относятся к классу - Двудольные; Представители: подсолнечник, одуванчик, василек, георгин и т.д. * Ч 0 Л (5) Т (5) П 1
ЛИЛЕЙНЫЕ Жизненные формы: преимущественно травы; Соцветие: зонтик (лук) или кисть (ландыш); Плод: ягода (спаржа) или коробочка (тюльпан); Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель, листья простые без прилистников; Листорасположение: очередное; Жилкование: перистое; Корневая система: стержневая; Семядоли: одна, относятся к классу - Однодольные; Представители: алоэ, лилия, тюльпан, ландыш и т.д. * О 3+3 Т 3+3 П 1 Простой околоцветник и з однородных компонентов (чашечка или венчик)
ЗЛАКОВЫЕ (МЯТЛИКОВЫЕ) Жизненные формы: травы; Соцветие: сложный колос (пшеница), метелка (овес), початок (кукуруза); Плод: зерновка; Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель - соломина, листья простые; Листорасположение: очередное; Жилкование: параллельное; Корневая система: мочковатая; Семядоли: одна, относятся к классу - Однодольные; Представители: пшеница, кукуруза, овес, рис, бамбук, пырей и т.д. ↑ О (2)+2 Т 3 П 1
Пыльник Рыльце пестика Половое размножение растений происходит с участием половых клеток — гамет. Тычинка – часть цветка, представляющая собой мужской репродуктивный орган. В пыльнике тычинки созревают пыльцевые зёрна (пыльца), в которых развиваются мужские гаметы — спермии. Пестик – это женский репродуктивный орган цветковых растений. Внутри завязи пестика расположены семязачатки (семяпочки), в которых образуются женские гаметы — яйцеклетки. После созревания гамет происходит опыление. Пыльца переносится на рыльце пестика. Опыление — это перенесение пыльцевых зёрен из пыльника на рыльце пестика ОПЫЛЕНИЕ И ОПЛОДОТВОРЕНИЕ Самоопыление – пыльца из пыльников переносится на рыльце пестика того же самого цветка или между цветками одного растения. Перекрёстное опыление – пыльца одного цветка переносится на рыльце пестика цветка другого растения этого же вида ТИП ОПЫЛЕНИЯ горох , томаты злаки: пшеница, рожь; яблоня
Ветроопыляемые - малозаметные цветки с мелкими лепестками или их нет; - лишены запаха; - рыльце крупное, многолопастное ; - тычинки свешиваются из цветка наружу так, что пыльца высыпается; - производят большое количество пыльцы; - пыльцевые зерна мелкие, легкие, с сухими гладкими стенками; - строение цветка очень простое. ТИПИЧНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВЕТРООПЫЛЯЕМЫМИ И НАСЕКОМООПЫЛЯЕМЫМИ ЦВЕТКАМИ Насекомоопыляемые - цветки с крупными яркими лепестками , хорошо заметны; Если цветки невзрачные, то могут быть собраны в соцветия - издают запах; - рыльце в пестике маленькое, не выступающее из цветка, выделяет клейкое вещество, к которому прилипает пыльца; - тычинки находятся внутри цветка; - пыльцевые зерна тяжелые, крупные , имеют шипики на стенках, клейкие; - строение цветка часто усложненное , приспособлено к переносу пыльцы каким-либо определенным видом насекомого.
Двойное оплодотворение и образование семени Ко времени оплодотворения в завязи цветка уже сформированы один или несколько семязачатков . В каждом семязачатке есть зародышевый мешок с яйцеклеткой (женская гамета) и ещё несколькими вспомогательными клетками. Крупная клетка в центре – центральная клетка. У нее два ядра, которые сливаются в одно центральное ядро. После того как пыльцевое зерно попадёт на рыльце пестика, оно начинает прорастать. Пыльцевая трубка врастает в ткань столбика и растёт в направлении завязи. По растущей трубке опускаются два спермия. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка завязи, она внедряется в него. Два спермия высвобождаются и попадают в зародышевый мешок. Один спермий сливается с яйцеклеткой ( n + n = 2n) , при этом образуется зигота , которая развивается в зародыш семени. Второй спермий сливается с ядром центральной клетки (2n + n = 3n) зародышевого мешка, после чего она начинает очень быстро делиться и превращается в эндосперм – питательную ткань семени. Покровы семязачатка образуют семенную кожуру. А стенки завязи пестика – плод. Таким образом, в оплодотворении участвуют два спермия, поэтому этот процесс назвали двойным оплодотворением . Оно характерно только для цветковых растений. Сергей Гаврилович Навашин (1857–1930) — российский и советский ботаник, который открыл двойное оплодотворение у цветковых растений, а именно — у лилии кудреватой и рябчика восточного.
ЗАДАНИЯ
1. Выберите из приведенного ниже списка три признака, которые характерны для процесса двойного оплодотворения у покрытосеменных растений . А) слияние спермия с центральной клеткой зародышевого мешка Б) ф ормирование пыльцевого зерна В) образование зиготы в зародышевом мешке Г) слияние спермия с яйцеклеткой Д) образование цветка Е) деление зиготы путём мейоза
2 . Установите соответствие между растением и его признаками. ХАРАКТЕРИСТИКА А) цветок трехчленный Б) околоцветник двойной В) плод костянка Г) цветок пятичленный Д) плод зерновка Е) листья с параллельным жилкованием РАСТЕНИЕ 1) Вишня 2) Пшеница
3. Выберите три правильных ответа из шести. Какие признаки характеризуют семейство Паслёновые? 1) в основном кустарники и деревья 2) плод стручок или стручочек 3) плод коробочка или ягода 4) цветок пятичленного типа с двойным околоцветником 5) к семейству относятся картофель, табак 6) к семейству относятся редька, редис
4. Если у растения сетчатое жилкование листьев, то у него, как правило, 1) мочковатая корневая система 2) одна семядоля в семени 3) развит главный корень 4) цветок трёхчленного типа
5. Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом. ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ А) мелкая сухая пыльца 1) ветром Б) мелкие невзрачные цветки 2) насекомыми В) наличие в цветках нектара Г) яркая окраска цветков Д) образование большого количества пыльцы Е) зацветание до распускания листьев
5. Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом. ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ А) мелкая сухая пыльца 1) ветром Б) мелкие невзрачные цветки 2) насекомыми В) наличие в цветках нектара Г) яркая окраска цветков Д) образование большого количества пыльцы Е) зацветание до распускания листьев
6 . Почему на Земле число видов покрытосеменных растений превосходит число видов растений всех остальных отделов? 1) У них имеются разнообразные приспособления к жизни в разных условиях. 2) Они отличаются большей продолжительностью жизни. 3) Для них характерна развитая корневая система. 4) Они имеют клеточное строение и содержат пигмент хлорофилл
Главные части цветка: 1) лепестки венчика 2) чашелистики 3 ) пестик и тычинки 4) цветоложе
8. Установите соответствие: Признаки: Часть цветка: 1) совокупность лепестков а) цветоножка 2) совокупность чашелистиков б) цветоложе 3) ось цветка в) венчик 4) совокупность чашелистиков и лепестков г) чашечка 5) верхняя расширенная часть цветоножки, д) околоцветник на которой расположены части цветка
9. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений 2. Цветок представляет собой видоизменённый лист 3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение 4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой 5. В цветке имеются пестики и тычинки
10. В цветках ветроопыляемых растений, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. С чем это связано?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строение цветка и соцветия
Раскрыть биологическое значение главных частей цветка, соцветия; рассмотреть строение и функции частей цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений показат...
Конспект урока по теме "Строение цветка, Опыление"
Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен...
Урок ботаники в 6 классе "Поиск взаимосвязи между строением цветка и способом его опыления"
Урок, формирующий УУД .Цели урока:Образовательные: дать понятие о способах опыления у цветковых растений, показать связь строения и функции на примере строения цветков растений с разным сп...
Опыление и оплодотворение растений
Урок об опылении и двойном оплодотворении цветковых растений...
Опыление и оплодотворение цветковых растений
Продолжение темы половое размножение цветковых растений...
Презентация по теме: "Строение цветка. Многообразие цветков"
Данный материал отражает особенности строения цветка (органа, участвующего в половом размножении) поктытосеменных (цветковых) растений, разнообразие цветков, строение главных частей цветка (пест...
Тест по биологии "Строение растений. Строение цветка" для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями
Тест по биологии "Строение растений. Строение цветка" для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями...