Пректная деятельность на уроках биологии
проект по биологии по теме

Натарова Нина Викторовна

О методе проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Разработанный ещё в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае – это лишь этап проектной работы.

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии (в частности ботанике или зоологии).

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.

Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:

  • формировать и развивать творческие способности ученика;
  • развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
  • создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
  • заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
  • постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.

Мы сотрудничаемвместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта.

В ходе работы над проектом можно выделить следующие этапы:

Подготовительный, или вводный (погружение в проект):

  1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  2. Определение цели, формулирование задач.
  3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
  4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
  5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
  6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

Поисково-исследовательский этап:

  1. Определение источников информации.
  2. Планирование способов сбора и анализа информации.
  3. Подготовка к исследованию и его планирование.
  4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
  5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

Трансляционно-оформительский этап:

  1. Предзащита проекта (в классе).
  2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
  3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.2. стендовая информация о проекте.

Заключительный этап:

  1. Публичная защита проекта.
  2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
  3. Итоговая конференция

Ученик, выполнив проект и защитив его, должен научиться:

  • планировать работу;
  • письменно и устно представлять результаты своей работы;
  • защищать и отстаивать свою точку зрения;
  • отвечать за результаты работы;
  • оформлять работу и т.д.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Общие требования к проектной работе по биологии.

Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

  • введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;
  • место и время выполнения работы;
  • краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);
  • систематизированные, обработанные результаты исследований;
  • выводы, сделанные после завершения работы над проектом;
  • практическое использование результатов проекта;
  • социальная значимость проекта;
  • приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.

Критерии оценки проектов по биологии:

  • четкость поставленной цели и задач;
  • тематическая актуальность и объем использованной литературы;
  • обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
  • полнота раскрытия выбранной темы проекта;
  • обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
  • уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
  • анализ полученных данных;
  • наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
  • качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).

Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:

  • обоснованность структуры доклада;
  • вычленение главного;
  • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
  • использование наглядно-иллюстративного материала;
  • компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);
  • уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Большую роль в формировании навыков овладения составляющими исследовательской и проектной деятельности играет внеурочная деятельность. В МОУ гимназии №1 г. Балашова организовано научное общество учащихся, которое занимается проектно - исследовательской работой.

Принципы организации научного общества учащихся:

  • в гимназии №1 научное общество учащихся организовано с 2001 г. в рамках методического объединения естествознания;
  • членами научного общества являются учащиеся химико-биологических и медицинских 8 11классов;
  • членами научного общества могут стать ученики: успешно освоившие основной предметный материал, стремящиеся выйти за рамки учебной программы, готовые заниматься исследовательской деятельностью;
  • результаты работы научного общества – участие в научно-практических конференциях, экологических конференциях, неделях науки в СГУ им. Чернышевского, СГМУ им. Разумовского, СГАУ им. Н.И.Вавилова, всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Результатами проектно-исследовательской деятельности научного общества учащихся МОУ гимназии № 1 г. Балашова за последние несколько лет стала работа над проектами и их защита.

Исследовательские проекты:

  • Социальная значимость здоровья
  • Изучение экологического состояния школьных помещений
  • Туберкулёз лёгких: глобальная опасность!
  • Изучение экологического состояния пришкольной территории
  • Здоровое поколение
  • Исследование качества воды в реке Хопёр
  • Биотехнология-союз науки и производства
  • Интегрированная медицина
  • Статистика в биологии
  • Влияние внешних условий на нарушение функции органа зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школьний дворик"-проектная деятельность на уроках биологии

Любая проектная деятельность это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску решения разнообразных задач, в том числе и биологических....

Проектная деятельность на уроках биологии

Рсскажи мне — и я забуду.Покажи мне — и я запомню.Дай мне действовать самому — и я научусь.Китайская мудрость...

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым ...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вот уже несколько лет я работаю над методической темой «Научно-исследовательские проекты в деятельности обучающихся». Она полностью соответствует инновационной педагогической технологии пр...