РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2005г. Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МБОУ Суховская СОШ № 3
_________/Безденежная Л.В./
Приказ№ ___________
«____» _____________ 2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель: Бабаева Ж.М
Предмет: Природоведение
Класс: 5
Рассмотрено на заседании МС
Протокол №___от « » __________
Затулина С.С.
с. Сухово
2013г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Учебник Автор: Т.С.Сухова, В.И.Строганов.
Название: Природа. Введение в биологию и экологию.
Издательство: Вентана-Граф.2006г
Количество часов в неделю:
- по программе: 70 ч.
- по учебному плану школы: 2 ч. (в неделю)
- практические и лабораторные работы: ______15_________
(количество часов)
- контрольные работы: ____4___________
(количество часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2005г. Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете, с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.
Цели изучения курса
Изучение природы в V классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Цели данного курса согласуются с целями, которые ставит перед собой школа.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
Структура курса
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1 | Введение | (7ч.) |
2 | Как размножаются живые организмы | (11ч) |
3 | Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды | (5ч) |
4 | Как питаются живые организмы | (15ч) |
5 | Как дышат организмы | (5ч) |
6 | Многообразие живого мира | (13ч) |
7 | Жизнь в сообществах. Экосистема. | (12ч) |
Итого: | 68 часов |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | «Размножение организмов» | 1 |
2 | «Питание живых организмов» | 1 |
3 | « Многообразие живых организмов» | 1 |
4 | «Жизнь в сообществах». | 1 |
ИТОГО: | 4 |
Перечень практических и лабораторных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Лабораторная работа№1 «Знакомство с микроскопом» | 1 |
2 | Лабораторная работа№2 «Рассмотрение под микроскопом пузырьков воздуха и плесени». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
3 | Практическая работа№1. «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы» | 1 |
4 | Лабораторная работа№3 «Строение семени фасоли» | 1 |
5 | Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками | 1 |
6 | Практическая работа №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров». | 1 |
7 | Лабораторная работа №4 «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
8 | Лабораторная работа №5 «Рассмотрение корней растений». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
9 | Практическая работа№4 «Подкармливание птиц зимой» | 1 |
10 | Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
11 | Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
12 | Лабораторная работа №8 «Рассматривание простейших под микроскопом». Инструктаж по технике безопасности | 1 |
13 | Практическая работа№5 «Уход за комнатными растениями и аквариумом». | 1 |
14 | Практическая работа №6 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе». | 1 |
15 | Практическая работа №7 «Красота и гармония в природы» (урок рисования). | 1 |
Итого: | 15 |
Литература для учителя:
1. Учебник Автор: Т.С.Сухова, В.И.Строганов. «Природа. Введение в биологию и экологию». Издательство: Вентана-Граф.2006г
2. Биология в школе. Журнал 2000-2012г
Литература для учащихся:
Учебник Автор: Т.С.Сухова, В.И.Строганов. «Природа. Введение в биологию и экологию». Издательство: Вентана-Граф.2006г
Полное КТП
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Основные понятия | Сроки изучения | Виды контроля |
Введение (7 ч.) | |||||
1. | О чем эта книга. | § 1 | Опыт наблюдение | Устный опрос | |
2. | Посмотри вокруг и подумай. | § 2 | знать определение что называется биологией. | Устный опрос | |
3. | Как идет жизнь на Земле. | § 3 | Знать определение жизни .привести примеры мест обитания животных | Устный опрос | |
4. | Прибор, открывающий тайны. Лабораторная работа №1 «Знакомство с микроскопом». Инструктаж по технике безопасности. | § 4 | Умение работы с микроскопом. | Лабораторная работа №1 | |
5. | Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа №2 «Рассмотрение под микроскопом пузырьков воздуха и плесени». Инструктаж по технике безопасности. | § 5 | Уметь приготовить микропрепарат и работать с микроскопом | Лабораторная работа №2 | |
6. | Экскурсия «1 «Живая и неживая природа». | Вопросы в тетради. | Уметь сравнивать предметы живой и неживой природы. Привести примеры. | Письменная работа | |
7. | Практическая работа №1 «Изучение строения деревьев и кустарников в районе школы». | Задание в тетради. | Практическая работа№1 | ||
Как размножаются живые организмы (11 ч.) | |||||
1. | Как размножаются живые организмы. | § 6 | Знать определение процесса оплодотворения. Называть женские и мужские половые клетки. | Устный опрос | |
2. | Одинаково ли размножаются разные животные. | § 7 | Знать определение бесполого и полового размножения. Привести примеры. | Устный опрос | |
3. | Как размножаются растения. Лабораторная работа №3 «Строение семени фасоли». Инструктаж по технике безопасности. | § 8 | Распознать и описать строение семени фасоли. | Лабораторная работа№3 | |
4. | Откуда у растений появляется зародыш. | § 9 | Знать понятие зародыша. называть клетки участвующие в производстве потомства | Устный опрос | |
5. | Бывают ли обоеполые растения. | § 10 | Уметь называть виды опылений. привести пример. | Устный опрос | |
6. | Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются. | § 11 | Называть способы распространения семян. Привести примеры | Устный опрос | |
7, 8. | Экскурсия №2 «Распространение плодов и семян». | Сказка «путешествие семян». | Уметь давать хар-ку распространения семян .привести примеры. | Устная беседа | |
9, 10. | Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками». | Доклады «Мое любимое комнатное растение». | уметь рассказывать об уходе за комнатными растениями. Привести примеры. | Практическая работа№2 | |
11. | Обобщающий урок: «Как размножаются живые организмы» | Знать основные понятия размножения живых организмов. | Устный опрос | ||
Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (5 ч.). | |||||
1. | Почему всем хватает места на Земле. | § 13 | Уметь перечислять причины гибели живых организмов .привести примеры. | Устный опрос | |
2. | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия. | § 14 | Знать определение среды обитания. распознавать и описывать различные взаимоотношения между живыми организмами. привести примеры | Устный опрос | |
3. | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников. | § 15 | Знать определение какие вещества называются органическими. знать какие вещества нужны для образования органических веществ. Привести примеры. | Устный опрос | |
4. | Практическая работа №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров». | Задание в тетради. | Уметь распознавать и описывать за расходом воды и электроэнергией в школе. | Практическая работа №3 | |
5. | Обобщающий урок: «Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды». | Уметь называть ,сравнивать взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды. привести примеры. | Устный опрос | ||
Как питаются живые организмы (15 ч.) | |||||
1. | Как питаются разные животные. | § 17 | Уметь перечислить способы питания разные животные. Привести примеры | Устный опрос | |
2. | Как питается растение. Лабораторная работа №4 «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа». Инструктаж по технике безопасности. | § 18 | Уметь распознавать и описывать клетки зеленого листа. | Лабораторная работа№4 | |
3. | Только ли лист кормит растение. Лабораторная работа №5 «Рассмотрение корней растений». Инструктаж по технике безопасности. | § 19 | Уметь распознать и описать корни растений. | Лабораторная работа №5 | |
4. | Как питаются паразиты. | § 20 | ЗНАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАКИЕ ОРГАНИЗМЫ НАЗЫВАЮТСЯ ПАРАЗИТАМИ. ПРИВЕСТИ РПИМЕРЫ. | УСТНЫЙ ОПРОС | |
5. | Обобщающий урок: «Питание животных и растений» | § 21 | ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ ПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ,РАСТЕНИЙ И ДР.ВИДЫ. ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ-ЦВЕТ ЖИЗНИ | УСТНЫЙ ОПРОС | |
6. | Нужны ли минеральные соли животным и человеку. | § 22 | УМЕТЬ ОБЬЯСНИТЬ КАКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ НУЖНЫ ЖИВОТНЫМ И ЧЕЛОВЕКУ.ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ | УСТНЫЙ ОПРОС | |
7. | Можно ли жить без воды. | § 23 | ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ БЕЗ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ НЕВОЗМОЖНА ЖИЗНЬ. ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ВОДА-ЭТО ИСТОЧНИК ЖИЗНИ | УСТНЫЙ ОПРОС | |
8. | Можно ли жить, не питаясь. | § 24 | ЗНАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ. УМЕТЬ ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВАЯВЛЯЮТСЯ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ.ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ. | УСТНЫЙ ОПРОС | |
9. | Как можно добыть энергию для жизни. | § 25 | УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ. | УСТНЫЙ ОПРОС | |
10. | Запасают ли живые организмы питательные вещества. | § 26 | УМЕТЬ ОЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМ ЗАПАС ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ЖИВЫМ ОРГАНИЗМАМ. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ. | УСТНЫЙ ОПРОС | |
11, 12 | Экскурсия №3 «Живые организмы зимой». | Задание в тетради. | УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ПРИСПАСОБЛЕННОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В ЖИМНИЙ ПЕРИОД. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ. | ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА | |
13, 14 | Практическая работа №4 «Подкармливание птиц зимой». | Вопросы в тетради. | УМЕТЬ ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД. | ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА | |
15. | Обобщающий урок: «Как питаются живые организмы». | § 27 | ПРИВЕСТТИ ПРИМЕРЫ ПИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.УМЕТЬ ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ПИЩА ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ. | УСНЫЙ ОПРОС | |
Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (5 ч.). | |||||
1. | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». Инструктаж по технике безопасности. | § 28 | УМЕТЬ РАСПОЗНАВАТЬ И ОПИСЫВАТЬ КЛЕТКИ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ И МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ. | ЛАБОРАТОРНА РАБОТА №6 | |
2. | Разнообразие клеток многоклеточных организмов. Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов». Инструктаж по технике безопасности. | § 29 | УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ РАЗНЫЕ КЛЕТКИ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ | ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№7 | |
3. | Можно ли жить и не дышать. | § 30 | ЗНАТЬ ПОНЯТИЕ ГАЗООБМЕН.УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ У РАЗНЫХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ | УСТНЫЙ ОПРОС | |
4. | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду. | § 31 | Уметь объяснять почему Земля наш общий дом. уметь объяснить как происходит дыхание у растений | Устный опрос | |
5. | Обобщающий урок: «Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы». | § 32 | Уметь сравнивать клетки одноклеточных и многоклеточных организмов и их выполняемые функции. Знать понятие газообмена между организмом и окружающей средой. Уметь сравнивать и приводить примеры приспособленности живых организмов к окружающей среде привести примеры. | Письменная работа | |
Многообразие живого мира (13 ч.) | |||||
1. | Многообразие живого мира. | § 33 | Уметь объяснить почему жизнь на планете существует там ,где для нее есть необходимые условия .привести примеры | Устный опрос | |
2. | Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов). | § 34 | Знать понятие родственные группы. Знать определение вида. Знать определение царства. уметь приводить примеры. | Устный опрос | |
3. | Царства живой природы (растения, грибы). | § 35 | Уметь описывать и распознавать царство растений и царство грибов.
| Устный опрос | |
4. | Царства живой природы (животные простейшие). Лабораторная работа №8 «Рассматривание простейших под микроскопом». Инструктаж по технике безопасности. | § 36 | Уметь распознавать и описывать организмы простейших под микроскопом. | Лабораторная работа№8 | |
5. | Царства живой природы (бактерии, вирусы). | § 37 | Уметь распознавать и описывать царство бактерий и вирусов. Привести примеры. | Устный опрос | |
6. | Обобщающий урок: «Классификация живых организмов». | § 38 | уметь выделять живые организмы по царствам . привести примеры. | Устный опрос | |
7. | Среда обитания. Факторы среды. | § 39 | Знать определение что такое среда обитания. Знать определение факторы среды. Уметь распознавать факторы живой и неживой природы. Знать определение науки экологии. | Устный опрос | |
8. | Кто живет в воде. | § 40 | Уметь объяснить почему то или иное животное приспособлено к жизни в водной среде. Привести примеры. | Устный опрос | |
9. | Обитатели суши. | § 41 | Уметь объяснить почему свет один из важнейших экологических факторов .уметь распознавать теневыносливые и светолюбивые растения привести примеры. Уметь объяснить почему невозможна жизнь без воды. | Устный опрос | |
10. | Кто живет в почве. | § 42 | Уметь объяснить почему почва является плодородным слоем .уметь привести примеры организмов обитающих в почве. | Устный опрос | |
11. | Организм как среда обитания. | § 43 | уметь приводить примеры и описывать разные формы паразитических организмов приспособленных к разным средам обитания | Устный опрос | |
12, 13 | Экскурсия №4 «Живые организмы весной». | Задание в тетради. | Уметь описывать приспособленность живых организмов к сезонному явлению | Письменная работа | |
Жизнь в сообществах. Экосистема (12 ч.). | |||||
1. | Природное сообщество. Экосистема. | § 44 | Уметь описывать как складываются природные сообщества. Уметь сравнивать природные и искусственные сообщества привести примеры. | Устный опрос | |
2. | Как живут организмы в природном сообществе. | § 45 | Уметь описывать взаимоотношения между организмами .привести примеры. | Устный опрос | |
3. | Человек – часть живой природы. | § 46 | Уметь объяснить почему жизнь и здоровье человека зависит от окружающей среды привести примеры. | Устный опрос | |
4. | Влияние человека на биосферу. | § 47 | Знать определение биосферы. Привести примеры влияния человека на биосферу. | Устный опрос | |
5. | Все ли мы знаем о жизни на Земле. | § 48 | Знать основные понятия о жизни на земле | Устный опрос | |
6. | Современные проблемы охраны окружающей среды. | Доклады. | Уметь называть современные проблемы охраны окружающей среды .привести примеры. | Устный опрос | |
7. | Практическая работа №5 «Уход за комнатными растениями и аквариумом». | Задание в тетради | уметь привести примеры ухода за комнатными растениями и аквариумом. | Практическая работа №5 | |
8. | Практическая работа №6 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе». | Уметь описать экономию воды и электроэнергии в школе | Практическая работа №6 | ||
9, 10. | Практическая работа №7 «Красота и гармония в природы» (урок рисования). | Рисунок «Экологические знаки». | Уметь описать красоту и гармонию природы. | Практическая работа №7 | |
11. | Обобщающий урок: «Жизнь в сообществах. Экосистема». | Знать определение сообщества и экосистемы .привести примеры. | Устный опрос | ||
12. | Задание на лето. | § 49 | Уметь наблюдать и описывать дыхание разных видов животных. Уметь наблюдать и описывать за движением различных животных .привести примеры. | Письменная работа | |
13 - 14 | Резерв | ||||
За год дано: Лабораторных работ – 8, Практических работ – 7, Экскурсий – 4, Обобщающих уроков – 7. Резерв -2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Природоведение 5 класс.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего обр...
рабочая программа Природоведение 5 класс VIII вида
рабочая программа Природоведение 5 класс VIII вида...
Рабочая программа природоведение 5 класс
Данная программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс, требованиям к результатам освое...
рабочая программа природоведение 5 кл
рабочая программа природоведение 5 кл, по программе Плешакова и Сонина....
Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс
Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс...
Рабочая программа- Природоведение 5 класс
Рабочая программа по природоведению 5 класс составлена к учебнику Плешаков А.А., Сонин Н.И....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПриродоведение 5 классОбразовательной программыТ.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение»для 5 - 7 классовVIII вида. (34 часа)...