РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Бабаева Жанна Михайловна

Рабочая программа разработана на основе  авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2005г. Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор МБОУ Суховская СОШ № 3

_________/Безденежная Л.В./

Приказ№ ___________

«____» _____________ 2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учитель: Бабаева Ж.М

Предмет: Природоведение

Класс: 5

Рассмотрено на заседании МС

Протокол №___от «    » __________

Затулина С.С.

с. Сухово

2013г.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Учебник Автор:  Т.С.Сухова, В.И.Строганов.

Название:  Природа. Введение в биологию и экологию.

Издательство: Вентана-Граф.2006г 

Количество часов в неделю:

  • по программе: 70 ч.
  • по учебному плану школы: 2 ч. (в неделю)
  • практические и лабораторные работы: ______15_________

                                                                  (количество часов)

  • контрольные работы: ____4___________

                                                                     (количество часов)


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе  авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2005г. Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете, с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Цели  изучения  курса

Изучение природы в V классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Цели данного курса согласуются с целями, которые ставит перед собой школа.


Планируемые результаты обучения

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

Структура курса

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1

Введение

(7ч.)

2

Как размножаются живые организмы

(11ч)

3

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

(5ч)

4

Как питаются живые организмы

(15ч)

5

Как дышат организмы

(5ч)

6

Многообразие живого мира

(13ч)

7

Жизнь в сообществах. Экосистема.

 (12ч)

Итого:

68 часов

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1

 «Размножение организмов»

1

2

 «Питание живых организмов»

1

3

 « Многообразие живых организмов»

1

4

 «Жизнь в сообществах».

1

ИТОГО:    

4

Перечень практических и лабораторных работ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Лабораторная работа№1 «Знакомство с микроскопом»

1

2

Лабораторная работа№2 «Рассмотрение под микроскопом пузырьков воздуха и плесени». Инструктаж по технике безопасности.

1

3

Практическая работа№1. «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы»

1

4

Лабораторная работа№3 «Строение семени фасоли»

1

5

Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками

1

6

Практическая работа №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров».

1

7

Лабораторная работа №4 «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа». Инструктаж по технике безопасности.

1

8

Лабораторная работа №5 «Рассмотрение корней растений». Инструктаж по технике безопасности.

1

9

 Практическая работа№4  «Подкармливание птиц зимой»

1

10

Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». Инструктаж по технике безопасности.

1

11

Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов». Инструктаж по технике безопасности.

1

12

Лабораторная работа №8 «Рассматривание простейших под микроскопом». Инструктаж по технике безопасности

1

13

Практическая работа№5  «Уход за комнатными растениями и аквариумом».

1

14

Практическая работа №6 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».

1

15

Практическая работа №7 «Красота и гармония в природы» (урок рисования).

1

Итого:

15

Литература для учителя:

1. Учебник Автор:  Т.С.Сухова, В.И.Строганов. «Природа. Введение в биологию и экологию». Издательство: Вентана-Граф.2006г 

2. Биология в школе. Журнал 2000-2012г

Литература для учащихся:

Учебник Автор:  Т.С.Сухова, В.И.Строганов. «Природа. Введение в биологию и экологию». Издательство: Вентана-Граф.2006г 


Полное КТП

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Основные понятия

Сроки изучения

Виды контроля

Введение (7 ч.)

1.

О чем эта книга.

§ 1

Опыт наблюдение

Устный опрос

2.

Посмотри вокруг и подумай.

§ 2

знать определение что называется биологией.

Устный опрос

3.

Как идет жизнь на Земле.

§ 3

Знать определение жизни .привести примеры мест обитания животных

Устный опрос

4.

Прибор, открывающий тайны.

Лабораторная работа  №1 «Знакомство с микроскопом». Инструктаж по технике безопасности.

§ 4

Умение работы с микроскопом.

Лабораторная работа №1

5.

Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом.

Лабораторная работа №2 «Рассмотрение под микроскопом пузырьков воздуха и плесени». Инструктаж по технике безопасности.

§ 5

Уметь приготовить микропрепарат и работать с микроскопом

Лабораторная работа №2

6.

Экскурсия «1 «Живая и неживая природа».

Вопросы в тетради.

Уметь сравнивать предметы живой и неживой природы. Привести примеры.

Письменная работа

7.

Практическая работа №1 «Изучение строения деревьев и кустарников в районе школы».

Задание в тетради.

Практическая работа№1

Как размножаются живые организмы (11 ч.)

1.

Как размножаются живые организмы.

§ 6

Знать определение процесса оплодотворения. Называть женские и мужские половые клетки.

Устный опрос

2.

Одинаково ли размножаются разные животные.

§ 7

Знать определение бесполого и полового размножения. Привести примеры.

Устный опрос

3.

Как размножаются растения.

Лабораторная работа №3 «Строение семени фасоли». Инструктаж по технике безопасности.

§ 8

Распознать и описать строение семени фасоли.

Лабораторная работа№3

4.

Откуда у растений появляется зародыш.

§ 9

Знать понятие зародыша. называть клетки участвующие в производстве потомства

Устный опрос

5.

Бывают ли обоеполые растения.

§ 10

Уметь называть  виды опылений. привести пример.

Устный опрос

6.

Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются.

§ 11

Называть способы распространения семян. Привести примеры

Устный опрос

7, 8.

Экскурсия №2 «Распространение плодов и семян».

Сказка «путешествие семян».

Уметь давать хар-ку распространения семян .привести примеры.

Устная беседа

9, 10.

Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками».

Доклады «Мое любимое комнатное растение».

уметь рассказывать об уходе за комнатными растениями. Привести примеры.

Практическая работа№2

11.

Обобщающий урок: «Как размножаются живые организмы»

Знать основные понятия размножения живых организмов.

Устный опрос

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (5 ч.).

1.

Почему всем хватает места на Земле.

§ 13

Уметь перечислять причины гибели живых организмов .привести примеры.

Устный опрос

2.

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия.

§ 14

Знать определение среды обитания. распознавать и описывать различные взаимоотношения между живыми  организмами. привести примеры

Устный опрос

3.

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников.

§ 15

Знать определение какие вещества называются органическими. знать какие вещества нужны для образования органических веществ. Привести примеры.

Устный опрос

4.

Практическая работа №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров».

Задание в тетради.

Уметь распознавать и описывать за расходом воды и электроэнергией в школе.

Практическая работа №3

5.

Обобщающий урок: «Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды».

Уметь называть ,сравнивать взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды. привести примеры.

Устный опрос

Как питаются живые организмы (15 ч.)

1.

Как питаются разные животные.

§ 17

Уметь перечислить способы питания разные животные. Привести примеры

Устный опрос

2.

Как питается растение.

Лабораторная работа №4 «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа». Инструктаж по технике безопасности.

§ 18

Уметь распознавать и описывать клетки зеленого листа.

Лабораторная работа№4

3.

Только ли лист кормит растение.

Лабораторная работа №5 «Рассмотрение корней растений». Инструктаж по технике безопасности.

§ 19

Уметь распознать и описать корни растений.

Лабораторная работа №5

4.

Как питаются паразиты.

§ 20

ЗНАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАКИЕ ОРГАНИЗМЫ НАЗЫВАЮТСЯ ПАРАЗИТАМИ. ПРИВЕСТИ РПИМЕРЫ.

УСТНЫЙ ОПРОС

5.

Обобщающий урок: «Питание животных и растений»

§ 21

ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ ПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ,РАСТЕНИЙ И ДР.ВИДЫ. ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ-ЦВЕТ ЖИЗНИ

УСТНЫЙ ОПРОС

6.

Нужны ли минеральные соли животным и человеку.

§ 22

УМЕТЬ ОБЬЯСНИТЬ КАКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ НУЖНЫ ЖИВОТНЫМ И ЧЕЛОВЕКУ.ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ

УСТНЫЙ ОПРОС

7.

Можно ли жить без воды.

§ 23

ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ БЕЗ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ НЕВОЗМОЖНА ЖИЗНЬ. ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ВОДА-ЭТО ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

УСТНЫЙ ОПРОС

8.

Можно ли жить, не питаясь.

§ 24

ЗНАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ. УМЕТЬ ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВАЯВЛЯЮТСЯ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ.ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ.

УСТНЫЙ ОПРОС

9.

Как можно добыть энергию для жизни.

§ 25

УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ.

УСТНЫЙ ОПРОС

10.

Запасают ли живые организмы питательные вещества.

§ 26

УМЕТЬ ОЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМ ЗАПАС ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ЖИВЫМ ОРГАНИЗМАМ. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ.

УСТНЫЙ ОПРОС

11, 12

Экскурсия №3 «Живые организмы зимой».

Задание в тетради.

УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ПРИСПАСОБЛЕННОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В ЖИМНИЙ ПЕРИОД. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ.

ПИСЬМЕННАЯ  РАБОТА

13, 14

Практическая работа №4 «Подкармливание птиц зимой».

Вопросы в тетради.

УМЕТЬ ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ  В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

15.

Обобщающий урок: «Как питаются живые организмы».

§ 27

ПРИВЕСТТИ  ПРИМЕРЫ  ПИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.УМЕТЬ ОБЬЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ПИЩА ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ.

УСНЫЙ ОПРОС

Как дышат одноклеточные и многоклеточные

организмы (5 ч.).

1.

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». Инструктаж по технике безопасности.

§ 28

УМЕТЬ РАСПОЗНАВАТЬ И ОПИСЫВАТЬ КЛЕТКИ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ И МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ.

ЛАБОРАТОРНА РАБОТА №6

2.

Разнообразие клеток многоклеточных организмов.

Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов». Инструктаж по технике безопасности.

§ 29

УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ РАЗНЫЕ КЛЕТКИ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№7

3.

Можно ли жить и не дышать.

§ 30

ЗНАТЬ ПОНЯТИЕ ГАЗООБМЕН.УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ У РАЗНЫХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ

УСТНЫЙ ОПРОС

4.

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду.

§ 31

Уметь  объяснять почему Земля наш общий дом. уметь объяснить как происходит дыхание у растений

Устный опрос

5.

Обобщающий урок: «Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы».

§ 32

 Уметь сравнивать клетки одноклеточных и многоклеточных организмов и их выполняемые функции. Знать понятие газообмена между организмом и окружающей средой. Уметь сравнивать  и приводить примеры приспособленности живых организмов к окружающей среде привести примеры.

Письменная работа

Многообразие живого мира (13 ч.)

1.

Многообразие живого мира.

§ 33

Уметь объяснить почему жизнь на планете  существует там ,где для нее есть необходимые условия .привести примеры

Устный опрос

2.

Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов).

§ 34

Знать понятие родственные группы. Знать определение вида. Знать определение царства. уметь приводить примеры.

Устный опрос

3.

Царства живой природы (растения, грибы).

§ 35

Уметь описывать и распознавать царство растений и царство грибов.

 

Устный опрос

4.

Царства живой природы (животные простейшие).

Лабораторная работа №8 «Рассматривание простейших под микроскопом». Инструктаж по технике безопасности.

§ 36

Уметь распознавать и описывать организмы простейших под микроскопом.

Лабораторная работа№8

5.

Царства живой природы (бактерии, вирусы).

§ 37

Уметь распознавать и описывать царство бактерий и вирусов. Привести примеры.

Устный опрос

6.

Обобщающий урок: «Классификация живых организмов».

§ 38

уметь выделять живые организмы по царствам . привести примеры.

Устный опрос

7.

Среда обитания. Факторы среды.

§ 39

Знать определение  что такое среда обитания. Знать определение факторы среды. Уметь распознавать факторы живой и неживой природы. Знать определение науки экологии.

Устный опрос

8.

Кто живет в воде.

§ 40

Уметь объяснить почему то или иное животное приспособлено  к жизни в водной среде. Привести примеры.

Устный опрос

9.

Обитатели суши.

§ 41

Уметь объяснить почему свет один из важнейших экологических факторов .уметь распознавать теневыносливые и светолюбивые растения привести примеры. Уметь объяснить почему невозможна жизнь без воды.

Устный опрос

10.

Кто живет в почве.

§ 42

Уметь объяснить почему почва является плодородным слоем .уметь привести примеры организмов обитающих в почве.

Устный опрос

11.

Организм как среда обитания.

§ 43

уметь приводить примеры и описывать разные формы паразитических организмов  приспособленных  к разным средам обитания

Устный опрос

12, 13

Экскурсия №4 «Живые организмы весной».

Задание в тетради.

Уметь описывать приспособленность живых организмов  к сезонному явлению

Письменная работа

Жизнь в сообществах. Экосистема (12 ч.).

1.

Природное сообщество. Экосистема.

§ 44

Уметь  описывать как складываются природные сообщества. Уметь сравнивать природные и искусственные сообщества привести примеры.

Устный опрос

2.

Как живут организмы в природном сообществе.

§ 45

Уметь описывать взаимоотношения между организмами .привести примеры.

Устный опрос

3.

Человек – часть живой природы.

§ 46

Уметь объяснить почему жизнь и здоровье человека зависит от окружающей среды привести примеры.

Устный опрос

4.

Влияние человека на биосферу.

§ 47

Знать определение биосферы. Привести примеры влияния человека на биосферу.

Устный опрос

5.

Все ли мы знаем о жизни на Земле.

§ 48

Знать основные понятия о жизни на земле

Устный опрос

6.

Современные проблемы охраны окружающей среды.

Доклады.

Уметь называть современные проблемы охраны окружающей среды .привести примеры.

Устный опрос

7.

Практическая работа №5 «Уход за комнатными растениями и аквариумом».

Задание в тетради

уметь привести примеры ухода за комнатными растениями и аквариумом.

Практическая работа №5

8.

Практическая работа №6 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».

Уметь описать  экономию воды и электроэнергии в школе

Практическая работа №6

9, 10.

Практическая работа №7 «Красота и гармония в природы» (урок рисования).

Рисунок «Экологические знаки».

Уметь описать красоту и гармонию природы.

Практическая работа №7

11.

Обобщающий урок: «Жизнь в сообществах. Экосистема».

Знать определение сообщества и экосистемы .привести примеры.

Устный опрос

12.

Задание на лето.

§ 49

Уметь наблюдать и описывать дыхание  разных видов животных. Уметь  наблюдать и описывать за движением различных животных .привести примеры.

Письменная работа

13 - 14

Резерв

За год дано:            Лабораторных работ – 8,

                                 Практических работ – 7,

                                 Экскурсий – 4,

                                 Обобщающих уроков – 7.

Резерв -2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Природоведение 5 класс.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Рабочая учебная программа  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и  Примерной  программы  основного общего обр...

рабочая программа Природоведение 5 класс VIII вида

рабочая программа Природоведение 5 класс VIII вида...

Рабочая программа природоведение 5 класс

Данная программа по природоведению составлена на основе  Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс, требованиям к результатам освое...

рабочая программа природоведение 5 кл

рабочая программа природоведение 5 кл, по программе Плешакова и Сонина....

Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс

Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс...

Рабочая программа- Природоведение 5 класс

Рабочая программа по природоведению 5 класс составлена к учебнику Плешаков А.А., Сонин Н.И....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПриродоведение 5 классОбразовательной программыТ.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  по предмету «Природоведение»для 5 - 7 классовVIII вида. (34 часа)...