ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ
статья по биологии по теме

Татьяна Александровна Белоглазова

Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным  проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konferentsiyu.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ПРЕПОДАВАНИИ  БИОЛОГИИ

Белоглазова Т.А.

МОУ «Старочемровская основная общеобразовательная школа»

Бийского района Алтайского края

 

Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным  проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии. [1]

Под информационными технологиями обучения понимают совокупность компьютерных, электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. К компьютерным средствам относятся собственно компьютеры, периферийные устройства к ним, аппаратное и соответствующее программное обеспечение. В состав электронных средств входят линии связи, соответствующее программное обеспечение. [4]

Для отбора обучающих программных средств используется следующий порядок разработки [2]:

  1. Формулировка образовательной цели.
  2. Анализ используемых методик на соответствие цели.
  3. Анализ (разработка) сценариев учебных занятий в соответствии с выбранными методиками.
  4. Анализ (разработка)  алгоритмов реализации учебных сценариев.
  5. Анализ (разработка)  интерфейса пользователя (форм и средств взаимодействия учащихся с компьютерными программами).
  6. Исследование (разработка) компьютерных программ в соответствии с алгоритмами (необходимые вводные, тренировочные упражнения, пояснения, реакция на действия учащихся ит.д.)
  7. Разработка подробных инструкций и рекомендаций по применению программных средств, анализу и соответствующей обработке результатов работы учащихся.
  8. Анализ (разработка) средств сбора результатов работы учащихся по сети и их распечатки для последующей их обработки и обобщения.

              Компьютерные средства обучения  на уроке биологии можно использовать следующим образом[3]:

  • Полная или частичная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным пособием по предмету (CD-ROM, DVD).
  • Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио - и видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев и других дополнительных материалов биологического учебно-методического комплекса
  • Использование тренинговых программ для закрепления материала и для выработки умения и навыков.
  • Использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем.
  • Выполнение домашних самостоятельных и теоретических заданий учащимися с последующей демонстрацией их результатов на уроках или во внеклассной работе.
  • Использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы.
  • Использование компьютера для вычислений, построения графиков.
  • Использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, повышения мотивации, психологической разрядки.
  • Использование электронного микроскопа, как во время урока, так и на внеклассных занятиях.

С использованием в школе компьютерных технологий открываются новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к предмету - биология.  

ИКТ на уроках биологии и на внеурочных занятиях  позволяют[2]:

  • Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения. Коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
  • Рационально организовывать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
  • Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса  и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
  • Изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
  • Представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В условиях малокомплектной школы при малой наполняемости класса (3-5 учащихся) использование ИКТ позволяет не только повысить уровень познавательного интереса, но и значительно повысить уровень знаний и умений у учащихся. Для этого мною активно используются на уроках и внеурочных занятиях различные компьютерные и электронные  средства обучения.  

Использование электронных учебников «Биология. 1С», «Школьный курс биологии», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др. применяю на уроке, как в качестве наглядного материала, так и в качестве источника информации, средства оценки сформированных знаний и умений. Эти и другие электронные учебники позволяют решить следующие образовательные задачи :

  • освоить и систематизировать знания.
  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИТ.
  • сформировать навыки самоконтроля.
  • сформировать мотивацию к изучению биологии.
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма работы позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмизированном виде. Например, при изучении темы «Вирусы» мной была создана презентация «Биологические вирусы». В ходе ее создания были использованы материалы из различных источников, в том числе ресурсы интернета. И именно такая форма предоставления материала, как презентация, позволила собрать воедино всю доступную имеющуюся информацию и донести ее до учащихся в доступной форме, позволила наглядно показать, как выглядят вирусы  и их жизненные процессы. Данная презентация использовалась на уроке, в качестве учебного пособия, так как материал учебника не предоставляет достаточно теоретического и наглядного материала.

 Активно использую  электронный микроскоп при работе с микропрепаратами на лабораторных работах на уроке и  на кружковых занятиях. С его помощью учащиеся получают не только изображения микропрепарата, но и создают фильмы о различных процессах в микромире. На кружковом занятии рассматривая клетки кожицы лука, учащиеся исследовали процессы  воздействия на клетку поваренной соли, спирта, соляной кислоты, гидроксида натрия. Результатом данной работы стала электронная презентация  «Влияние отравляющих веществ на клетку». В нее вошли видеофильмы, созданные с помощью электронного микроскопа. Презентация используется также на уроке в ходе лабораторной работы «Изучение строения кожицы лука», во время проведения бесед о влиянии вредных привычек на организм в качестве наглядного пособия.  Из накопленных видеоматериалов была создана видеотека по биологии. Такая форма работы позволяет выполнить один из педагогических принципов преподавания биологии – принцип наглядности.

В ходе исследования проб воды из нашей реки Чемровки учащиеся также создали коллекцию фото- и видеоизображений различных микроорганизмов.

При поиске дополнительных материалов, по какому либо вопросу, активно используются  ресурсы интернета. Так как имеющиеся в наличии учебные пособия не всегда предоставляют необходимый объем информации.

Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Список используемой литературы

1 Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений

// Завуч. - №3. - 2004.

2 Каминский В.Ю. Использование  образовательных технологий в обучении

// Завуч. - №3. - 2005.

3 Морозова О.П.  Хрестоматия по педагогике. Часть II. Изд-во БГПУ. Барнаул, 1999.

4 Сарайкина Н.М. Технология использования рефлексивного подхода в работе

 с педкадрами // Завуч. -  №1. - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии

Сегодня применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с эт...

Методика использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии

Сегодня применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с эт...

«Использование информационных компьютерных технологий на занятии в УДОД». Доклад на педагогических чтениях.

Компьютерные технологии видоизменяют традиционные формы представления информации, в том числе и в области дополнительного образования детей....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЬЕМАТИКИ.

  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.       ИТОГОВАЯ РАБОТА   по про...

Презентация "Использование информационных компьютерных технологий в работе психологической службы".

Трудно  назвать область человеческой деятельности, в которой  не применяется компьютер.Сегодня использование информационных компьютерных технологий открывает большие возможности в практическ...

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....