«Активизация познавательного интереса в условиях малокомплектной школы»
методическая разработка по биологии на тему
Активная познавательная деятельность учащихся обеспечивает полное и прочное усвоение материала на уроке и дает возможность получить некоторые практические навыки и умения. Поэтому повышение активности учебной деятельности требует совершенствования содержания, методов и приемов обучения и некоторой перестройки форм организации учебной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.rar | 969.91 КБ |
prilozhenie_snimki_s_tsifrovogo_mikroskopa.rar | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МКОУ «Заринская СОШ»
Учитель биологии Белоглазова Т.А.
«Активизация познавательного интереса в условиях малокомплектной школы»
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне,
- я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда. Древняя мудрость
В моей школе наполняемость классов низкая: пять семь учеников, обучаются дети из разных семей: малообеспеченных, многодетных семей, полных и неполных, дети оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты ит.д. Поэтому многие дети медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. В работе с ними на каждом уроке необходимо применять методы и приемы, активизирующие учебную и познавательную деятельность учащихся. Поэтому перед каждым из нас, педагогов, встает проблема создания такой образовательной среды, целью которой является обеспечение условий и помощь школьнику в получении образования. Моя задача учителя – дать знания о живой природе, на базе знаний и умений, сформировать научную картину мира, гигиеническое воспитание и формирование ЗОЖ в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; формирование у школьников отношение к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности.
Активная познавательная деятельность учащихся обеспечивает полное и прочное усвоение материала на уроке и дает возможность получить некоторые практические навыки и умения. Поэтому повышение активности учебной деятельности требует совершенствования содержания, методов и приемов обучения и некоторой перестройки форм организации учебной работы.
Таким образом, мною ведется работа во всех направлениях образовательного процесса.
- Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. На уроке активно применяю наглядные материалы в виде презентаций, фото, видеофрагментов, электронный микроскоп, световой микроскоп и т.д. Просматриваем фото и видеофрагменты В классе собрано большое количество комнатных растений, для демонстрации по различным темам. Растения подобраны для ознакомления с формой и окрасом листьев, видоизменений листьев, листорасположения и т.д. Большое внимание отвожу практической направленности биологии - применение в жизни полученной информации, умений. В ходе урока использую элементы предмета-литературы: стихи, сказки авторов Алтайского края и мира.
Домашнее задание часто содержит творческую часть: составить сказку, страницу учебника с иллюстрацией, акростих и т.д.
- Лабораторные занятия проводятся в основном только с использованием натуральных объектов, собранных на территории села-пробы воды из реки, части растений, насекомые. Активно использую микроскопы и микролаборатории. Провожу лабораторную работу
- Большая работа проводится с микроскопами на кружке - «Мир под микроскопом». Это исследовательские работы, опыты, наблюдения.
- Дети принимают активное участия в мероприятиях, связанных с предметом биология. Викторины по Алтайскому краю, олимпиады, проводимые в школе. Так же участвуют в районных мероприятиях-«Одиссея разума», Турслет, «Молодые хозяева земли», конкурсы исследовательских работ. Дети заинтересовавшись предметом сами находят и приносят различные природные объекты, которые мы совместно консервируем и используем на уроках (летучая мышь, насекомые, личинки ручейника, креветки и т.д.)
В результате такой разнообразной и разнонаправленной работе учащиеся практически ежегодно выбирают экзамен по биологии. Закончив обучение в школе, получат профессии, связанные с биологией.
Конечно же, особое внимание уделяется применению ИКТ на уроках. Это не только веление времени, но и необходимая составляющая для формирования современного всесторонне развитого ребенка. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя. Таким образом успеваемость и качество знаний по предмету составляет 65,1% .
Еще А. Франс высказал мысль, что "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом". Я как педагог понимаю, что "Ученик - это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь".
Инструктивная карточка
Ознакомтесь с презентацией и выполните задания
Номер слайда | Название слайда и задания | Примечания |
1 | Лабораторная работа | |
2 | Предположите, о каком организме будет идти речь? | |
3 | Инфузория - туфелька (световой микроскоп, рисунок)
| |
4 |
| |
5 | Сделайте выводы, отвечая на вопросы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...
Повышение мотивации и активизации познавательного интереса учащихся коррекционной школы через влияние информационных компьютерных технологий
Повышение мотивации и активизации познавательного интереса учащихся коррекционной школы через влияние информационных компьютерных технологий. Первостепенная задача обучения умственно отстал...
Развитие познавательного интереса в условиях школы-интерната на уроках химии
Для увеличения развития познавательного интереса в 9 классе проводилась проектная работа, которая строилась в три этапа: первый этап проходил на уроке во время которого обучающиеся находили природныйг...
Активизация познавательных интересов на уроках географии в коррекционной школе.
Активизация познавательных интересов на уроках географии в коррекционной школе....
Отчет по теме самообразования "Применение медиатехнологий в воспитательном процессе санаторной школы-интерната с целью активизации познавательного интереса воспитанников"
laquo;Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы». ...
Активизация познавательного интереса учащихся на уроках ОБЖ через использование цифровой образовательной среды в условиях реализации ФГОС
Представлены теоритические и практические материалы из опыта работы....