Повышение мотивации и активизации познавательного интереса учащихся коррекционной школы через влияние информационных компьютерных технологий
статья на тему

Повышение мотивации и активизации познавательного интереса учащихся коррекционной школы через влияние информационных компьютерных технологий.

 

 

Первостепенная задача обучения умственно отсталых детей - обеспечение их общеобразовательными знаниями, развитие познавательных возможностей, подготовка к жизни. Знания, получаемые учащимися на уроках, во время экскурсий и практических занятий, являются основой воспитания элементов научного мировоззрения.

Правильная организация уроков предполагает использование наглядности и предметности в обучении. Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, транспаранты, фильмы).

Таким образом, на современном этапе существует необходимость поиска новых возможностей для повышения мотивации  учащихся коррекционных школ VIII вида к изучению предметов с использованием информационных компьютерных технологий, что и определяет актуальность использования ИКТ.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования таких психологов, как К.А. Вересотская, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, И.М. Соловьева, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др., все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок.

Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи

У умственно отсталых позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л.В. Занков и В.Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.

Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит для нахождения таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребёнку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и, в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся коррекционных школ.

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Обучающая, воспитывающая, коррекционно-развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер всё шире используется не только на уроках информатики, но и на других уроках. Но, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация учебного процесса: учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий; заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы). Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребёнок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя.

Практика проведения уроков с использованием информационных компьютерных технологий способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с ограниченными возможностями здоровья к выполнению умственных и практических действий. В результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений.

Основными типами уроков, которые используют в процессе обучения информационную поддержку, являются: комбинированный урок,  урок – контроля и коррекции, урок совершенствования знаний и умений.

Необходимость использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) на уроках в коррекционной школе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в коррекционной школе способствует:

1)   активизации познавательной деятельности в течение урока, повышению качественной успеваемости школьников, интереса учащихся к изучению данного предмета;

2)   организации процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей;

3)   расширению возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекции психологических функций;

4)   достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;

5)   техническому обеспечению процесса индивидуализации и дифференциации обучения;

6)   развитию навыков самообразования и самоконтроля школьников;

7)    повышению уровня комфортности обучения;

8)   повышению мотивации, активности и инициативности школьников на уроках ;

9)   развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетенции;

10)             приобретению навыков работы на компьютере учащимися коррекционной школы с соблюдением правил безопасности.

А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании информационных компьютерных технологий.

Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребёнка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

При проведении динамичных учебных игр целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведёт к росту самооценки, повышает мотивацию к обучению у таких детей.

Опираясь на знания о статусе ребёнка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик.

Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам. Что актуально в классах, где обучаются дети и с лёгкой умственной отсталостью и с глубоким поражением интеллекта.

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для учеников со сложной структурой дефекта можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического планирования.

Опыт организации учебного процесса по моделям активного использования информационных компьютерных технологий в коррекционной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать информационные компьютерные технологии для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании информационных компьютерных технологий достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Также применение новых информационных технологий в коррекционной школе позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет активизировать познавательную деятельность, является социально значимым и актуальным.

Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает мотивацию к обучению, стимулирует и развивает психические процессы: мышление, восприятие, память.   Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное качественно, подготовить интересный урок по любой теме.

Чтобы ученик продуктивно и деятельно работал на уроке, требуется использовать активные методы обучения. Они отличаются от других высокой вовлечённостью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного. Нетрадиционные методы и формы уроков позволяют ученикам научиться принимать решения в различных ситуациях. Ведь именно на этом этапе можно подготовить учащихся к использованию в учебной деятельности информационных источников, сформировать элементарные умения и приобрести навыки работы с компьютером. А его использование открывает большие возможности тогда, когда можно показать то, что нельзя изобразить на доске и описать словесно.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), в результате которого у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и будет способствовать развитию у ребёнка повышенного интереса к предмету.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенное преимущество:

Ø  повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности;

Ø  способствуют формированию целостной научной картины мира;

Ø  систематизируют знания;

Ø  способствуют развитию устной и письменной речи;

Ø  способствуют развитию воображения, памяти, мышления;

Ø  формируют рациональные навыки учебного труда.

Для успешной организации уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий учителю  надо уметь:

§  обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки, карты), чтобы работать с ними на уроке;

§  создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

§  использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

§  организовать работу с электронным учебником на уроке;

§  применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

§  осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.

Очевидным является тот факт, что в современной школе информационные технологии призваны сыграть ведущую роль.

Большая часть информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Особую проблему составляет получение визуальной информации, что неблагоприятно влияет на процесс обучения, так как ученики коррекционной школы имеют наглядно-образное мышление. Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы.

Мультимедийные компьютерные технологии позволяют дополнить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях коррекционной школы VIII вида.

Грамотное использование информационных технологий может значительно преобразить преподавание многих других предметов.

Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, картами, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. 

Применение мультимедиа презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Применяемые компьютерные программы можно разбить на 3 большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие программы.

Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснения на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации включается три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.

Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребёнка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель может в любой момент внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием слуховых и визуальных образов.

Применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает строго индивидуальную и дифференцированную диагностику и контроль знаний учащихся. Преимуществами тестирования являются объективность, простота и массовость.

Наиболее распространённым способом применения мультимедийных технологий в работе учителя специальной коррекционной школы VIII вида является использование одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития умственно отсталых школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольность внимания к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедиа технологий в учебный процесс.

Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученику лучше запомнить материал, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Мультимедиа технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путём сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти.

С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:

·         представляют в трёхмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;

·         с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;

·         можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, карты, диаграммы, показывать опыты.

Мультимедиа презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

§  образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

§  коррекционный аспект – развитие познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, развитие психических процессов;

§  воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умение чётко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества.

При разработке уроков учителю можно посоветовать использовать программу Power Point, которая предназначена для создания слайдов и образования единой слайд - презентации.

Слайд - презентации очень удобно использовать при подготовке уроков. При этом необходимо учесть ряд основных требований.

1.      Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

2.      Для надписей и заголовка следует употреблять чёткий крупный шрифт, ограничивать использование текста.

3.      Лаконичность – одно из требований при разработке учебных программ.

4.      Предпочтительно выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые ученики будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

5.      Размер букв, цифр, их контрастность определяется возможностью их чёткого рассмотрения с последних парт.

6.      Предпочтительна заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражение и утомление глаз.

7.      Для текста лучше не использовать ярких тонов, приемлемыми являются коричневый, бордовый цвета.

8.      Для лучшего усвоения знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне, но только не в белом, так как экран сам по себе яркий, белый цвет на детей действует угнетающе и их зрительная активность снижается. Для фона лучше всего использовать спокойные холодные тона: зелёный, фиолетовый, синий. Для оформления фона использовать различные картинки, но так чтобы фоновый рисунок не отвлекал учеников от текста.

9.      Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять всё экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

10.  Звуковое сопровождение слайдов не должны быть резкими, отвлекающими.

11.  На просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (2-3 минуты), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях.

Основной проблемой использования информационных компьютерных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе является отсутствие информационных продуктов, рассчитанных на данную категорию детей. Педагогам  приходится адаптировать (частично использовать) материалы для общеобразовательных школ или создавать собственные материалы, которые будут в полной мере соответствовать требованиям программы и особенностям обучающихся коррекционных школ.

Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает мотивацию к обучению, стимулирует и развивает психические процессы: мышление, восприятие, память.   Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное качественно, подготовить интересный урок по любой теме.

Литература

1.                  Божович Л.И. О мотивации учения. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В.Дубровина. М., Изд. центр «Академия», – 1999.

2.                  Вишневская С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках. Интернет-журнал "Эйдос", – 2009.

3.                  Гершунский  Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., Педагогика, – 1987.

4.                  Глазкова Н.Н. Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб., – 2007.

5.                  Гусев В.В. Информационные технологии в образовательном процессе В.В.Гусев, – Орел, ВИПС, – 1997.

6.                  Каргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности. Начальная школа. № 11-12, – 1992.

7.                  Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., – 1984

8.                  Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. //Коррекционная педагогика. №2(4), – 2004.

9.                  Никольская И.А., Никольский Н.С. Специальное обучение по неспециальным программам. //Коррекционная педагогика. № 5-6.–2006.

10.            Синева Е.П. Коррекционные и диагно­стические возможности компьютерных игр во вспомогательной школе.  //Десятая научная сессия по дефектологии. Тезисы докладов. М., – 1990.

11.              Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С.Певзнер и др. – М.: Педагогика, 1979.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Развитие познавательного интереса учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках естествознания и географии через введение упражнений системы ТРИЗ"

Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда найдутся дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.Не каждый р...

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках на уроках письма и развития речи.

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».

Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...