Решение задач по генетике
презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме

Баранова Елена Анатольевна

Задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_-zadachi_na_zakony_mendelya.rar1.14 МБ

Подписи к слайдам:

Г. Мендель
МЕНДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн (1822-84), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха (1856-63), сформулировал закономерности наследственности
1. Ген-участок молекулы ДНК, ответственный за проявление одного признака и синтез определенной молекулы белка. Ген белок признак.2. Гомологичные хромосомы-парные хромосомы, одинаковые по форме, величине и характеру наследственной информации. 3. Аллельные гены-гены, расположенные в одних и тех же местах (локусах) гомологичных хромосом.4. Альтернативные признаки-противоположные качества одного признака, гена (карие и голубые глаза, темные и светлые волосы). 
5. Доминантный признак (А)- преобладающий признак, проявляющийся всегда в потомстве, в гомо и гетерозиготном состоянии.6. Рецессивный признак (а)- подавляемый признак, проявляющийся только в гомозиготном состоянии. 7. Гомозигота- зигота, имеющая одинаковые аллели одного гена (АА, аа), не дают расщепления в потомстве8. Гетерозигота- зигота, имеющая противоположные аллели одного гена (Аа).9. Чистая линия- гомозиготная линия
10. Генотип- совокупность наследственных признаков, полученных от родителей. Набор генов.11. Фенотип- совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой и меняющаяся в процессе жизни в зависимости от среды обитания.
12. Типы скрещиваний- -моногибридное: скрещивание организмов у которых анализируется одна пара признаков; - ди- и полигибридное: скрещивание по двум или нескольким анализируемым признакам
13. Неполное доминирование- взаимодействие аллельных генов, при котором наблюдается промежуточное наследование признака и развивается промежуточный фенотип14. Гипотеза чистоты гамет- гаметы чисты, несут только одну аллель гена
Моногибридное скрещивание
Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых признаков.При моногибридном скрещивании (если скрещиваются рецессивная и доминантная гомозиготы) для гибридов первого поколения действует Закон единообразия гибридов первого поколения, для гибридов второго поколения действует Закон расщепления признаков.Расщепление по фенотипу 3: 1;Расщепление по фенотипу 1: 2: 1
Моногибридное скрещивание
Ген доброты у французского бульдога доминирует над геном злобности. Какое потомство в F1 получиться от скрещивания добродушного бульдога (гомозиготная форма ) со злобными самками( гомозиготная рецессивная форма). Какое потомство в F2 получится от скрещивания между собой гибридов?
Решение: А – ген доброты; а – ген злобы. Р ♀ аа / ♂ АА G а ↓ А F1 Аа – 100% добрые Р(F1) ♀ Аа / ♂ Аа G А а А а F2 АА; Аа; Аа; аа 75% добрые; 25% злобные
Моногибридное скрещивание
У козлят ген мохнатой шерсти (В) доминирует над геном гладкой шерсти (а). Мохнатая самка при скрещивании с гладкой дала 2 мохнатых и 1 гладкого козленка. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих козлов родиться только гладкие особи.
В дном из зоопарков Индии у пары тигров с нормальной окраской родился тигр альбинос. Тигры – альбиносы встречаются крайне редко. Какие действия должны провести селекционеры, чтобы как можно быстрее получить максимальное количество тигрят с данным признаком?
При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. При скрещивании этого потомства опять с белыми получилось 172 особи, из которых 85 серых. Какой признак доминирует? Каковы генотипы обоих форм и их потомства?
Неполное доминирование
При промежуточном наследовании гибриды несут среднее выражение признаков.У растения: ночная красавица наследование окраски цветов осуществляется по промежуточному типу. ВF1 гомозиготные организмы имеют белые и красные цветы, а у гетерозигот они розовые. При скрещивании двух растений с красными и белыми цветами в F1 цветы оказались розовыми. Какую окраску будут иметь цветки F2 , при скрещивании F1 между собой?
Неполное доминирование
Кохинуровые норки получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок всегда дает белое потомство, а скрещивание темных – темное. Какое потомство поучится от скрещивания между собой кохинуровых норок? Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?
Скрестили петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Какой признак доминирует? Как наследуется окраска оперения у этой породы кур?
Скрестили двух панд. Одна панда любила надевать на голову ведро, а другая при виде ведра начинала злиться. Потомство панд обладало промежуточными признаками: не любила надевать на голову ведро и при виде ведра весело себя вело. Какой признак доминирует? Как наследуются признаки у панд?
Дигибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по двум парам анализируемых признаков.При дигибридном скрещивании (если скрещиваются доминантная и рецессивная гомозиготы), в первом поколении действует закон единообразия гибридов первого поколения и все организмы будут иметь одинаковый генотип и фенотип, во втором поколении действует Закон независимого расщепления признаков – расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков.Формула расщепления по фенотипу – 9: 3: 3:1; по генотипу – 1: 1: 1: 1: 4: 2: 2: 2: 2.
Дигибридное скрещивание
У кошек добрый нрав преобладает над злым. Ген пушистости рецессивен. Какое потомство F1 и F2 можно ожидать от скрещивания двух гомозигот (доброй гладкой кошки и злого пушистого кота).Решение: А – добрый нрав; а – злой нрав; В – гладкошерстность; в – пушистость. Р ♀ААВВ х ♂аавв G АВ ↓ ав F1 АаВв – 100% -добрый нрав, гладкошерстные F1 ♂АаВв х ♀АаВв G АВ;Ав; ↓ АВ; Ав;аВ;ав аВ;ав F2 ААВВ; ААВв; АаВВ; АаВв; ААВв; Аавв; АаВв; Аавв; АаВВ; АаВв; ааВВ; ааВв; АаВв; Аавв; ааВв; ааввРасщепление по фенотипу - 9: 3: 3: 1Расщепление по генотипу – 1: 1: 1: 1: 4: 2: 2: 2: 2
Дигибридное скрещивание
У человека темные волосы доминируют над рыжими, наличие веснушек – над их отсутствием. Отец без веснушек, но гетерозиготен по цвету волос, а мать рыжая и гетерозиготна по наличию веснушек. Какими могут быть дети?
У кошек черный цвет шерсти доминирует над белым, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Какую долю составляют черные короткошерстные котики в потомстве двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?
У человека курчавые волосы доминируют над гладкими, карий цвет глаз – над голубым. Отец голубоглазый с гладкими волосами, мать гетерозиготна по обоим признакам. Какова вероятность, что в этой семье родится кареглазая дочь с гладкими волосами?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом

Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....

Решение задач по генетике

Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Урок решения задач по генетике.

План урока-ролевой игры по биологии в 10 классе. Решение задач по генетике....

методическое пособие для решения задач по генетики при подготовке к ЕГЭ

данны генетические задачи с приложением , рекомендации по решению задач для старшеклассников....


 

Комментарии

Баранова Елена Анатольевна

презентация составлена таким образом, чтобы можно было сначала повторить основной материал,а затем решить задачи на основе примера решения задачи.