Тематическое планирование по биологии Курс «Растения. Грибы. Бактерии» (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Титова Нина Сергеевна

Как эффективный инструмент помощи учителю биологии в планировании и подготовке к урокам куса биологии «Растения. Грибы. Бактерии» в соответствии с требованиями нового стандарта вашему вниманию предлагается тематическое планирование. Причем, представляемый материал является универсальным, и применяем при использовании УМК любой линии, соответствующей ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по биологии. Курс «Растения. Грибы. Бактерии». Авторы: Л. П. Медведева, С. С. Амирджанян, Н. С. Титова, Т. Б. Басиева.

Содержание:

  1. Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии. Курс «Растения. Грибы. Бактерии»…………………………………………………………….3
  2. Тематическое планирование по биологии тема: «Растения. Грибы. Бактерии»……..7
  3. Литература………………………………………………………………………………..48

Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии.

Курс «Растения. Грибы. Бактерии»

Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по биологии.

Цель:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования тематическое планирование предусматривает знакомство учащихся с растениями, грибами и бактериями.

Задачи:

  1. развитие познавательного интереса к изучению природы;
  2. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к растительному миру;
  3. формирование понятия о необходимости охраны растений.

В тематическом планировании нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе основного общего образования по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом достижения обучающимися планируемых, предметных, метапредметных (формирования универсальных учебных действий) и личностных результатов обучения.

Предметными результатами изучения курса ботаники являются следующие умения: 

1) осознание роли жизни: объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;

2) рассмотрение биологических процессов в развитии: приводить примеры приспособлений растений к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об их усложнении по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3) использование биологических знаний в быту: объяснять значение растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

4) объяснять мир с точки зрения биологии: различать растения, приводить примеры растений изученных таксонов; определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень); объяснять строение и жизнедеятельность растения; понимать смысл биологических терминов; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

5) оценивать риск взаимоотношений человека и природы: соблюдать и объяснять правила поведения в природе.

6) оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:  различать съедобные и ядовитые растения своей местности.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

2) выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

3) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

4) работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

5) в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

1) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

2) осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

3) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

4) создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

5) составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

6) вычитывать все уровни текстовой информации;

7) уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, особенно задания учебника продуктивного характера, нацеленные осознание роли жизни,  рассмотрение биологических процессов в развитии, использование биологических знаний в быту и объяснение  мира с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Личностными результатами изучения являются умения:

1) осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

2) постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

3) осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

4) оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

5) оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

6) формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на развитие умений оценивать риск взаимоотношений человека и природы и поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение курса «Растения. Грибы. Бактерии» отводится 70 часов.

Материал курса разделен на 5 глав. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и их значением.

Первая глава « Общая характеристика царства растений» знакомит учащихся с характерными признаками растений как представителей отдельного царства живой природы, формирует представление о принципах современной классификации растений и о многообразии растительного мира.

Во второй главе «Клеточное строение растений» учащиеся знакомятся с особенностями состава и строения растительной клетки, а также с растительными тканями.

Третья глава « строение и функции органов цветкового растения» посвящена изучению вегетативных и генеративных органов цветковых растений. Строение органов рассматривается в тесной взаимосвязи с выполняемыми ими функциями. Формируется представление о растении как о целостном организме.

Четвертая глава «Основные отделы царства растений», знакомит учащихся с особенностями строения, требованиями к условиям произрастания, значения в природе и хозяйственной деятельности человека представителей различных отделов, классов и семейств царства Растения. Последовательность изучения систематических групп отражает последовательность эволюционных преобразований.

В пятой главе «Царство Бактерии. Царство Грибы» учащиеся знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Бактерии и царства Грибы, получают представление об их многообразии и значении. Формируется представление о растительных природных сообществах, о взаимосвязях компонентов фитоценозов, их взаимном влиянии друг на друга и на окружающую среду.

Содержание данного курса строится на основе системно - деятельностного подхода.

Лабораторные работы имеют большое значение в обучении биологии, стимулируют познавательную активность школьников, повышают интерес к естественным наукам в целом.

Учащиеся получают не только новые знания, но и навыки исследовательской деятельности.

Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2-х часов в неделю.

Часы по темам распределены следующим образом:

«Введение» - 1ч из инварианта из темы многообразие органического мира.

Первая глава «Общая характеристика царства растений» - 5ч из них: 2ч вариант+3ч инвариант из темы многообразие растительного мира.

Во второй главе «Клеточное строение растений» - 4 ч из них 2ч инвариант из темы клетка + 1 ч инвариант из темы общие закономерности (клеточное строение) + 1 ч вариант.

Третья глава «Строение и функции органов цветкового растения» - 28ч из них 20ч вариант + 8ч инвариант из них 4ч – из темы процессы жизнедеятельности + 2ч из темы размножение, рост и развитие + 2ч из темы многообразие органического мира.

Четвертая глава «Основные отделы царства растений» - 20ч из них 2ч инвариант из темы эволюция растительного мира + 1ч из общих закономерностей (эволюция) + 17ч инвариант из темы многообразие растительного мира.

В пятой главе «Царство Бактерии. Царство Грибы» - 12ч из них 1ч из темы общие закономерности (взаимодействие живых организмов) + 5ч инварианта из темы бактерии, грибы, лишайники, вирусы + 6ч инварианта из темы многообразие растительного мира.



Тематическое планирование по биологии тема: «Растения. Грибы. Бактерии»

Содержание

(Раздел, тема)

Кол-во

часов

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

 Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Введение.

Биология – наука о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов. Признаки живых организмов. Царства живой природы.

1

1

Задает проблемные вопросы, демонстрирует таблицы, направляет работу обучающихся, обобщает ответы учащихся.

Самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы заполняют таблицу по результатам изучения.

Знание биологических наук и объектов их изучения. Знание признаков живых организмов, умение давать им характеристику. Различение объектов живой и неживой природы. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

П: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп

Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках живого

2

Глава 1. Общая характеристика царства растений.

Царство Растения. Общие признаки растений

5

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа. Выставление аргументированных оценок.

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Знание основных отличий растений от представителей других царств живой природы. Понимание значения растений для существования жизни на планете. Различение на рисунках и таблицах представителей царства Растения.

П: умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов

Р: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты.

 К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Понимание уникальности растений. Осознание значимости растительных организмов на планете как источников органического вещества и кислорода

3

Классификация растений

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа. Выставление аргументированных оценок.

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Знание принципов современной классификации, которая распределяет организмы по группам на основе их сходства и родства. Умение называть таксоны растений в определенном порядке. Различение критериев для помещения растения в определенный таксон

П: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам

Понимание необходимости систематизации объектов для удобства их изучения

4

Строение цветкового растения

1

Создает проблемную ситуацию, обращается к опыту учащихся. Предлагает выполнить задания по предложенному алгоритму, дифференцирует работу обучающихся по группам.

Самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы, отрабатывают понятия, приводят примеры.

Знание определения понятия «орган». Различение на рисунках и таблицах вегетативных и генеративных органов цветкового растения. Знание основных функций каждого органа растения

П: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, структурировать учебный материал, отделять главное от второстепенного, строить речевые высказывания в устной форме.

Р:  умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы

Представление о цветковом растении как сложном организме, состоящем из органов, каждый из которых имеет определенное строение и  значение

5

Растение целостный организм. Многообразие растений

1

Рассказывает, демонстрирует таблицы, опыты, направляет деятельность обучающихся, обобщает ответы, дифференцирует работу по группам

Отрабатывают понятия темы, сравнивают, приводят примеры, работают в группах по предложенному алгоритму, оценивают знания собственные и одноклассников

Знание особенностей различных жизненных форм растений. Умение различать их на рисунках, таблицах и в природе, называть черты их сходства и различия. Знание причин, по которым растения разделяют на однолетние, двулетние и многолетние. Умение приводить примеры дикорастущих и культурных растений

П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Понимание важности согласованности работы всех органов для организма как единого целого. Представление о многообразии растений в природе. Понимание необходимости охраны растительного мира планеты

6

Условия обитания растений. Значение растений.

1

Создает проблемную ситуацию, обращается к опыту учащихся. Предлагает выполнить задания по предложенному алгоритму, дифференцирует работу обучающихся по группам.

Самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы, отрабатывают понятия, приводят примеры.

Знание факторов среды, оказывающих влияние на растения. Умение определять степень воздействия какоголибо фактора, являющуюся наиболее благоприятной для роста и развития растения. Знание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека.

П: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Понимание потребности растений для нормального роста и развития в сочетании определенных

условий среды. Осознание значимости растений в природе и жизни человека, необходимости охраны растений

7

Глава 2. Клеточное строение растений

Приборы для изучения растительной клетки

4

1

Дифференцирует работу по группам, рассказывает, демонстрирует.

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию. Работа в группах.

Знание особенностей устройства различных увеличительных приборов и правил работы с ними. Умение определять увеличение лупы и микроскопа. Знание основных правил приготовления микропрепарата.

П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками .

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Понимание необходимости приборов для изучения микроскопических объектов. Принятие решений.

8-9

Строение растительной клетки

2

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Дифференцирует деятельность учащихся. Предлагает алгоритм действий. Наблюдает и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы, отрабатывают понятия, приводят примеры.

Знание особенностей строения клетки растений. Различение на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов, знание их функций. Умение работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток.

П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы.

К: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Осознание единства живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представление клетки как микроскопической биосистемы. Принятие правил  работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ

10

Химический состав и жизнедеятельность клетки

1

Постановка проблемного вопроса. Предлагает учащимся приготовить микропрепарат листа элодеи. Учитель предлагает учащимся вопросы на закрепление материала и корректирует знания учащихся.

Работают в парах и готовят микропрепарат. Самостоятельно работают с презентацией и материалами, полученными от учителя.

Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия

Знание химических соединений, входящих в состав клетки и выполняемых ими функций в организме растения. Выделение отличий в процессах жизнедеятельности клетки растений и клеток представителей других царств живой природы

П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Понимание взаимосвязи объектов живой и неживой природы на основании знаний о химическом составе клеток. Представление о клетке растений как целом организме, обладающем всеми признаками живого. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения. Лабораторных работ

11

Глава 3. Строение и функции органов цветкового растения

Строение семени

28

1

Рассказывает, задает вопросы, организует проведение лабораторной работы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания

Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят на вопросы, сравнивают семена

Знание особенностей строения семени как будущего растения. Различение на таблицах и рисунках и натуральных объектов основных частей семени. Значение необходимости запаса питательных веществ в семенах растений

Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

К.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Понимание роли семян в размножении голосеменных и цветковых растений.

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы

12

Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания

1

Создает проблемную ситуацию, обращается к опыту учащихся. Предлагает выполнить задания по предложенному алгоритму, дифференцирует работу обучающихся по группам.

Самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы, отрабатывают понятия, приводят примеры.

Знание условий, необходимых для прорастания семени (тепло, вода и воздух). Умение закладывать опыты и оценивать их результаты

Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П.: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Развитие навыков самостоятельной и исследовательской деятельности.

К.: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.

Понимание необходимости создания условий для успешного прорастания семян

13

Всхожесть семян, правила их посева

1

Дифференцирует работу  по группам, рассказывает, демонстрирует опыт

Обосновывают необходимость соблюдения  сроков и правил проведения посевных работ, выявляют условия, необходимые для прорастания семян

Элементарные знания о всхожести и правилах посева семян. Умение объяснять причины различной глубины заделки семян разных растений

Р.: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов.

К.: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и одноклассников

Осознание необходимости элементарных знаний о всхожести и правилах посева семян для получения урожая

14

Значение семян

1

Демонстрирует семена различных растений, комментирует, предлагает творческие задания

Сравнивают семена, анализируют сходства и различия семян, обосновывают важность семени

Знание значения семян для размножения растений

Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

К.: умение работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией.

Понимание важности семян как источника ценных питательных веществ для животных и человека.

15-16

Внешнее строение корня и корневых систем.

2

Обращается к опыту обучающихся, демонстрирует таблицы, организует проведение лабораторной работы, предлагает сделать презентацию к следующему уроку, уточняет ответы

Отрабатывают основные понятия темы, работают по предложенному алгоритму, сравнивают виды корней и корневых систем, обобщают, делают выводы, оценивают знания собственные и одноклассников

Знание о главных функциях корня, видах корней и типах корневых систем. Умение различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем и зоны корня. Знание особенностей строения и функций каждой зоны корня.

Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы.

П.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

К.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Понимание сложности строения корня и корневых систем на основании знаний выполняемых ими  функциях. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы

17

Внутреннее строение корня. Видоизменения корней

1

Создает проблемную ситуацию, демонстрирует муляжи, таблицы, сравнивает, задает вопросы

Самостоятельно находит ответы на поставленные вопросы, анализирует содержание различных источников информации (учебник, муляжи, таблица, презентация), формулируют понятия, оценивают результаты своей деятельности.

Знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня. Умение различать на таблицах, рисунках и гербарных материалах видоизмененные корни. Понимание причин возникновения видоизменений корней.

Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

К.: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.

Понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют

18

Почвенное питание растений. Значение корней.

1

Рассказывает, демонстрирует анимационный опыт «Передвижение веществ в корне», задает проблемные вопросы, обобщает ответы

Определяют понятия, выделяют существенные признаки почвенного питания, объясняют необходимость пополнения запаса питательных веществ в почве, оценивают вред внесенных избыточных доз минеральных удобрений

Знание особенностей строения корня и тканей его образующих, позволяющим корням выполнять укрепляющую, запасающую, питательную функцию, а также являться органом вегетативного размножения. Знание о минеральных и органических удобрениях.

Р.:  развитие навыков самооценки и самоанализа.

П.: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.

К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Понимание важности корня и корневых систем для нормальной жизнедеятельности растений. Осознание необходимости внесения удобрений в почву для улучшения роста и развития растений.

19

Побег. Строение и значение побега

1

Рассказывает, демонстрирует побеги, таблицы, опыты, направляет деятельность обучающихся, обобщает ответы, дифференцирует работу по группам

Отрабатывают понятия темы, сравнивают побеги, приводят примеры, работают в группах по предложенному алгоритму, оценивают знания собственные и одноклассников

Знание строения побега растений. Различение на рисунках и таблицах частей стебля. Уметь определять листорасположение на побегах. Знание отличий  вегетативных и генеративных побегов. Сравнение побегов по строению и расположении. В пространстве. Умение приводить примеры растений, имеющих прямые, вьющиеся, стелющиеся и др. побеги.

Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П.: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

К.: умение слушать учителя и одноклассников, работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией.

Понимание сложности строения побега как  важного органа растений.

20

Почки. Внешнее и внутреннее строение.

1

Организует проведение лабораторной работы по заданному алгоритму, уточняет ответы, рассказывает

Выполняют лабораторную работу, обсуждают результаты, формулируют понятия, делают выводы

Почка. Почки: вегетативные, генеративные, верхушечные, пазушные. Почечные чешуи. Конус нарастания. Побеговая система. Нарастание, ветвление.

Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П.:  умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

К.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Представление о важности почек в ветвлении и нарастании побеговых систем растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы

 

21-22

Лист. Внешнее и внутреннее строение.

2

Задает проблемные вопросы, демонстрирует таблицы, направляет работу обучающихся, обобщает ответы учащихся, организует проведение лабораторной работы

Самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты, заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Знание особенностей внешнего строения листа. Различение на таблицах и рисунках простых и сложных листьев. Умение определять тип жилкования растений. Знание особенностей клеток растительных тканей, входящих в состав листа. Описание строения устьиц.

Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

П.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

К.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Понимание важности листьев для нормальной жизнедеятельности растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы

23

Воздушное питание растений (фотосинтез)

1

Создает проблемную ситуацию, демонстрирует опыт по выявлению роли света и воды в жизни растений, помогает делать выводы

Самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы,  формулируют понятия, делают выводы, преобразовывают информацию,  оценивают результаты своей деятельности.

Знание понятия «фотосинтез», структур и условий, необходимых для протекания фотосинтеза. Умение называть вещества, участвующие в процессе фотосинтеза, и продукты этой реакции. Объяснение роли устьиц в процессе фотосинтеза. Приведение доказательств глобального значения фотосинтеза.

Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П.: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.

К.: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.

Представление о фотосинтезе как о процессе, в результате которого образуются органические вещества, являющиеся источником питания для всех живых существ, и выделяется кислород, который накапливаясь в атмосфере, обеспечивает дыхание.

24

Роль листьев в испарении и дыхании растений.

1

Рассказывает, задает вопросы, демонстрирует таблицу, микропрепарат с помощью цифрового микроскопа, организует работу с различными источниками информации, уточняет ответы

Ищут ответы на поставленные вопросы, анализируют различные источники информации, объясняют процессы, дискутируют, оценивают результаты деятельности

Знание особенностей строения листьев, обеспечивающих дыхание растения и испарение им воды. Объяснение роли устьиц в процессах дыхания и испарения  воды листьями. Сравнение процессов дыхания и питания растений.

Р.: умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков установления причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

К.: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Осознание взаимосвязи растительного и животного мира на основе знаний об особенностях питания и дыхания растений.

25-26

Стебель. Внешнее и внутреннее строение.

2

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Организовывает взаимоопрос по заранее подготовленным детьми тестовым заданиям; выявляет у учащихся знания и умения. Обобщающая беседа;

Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему

Итог урока: Выставление аргументированных оценок. Разработка схемы-рекомендации по оценке устных ответов учащихся при взаимооценке.

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах по решению подготовленных учащимися заданий. Защита презентаций подготовленных к уроку.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Умение называть и показывать слои древесного стебля, умение определять возраст дерева по годичным кольцам.

Р.: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, Выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

П.: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

К.: Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Представлениео сложности строения стеблей растений на основании знаний о функциях, которые они выполняют Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.

27

Передвижение воды и органических веществ по стеблю.

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию Обобщающая беседа. Выставление аргументированных оценок.

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Работа в группах по решению подготовленных учащимися заданий.

Знание особенностей строения и местоположения сосудов и сосудистых трубок в стеблях растений. Приведение доказательств движения веществ по стеблю и объяснение значения этого процесса для растений.

Р.: Умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П.: Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Понимание важности разделения токов растворенных веществ(органических и минеральных) в стеблях растений.

28-29

Многообразие побегов. Листопад

2

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа;. Выставление аргументированных оценок.

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию. Работа в группах.

Знание многообразия видоизменений побегов. Различение на рисунках, таблицах, гербарных материалах и натуральных объектах надземных и подземных видоизмененных побегов. Объяснение функций видоизмененных побегов. Представление о причинах листопада у растений умеренных широт. Знание определения понятия «фотопериодизм»

П.: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, осуществлять подбор критериев для характеристики объектов.

Р.: Умение планировать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки.

К.: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Осознание возможности возникновения у организмов в процессе исторического развития различных приспособлений в связи с изменениями условий.

30

Строением значение цветков

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа. Выставление аргументированных оценок.

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Знание особенностей строения тычиночных, пестичных и обоеполых цветков. Умение различать на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах части цветка. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями.

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

К.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.

31

Соцветия, их многообразие.

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа. Выставление аргументированных оценок.

. Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Знание роли соцветий в жизни цветковых растений. Выделение существенных признаков простых и сложных соцветий. Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия

П.: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Р.: развитие навыков самооценки и самоанализа.

К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Познавательный интерес к естественным наукам.

32

Опыление. Значение опыления

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа; Выставление аргументированных оценок.

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Знание различий процессов перекрестного опыления и самоопыления. Выделение особенностей строения цветков опыляемых насекомыми и ветром. Различение на рисунках, таблицах, гербарных материалах и натуральных объектах растения, опыление цветков, которое происходит при помощи насекомых и ветроопыляемых растений.

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Р.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

К.: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения

Понимание важности опыления для размножения растений. Развитие познавательного интереса к естественным наукам.

33

ОплодотворениеОбразование плодов и семян

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа;. Выставление аргументированных оценок.

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Знание определения понятия «оплодотворение», особенностей строения половых клеток цветковых растений. Умение, при помощи рисунков и таблиц, давать описание процесса двойного оплодотворения. Объяснение значения двойного оплодотворения для цветковых растений

П.: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Р.: умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К.: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения

Понимание преимуществ, которые имеют цветковые растения благодаря наличию у них двойного оплодотворения

34

Разнообразие плодов

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа;. Выставление аргументированных оценок.

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Знание принциов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника. Умение различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах типы плодов.

П.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Р.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

К.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Развитие интереса к естественным наукам. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий

35

Распространение плодов и семян

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа;. Выставление аргументированных оценок.

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Знание и различение на рисунках и таблицах плодов и семян, распространение которых происходит при помощи ветра, воды и животных. Умение объяснять причины различий способов распространения семян сухих и сочных плодов

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Р.: развитие навыков самооценки и самоанализа.

К.: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения

Осознание значения многообразия плодов и семян для распространения цветковых растений

36

Растение — целостный организм

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа. Выставление аргументированных оценок.

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Знание органов растений и их функций, умение различать их на рисунках, таблицах и гербарных материалах. Умение приводить доказательства необходимости каждого органа для нормальной жизнедеятельности растения

П.: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять план конспекта урока в тетради.

Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, развитие навыков самооценки и самоанализа.

К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы

Понимание важности согласованности работы всех органов для организма как единого целого.

37

Взаимосвязь растений с окружающей средой

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа. Выставление аргументированных оценок.

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Объяснение зависимости растений от условий окружающей среды. Знание особенностей строения и функционирования органов растений, произрастающих в различных условиях. Умение по внешнему виду растения определять условия, в которых оно произрастало

П.: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую и анализировать. Развитие навыков устанавливания причинноледственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Р.: умение составлять план для выполнения заданий учителя. Развитие навыков оценки и самоанализа.

К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Осознание взаимосвязанности живой и неживой природы на основании знаний о процессах жизнедеятельности растений. Понимание важности приспособлений для выживания в различных условиях

38

Строение  и функции органов цветкового растения.

1

Проверяет присутствующих и готовность к занятию. Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему. Обобщающая беседа;. Выставление аргументированных оценок.

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Знание особенностей строения и функционирования вегетативных и генеративных органов цветковых растений. Умение различать органы растений на рисунках, таблицах, гербарных материалах и натуральных объектах. Приведение доказательств взаимосвязанности и взаимозависимости органов растения. Объяснение причин возникновения видоизменений органов.

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, класифицировать объекты, устанавливать причинноследственные связи.

Р.: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К.: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.

Развитие интереса к естественным наукам

39

Глава 4. Основные отделы царства Растения.

Подцарство Низшие растения (Водоросли) Общая характеристика

20

1

Мотивация учащихся на изучение нового материала.

Дифференцирует деятельность учащихся по группам.

Предлагает алгоритм действий.

Корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Проводят наблюдения, используя увеличительные приборы в процессе лаб.работы.

Описывают и сравнивают представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Фиксируют результаты наблюдений, делают выводы.

Соблюдают ТБ.

Осмысление домашнего задания.

Знание особенностей строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей как представителей царства Растения.

Различение водорослей на рисунках и таблицах. Изучение строения водорослей под микроскопом.

Приведение доказательств древнего происхождения водорослей.

Р: умеют организовывать выполнение заданий учителя,

согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: умеют работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, характеризовать объекты, приводить доказательства утверждениям, готовить сообщения и презентации.

К: умеют отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Получают представление о водорослях как наиболее древних и просто организованных растениях.

Учатся соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

40

Многообразие водорослей, их значение.

1

Задает вопросы исходя из опыта учащихся. Дифференцирует деятельность учащихся.

Направляет, информирует учащихся. Обобщает знания и оценивает деятельность учащихся. Корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Обосновывают роль водорослей в водных экосистемах, значение фитопланктона. Устанавливают причины сокращения водорослей в природе. Применяют знания о разнообразии и значении водорослей в практических ситуациях, приводят примеры их использования человеком. Используют информационные ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений о практическом значении водорослей.

Осмысление домашнего задания.

Знание основных таксонов водорослей. Различение на рисунках и таблицах представителей различных отделов водорослей. Сравнение особенностей строения водорослей различных отделов. Представление о значении водорослей в природе и жизни человека.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют  представлять результаты работы.

П: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Получают представление о важной роли водорослей в природе и жизни человека как источника питательных веществ и кислорода. Осознают необходимость сохранения чистоты вод как условие выживания и распространения водорослей.

Получают знания для применения их в практической деятельности.

41

Происхождение наземных растений.

1

Мотивирует на изучение нового материала. Информирует и направляет учащихся. Обобщает и уточняет знания.

Корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Выявляют характерные черты псилофитов, прогрессивные признаки высших растений. Сравнивают особенности строения водорослей и высших растений, делают выводы о связи их строения со средой обитания. Осмысление домашнего задания.

Знание особенностей строения риниофитов первых сухопутных растений. Знание условий, позволивших растениям выйти на сушу. Объяснение причин возникновения тканей и органов у растений, перешедших к наземному существованию.

Р: выполняют задания учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: умеют работать с различными источниками информации и   из одной формы в другую, давать определения понятиям. Устанавливают причинно-следственные связи между событиями и причинами , которые их вызвали.

К: умеют слушать учителя и одноклассников, высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Понимают роль условий наземно-воздушной среды обитания в формировании первых сухопутных растений. Эстетически воспринимают объекты природы.

42

Подцарство Высшие растения.

Отдел Моховидные.

Особенности строения. Значение.

1

Мотивирует на изучение нового материала.

Дифференцирует деятельность учащихся по группам.

Предлагает алгоритм действий. Обобщает работу учащихся, анализирует ошибки.

Корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Описывают внешнее и внутреннее строение мхов, выделяют их существенные особенности. Выявляют особенности строения мхов на основе наблюдений при выполнении лаб. работы. Формулируют выводы о более высокой организации мхов по сравнению с водорослями. Соблюдают ТБ.

Знание особенностей строения моховидных растений на примере кукушкиного льна и сфагнума. Различение мхов на рисунках и таблицах. Изучение строения мхов на гербарных экземплярах.

Понимание роли воды в размножении мхов. Описание процесса смены поколений в жизненном цикле мхов. Знание значения мхов в природе и хозяйственной деятельности человека.

Р: умеют определять цель урока и ставят задачи , необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы.

П: приобретают  навыки самостоятельной работы,

умеют выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации. Приобретной  исследовательской деятельности.

К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной исследовательской работы.

Представляют мхи как наиболее примитивные высшие растения. Понимают необходимость воды для размножения мхов. Выполняют ТБ.  

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Получают знания для применения их в практической деятельности.

43

Отдел Папоротниковидные. Строение и размножение.

1

Мотивирует на изучение нового материала.

Дифференцирует деятельность учащихся по группам.

Предлагает алгоритм действий. Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Определяют представителей отдела папоротниковидные. Сравнивают особенности строения и размножения мхов и папоротников. Делают выводы о более прогрессивном строении папоротников. Фиксируют результаты наблюдений в виде схем и рисунков. Соблюдают ТБ.

Знание особенностей строения папоротников. Различение папоротников на рисунках и таблицах. Изучение строения папоротников на гербарных экземплярах.

Понимание роли воды в размножении папоротников. Описание процесса смены поколений в жизненном цикле папоротников. Знание значения папоротников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Р: развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке.

П: умеют работать с различными источниками информации, сравнивают и анализируют, делают выводы, дают определение понятиям.

К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Осознают постепенность усложнения растений в связи с распространением по поверхности суши.

Понимают необходимость воды для размножения папоротников. Выполняют ТБ.

44-45

Разнообразие споровых растений, их значение.

2

Мотивирует на изучение нового материала.

Дифференцирует деятельность учащихся по группам.

Предлагает алгоритм действий. Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Определяют представителей Хвощевидных и Плауновидных на натуральных объектах и рисунках.

Устанавливают особенности строения и размножения хвощей и плаунов в связи с их средой обитания.

Фиксируют результаты наблюдений в виде схем и рисунков. Описывают роль древних вымерших папоротникообразных в образовании каменного угля. Называют виды нуждающиеся в охране. Соблюдают ТБ

Знание особенностей строения хвощей и плаунов. Различение хвощей и плаунов  на рисунках и таблицах, изучение их строения  на гербарных экземплярах.

Знание значения споровых растений в природе и хозяйственной деятельности человека.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы.

П: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.

Приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп.

Представляют зависимость распространения споровых растений от наличия вод Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Получают знания для применения их в практической деятельности.

46

Отдел Голосеменные.

Строение  и жизнедеятельность.

1

Мотивирует на изучение нового материала.

Предлагает алгоритм действий. Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Выявляют общие черты семенных растений. Объясняют преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Называют виды нуждающиеся в охране.

Знание особенностей строения органов голосеменных на примере хвойных растений.

Приводят доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности и размножения голосеменных по сравнению со споровыми.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы.

П:  умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.

К:  умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп.

Представляют о голосеменных как о более прогрессивных представителях растительного мира по сравнению со споровыми растениями. Умеют применять полученные на уроке знания на практике.

47-48

Многообразие и значение голосеменных растений.

2

Мотивирует на изучение нового материала.

Дифференцирует деятельность учащихся по группам.

Предлагает алгоритм действий. Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Приводят примеры наиболее распространенных хвойных растений. Реликтовых видов голосеменных. Устанавливают взаимосвязь между особенностями строения и функциями хвои.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Применять знания о строении и особенностях размножения голосеменных  в практической деятельности. Соблюдают ТБ.

Представление о распространенни и разнообразии голосеменных растений. Знание особенностей строения представителей хвойных растений и различение их на таблицах. Знание значения голосеменных растений в природе и хозяйственной деятельности человека.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы.  Развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке.

П: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации. Приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Представляют о широком распространении голосеменных растений. Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Получают знания для применения их в практической деятельности.

Соблюдают ТБ.

49

Отдел покрытосеменные. Особенности их строения и жизнедеятельности.

1

Мотивирует на изучение нового материала.

Предлагает алгоритм действий. Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных.

Называют и сравнивают представителей разных классов покрытосеменных растений. Применяют знания о движущих силах эволюции.

Знание особенностей строения органов и тканей покрытосеменных растений. Различение органов цветковых на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения растений класса Однодольные и Двудольные.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

П: умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

К: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения.

Представляют преимущества покрытосеменных растений, позволившие им занять господствующее положение в современном мире растений.

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

50-52

Семейства класса Двудольные.

3

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Дифференцирует деятельность учащихся по группам.

Предлагает алгоритм действий. Наблюдает  и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Описывают  отличительные признаки растений разных семейств класса Двудольные. Приводят примеры культурных, дикорастущих, декоративных растений и охраняемых видов. Применяют знания в повседневной жизни. Соблюдают ТБ.

Знание общих признаков растений каждого семейства двудольные- строение цветков, соцветий, плодов и листьев. Умение различать представителей разных семейств на таблицах и гербарных экземплярах. Умение объяснять значение растений разных семейств в природе и жизни человека.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения,

умеют организовывать выполнение заданий учителя,

согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации. Устанавливают соответствие между объектами  и их характеристиками. Приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

К: Умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Понимают важность растений в хозяйственной деятельности человека. Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Получают знания для применения их в практической деятельности.

Соблюдают ТБ.

53-54

Семейства класса

Однодольные

2

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Дифференцирует деятельность учащихся по группам.

Предлагает алгоритм действий. Наблюдает  и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Описывают  отличительные признаки растений разных семейств класса Однодольные.

Приводят примеры культурных, дикорастущих, декоративных растений и охраняемых видов. Применяют знания в повседневной жизни. Соблюдают ТБ.

Знание общих признаков растений каждого семейства однодольные-

строение цветков, соцветий, плодов и листьев. Умение различать представителей разных семейств на таблицах и гербарных экземплярах. Умение объяснять значение растений разных семейств в природе и жизни человека.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения,

умеют организовывать выполнение заданий учителя,

согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации. Устанавливают соответствие между объектами  и их характеристиками. Приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

К: Умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Понимают важность растений в хозяйственной деятельности человека. Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Получают знания для применения их в практической деятельности.

Соблюдают ТБ.

55

Происхождение культурных растений.

1

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Предлагает алгоритм действий.

Корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Формируют представления о центрах происхождения и многообразия культурных растений.

Называют основные растения культурных семейств. Усваивают новые понятия. Применяют знания в повседневной жизни.

Знание центров происхождения и многообразие сортов культурных растений по Н.И. Вавилову. Умение показывать на карте мира и называть растения.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую.  Работают с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради.

К: Умеют отвечать на вопросы, формулируют вопросы для одноклассников, работают в группах, обсуждают вопросы со сверстниками. Высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Понимают важность определения центров происхождения для селекционной работы. Осознают необходимость селекции для обеспечения населения продуктами питания. Учатся соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

56

Историческое развитие растительного мира на Земле (эволюция мира растений).

1

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания. Предлагает алгоритм действий. Корректирует знания учащихся. Комментирует домашнее задание.

Устанавливают филогенетические связи между отделами растений, делают выводы об эволюции растительного мира. Используют различные источники информации для подготовки и презентации учебных проектов. Описывают  характерные особенности растений различных систематических групп.

Знание определения понятия «эволюция». Умение называть главную причину эволюции растений. Приведение доказательств эволюции растительного мира.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

П: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации. Устанавливают соответствие между объектами  и их характеристиками.

К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Представляют постепенные эволюционные преобразования в мире растений. Понимают роль естественного отбора в процессе исторического развития растений.  Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

57

Основные отделы царства Растения. Обобщение знаний.

1

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания. Дифференцирует деятельность учащихся по группам. Наблюдает  и корректирует знания учащихся. Комментирует домашнее задание.

Определяют и классифицируют представителей царства растений. Используют различные источники информации для подготовки и презентации учебных проектов. Описывают характерные особенности растений различных систематических групп.

Знание особенностей строения и жизнедеятельности представителей основных отделов царства Растения. Приведение доказательств усложнения растительных организмов в ходе эволюции. Умение сравнивать растения разных отделов.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, умение работать в группах.

Понимают важность охраны растительного мира планеты для сохранения жизни. Умеют соблюдать дисциплину уважительно относиться к одноклассникам и учителю Эстетически воспринимают объекты природы.

58

Резервное время

1

59

Глава 5. Царства Бактерии. Царства Грибы.

Царства Бактерии. Особенности жизнедеятельности.

12

1

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Дифференцирует деятельность учащихся по группам.

Наблюдает  и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание

Формируют представления о строении и жизнедеятельности  бактерий. Различают значение спор растений и бактерий. Описывают процесс спорообразования. Объясняют способность  бактерий распространяться повсеместно.

Знание особенностей строения и жизнедеятельности бактерий . Объяснение причин способности бактерий заселять любые среды обитания. Описание процесса спорообразования.

Р:  умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

П: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации.

К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками.

Осознают микроскопичес-

кие размеры бактерий. Представляют бактерии как одноклеточные

безъядерные организмы.

Умеют применять знания на практике.

60

Разнообразие бактерий.

1

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Дифференцирует деятельность учащихся по группам.

Наблюдает  и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Объясняют роль бактерий в природе, сравнивают автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы бактерий.

Обосновывают биосферное значение цианобактерий, бактерий азотофиксаторов.

Знают разнообразие форм бактериальных клеток и различают их на таблицах. Знают различие между анаэробными и аэробным типом дыхания, гетеротрофного и автотрофного  типов питания.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов.

К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками.

Представляют высокую приспособля-емость бактерий

 к условиям существования.

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

61

Значение бактерий.

1

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Наблюдает  и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Узнают о значении бактерий в природе и в жизни человека. Раскрывают роль бактерий в круговороте веществ.

Оценивают роль профилактики  в борьбе с болезнетворными бактериями.

Знание отраслей народного хозяйства  в которых используются бактерии.

Умение приводить доказательства важности бактерий в природе, их участия в круговороте веществ. Знание правил личной гигиены.

Р: развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке.

П: умеют воспринимать информацию по памяти, работать с различными источниками информации, давать определение понятиям.

К: умеют слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

Осознают важную роль бактерий в природе для круговорота веществ. Понимают важность соблюдения правил личной гигиены. Способны выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью.

62

Разнообразие грибов и их значение.

1

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Наблюдает и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Формируют представления о строении и жизнедеятельности  грибов. Различают значение спор растений, бактерий и грибов. Описывают процесс размножения.

Раскрывают роль микоризы.

Знание особенностей строения и жизнедеятельности грибов. Умение различать на таблицах и муляжах трубчатые и  пластинчатые шляпочные грибы.

Приведение доказательств сходства грибов с представителями царства  Растения и Животные.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

П: Умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради.

К: умеют слушать учителя, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

Понимают причины объединения грибов в отдельное царство на основании знаний о их сходстве как с растительными так и с животными организмами.

Эстетически воспринимают объекты природы.

63

Лишайники.

1

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Дифференцирует деятельность учащихся по группам.

Предлагает алгоритм действий. Наблюдает  и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Объясняют роль грибов в природе, сравнивают гетеротрофные (сапротрофные и паразитические) формы питания.

Различают ядовитые и съедобные грибы.

Обосновывают биосферное значение грибов.

Знание особенностей строения плесневых грибов.

Умение различать на таблицах и муляжах ядовитые и съедобные грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

П: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации.

Приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

К:  умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками.

Осознают необходимость оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Способны выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью.

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

64-65

Растительные сообщества. Многообразие и смена фитоценозов.

2

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Наблюдает  и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание

Формируют представления о строении и жизнедеятельности

лишайников.  

Умеют находить отличительные признаки лишайников. Объясняют роль лишайников в природе и в жизни человека.

Знание особенностей строения слоевища лишайников и разнообразия его форм. Умение различать формы лишайников на таблицах, выделять уникальную особенность строения лишайника как организма симбионта.

Понимание важности лишайников в природе и в жизни человека.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

П:  Умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради.

К: умеют слушать учителя, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

Представляют лишайники как особую группу организмов, сочетающую в себе признаки растений и грибов.

Эстетически воспринимают объекты природы.

66

Охрана растений. Красная книга.

1

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Наблюдает  и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание

Знают признаки экосистем,

биогеоценозов.

Умеют объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; понимать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах.

Знание определений понятий «биогеоценоз», «природное сообщество», «фитоценоз», «ярусность».

Умение называть фитоценозы на основании знаний о преобладающей в них растительности.

Объяснение причин возникновения ярусности.

Значение естественных и искусственных причин смены фитоценозов.

Р:  развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке.

П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов.

К: умеют слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения

Осознают взаимосвязь растительных организмов друг с другом и с окружающей средой. Способны выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

67

Царства Бактерии.

Царства Грибы.

Обобщение знаний.

1

Мотивирует на изучение нового материала. Выявляет опорные знания.

Дифференцирует деятельность учащихся. Предлагает алгоритм действий. Наблюдает  и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Называют и определяют редкие и исчезающие виды Красной книги по рисункам и фотографиям. Знают наиболее известные. Особо охраняемые природные территории ( ООПТ) России и своего края.

Оценивают значение Красной книги и ООПТ. Используют информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о сохранении видового разнообразия.

Знание о возрастающем влиянии человека на природу. Объяснение важности мер, позволяющих сохранить растительный мир планеты.

Р: развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке.

П: умеют воспроизводить информацию по памяти. Делают выводы, дают определения понятиям. Готовят сообщения и презентации.

К:  умеют слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

Понимают важность охраны растительного мира планеты и возможность личного участия в этом процессе.

Осознают необходимость бережного отношения к живой природе.

68

Повторение и обобщение.

1

Мотивирует на

повторение

изученного

материала. Выявляет опорные знания.

Дифференцирует деятельность учащихся. Наблюдает  и корректирует знания учащихся.

Комментирует домашнее задание.

Выявляют черты сходства и различия

 Царств живой природы. Различают объекты живой природы. Оценивают значение грибов и бактерий в природе и в жизни человека.

Знают меры первой помощи при отравлениях и заболеваниях.

Знание особенностей строения, жизнедеятельности и распространения

представителей

Царства Бактерий и царства Грибы.

Приведение доказательств положительной и отрицательной роли грибов и бактерий в природе и в жизни человека.

Р: развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке.

П: умеют воспроизводить информацию по памяти. Делают выводы, дают определения понятиям. Готовят сообщения и презентации.

К: умеют слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

Проявляют познавательный интерес к естественным наукам.

Способны выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью.

69-70

Резервное время

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс «Занимательная химия»

Актуальность Внеурочная деятельность с пятиклассниками в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходимо организовать  для обеспечения досуга, кото...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физической культуре для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

Данная программа разработана для обучающихся 5-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы....

"Современные подходы к проектированию урока биологии как средство получения результата в соответствии с требованиями ФГОС"

Критерии современного урока. Инновационные технологии в практике педагога. Структура технологической карты урока....

План-конспект урока Биологии. 5 класс тема "Лишайники". В соответствии с требовании ФГОС

Урок разработан  для 5 класса по теме "Лишайники", в соответствии с требованиями ФГОС....

Контрольно-обобщающие задания по предмету "Биология" (раздел "Растения. Грибы. Бактерии"). 7 класс

Контрольно-обобщающие задания предназначены для обучающихся 7 класса с лёгкой степенью умственной отсталости....

Календарно - тематическое планирование по литературе для учащихся 11 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Данное КТП составлено на основе программы Меркина,Зинина, Чалмаева и включает в себя как предметные, так метапредметные и личностные результаты обучения...