Конспект урока на тему:"Цветок"
план-конспект урока (биология, 6 класс) на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

Конспект урока

в 6 классе на тему

«Цветок, его строение и значение»

Учитель биологии:

Корсакова Любовь Ивановна

Ивантеевка - 2013

Цель урока: сформировать у учащихся знания о строении цветка, его значении в жизни растения.

Образовательные задачи:

Изучить особенности строения цветка; Показать связь строения цветка с выполняемой функцией; Сформировать у обучающихся  новые знания о строении растений

Развивающие задачи:

Развивать образное логическое мышление, познавательные способности и интересы обучающихся, понятие о цветке как о видоизмененном побеге

Воспитательные задачи:

Воспитать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям, любознательность, стремление к знаниям.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
  2. По характеру деятельности учителя: проблемные.
  3. По характеру деятельности учащихся: исследовательские.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока на тему «Строение цветка», кроссворд.

Ход урока:

1.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Добрый день, ребята!

2.     АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

       Тема нашего урока «Цветок, его строение и значение». Давайте подумаем, что мы будем делать с вами на уроке. Более  научно,  всё изучим по слайдам. 

       Сегодня на уроке вы узнаете о строении цветка и его значении.

Все готовы приступить к изучению новой темы?

3.     ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Ребята, какие ассоциации у вас возникают,  когда говорят о цветах? Давайте поговорим с вами о цветах. Давайте послушаем стихотворение о цветах.

Они прекраснее всего

Что нам даёт природа на Земле.

Но дар её бесценный,

Для всех искусств, цветок –

Образ неизменный.

Исходя из темы урока,  у нас вытекает первый проблемный вопрос, который мы с вами должны будем решить:  Каково строение цветка?

Сейчас с  помощью слайдов мы узнаем о строении цветка.

  1. Строение цветка

       Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.

       Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.

       Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка.

       Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение. Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльце. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

       Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

       Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. У яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку.

       Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.

       Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем.

       У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. У тюльпана все листочки околоцветника одинаковые. Такой околоцветник называют простым.

       Цветки ивы не имеют околоцветника. Их называют голыми.

    Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей).

       Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки . Такие цветки называют раздельнополыми.

      Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.

Какую роль играют цветы в жизни человека? Какова роль человека? Давайте сделаем общий вывод.

Ребята, теперь, когда мы с вами познакомились с основными частями цветка, давайте закрепим наши  знания.

Следующая проблема на которой остановимся : Что такое соцветие?

Каково правильное значение и где оно дано?  Какие бывают соцветия? Соцветия бывают простые и сложные. Давайте с вами посмотрим на слайды.

2) Формула цветка

       Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

Ч – чашечка,

Л – лепестки,

Т – тычинка,

П – пестик,

1 – неправильный цветок,

* - правильный цветок,

   - пестичные (женские) цветки,

   - тычиночные (мужские) цветки,

   - обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

    - число частей цветка больше 12.

              Цветы являются эволюционно самым совершенным органом по структуре и функции среди других структур растения. Цветы наилучшим образом приспособлены к разнообразным условиям обитания покрытосеменных.

Каждое семейство имеет свою формулу. У вас на столах лежат памятки с формулами.

Розоцветные:   

 *Ч 5Л 5Т ∞П∞

 *Ч 5Л 5Т∞ П 1 

Крестоцветные:  *Ч 4Л 4Т 4+2П1 

Паслёновые:    *Ч (5) Л (5) Т 5П 1

Бобовые:      ↑Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 

Сложноцветные:    *Ч ()Л (5) Т 5 П 1

Лилейные:      *О 3+3 Т3+3 П 1                            

Злаки:             ↑О (2)+2 Т3 П 1 

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Мы  закончили наше исследование, получили полную информацию об изученном предмете, а теперь подведем итог в игровой форме. Вам необходимо решить анаграмму.  (Каждая пара получает задание  и приступает к выполнению)

Анаграммы «Цветок»

      Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка и дайте им определение.

1.     Вязазь – завязь (часть пестика)

2.     Л-п-ст-к – лепесток (внутренние листочки околоцветника)

3.     Чеклитос – листочек (видоизмененный лист)

4.     Кстоибл – столбик (часть пестика)

5.     Жетоцвлое – цветоложе (верхняя расширенная часть цветоножки)

6.     Лькинпы – пыльник (часть тычинки)

7.     Китпес – пестик (главный орган цветка)

8.     Кичвен – венчик (группа лепестков вместе)

ИТОГИ УРОКА.

Урок окончен. Спасибо всем! Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки урока по теме "Цветок"

Разработки урока по теме "Цветок" включает в себя конспект урока и презентацию к нему...

Обобщающий урок по теме: "Цветок"

В данной работе я делюсь своим опытом по теме Цветок....

Урок на тему:"Цветок"

Эту тему урока проходят в 6 классе....

презентация к уроку по теме: "Цветок. Строение и значение цветка"

Презентация является дополнением к уроку в 6 классе по теме: "Цветок. Строение и значение цветка"....

Презентация к уроку по теме: "Цветок"

Пока предлагаю, презентацию к уроку по теме "Цветок". Она является неплохим сопровождением к изучению нового материала....

Конспект урока по теме "Цветок"

Урок с использованием ЦОР....

Конспект урока 6 класс "Цветок и его строение"

Разнообразные формы работы на уроке: самостоятельная работа по учебнику, работа с карточками, заполнение рабочего листа, выполнение лабораторной работы, оценивание в течении всего урока....