Конспект урока 6 класс "Цветок и его строение"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Наумова Татьяна Николаевна

Разнообразные формы работы на уроке: самостоятельная работа по учебнику, работа с карточками, заполнение рабочего листа, выполнение лабораторной работы, оценивание в течении всего урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Цветок и его строение»

                                          6 класс, УМК В.В.Пасечника

Цель:

— сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений;

— раскрыть биологическое значение главных частей цветка — пестика и тычинок;

—  на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений

 -развивать умения учащихся искать, выбирать, систематизировать, отбрасывать, определять, какого рода информация нужна именно им, именно здесь и именно сейчас, навыки совместного с учителем познания материала;

-  воспитывать у учащихся чувство прекрасного, стремление оберегать красоту, которую нам дают цветковые растения родного края, оценивать их пользу в жизни всего живого.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся знают и могут рассказать о строении цветка.

Метапредметные: развивается навык выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о родстве покрытосеменных растений.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Тип урока: комбинированный

Организационные формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

•        по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин) – частично-поисковый (эвристический)

•        метод контроля и самоконтроля (Ю.К.Бабанский).

Образовательные технологии: технология деятельностного подхода к обучению, информационно-коммуникационная.

Оборудование: модели цветов, презентация, микроскопы, готовые микропрепараты, живые цветы или гербарий, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Орг. момент  Рапортичка. Приветствие: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я надеюсь на вашу активность и на наше сотрудничество в течение урока

II. Изучение нового материала

Эпиграф к уроку (записать на доске).  « Я сорвал цветок и он завял у меня в руке.                

                                             Я поймал жука и он умер у меня в ладонях

                                             И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

                                             Можно только сердцем» _

1. Актуализация знаний учащихся:

- Какие виды почек нам известны? (вегетативные и генеративные)

-  Чем они отличаются? (строение вегетативной и генеративной почки)

- Вспомните, какие растения называют цветковыми. (Растения, которые образуют цветки)

Положить на столе фрукты и овощи нашей местности.              

Беседа с уч-ся: 1. Что лежит на столе? (Плод яблока, помидор),

  1. Что находится внутри плода?
  2. Из чего образуются плоды с семенами ?

2. Слово учителя:

Да, ребята, наиважнейшей функцией цветка является образование плодов и семян. Сегодня будем говорить о цветке как генеративном органе, т. е. органе размножения растений растения . Давайте попробуем определить цель нашего урока

3. Задание: самостоятельно дать определение термину «цветок».

Выслушиваются все определения и формируется одно, которое учащиеся записывают в тетрадь

   Цветок  — видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.

Они различны по форме, размерам, цвету, но все имеют сходство в своем строении.

4.Задание: Изучите пункт второй пар. 11 и помогите разгадать уравнение:

Лепесток + Лепесток = Венчик                         Чашелистик + Чашелистик = Чашечка

 

Что мы назовем главными частями цветка? (пестик, тычинки)

Что мы назовем цветоножкой и цветоложем?

Покажите части пестика и тычинки используйте рис 47 на стр. 61.

http://festival.1september.ru/articles/575382/img1.gif

  1. Задание: Заполните схему:

                            Околоцветник

Голый цветок – цветы не имеющие вообще околоцветника.(ива, ясень)

  1. Задание. Выясните какие цветы называются правильными , а какие неправильные.
  2. Задание. Изучите на стр. 60 – 61 и используя рисунок 47строение тычинки и пестика.
  3.  Задание: Заполните схему

                                      Цветки

  1. Задание: Заполните схему

                                    Растения

  1. Слово учителя

Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

Ч – чашечка,

Л – лепестки,

Т – тычинка,

П – пестик,

1 – неправильный цветок,

* - правильный цветок,

http://festival.1september.ru/articles/527905/img2.gif  - пестичные (женские) цветки,

http://festival.1september.ru/articles/527905/img1.gif - тычиночные (мужские) цветки,

       - обоеполые цветки,

 ( ) – сросшиеся части цветка

 ∞ - сосчитать невозможно

(Составляем формулу цветка яблони)

III.Закрепление

Выполняем л/р №9 «Изучение строения цветка»

Цель: исследовать строение цветка, охарактеризовать его принадлежность к определенной группе, доказать, что цветок является органом размножения.

1. Напишите название растения, цветок которого, используется при выполнении лабораторной работы.

2. Найдите составные части цветка околоцветник, венчик, чашечку.

3. Сколько лепестков в венчике, чашелистиков в чашечке. Какой цвет у лепестков.

4. Запишите формулы данного цветка.

5. Найдите главные органы цветка: тычинки и пестик.

6. Определите их строение и количество.

7. Рассмотрите их в микроскоп на готовых микропрепаратах и зарисуйте.

8. Сделайте вывод.

IV. Рефлексия (работа с рефлексивным экраном)

 V. Выставление оценок в лист самооценки.

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения ошибок.

1.Цветок - орган размножения покрытосеменных растений.

2.Цветок представляет собой видоизмененный лист.

3.Функции цветка - это половое и бесполое размножение

4.Цветок соединен со стеблем цветоножкой.

5.В цветке имеются пестики и тычинки.

Биологический диктант с пропущенными словами.

  1. Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и тычинки. Это……………………..цветки.
  2. Цветки, имеющие только пестики, называются……………..цветками, цветки, имеющие тычинки называются………………………
  3. Растения, имеющие и пестичные и тычиночные цветки называются………………….
  4. Растения, имеющие на одном растении тычиночные цветки, а на другом пестичные называются………………………………….
  5. Если околоцветник состоит из одинаковых листочков, то называется……………………………………, если из разных, то…………………………..



Предварительный просмотр:

Рабочий лист Ф.И___________________________

Урок по теме: «Цветок и его строение»

Задание №1. Дайте определение термину:

Цветок – это_______________________________________________________

Задание №2. Используя рисунок, подпишите части цветка. С помощью образца, оцените, насколько вы правильно обозначили все части. Работу оцените.

      Цветок

                                                                                    Оценка_____________

Задание №3. Заполни схему сравни с эталоном:   Работу оцените.

                                             Схема№1  Околоцветник

                                                     

Схема№2  Цветки                                                         Схема№3  Растения

                                                                                                Оценка_________

Знаю

Не знаю

Смогу ответить уверенно

Испытываю затруднения

Не могу ответить

1. Цветы бывают разной формы

2. Цветы бывают разного цвета

1. Строения цветка

2. Разнообразия цветов

3. Формулу цветка

Задание №4.Рефлексивный экран

Задание №5. Выполни лабораторную работу №9 по инструктивной карточки.

Домашнее задание: Параграф 11;

  • Найди материал и сделай стендовый доклад или сообщение  «Цветы в легендах»; «Цветы на гербах разных стран»
  • Сделайте модель цветка
  • Подготовь викторину на тему: «Цветы» 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....

конспект урока 7 класс "Внутреннее строение земноводных"(кейс-метод)

Конспект урока по теме "Внутреннее строение земноводный" в рамках кейс-метода...

план - конспект урока природоведения по теме "Строение Вселенной по Аристотелю и Птолемею"

Данный урок проходит в игровой форме встречи с учеными древности, которые излагают свою точку зрения об устройстве Вселенной. Такая форма изучения нового материала расширяет кругозор обучающихся, дает...

Конспект урока для 8 ласса "строение и функции головного мозга"

Конспект урока для 8 класса по теме: "строение и функции головного мозга" Изучается строение головного мозга, его отделы и функции. Причины нарушения деятельности головного мозга....

конспект урока на тему: Атмосфера, строение, значение

разработка конспекта урока для 6 класса...

Конспект урока Основные сведения о строение атома

Конспект урока по химии 8 класс по теме "Основные сведения о строение атома"...