Урок по теме "Лишайники".
план-конспект урока (биология, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс «Планета открытий» - 2014»
Тема «Лишайники. Многообразие лишайников на примере видов, произрастающих на территории Удмуртии».
Тип урока: комбинированный.
Учебно-воспитательные задачи:
- Образовательные: Формирование у учащихся новых понятий о лишайниках, как симбиотических организмах, а также о лишайниках – индикаторах чистоты воздуха. Значение лишайников в природе и в жизни человека.
- Воспитательные: Продолжить формирование бережного отношения к природе.
- Развивающие: Формирование умений выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, развитие познавательного интереса.
Оборудование: слайд-презентация, натуральные объекты.
План урока:
- Организационный момент.
- Отдел лишайники.
- Строение лишайников.
- Многообразие лишайников.
- Размножение лишайников
- Значение и распространение.
3. Актуализация полученных знаний
4. Домашнее задание: §55, вопросы к §; творческое задание
ХОД УРОКА
Этап урока | Действие учителя | Действие ученика | Материально-техническое обеспечение |
Организационный момент. 1. Актуализация полученных ранее знаний | Настрой класса на урок. Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжаем изучение многообразия растительного мира. Но прежде чем продолжать знакомство со следующей группой живых организмов, мы повторим ранее изученную тему «Грибы». | Блиц-опрос Ученики дома подготовили по 10 вопросов по теме «Грибы», где необходимо отвечать только «да» или «нет». Один ученик встает, а другой задает ему вопросы. В классе назначается консультант, который оценивает ответы одноклассников, указывая на ошибки при ответе. | |
Учитель: Грибы – организмы, которые несут в себе признаки растений и животных. Но сегодня мы с Вами познакомимся с еще одной необычной группой живых организмов. Их называли: «хаос природы», «убогая нищета растительности», «пионеры – природы»… А великий русский ученый К.А. Тимирязев называя эти организмы «растения – сфинксы», писал о них: «...Не может ли реальная действительность порой оправдать фантазию поэтов и художников, не найдется ли в каком-нибудь забытом уголке природы чудовищных, сложных существ, представляющих такое сочетание или агломерат двух совершенно разнородных организмов, каковы эти мифологические полугады, полуптицы, полулюди, полузвери? Натуралисту, на первый взгляд, такой вопрос должен показаться чем-то невозможным, просто абсурдом. И потому понятно было изумление ботаников, когда несколько лет тому назад такое загадочное существо, подобно сфинксу, представляющее полное слияние совершенно разнородных и самостоятельных организмов, относящихся к двум различным классам, нашлось в природе, – когда оказалось, что мы все его давно знаем, что оно встречается решительно на каждом шагу». | Ученики слушают и отвечают на поставленный вопрос. | Слайд 1 | |
2. Изучение новой темы «Лишайники» | Эти необычные организмы называются лишайники. Посмотрите на натуральные объекты, которые произрастают на территории нашей республики. | Знакомятся с раздаточным материалом по теме «Лишайники». | Слайд 2, Натуральные коллекции «Лишайники Удмуртии» |
В чем Вы видите особенность этих организмов? | Отвечают на поставленный вопрос (маленькие размеры, разный окрас, нет четкого деления на органы, разные по форме и строению). | ||
Какую цель мы поставим с Вами при изучении данных организмов? | Формулируют цель урока: систематизировать знания о лишайниках, выяснить роль лишайников в биоценозе и практическое использование человеком. | Слайд 3 | |
Каково же строение лишайника? Прочитайте абзац учебника «Внутреннее строение лишайника». Дайте ответ на вопрос. | Читают текст учебника «Внутреннее строение лишайника», отвечают на поставленный вопрос при помощи рисунка на доске | Слайд 4 | |
Учитель при помощи презентации знакомит учеников с новой темой. Лишайники — это своеобразная группа живых организмов, тело (слоевище) которых образовано двумя организмами – грибом (микобионт) и водорослью или цианобактерией (фикобионт), находящимися в симбиозе. | Ученики делают краткие записи по ходу урока. Записывают схему строения лишайника в тетрадь. | Слайд 5 | |
По внешнему виду различают лишайники накипные, листоватые и кустистые. Существует много переходных форм между ними. Таллом примитивных накипных лишайников — это корочка («накипь»), нижняя поверхность плотно срастается с субстратом. Иногда накипной лишайник развивается внутри субстрата и снаружи совершенно не заметен. Листоватые лишайники имеют вид пластин разной формы и размера. Они более или менее плотно прикрепляются к субстрату при помощи выростов нижнего коркового слоя. У наиболее сложных кустистых лишайников таллом образует множество округлых или плоских веточек, благодаря чему кустистые лишайники отличаются богатством форм. Какие лишайники по внешнему виду представлены в виде раздаточного материала? | Знакомятся с информацией, записывают примеры в тетрадь. Распределяют лишайники (натуральные объекты) по внешнему виду на группы, примеры записывают в тетрадь. | Слайд 6 http://school-collection.edu.ru/ | |
По внутреннему строению лишайники разделяют на:
Лишайников с гетеромерным талломом большинство. В гетеромерном талломе верхний слой — корковый, сложенный гифами гриба. Он защищает таллом от высыхания и механических воздействий. Следующий от поверхности слой — гонидиальный. В нем располагается фотобионт (водоросль или цианобактерия). В центре располагается сердцевина, состоящая из беспорядочно переплетенных гиф гриба. В сердцевине в основном запасается влага, она также играет роль скелета. У нижней поверхности таллома часто находиться нижняя кора, с помощью выростов которой (ризин) лишайник прикрепляется к субстрату. Полный набор слоев встречается не у всех лишайников. | Слайд 7 | ||
По месту произрастания лишайники делятся на эпилитные, произрастающие на камнях, эпифитные, произрастающие на деревьях, эпигейные, произрастающие на почве, | Зарисовывают схему в тетрадь. | Слайд 8-9 | |
Лишайники — не грибы, не мхи, не водоросли, а самостоятельная группа растений, к которой принадлежит более 26 тыс. видов. Правда, современные учёные выделяют растения в одно царство, грибы — в другое, а синезелёные водоросли (которые тоже могут вместе с грибом составлять лишайник) относят к третьему царству (доядерных)! Так к какому же из царств отнести лишайники? Природа лишний раз показывает, что она сложнее любых придуманных человеком схем. История науки о лишайниках (лихенологии) насчитывает около 150 лет. Эрик Ахариус, шведский ботаник, «отец лихенологии». Его научная работа была посвящена лишайникам. Описал много новых видов и сгруппировал их в 40 отличных родов. Выяснение их симбиотической сущности Симоном Швендером в1867 г. было воспринято современниками как одно из удивительнейших открытий. В том же году русские ботаники А.С. Фаминицин и О.В. Баранецкий обнаружили, что зеленые клетки в лишайнике — не что иное, как одноклеточные водоросли. Однако как особые организмы лишайники были известны задолго до этого. Теофраст дал описание двух лишайников уснея и рочелла, которые тогда использовали для получения красящих веществ. До открытия симбиотической природы лишайников их относили к мхам или водорослям. | Слайды 10-12 | ||
Каким образом происходит размножение лишайников? | Просматривают фрагмент ресурса, записывают в тетрадь типы размножения лишайников. Лишайники размножается вегетативным, бесполым и половым путем. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ Слайд 13 | |
К вегетативными способами размножения относят размножение не приспособленными специально для этого фрагментами таллома и (у кустистых и листоватых лишайников) размножение специализированными частями лишайника (изидиями и соредиями), состоящими из клеток водорослей, оплетенных гифами гриба. | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайды 14-15 | |
Соредии и изидии характерны только высокоорганизованным лишайникам листоватым и кустистым. Иногда изидии начинают расти непосредственно на материнском организме, образуя новые ветви. | Слайд 16 | ||
Соредии имеют вид небольших комочков на поверхности таллома, но формируются внутри слоевища. Они состоят из одной или нескольких клеток водоросли, оплетенных гифами гриба. Изидии – бугорчатые или ветвистые выросты на верхней поверхности слоевища. Они легко отрываются от материнского организма. Внутреннее строение изидия повторяет строение таллома. | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайд 17 | |
Лобулы, в отличие от изидий, имеют вид маленьких чешуек. | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайд 18 | |
Половое размножение. Половым путем размножаются грибы, входящие в состав лишайников, а именно аскомицеты. В этом случае на поверхности таллома развиваются расположенные на поверхности таллома апотеции или погруженные в таллом кувшиновидные перитеции. В апотециях и перитециях формируются споры для размножения лишайникового гриба. | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайд 19 | |
Апотеций представляет собой обычно округлое ложе. На ложе находятся сумки между неспороносными окончаниями гиф, образуя открыто расположенный слой, называемый гимениумом. Перитеций имеет более или менее сферическую, почти закрытую структуру, внутри которой находятся аски, аскоспоры освобождаются через поры в плодовом теле. | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайд 20 | |
Лишайники поселяются там, где не выживет никакое другое растение. Это — первопроходцы, пионеры растительности. «Выступит ли где из вод океана подводный утёс, — писал Климент Тимирязев, — оторвётся ли обломок скалы, обнажив свежий излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, — всегда, везде на голой, бесплодной поверхности первым появляется лишайник... Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли и только по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни». Лишайники находили в Антарктиде на 86-м градусе южной широты и на раскалённых камнях пустынь (в опытах они переносили 200-градусную жару). Они живут на таких малопригодных для жизни предметах, как застывшая вулканическая лава, кирпичи, бронзовые памятники, старинные пушки, фарфор, стекло. | |||
Растут все лишайники необычайно медленно. А медленнее всего — накипные лишайники. Например, альпийский лишайник умбиликария цилиндрическая за 200 лет вырастает всего на миллиметр(!), а пельтигера рыжеватая – на 25-27 мм. Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. Чтобы узнать возраст лишайника, надо измерить скорость его роста и размер, а затем подсчитать их соотношение. Средний возраст лишайников от 30 до 80 лет. В Арктике были найдены экземпляры лишайника ризокарпона географического, возраст которых — 4, 5 тыс. лет. Пожалуй, лишайники могут поспорить в долголетии с секвойей гигантской и сосной долговечной, у которых возраст самых старых особей — «всего» 3-5 тыс. лет. | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайд 21-22 | |
Каково значение лишайников в природе и в жизни человека? По ходу изучения этого вопроса заполняем таблицу. | Вопрос может раскрыть ученик, получивший опережающее задание по теме «Значение лишайников в природе и в жизни человека». Заполняют таблицу «Значение лишайников в природе и в жизни человека» | Слайд 23 | |
Но наибольшее значение для человека имеют лишайники тундры. Здесь они покрывают огромные пространства. Карл Линней говорил, что на лишайнике зиждется благосостояние всей Лапландии (севера Скандинавского полуострова). Он имел в виду ягель, или «олений мох», и центрарию, или «исландский мох». | Слайд 24 | ||
Велика роль лишайников в природе: они разлагают и минерализуют органические вещества, первыми заселяют скалы, разрушая их поверхностный слой и, отмирая, образуют гумус. Тем самым лишайники подготавливают почву для заселения более высокоорганизованными организмами. Лишайники — одни из «пионеров» биосферы. | Слайд 25 | ||
Разрушая и разъедая горные породы, лишайники в прямом смысле слова создают почву для других растений. Наиболее неприхотливы накипные лишайники, напоминающие разноцветные корочки. Они настолько плотно врастают в скалы и горные породы, что их невозможно отделить, не повреждая. | Слайд 26 | ||
Дерево, покрытое лишайником, менее подвержено разрушительной деятельности грибов за счёт лишайниковых кислот, способствующих заживлению ран | Слайд 27 | ||
Лишайники – среда обитания для многих членистоногих. | Слайд 28 | ||
Какова роль лишайников в природе? Прочитайте то, что записали в тетрадь. | Ученики читают, озвучивают записанное. | Слайд 29 | |
Каково хозяйственное значение лишайников? | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайд 30 | |
Ягель, или «олений мох», и центрария, или «исландский мох», в течение долгих зимних месяцев эти лишайники — единственный корм северных оленей (они составляют и 70% их годового рациона). А олень даёт жителям тундры всё — и пищу, и одежду, и кров, и средство передвижения. Олени добывают лишайники из-под снега, разрывая его копытами. | Слайд 31 | ||
Лишайники широко применяются в медицине. Из цетрарии, кладонии, пармелии получают антибиотики, настойка из уснеи – отличное средство от ангины. Исландский лишайник, употребляемый с шоколадом, является лекарством при расстройстве желудка. | Слайды 32-33 | ||
Из лобарии и эвернии получают фиксаторы запахов (ризеноид) и ароматические вещества. Из сухих лишайников получают порошок – основу пудр. | Слайд 34 | ||
В геологии лишайники используют для датировки геологических структур. Благодаря лишайникам учёные установили возраст знаменитых гигантских каменных изваяний на острове Пасхи. Измерив по фотографиям, насколько выросли за полвека, поселившиеся на статуях лишайники, учёные вычислили их возраст, более 400 лет. | Один из учеников, получивший опережающее задание, рассказывает о пищевом значении лишайников. Во время долгих странствий древнееврейского народа по пустыне (они продолжались, согласно Библии, сорок лет) люди вначале сильно бедствовали от нехватки пищи. Но после месяца невзгод, проснувшись как-то утром, они обнаружили на земле непонятный налёт, похожий на крупу или иней. Впервые увидев его, люди удивлённо стали спрашивать друг у друга: «Манна?» (В переводе на русский — «Что это?») Манна (так и назвали этот налёт) оказалась съедобной, её мололи, толкли в ступах, варили в горшках или пекли из неё лепёшки. Все сорок лет странствий, говорится в книге Библии «Исход», каждое утро евреи собирали принесённую ветром или упавшую с неба манну, «небесный хлеб», что помогало им прокормиться в пустыне. (Отсюда и произошло выражение «манна небесная»). | Слайд 35 | |
В некоторых странах отдельные виды лишайников считаются ценным продуктом. В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария, из которой готовят блюдо иватаке. | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайд 36 | |
Из некоторых видов лишайников изготавливают лакмус – индикатор кислотности, а также красители. Например лишайник золотянка окрашивает ткань в красный цвет. Основной цвет красителей, получаемых из лишайников – темно-синий. | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайд 37 | |
Из лишайников получают патоку, спирт, так как в их состав входит много крахмала. | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайд 38 | |
Еще в 1866 году известный лихенолог В. Нюландер заметил, что в Люксембургском саду Парижа вследствие появления дыма и газов исчезают некоторые виды лишайников. | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайд 39 | |
Из примерно 26 000 видов лишайников России в Красную книгу внесено 27. Следует отметить, что эти материалы далеко не полны. Флора лишайников, распространение отдельных их видов изучены для территории России далеко недостаточно, особенно если учесть их высокую роль в формировании арктических, субарктических и бореальных экосистем. К тому же лишайники весьма чувствительны к внешним воздействиям, особенно загрязнению воздуха, что делает их особенно уязвимыми | Ученики слушают учителя, смотрят, делают краткие записи. | Слайд 40 | |
Ученик, получивший опережающее задание рассказывает о лишайниках Красной Книги Удмуртии. | Слайд 41-43 | ||
3. Закрепление полученных знаний | Назовите, что нового мы знали на уроке? | (Познакомились со строением и процессами жизнедеятельности лишайников, выяснили, что лишайники – особая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли, находящихся в симбиозе, лишайники приспособлены к жизни в разнообразных условиях, что они чувствительны к загрязнениям окружающей среды, значение лишайников в природе и жизни человека). | |
Повторим основные термины, которые изучили в течение урока. | Записывают термины в тетрадь. | Слайд 44 | |
В качестве закрепления изученного выполним тест. | Ученики выполняют тестовое задание. Оценивают в ходе самопроверки. | Слайд 45-46 | |
Сформулируйте задания к кроссворду. | Ученики формулируют определения по теме «Лишайники». | Слайд 47 | |
4. Домашнее задание | § 55, ответить на вопросы. Творческое задание: составить кроссворд, сделать презентацию или найти дополнительный материал по теме «Лишайники». |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №83» г. Ижевска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...