Конспект урока "Особенности питания растений"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Конспект урока + презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon k_fotosintezu.ppt1.42 МБ
Файл konspekt_uroka_biologii_v_6_klasse.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности питания растений Разработала: учитель биологии МБОУ СОШ №12 г.Североморска, Гуликова Е.Н.

Слайд 2

Цель урока - сравнить типы питания растений

Слайд 3

Проблемные вопросы В каких питательных веществах нуждаются растения? Сколько способов питания существует у растений?

Слайд 5

Почвенное питание растений Исключи лишнее: стебель лист корень плод

Слайд 6

Зоны корня

Слайд 7

Воздушное питание растений Минута мысли Солнце Хлоропласты Синтез Автотрофы Растение Органические вещества

Слайд 8

Фотосинтез К.А.Тимирязев писал : «Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений »

Слайд 9

Строение листа

Слайд 10

Хлоропласт

Слайд 12

Биологические задачи 1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения? 2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?

Слайд 13

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал (-а)… Мне было интересно узнать... Для меня самым трудным сегодня было… Я сегодня поняла, что…

Слайд 14

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 6 классе

«Особенности питания растений»

Цель – сравнить типы питания растений.

Задачи:

1.Образовательные:

- изучить сущность понятий «почвенное» и «воздушное» питание;

- выявить условия протекания фотосинтеза;

- показать планетарное значение фотосинтеза.

2.Воспитательные:

- формирование научного мировоззрения;

- формирование бережного отношения к природе;

- формирование экологической компетентности.

3.Развивающие:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие критического мышления;

- развитие коммуникативной культуры;

- развитие умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, ЦОР, учебник, доска, рабочие листы.

Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность у уроку. Присаживайтесь.

2.Домашнее задание

Запишите, пожалуйста, в дневник домашнее задание.

Выучить опорный конспект; по желанию – сделать информационную подборку: «Это интересно…»

3.Проверка домашнего задания

Итак, прежде чем переходить к новой теме, нам необходимо вытащить из тайников памяти кое-что ценное.

Фронтальный опрос

- Для чего необходимо питание всем живым организмам?

- Закончите определение - питание – это процесс…

- Назовите, на какие группы делятся организмы по типу питания?

- Каких организмов называют автотрофами?

- В чём заключается особенность гетеротрофного типа питания?

- Как называется смешанный тип питания?

Молодцы!

4.Актуализация знаний

Вступительное слово учителя

- На предыдущем уроке мы познакомились с сущностью процесса питания, а сегодня мы изучим особенности питания растительного организма. Запишите тему урока в своих рабочих листах – «Особенности питания растений»

5.Изучение нового материала

1.Проблемные вопросы для учащихся

Ребята, для начала, подумайте и постарайтесь ответить на проблемные вопросы:

- В каких питательных веществах нуждаются растения?

- Сколько способов питания существует у растений?

Вы можете воспользоваться текстом учебника – стр.62.

Выслушиваются мнения учащихся.

Учитель формулирует вывод: у растений нет пищеварительной системы, питательные вещества образуются в клетках или проникают через клеточную мембрану. У растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.

Итак, способы питания растений мы с Вами выяснили, теперь необходимо с ними познакомиться подробнее и постараться сравнить их между собой.

2. В рабочих листах записываем

1.Почвенное питание растений

Беседа с учащимися

Ребята, что такое почва? (это верхний плодородный слой земли). Совершенно верно, плодородие - это главное свойство почвы. А как вы думаете, может ли человек каким-то образом влиять на плодородие почвы? Как его можно улучшить? (внесение удобрений, окучивание). Молодцы! А теперь, разберёмся с особенностями почвенного питания растений.

Выполним следующее задание «Исключи лишнее»: на слайде указаны органы растений. Подумайте, какой орган участвует в почвенном питании растений, а какие будут лишними?

(Стебель, лист, корень, плод

Ответ: корень-орган почвенного питания растений.) Хорошо!

«Корзина идей»

Ребята, сейчас вы поработаете в парах.

Вспомните, какие приспособления имеет корень для всасывания питательных веществ. Свои предполагаемые ответы, запишите в рабочий лист в пункт «корзина идей». Приступаем!

Обсуждение ответов учащихся:

- вещества поступают в растение в виде растворов, благодаря строению корня и его всасывающей функции;

- наличие корневого чехлика (защищает зону деления, снижает трение о почву);

- в зоне всасывания находятся корневые волоски, которые всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами;

- вся всасывающая сила корневых волосков создаёт корневое давление, благодаря которому вода с минеральными солями поднимается вверх по сосудам

Молодцы! Сформулируйте вывод, что же такое почвенное питание

Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.

В рабочих листах записываем

2.Воздушное питание растений

Беседа с учащимися. Приём «Минута мысли»

Ребята, у воздушного питания есть синоним. Этот синоним вы сейчас постараетесь назвать мне сами. Для этого я предлагаю вам минуту мысли. У вас в рабочих листах указаны термины (найдите их): солнце, хлоропласты, растение, автотрофы, синтез, органические вещества. Подумайте, как иначе можно назвать воздушное питание растений.

Ответы учащихся: фотосинтез.

Совершенно верно! Фотосинтез - это уникальный процесс. Внимательно посмотрите на это определение. Какие главные части в нём можно выделить (фото- свет и синтез – образование….молодцы! а что же образуется в ходе фотосинтеза мы выясним с вами немного позже)

Приём «Высказывания великих»

Послушайте, что говорил о фотосинтезе учёный Климент Тимирязев

«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха…, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастичным человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растения».

Ребята, какую мысль до нас пытался донести Климент Тимирязев?

(огромная роль  растений в природе и жизни человека; уникальность фотосинтеза)

Беседа с учащимися

А теперь давайте подумаем, какой орган из указанных нас лайде бужет участвовать в воздушном питании растения? (ответ- лист).  Верно. В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани (столбчатые или палисадные), среди которых располагается особый органоид – хлоропласт. А какое вещество, придающее растению зелёную окраску входит в состав хлоропластов? (хлорофиллы). Молодцы!

И вот мы с вами переходим к очень важному моменту нашего урока- протекание процесса фотосинтеза.

Рассказ учителя

Фабрики по приготовлению пищи растений находятся в листьях.

Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зелёного листа, а именно в клетки основной ткани. В хлоропластах, содержащих хлорофилл происходит химическая реакция с использованием поглощённой солнечной энергии. Углекислый газ из воздуха проникает в листья через крошечные отверстия (вспомните как они называются? – устьица). По сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению. И только при таких условиях растения, могут приготовить себе своеобразную пищу. Как вы думаете какую? (органическое вещество – глюкоза - разновидность сахара. Которая позже превращается в крахмал. Кислород выделяется в ходе фотосинтеза только как побочный продукт!

Ребята, а сейчас прочитайте  в рабочих листах текст «Фотосинтез» и выделите карандашом условия протекания этого сложного процесса. Работаем!

Ответы учащихся: главные условия фотосинтеза- свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.

Хорошо!

Таким образом, аналогично, как мы с вами формулировали вывод о почвенном питании растений, письменно в рабочих листах сформулируйте вывод по воздушному питанию растений. Приступаем к работе!

Вывод: воздушное питание растений связано с образование органических веществ их неорганических при помощи энергии света.

Рассказ учителя

Необходимо сказать учащимся о космической (планетарной роль фотосинтеза).

В ходе фотосинтеза, растения выделяют огромное количество кислорода. Для какого процесса он необходим (дыхание, горение). Растения также поглощают углекислый газ, что препятствует повышению его концентрации в атмосфере.

6.Закрепление

1. Ребята, у вас в рабочих листах имеются схемы по воздушном и почвенному питанию растений. Работаем индивидуально- ваша задача – заполнить пропуски в этих схемах. Приступаем к выполнению задания.

Слайд на экране – озвучиваются правильные ответы.

Тип питания – почвенное                       Тип питания – воздушное

Орган – корень                                        Орган – лист

Ткань – всасывающая                             Ткань – основная

Клетки- корневые волоски                      Клетки- столбчатые (палисадные)

                                                                   Структуры  - Хлоропласты

Вещества – неорганические                   Вещества – органические

7.Обобщение и систематизация знаний

Решение биологических задач. Ребята, на слайде представлены биологические задачи. Постарайтесь их решить.

1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения?

2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?

8.Подведение итогов урока

Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. На слайде выведены предложения, закончите их.

1.Сегодня на уроке я узнал (-а)

2.Мне было интересно узнать…

3.Для меня самым трудным сегодня было…

4.Я сегодня поняла, что…

Выставление оценок. Всем спасибо за работу на уроке! До свиданья!

Приложение

Рабочий лист

Тема   урока –

Проблемные вопросы: - В каких питательных веществах нуждаются растения?

- Сколько способов питания существует у растений?

Вы можете воспользоваться текстом учебника – стр.62.

Вывод: у растений нет пищеварительной системы, питательные вещества образуются в клетках или проникают через клеточную мембрану. У растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.

1.

«Корзина идей» (работа в парах)

Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.

2.

«Минута мысли»

Прочитайте указанные термины, подумайте, какой синоним имеется у понятия «воздушное питание растений».

Солнце, хлоропласты, растение, автотрофы, синтез, органические вещества……………

3. Прочитайте текст и подчеркните условия протекания фотосинтеза.

Фотосинтез

Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зелёного листа, а именно в клетки основной ткани. В хлоропластах, содержащих хлорофилл происходит химическая реакция с использованием поглощённой солнечной энергии. Углекислый газ из воздуха проникает в листья через крошечные отверстия (вспомните как они называются? – устьица). По сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению. И только при таких условиях растения, могут приготовить себе своеобразную пищу. Как вы думаете какую? (органическое вещество – глюкоза - разновидность сахара. Которая позже превращается в крахмал. Кислород выделяется в ходе фотосинтеза только как побочный продукт!

Вывод: воздушное питание растений связано с образование органических веществ их неорганических при помощи энергии света.

4.Сравните типы питания растений. Заполните пропуски схеме.

Тип питания – ……………                    Тип питания – ……………………..

Орган –………...                                     Орган – …………………………….

Ткань –……………….                           Ткань – ……………………………..

Клетки- ……………………..                 Клетки- …………………………….

                                                                  Структуры  - ………………………..

Вещества – ……………….                   Вещества – ………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минеральное питание растений

В презентации разъясняется механизм процесса, даётся классификация элементов питания растений, наглядно показываются признаки недостатка отдельных элементов питания....

Воздушное питание растений.

Биология. 6 класс. Тема: Воздушное питание растений. Презентация. С помощью виртуальной лаборатории доказывается, что растения на свету выделяют кмслород и образуют органические вещества....

Почвенное питание растений.

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина выполнена в технологии развития критического мышления....

урок в 6 классе "Минеральное питание растений"

урок по УМК В.В.Пасечника "Минеральное питание растений". представлен подробный конспект урока, презентация к уроку, включен региональный компонент....

Конспект урока "Способы питания растений"

Данный конспект урока составлен в  соответствии с требованиями ФГОС.При изучении почвенного питания используется мини спектакль.Во время урока учитель вместе собучающимися создает кластер ( схему...

Презентация Питание. Почвенное питание растений 6 кл ФГОС УМК Пасечник

Урок изучения новой темы по биологии Почвенное питание растений в 6 классе ФГОС УМК Пасечник...

Проверочная работа по темам «Почвенное питание растений », «Воздушное питание растений »

Контрольно- измерительный материал по типу заданий ВПР для проверки уровня усвоения тем "Почвенное питание растений", "Воздушное питание растений"....