Конспект урока "Особенности питания растений"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме
Конспект урока + презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_fotosintezu.ppt | 1.42 МБ |
konspekt_uroka_biologii_v_6_klasse.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока - сравнить типы питания растений
Проблемные вопросы В каких питательных веществах нуждаются растения? Сколько способов питания существует у растений?
Почвенное питание растений Исключи лишнее: стебель лист корень плод
Зоны корня
Воздушное питание растений Минута мысли Солнце Хлоропласты Синтез Автотрофы Растение Органические вещества
Фотосинтез К.А.Тимирязев писал : «Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений »
Строение листа
Хлоропласт
Биологические задачи 1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения? 2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал (-а)… Мне было интересно узнать... Для меня самым трудным сегодня было… Я сегодня поняла, что…
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 6 классе
«Особенности питания растений»
Цель – сравнить типы питания растений.
Задачи:
1.Образовательные:
- изучить сущность понятий «почвенное» и «воздушное» питание;
- выявить условия протекания фотосинтеза;
- показать планетарное значение фотосинтеза.
2.Воспитательные:
- формирование научного мировоззрения;
- формирование бережного отношения к природе;
- формирование экологической компетентности.
3.Развивающие:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие критического мышления;
- развитие коммуникативной культуры;
- развитие умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, ЦОР, учебник, доска, рабочие листы.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность у уроку. Присаживайтесь.
2.Домашнее задание
Запишите, пожалуйста, в дневник домашнее задание.
Выучить опорный конспект; по желанию – сделать информационную подборку: «Это интересно…»
3.Проверка домашнего задания
Итак, прежде чем переходить к новой теме, нам необходимо вытащить из тайников памяти кое-что ценное.
Фронтальный опрос
- Для чего необходимо питание всем живым организмам?
- Закончите определение - питание – это процесс…
- Назовите, на какие группы делятся организмы по типу питания?
- Каких организмов называют автотрофами?
- В чём заключается особенность гетеротрофного типа питания?
- Как называется смешанный тип питания?
Молодцы!
4.Актуализация знаний
Вступительное слово учителя
- На предыдущем уроке мы познакомились с сущностью процесса питания, а сегодня мы изучим особенности питания растительного организма. Запишите тему урока в своих рабочих листах – «Особенности питания растений»
5.Изучение нового материала
1.Проблемные вопросы для учащихся
Ребята, для начала, подумайте и постарайтесь ответить на проблемные вопросы:
- В каких питательных веществах нуждаются растения?
- Сколько способов питания существует у растений?
Вы можете воспользоваться текстом учебника – стр.62.
Выслушиваются мнения учащихся.
Учитель формулирует вывод: у растений нет пищеварительной системы, питательные вещества образуются в клетках или проникают через клеточную мембрану. У растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.
Итак, способы питания растений мы с Вами выяснили, теперь необходимо с ними познакомиться подробнее и постараться сравнить их между собой.
2. В рабочих листах записываем
1.Почвенное питание растений
Беседа с учащимися
Ребята, что такое почва? (это верхний плодородный слой земли). Совершенно верно, плодородие - это главное свойство почвы. А как вы думаете, может ли человек каким-то образом влиять на плодородие почвы? Как его можно улучшить? (внесение удобрений, окучивание). Молодцы! А теперь, разберёмся с особенностями почвенного питания растений.
Выполним следующее задание «Исключи лишнее»: на слайде указаны органы растений. Подумайте, какой орган участвует в почвенном питании растений, а какие будут лишними?
(Стебель, лист, корень, плод
Ответ: корень-орган почвенного питания растений.) Хорошо!
«Корзина идей»
Ребята, сейчас вы поработаете в парах.
Вспомните, какие приспособления имеет корень для всасывания питательных веществ. Свои предполагаемые ответы, запишите в рабочий лист в пункт «корзина идей». Приступаем!
Обсуждение ответов учащихся:
- вещества поступают в растение в виде растворов, благодаря строению корня и его всасывающей функции;
- наличие корневого чехлика (защищает зону деления, снижает трение о почву);
- в зоне всасывания находятся корневые волоски, которые всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами;
- вся всасывающая сила корневых волосков создаёт корневое давление, благодаря которому вода с минеральными солями поднимается вверх по сосудам
Молодцы! Сформулируйте вывод, что же такое почвенное питание
Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.
В рабочих листах записываем
2.Воздушное питание растений
Беседа с учащимися. Приём «Минута мысли»
Ребята, у воздушного питания есть синоним. Этот синоним вы сейчас постараетесь назвать мне сами. Для этого я предлагаю вам минуту мысли. У вас в рабочих листах указаны термины (найдите их): солнце, хлоропласты, растение, автотрофы, синтез, органические вещества. Подумайте, как иначе можно назвать воздушное питание растений.
Ответы учащихся: фотосинтез.
Совершенно верно! Фотосинтез - это уникальный процесс. Внимательно посмотрите на это определение. Какие главные части в нём можно выделить (фото- свет и синтез – образование….молодцы! а что же образуется в ходе фотосинтеза мы выясним с вами немного позже)
Приём «Высказывания великих»
Послушайте, что говорил о фотосинтезе учёный Климент Тимирязев
«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха…, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастичным человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растения».
Ребята, какую мысль до нас пытался донести Климент Тимирязев?
(огромная роль растений в природе и жизни человека; уникальность фотосинтеза)
Беседа с учащимися
А теперь давайте подумаем, какой орган из указанных нас лайде бужет участвовать в воздушном питании растения? (ответ- лист). Верно. В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани (столбчатые или палисадные), среди которых располагается особый органоид – хлоропласт. А какое вещество, придающее растению зелёную окраску входит в состав хлоропластов? (хлорофиллы). Молодцы!
И вот мы с вами переходим к очень важному моменту нашего урока- протекание процесса фотосинтеза.
Рассказ учителя
Фабрики по приготовлению пищи растений находятся в листьях.
Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зелёного листа, а именно в клетки основной ткани. В хлоропластах, содержащих хлорофилл происходит химическая реакция с использованием поглощённой солнечной энергии. Углекислый газ из воздуха проникает в листья через крошечные отверстия (вспомните как они называются? – устьица). По сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению. И только при таких условиях растения, могут приготовить себе своеобразную пищу. Как вы думаете какую? (органическое вещество – глюкоза - разновидность сахара. Которая позже превращается в крахмал. Кислород выделяется в ходе фотосинтеза только как побочный продукт!
Ребята, а сейчас прочитайте в рабочих листах текст «Фотосинтез» и выделите карандашом условия протекания этого сложного процесса. Работаем!
Ответы учащихся: главные условия фотосинтеза- свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.
Хорошо!
Таким образом, аналогично, как мы с вами формулировали вывод о почвенном питании растений, письменно в рабочих листах сформулируйте вывод по воздушному питанию растений. Приступаем к работе!
Вывод: воздушное питание растений связано с образование органических веществ их неорганических при помощи энергии света.
Рассказ учителя
Необходимо сказать учащимся о космической (планетарной роль фотосинтеза).
В ходе фотосинтеза, растения выделяют огромное количество кислорода. Для какого процесса он необходим (дыхание, горение). Растения также поглощают углекислый газ, что препятствует повышению его концентрации в атмосфере.
6.Закрепление
1. Ребята, у вас в рабочих листах имеются схемы по воздушном и почвенному питанию растений. Работаем индивидуально- ваша задача – заполнить пропуски в этих схемах. Приступаем к выполнению задания.
Слайд на экране – озвучиваются правильные ответы.
Тип питания – почвенное Тип питания – воздушное
Орган – корень Орган – лист
Ткань – всасывающая Ткань – основная
Клетки- корневые волоски Клетки- столбчатые (палисадные)
Структуры - Хлоропласты
Вещества – неорганические Вещества – органические
7.Обобщение и систематизация знаний
Решение биологических задач. Ребята, на слайде представлены биологические задачи. Постарайтесь их решить.
1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения?
2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?
8.Подведение итогов урока
Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. На слайде выведены предложения, закончите их.
1.Сегодня на уроке я узнал (-а)
2.Мне было интересно узнать…
3.Для меня самым трудным сегодня было…
4.Я сегодня поняла, что…
Выставление оценок. Всем спасибо за работу на уроке! До свиданья!
Приложение
Рабочий лист
Тема урока –
Проблемные вопросы: - В каких питательных веществах нуждаются растения?
- Сколько способов питания существует у растений?
Вы можете воспользоваться текстом учебника – стр.62.
Вывод: у растений нет пищеварительной системы, питательные вещества образуются в клетках или проникают через клеточную мембрану. У растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.
1.
«Корзина идей» (работа в парах)
Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.
2.
«Минута мысли»
Прочитайте указанные термины, подумайте, какой синоним имеется у понятия «воздушное питание растений».
Солнце, хлоропласты, растение, автотрофы, синтез, органические вещества……………
3. Прочитайте текст и подчеркните условия протекания фотосинтеза.
Фотосинтез
Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зелёного листа, а именно в клетки основной ткани. В хлоропластах, содержащих хлорофилл происходит химическая реакция с использованием поглощённой солнечной энергии. Углекислый газ из воздуха проникает в листья через крошечные отверстия (вспомните как они называются? – устьица). По сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению. И только при таких условиях растения, могут приготовить себе своеобразную пищу. Как вы думаете какую? (органическое вещество – глюкоза - разновидность сахара. Которая позже превращается в крахмал. Кислород выделяется в ходе фотосинтеза только как побочный продукт!
Вывод: воздушное питание растений связано с образование органических веществ их неорганических при помощи энергии света.
4.Сравните типы питания растений. Заполните пропуски схеме.
Тип питания – …………… Тип питания – ……………………..
Орган –………... Орган – …………………………….
Ткань –………………. Ткань – ……………………………..
Клетки- …………………….. Клетки- …………………………….
Структуры - ………………………..
Вещества – ………………. Вещества – ………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минеральное питание растений
В презентации разъясняется механизм процесса, даётся классификация элементов питания растений, наглядно показываются признаки недостатка отдельных элементов питания....
Воздушное питание растений.
Биология. 6 класс. Тема: Воздушное питание растений. Презентация. С помощью виртуальной лаборатории доказывается, что растения на свету выделяют кмслород и образуют органические вещества....
Почвенное питание растений.
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина выполнена в технологии развития критического мышления....
урок в 6 классе "Минеральное питание растений"
урок по УМК В.В.Пасечника "Минеральное питание растений". представлен подробный конспект урока, презентация к уроку, включен региональный компонент....
Конспект урока "Способы питания растений"
Данный конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.При изучении почвенного питания используется мини спектакль.Во время урока учитель вместе собучающимися создает кластер ( схему...
Презентация Питание. Почвенное питание растений 6 кл ФГОС УМК Пасечник
Урок изучения новой темы по биологии Почвенное питание растений в 6 классе ФГОС УМК Пасечник...
Проверочная работа по темам «Почвенное питание растений », «Воздушное питание растений »
Контрольно- измерительный материал по типу заданий ВПР для проверки уровня усвоения тем "Почвенное питание растений", "Воздушное питание растений"....