Почвенное питание растений.
методическая разработка (биология, 6 класс) на тему
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина выполнена в технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pitanie_rasteniy.docx | 20.07 КБ |
elektronnoe_zadanie_u_12.docx | 961.58 КБ |
pitanie_rasteniy.zip | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 12.
Питание.
Особенности питания растительного организма.
Цель: расширить представления учащихся о процессе питания; способствовать развитию логического мышления воспитанников, умения устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к почве.
Задачи:
- Способствовать формированию у учащихся знаний о почвенном питании растений.
- Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительных организмах на рисунках, работать с учебником.
- Содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, учебник, тетрадь, различные минеральные удобрения в пробирках.
План изучения темы:
- Сущность питания.
- Особенности питания растений.
- Почвенное питание растений и роль корня в нем.
- Почва. Пути повышения плодородия почвы.
- Выращивание растений без почвы: гидропоника и аэропоника.
Ход урока
I. Вызов.
1. Учитель просит перечислить процессы жизнедеятельности организмов (по цепочке). Затем ученики читают на с. 57 учебника названия тем, которые предстоит изучить в разделе «Жизнедеятельность организмов».
2. Постановка познавательной задачи. В почву попало семя березы диаметром 5 мм, а выросло громадное дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения?
Зачем человеку изучать питание растений?
II. Осмысление изучаемого материала
1.Сущность процесса питания.
Питание – это процесс получения питательных веществ и энергии.
Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений?
2. Особенности питания растений.
В каких питательных веществах нуждается растение?
Откуда растение берет неорганические вещества? Органические вещества?
Почему у растений два способа питания?
Работа с учебником (стр. 62).
- растения не имеют специальной пищеварительной системы;
- питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны;
- есть почвенное и воздушное питание растений.
- Почвенное питание растения и роль корня в нем.
Что является органом почвенного питания?
Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?
Почему растение всасывает только те вещества, которые ему необходимы? (сущность процесса диффузии).
Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?
Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх? (корневое давление и испарение воды листьями).
Значение минеральных солей.
Решение биологических задач:
- На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
- У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
- На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.
- Почва. Пути повышения плодородия почвы.
Почва - это верхний плодородный слой земли.
Плодородие - это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым.
А что необходимо растению? Как человек может повысить плодородие почвы?
Виды удобрений. Правила внесения удобрений (соблюдение норм, влажная почва, своевременность, учет биологических особенностей растений)
III. Рефлексия
Составить рассказ о почвенном питании растений с помощью плана урока. С помощью ключевых слов. Сформулировать правила ухода за комнатными растениями.
IV. Домашнее задание
стр. 62 в учебнике (читать, пересказывать), подготовить устные ответы на вопросы 1, 3 на стр. 72, подготовить сообщения о хищных растениях, растениях-паразитах.
Предварительный просмотр:
Тема: Особенности питания растительного организма.
- Изучи статью «Питание и пищеварение» на с. 62 в учебнике, внимательно рассмотри рисунки. Познакомься с презентацией по теме «Особенности питания растительного организма».
- Выпиши из учебника особенности питания растений.
3. Ответь на вопросы:
Что является органом почвенного питания?
Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?
Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?
Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх?
4. Плодородие - это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым. А что необходимо растению в почве? Как человек может повысить плодородие почвы?
5. Расскажи об особенностях питания растительного организма по плану:
- Сущность понятия «питание».
- Особенности питания растений.
- Почвенное питание растений и роль корня в нем.
- Почва. Пути повышения плодородия почвы.
Подписи к слайдам:
Питание – это процесс получения организмами веществ и энергии.
Основные вещества растений
Вещества растений
неорганические вещества
вода
соли
органические вещества
белки
жиры
углеводы
витамины
Особенности питания растений.
Корневое давление
У растения срезают стебель и на пенёк надевают резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. При поливе тёплой водой, вода в трубке поднимается и выливается из трубки. При поливе холодной водой, вода из трубки не вытекает.
Испарение воды
Минеральные соли, необходимые растению в больших количествах:
Kалий – обеспечивает рост корней, луковиц, корневищ, клубней.Азот – обеспечивает рост и развитие листьев и стеблей.Фосфор – ускоряет цветение и созревание плодов
Почва – верхний плодородный слой земли.
Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения всем необходимым.
Мероприятия, направленные на поддержание плодородия почв:
внесение удобрений,орошение и полив,рыхление,чередование культур,использование способов обработки почвы, препятствующих ветровой и водной эрозии
Классификация удобрений
Удобрения
органические
минеральные
торф
навоз
зеленые удобрения
азотные
калийные
фосфорные
комплексные
Составьте рассказ о питании растений, используя ключевые слова:
Питание, органические вещества, неорганические вещества, энергия, воздушное питание,почвенное питание,корень,корневые волоски,почва,вода и минеральные соли,плодородие,удобрения
Домашнее задание:
стр. 62 в учебнике (читать, пересказывать), подготовить устные ответы на вопросы 1, 3 на стр. 72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
Конспект урока по биологии 6 класс...
Почвенное и воздушное питание растений
Презентация к уроку...
Презентация Питание. Почвенное питание растений 6 кл ФГОС УМК Пасечник
Урок изучения новой темы по биологии Почвенное питание растений в 6 классе ФГОС УМК Пасечник...
Презентация "Почвенное питание"
презентация...
Презентация. Управление почвенным питанием растений
Данная презентация может быть использована на уроке биологии в 6 классе при изучении темы "Минеральное питание растений". Презентация содержит вопросы и задания для повторения и актуализации...
Презентация по биологии на тему "Питание растений: воздушное, почвенное" (6 класс)
Питание растений: воздушное, почвенное....
Проверочная работа по темам «Почвенное питание растений », «Воздушное питание растений »
Контрольно- измерительный материал по типу заданий ВПР для проверки уровня усвоения тем "Почвенное питание растений", "Воздушное питание растений"....