Почвенное питание растений.
методическая разработка (биология, 6 класс) на тему

Мартынова Анна Николаевна

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина выполнена в технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pitanie_rasteniy.docx20.07 КБ
Файл elektronnoe_zadanie_u_12.docx961.58 КБ
Package icon pitanie_rasteniy.zip2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 12.

Питание.

Особенности питания растительного организма.

Цель: расширить представления учащихся о процессе питания; способствовать развитию логического мышления воспитанников, умения устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к почве.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у учащихся знаний о почвенном питании растений.
  2. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительных организмах на рисунках, работать с учебником.
  3. Содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, учебник, тетрадь, различные минеральные удобрения в пробирках.

План изучения темы:

  1. Сущность питания.
  2. Особенности питания растений.
  3. Почвенное питание растений и роль корня в нем.
  4. Почва. Пути повышения плодородия почвы.
  5. Выращивание растений без почвы: гидропоника и аэропоника.

Ход урока

I. Вызов.

1. Учитель просит перечислить процессы жизнедеятельности организмов (по цепочке). Затем ученики читают на с. 57 учебника названия тем, которые предстоит изучить в разделе «Жизнедеятельность организмов».

2.  Постановка познавательной задачи. В почву попало семя березы диаметром 5 мм, а выросло громадное дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения?

Зачем человеку изучать питание растений?

II. Осмысление изучаемого материала

1.Сущность процесса питания.

Питание – это процесс получения питательных веществ и энергии.

Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений?

2. Особенности питания растений.

В каких питательных веществах нуждается растение?

Откуда растение берет неорганические вещества? Органические вещества?

Почему у растений два способа питания?

Работа с учебником (стр. 62).

  1. растения не имеют специальной пищеварительной системы;
  2. питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны;
  3. есть почвенное  и воздушное питание растений.

  1. Почвенное питание растения и роль корня в нем.

Что является органом почвенного питания?

Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?

Почему растение всасывает только те вещества, которые ему необходимы? (сущность процесса диффузии).

Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?

Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх? (корневое давление и испарение воды листьями).

Значение минеральных солей.

Решение биологических задач:

  1. На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
  2. У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
  3. На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.

  1. Почва. Пути повышения плодородия почвы.

Почва -  это верхний плодородный слой земли.

Плодородие  - это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым.

А что необходимо растению? Как человек может повысить плодородие почвы?

Виды удобрений. Правила внесения удобрений (соблюдение норм, влажная почва, своевременность, учет биологических особенностей растений)

III. Рефлексия

Составить рассказ о почвенном питании растений с помощью плана урока. С помощью ключевых слов. Сформулировать правила ухода за комнатными растениями.

IV. Домашнее задание

стр. 62 в учебнике (читать, пересказывать), подготовить устные ответы на вопросы 1, 3 на стр. 72, подготовить сообщения о хищных растениях, растениях-паразитах.



Предварительный просмотр:

Тема: Особенности питания растительного организма.

  1. Изучи статью «Питание и пищеварение» на с. 62 в учебнике, внимательно рассмотри рисунки. Познакомься с презентацией по  теме «Особенности питания растительного организма».

  1. Выпиши из учебника особенности питания растений.

3. Ответь на вопросы:

Что является органом почвенного питания?

Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?

Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?

Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх?

4. Плодородие  - это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым. А что необходимо растению в почве? Как человек может повысить плодородие почвы?

5. Расскажи об особенностях питания растительного организма по плану:

  1. Сущность понятия «питание».
  2. Особенности питания растений.
  3. Почвенное питание растений и роль корня в нем.
  4. Почва. Пути повышения плодородия почвы.



Подписи к слайдам:

Питание.Почвенное питание растений.
Питание – это процесс получения организмами веществ и энергии.
Основные вещества растений
Вещества растений
неорганические вещества
вода
соли
органические вещества
белки
жиры
углеводы
витамины
Особенности питания растений.
Корневое давление
У растения срезают стебель и на пенёк надевают резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. При поливе тёплой водой, вода в трубке поднимается и выливается из трубки. При поливе холодной водой, вода из трубки не вытекает.
Испарение воды
Минеральные соли, необходимые растению в больших количествах:
Kалий – обеспечивает рост корней, луковиц, корневищ, клубней.Азот – обеспечивает рост и развитие листьев и стеблей.Фосфор – ускоряет цветение и созревание плодов
Почва – верхний плодородный слой земли.
Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения всем необходимым.
Мероприятия, направленные на поддержание плодородия почв:
внесение удобрений,орошение и полив,рыхление,чередование культур,использование способов обработки почвы, препятствующих ветровой и водной эрозии
Классификация удобрений
Удобрения
органические
минеральные
торф
навоз
зеленые удобрения
азотные
калийные
фосфорные
комплексные
Составьте рассказ о питании растений, используя ключевые слова:
Питание, органические вещества, неорганические вещества, энергия, воздушное питание,почвенное питание,корень,корневые волоски,почва,вода и минеральные соли,плодородие,удобрения
Домашнее задание:
стр. 62 в учебнике (читать, пересказывать), подготовить устные ответы на вопросы 1, 3 на стр. 72.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Конспект урока по биологии 6 класс...

Презентация Питание. Почвенное питание растений 6 кл ФГОС УМК Пасечник

Урок изучения новой темы по биологии Почвенное питание растений в 6 классе ФГОС УМК Пасечник...

Презентация. Управление почвенным питанием растений

Данная презентация может быть использована на уроке биологии в 6 классе при изучении темы "Минеральное питание растений". Презентация содержит вопросы и задания для повторения и актуализации...

Проверочная работа по темам «Почвенное питание растений », «Воздушное питание растений »

Контрольно- измерительный материал по типу заданий ВПР для проверки уровня усвоения тем "Почвенное питание растений", "Воздушное питание растений"....