Щенова Лариса Николаевна Уроки химии и биологии
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Уроки с использованием ЭОР и уроки исследования!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tipy_razvitiya_nasekomykh_shchenova.doc | 103 КБ |
khimicheskie_svoystva_kislot.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Типы развития насекомых
Класс: 7
Автор: Щенова Лариса Николаевна
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Панино Добровского муниципального района Липецкой области
Должность: учитель биологии и химии
Аннотация
Данный урок предлагается с использованием электронных и цифровых образовательных ресурсов для 7 класса по биологии при изучении темы «Типы развития насекомых».
Для более эффективного усвоения данной темы рекомендую его проведение в кабинете биологии, оснащённом интерактивной доской, а также компьютером с программами для выхода в электронные образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях:
- Каталог Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
На уроке рассматриваются вопросы:
1. Каким способом размножаются насекомые?
2. Что такое половой диморфизм?
3. Какие типы развития характерны для насекомых?
Использование в ходе урока электронных образовательных ресурсов делают этот урок для учащихся интересным и увлекательным, снимает напряжение в усвоении большого объема знаний, позволяет раскрыть исследовательские и организаторские качества учащихся.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Типы развития насекомых
ФИО (полностью) | Щенова Лариса Николаевна | |
Место работы | МБОУ СОШ с. Панино | |
Должность | Учитель биологии и химии | |
Предмет | Биология | |
Класс | 7 | |
Тема и номер урока в теме | Типы развития насекомых | |
Базовый учебник | «Биология, 7 класс, Животные» Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C. |
- Цель урока: формирование знаний о типах развития насекомых;
9. Задачи:
- обучающие познакомить уч-ся с особенностями размножения и развития насекомых разных отрядов;
-развивающие: продолжить формирование умений работать с ЦОР, ЭОР, рисунками учебника и его текстом;
-воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к живой природе
- Тип урока комбинированный
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
12.Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Оргмомент | Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, эмоциональный настрой на урок | 1 мин | ||
2 | Проверка д/з | Задаёт вопросы учащимся Перечислить признаки, характерные представителям класса Насекомые: | Отвечают на вопросы - тонкий хитиновый покров - органы дыхания: трахеи -отделы тела: голова, грудь, брюшко - 3 пары ходильных ног - 1-2 пары крыльев - 1 пара усиков - 1пара сложных глаз - произошли от членистоногих, похожих на современных многоножек - обитатели воздуха, воды, почвы. | 5 мин | |
3 | Изучение нового материала | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f31f-0a01-022a-01e2-2c754e7112a0/%5BBIO7_07-27%5D_%5BMV_02%5D.WMV – Видео. Класс Насекомые. Демонстрация примеров насекомых с полным превращением http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f2b9-0a01-022a-01f9-f0f265644946/%5BBIO7_07-27%5D_%5BMV_01%5D.WMV -Видео. Класс Насекомые. Демонстрация примеров насекомых с неполным превращением | Все эти признаки насекомых позволили им широко расселиться на Земле и стать одной из господствующих групп. Процветание насекомых связано и с особенностями их размножения и развития. Задаёт вопросы учащимся: Что такое размножение? Какими способами размножаются животные? Какое размножение характерно для насекомых? Органы размножения насекомых Для насекомых характерен половой диморфизм т.е. самки и самцы отличаются по внешнему виду. Усики больше у самцов, чтобы чувствовать самок. А как происходит развитие насекомых? Типы развития насекомых: А) развитие с полным превращением (или с метаморфозом) Б) развитие с неполным превращением (без метаморфоза). Каково значение развития насекомых с превращением - с метаморфозом? | Отвечают на вопросы Записывают в тетрадь Органы размножения самок : яичники- яйцеводы- семяприёмник; Органы размножения самцов: семенники- семяпроводы- семяизвергательный канал; Для насекомых характерно внутреннее оплодотворение Работа с Рис. 103, 104 Записывают в тетрадь: Яйцо – личинка – куколка - взрослое насекомое; Работа с Рис. 101, 102 Записывают в тетрадь: Яйцо - личинка - взрослое насекомое. Отвечают на вопрос | 20 мин |
4 | Закрепление | http://fcior.edu.ru/card/12326/tipy-razvitiya-nasekomyh.html Модуль содержит контрольные задания по теме "Тип Членистоногие http://fcior.edu.ru/card/8977/klass-nasekomye.html Модуль содержит контрольные задания по теме "Тип Членистоногие" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dcddcac0-5ce2-436c-b28a-86fd24c45aca/%5BBIO7_07-27%5D_%5BPF_05%5D.jpg клоп щитник (фотография) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd6875eb-c90f-4de9-a959-9e25331e45ad/%5BBIO7_07-27%5D_%5BPF_04%5D.jpg кузнечик певчий (фотография) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dee64590-e4c6-469e-82ac-a2e9857a0f8f/%5BBIO7_07-27%5D_%5BPF_03%5D.jpg стрекоза красотка девушка самец(фотография) | Выполните задания Какой тип развития у насекомых: клоп щитник, кузнечик певчий, стрекоза красотка девушка самец | Выполняют задания в тетради | 10 мин |
5. | Подведение итогов урока и выставление оценок (рефлексия) | 1 Каким способом размножаются насекомые? 2 Что такое половой диморфизм? 3Какие типы развития характерны для насекомых? | Составляют самостоятельно схему «Типы развития насекомых» в тетради | 5 мин | |
6 | Домашнее задание | Задаёт д/з Изучить параграф 27. Приготовить сообщения: «Муравьи - общественные насекомые», « Пчёлы - общественные насекомые», « Охраняемые насекомые». | Записывают д/з в дневник | 4 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Типы развития насекомых
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 2 3 4 5 6 7 | Развитие насекомых с полным превращением) Развитие насекомых с неполным превращением) Контрольные задания по теме "Тип Членистоногие» Контрольные задания по теме "Тип Членистоногие» клоп щитник кузнечик певчий стрекоза красотка девушка самец | Набор ЦОР Набор ЦОР Модуль К -тип Модуль К -тип | видеофрагменты Видеофрагменты Тест Тест Иллюстрации Иллюстрации Иллюстрации | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f2b9-0a01-022a-01f9-f0f265644946/%5BBIO7_07-27%5D_%5BMV_01%5D.WMV - http://fcior.edu.ru/card/12326/tipy-razvitiya-nasekomyh.html http://fcior.edu.ru/card/8977/klass-nasekomye.html |
Список используемой литературы
- Каталог Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- «Биология, 7 класс, Животные» Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C.
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по теме:
«Химические свойства кислот в свете электролитической диссоциации».
Урок-исследование
/химия 8 класс /
Учитель МОУ СОШ с.Панино
Щенова Лариса Николаевна
Тема:
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической
диссоциации»
Цель урока: расширить и углубить наши представления о кислотах, ведь они так важны для человека.
Сформулировать задачи урока, я надеюсь, поможете мне вы, используя лист учёта знаний по теме.
1 этап – Целеполагание
Учащиеся:
Мы должны знать:
Определение кислот в свете ТЭД
Химические свойства кислот с точки зрения ТЭД
Мы должны уметь:
Пользоваться таблицей растворимости
Проводить химические реакции характерные кислотам, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами
Составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде
Работать самостоятельно: наблюдать, выделять главное, делать выводы
Применять полученные знания на практике и в новых нестандартных ситуациях
Проводить самооценку своих знаний
Учитель: Понятны ли вам тема, цели и задачи урока?
Этапами сегодняшнего урока являются:
1.Целеполагание
2. Химическая разминка.
3. Исследование.
4.Применение знаний на практике и в новых нестандартных ситуациях
5.Рефлексия и самооценка знаний
Итак, первый этап уже пройден, приступаем к химической разминке
- Этап - Химическая разминка.
Индивидуальная работа по карточкам у доски. З человека.
Задания для учащихся, работающих у доски
Задание №1
Даны формулы кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H2SO3, H2S, HNO2, H3PO4.
Выпишите формулы одноосновных кислот:
Выпишите формулы двухосновных кислот:
Выпишите формулы трёхосновных кислот:
Назовите их. Как определяется основность кислот?
Задание №2
Даны формулы кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H2SO3, H2S, HNO2, H3PO4.
Выпишите формулы кислот, которые относятся к сильным электролитам:
Выпишите формулы кислот, которые относятся к слабым электролитам:
От чего зависит сила электролита?
Что такое степень электролитической диссоциации?
Задание №3
Даны формулы кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H2SO3, H2S, HNO2, H3PO4.
Составьте уравнения реакций электролитической диссоциации веществ:
HCl, H2SO4, HNO3 Дайте название каждой кислоте. Дайте определение кислот в свете ТЭД?
Фронтальная беседа по вопросам.
Вспомним основные понятия электролитической диссоциации:
1. – На какие группы делятся вещества по отношению к электрическому току? (Электролиты и неэлектролиты.)
2. – Дайте определение понятию “электролит”? (Это вещество, водный раствор или расплав, которого проводит электрический ток.)
3. – Приведите примеры электролитов? (Растворы и расплавы солей и щелочей, растворы кислот.)
4. – Дайте определение понятию “неэлектролит”? (Это вещество, водный раствор и расплав которого не проводит электрический ток.)
5. – Приведите примеры неэлектролитов? (Нерастворимые соли и основания, оксиды, простые вещества, органические вещества.)
6. – Дайте определение понятию “электролитическая диссоциация”? (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)
7. – Дайте определение кислот в свете электролитической диссоциации? (Это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.)
8. - Какие кислоты вам известны?
9. - Какие из них встречаются в природе? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая)
10. - Почему эти вещества называют кислотами?
11. - А все ли кислоты можно пробовать на вкус?
12. - Могут ли кислоты быть опасны для человека?
Проверка заданий, выполняемых учащимися у доски:
1-й ученик:
Классификация кислот по числу атомов водорода (по основности):
2-й ученик:
Классификация кислот по силе электролита:
3-й ученик:
Электролитическая диссоциация кислот:
Таким образом, мы вспомнили основные понятия, необходимые для дальнейшего изучения темы.
Переходим к 3 этапу исследования 20 мин
Проблемный вопрос:
Каковы же химические свойства кислот в свете теории ТЭД?
Но…
Произошло недоразумение, лаборант готовя растворы забыла наклеить этикетки. Можете ли вы провести дактилоскопическое исследование и обнаружить кислоту среди предложенных растворов?
Индивидуальная работа у доски
– Инструкция по проведению дактилоскопического исследования.
Цель: обнаружить среди предложенных растворов кислоту.
Порядок действий:
1. Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок - соляная кислота. Опытным путём определите, в какой пробирке находится эта кислота.
Для этого используйте универсальную индикаторную бумажку.
2. Какой ион определяет изменение окраски индикатора в кислотах?
4. Вывод об окраске индикатора ( универсальной бумажки ) в кислотах запишите в тетрадь.
- С целью изучения химических свойств кислоты мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы – химиков – исследователей.
Каждая группа получит инструкцию по проведению исследования.
Повторим правила техники безопасности
(группы работают по инструкциям в течение 5 минут, по окончании докладывают о результатах своих исследований)
- группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с металлами — цинком и медью.
Порядок действий:
1. Проделайте химические реакции взаимодействия соляной кислоты с металлами. Для этого:
- в 1 пробирку поместите 2 гранулы цинка (обратите внимание на положение цинка в ряду напряжений металлов) и прилейте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?
- во 2 пробирку поместите медную проволоку (обратите внимание на положение меди в ряде напряжений металлов) и прилейте 2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
3. Составьте уравнение реакции соляной кислоты с цинком (укажите тип реакции) и запишите её в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.
4. Сделайте вывод о взаимодействии металлов с кислотами относительно их положения в электрохимическом ряду напряжений и запишите его в тетрадь.
Отчёт: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова.
Признак реакции: _____________________
Вывод: Металлы, находящиеся в ряду напряжений до водорода _________________ с кислотами с образованием растворимой ____________ и выделением ____________________
Металлы, находящиеся в ряду напряжений после водорода не _______________ с кислотами.
Тип реакции _______________________
- группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с оксидом меди.
Порядок действий:
1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с оксидом меди.
2. Для этого в пробирку с 1 г порошка оксида меди (II) чёрного цвета прилейте 1 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?
3. Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. (Укажите тип реакции)
4. Сделайте вывод о взаимодействии оксидов металлов с кислотами и запишите в тетрадь.
Отчёт:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова.
Признак реакции: ______________________________________
Вывод: Оксиды металлов ____________________ с растворимыми кислотами с образованием ______________ и _________________
Тип реакции _______________________
- группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с основаниями.
Порядок действий:
1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с растворимым основанием NaОН.
Для этого: в пробирку поместите 2 мл раствора NaОН и 2 капли фенолфталеина (почему раствор приобрёл малиновую окраску?), добавьте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?
3. Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. (укажите тип реакции)
4. Сделайте вывод о взаимодействии оснований с кислотами и запишите в тетрадь..
Отчёт:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова.
Признак реакции: ______________________________________
Вывод: Основания ______________ с кислотами, с образованием __________________ и _____________
Тип реакции______________________
- группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с AgNO3 и Na2CO3.
Порядок действий:
1. Поместите в пробирку 2 мл раствора AgNO3 и добавьте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?
2.Поместите в пробирку 2 мл раствора Na2CO3 и добавьте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?
2. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.
3. Сделайте вывод о взаимодействии кислот с солями запишите в тетрадь.
Отчёт:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова.
Признак реакции: ______________________________________
Вывод: Соли _____________________с кислотами только в том случае, если образуется __________________ или __________________
Тип реакций____________________
Как вы считаете, всем ли кислотам характерны данные химические свойства или нет?
С чем это связано?
-Кислоты обладают сходными свойствами потому, что в растворах кислот при их диссоциации всегда образуются катионы водорода.)
Ещё раз проговариваем общий вывод по химическим свойствам кислот.
Приступаем к следующему этапу
4 этап Применение знаний на практике
А теперь слово предоставим практикам, которые расскажут нам о применении кислот.
Сообщения учащихся о кислотах: серная,
соляная,
азотная,
уксусная,
аскорбиновая (витамин С)
- Какую пользу приносят кислоты, и какой вред они могут нанести?
Польза кислот
- применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов, для сохранения пищи, витамин С.
- Использование в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля.
- Удаление накипи в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислоты.
- Использование муравьиной кислоты при ревматизме (народная медицина).
- Участие в процессе пищеварения.
Вред
- можно получить ожоги.
- кислотные дожди разъедают некоторые поверхности.
Применение знаний в нестандартных ситуациях 5 мин
Какие из веществ вступят в реакцию с серной кислотой: Аu, Zn, FeO, CO2, Ca(OH)2, KCl, Na2SiO3 . Подчеркните эти вещества.
Подчёркивают: Zn, FeO, Ca(OH)2, Na2SiO3 .
- Переходим к следующему этапу. Рефлексия и самооценка знаний 5мин
- Рефлексия урока:
- Что запомнили?
(Кислоты –электролиты, которые при диссоциации распадаются на катионы водорода и анионы кислотного остатка)
- Что поняли?
(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)
- Чему научились?
(Различать кислоты с помощью индикаторов, проводить химические реакции с ними, составлять химические уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде)
Считаете ли вы , что цель урока достигнута?
Проведите самооценку своих знаний (по листу учёта знаний)
Выставление оценок.
Урок мне хотелось бы закончить арабской пословицей:
Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,
кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется.
Желаю вам, чтобы сосуд ваших знаний также постоянно расширялся и крепкого вам здоровья. А быть здоровыми вам поможет аскорбиновая кислота (витамин С),которой я вас угощаю.
Домашнее задание 2 мин
Параграф 38.у 4, 5, 6. стр. 159. (задания на выбор, разноуровневые)
Для учащихся интересующихся химией: составьте кроссворд из 10 понятий по теме «Кислоты»
Учащимся предлагаю необычное домашнее задание разного уровня сложности “Кем вы считаете себя в химии?”: кандидатом наук, профессором или академиком . Ученые степени расположены в порядке возрастания от кандидата наук до академика. Самая высшая учёная степень – академик. Дома выберете посильный для себя вариант работы с той учёной степенью, на которую вы претендуете. Каждый вариант работы включает 2 задания, одно из них носит творческий характер. К следующему уроку выполняется первое задание, на выполнение второго задания даётся одна неделя.
Домашнее задание по теме:
« Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»
Кем вы считаете себя в химии?
Кандидатом наук
- Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение реакции,
для следующих реакций:
- гидроксид калия + серная кислота;
- карбонат калия + азотная кислота;
- Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
- капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку;
- отметьте цвет лакмусовой бумажки;
- зарисуйте опыт с лимоном в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта;
- сделайте вывод о том, почему лимон кислый?
Профессором
- Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций:
1) 3Ba 2+ + 2PO4 3- ---- Ba3(PO4)2 ; 2) Zn2+ + S2- --- ZnS ;
составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций
- Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
- опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом;
- пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки;
- зарисуйте опыт с лимонадом в тетради и зафиксируйте результаты опыта;
- какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора?
Почему? Письменно сделайте вывод ;
- определите формулу этого вещества;
- составьте уравнение электролитической диссоциации данного вещества.
Академиком
- В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами.
1) С + кислота ---- соль + кислота;
2) Д + кислота ---- соль + вода;
3) А + кислота ---- соль + вода + газ;
- Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на половине ватмана. На обратной стороне ватмана запишите литературу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.
Методическая тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на фо...
Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"
Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...
Аналитический отчёт учителя химии и биологии МБОУ СОШ с Панино Добровского района Липецкой области Щеновой Ларисы Николаевны
Анализ работы учителя (для аттестации)...
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии "Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии"
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии...
Тематическое планирование уроков химии, биологии и обществознания. Контрольные работы по химии и биологии.
Календарно - тематическое планирование уроков. Контрольные работы разработаны по вариантам....
Интегрированный урок-игра по биологии и химии в 6 классе на тему: «Химия и биология каждый день. А знаете ли вы?»
Данный урок позволяет объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология»; показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей...
Выступление на педагогическом совете учителя химии и биологии ЧОУ «Христианская гимназия» Ким Елены Владимировны на тему «Обучение детей с разными каналами восприятия информации химии и биологии»
Химия и биология предметы не простые, они требуют изучения большого количества учебного материала, запоминания терминов, определений, законов, правил и не каждому ученику такая работа по плечу. ...