Урок "Трофические взаимоотношения организмов"
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Комбинированный урок для учащихся 11 классов в теме "Основы экологии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
troficheskie_vzaimootnosheniya_organizmov.zip | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: УРОК С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
Автор (авторы): Дороненкова Наталья Юрьевна (e-mail: naturdor@yandex.ru)
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 города Коврова Владимирской области (МБОУ СОШ № 10 г. Коврова)
Предмет: биология, комбинированный урок
Тема: Трофические взаимоотношения организмов
Продолжительность: 1 урок, 40 минут
Класс: 11 класс
Технологии: ИКТ
Тема урока: «Трофические взаимоотношения организмов»
(11 класс)
Цели урока:
Образовательные:
- расширить и углубить знания о биотических факторах среды на основе изучения пищевых взаимоотношений организмов;
- определить влияние взаимоотношений между организмами на биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.
Воспитательные:
- экологическое воспитание учащихся через определение роли функциональных групп организмов в биогеоценозе;
- показать практическую значимость полученных знаний для объяснения правила экологической пирамиды.
Развивающие:
- развитие познавательных процессов при объяснении взаимосвязи живых организмов;
- развитие навыков самостоятельной деятельности, познавательного интереса при решении проблемных задач;
- продолжить развитие интеллектуальных умений и навыков (сравнивать, систематизировать, обобщать).
Наглядные пособия:
Таблица «Пищевые взаимоотношения в пресном водоеме», таблица «Биогеоценоз дубравы», презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент [Слайд 2]
2. Контроль [Слайд 3]
2.1. Беседа.
- Что такое экологический фактор?
- Какие виды факторов вам известны?
- Дайте определение биотических факторов.
- На какие три группы можно разделить взаимоотношения организмов?
- Перечислите симбиотические взаимоотношения?
- Антибиотические?
- Нейтральные?
- Какие отношения относят к нейтрализму?
- Индивидуальный опрос: Антибиотические взаимоотношения.
- Самостоятельная работа класса:
Заполните таблицу «Симбиотические взаимоотношения организмов»
Вид взаимоотношений | Характеристика | Примеры |
3. Изучение нового материала
3.1. Актуализация знаний:
Типы питания организмов. (Беседа). [Слайд 4]
- Какие типы питания организмов существуют в природе?
- На чем основано это деление?
- На какие группы делятся автотрофные организмы по источнику энергии?
- Какова пищевая специализация гетеротрофов?
Запишите схему «Типы питания организмов» в тетрадь. Приведите по два примера организмов к каждой группе [Слайд 5]
Типы питания организмов
Автотрофный Гетеротрофный Миксотрофный
-фотоавтотрофы -паразиты
-хемоавтотрофы -сапрофиты
-хищники
-травоядные
3.1. Пищевая структура сообщества. (Объяснение). [Слайд 6]
В зависимости от типа питания организм входит в определенную группу в пищевой структуре сообщества.
Введение понятий:
-продуценты;
-консументы;
- консументы первого порядка;
-консументы второго порядка;
- редуценты. [6]
3.2. Пищевая цепь. (Объяснение). [Слайды 7,8,9]
Пищевая цепь – передача вещества и энергии в пищевых взаимоотношениях.
Пример цепи: яблоко гусеница иволга орел.
Трофический уровень – одно звено в цепи питания, представленное продуцентом, консументом или редуцентом.
3.3. Виды цепей. (Работа со схемой). [Слайды 10, 11]
Виды пищевых цепей. [2]
Пастбищная (Цепь «выедания») Детритная (Цепь «разложения)
поток энергии от продуцентов поток энергии от мертвого
через консументы. органического вещества
через систему редуцентов.
Общая схема:
растение травоядное животное растительные и животные хищник остатки сапрофиты
Пример:
фитопланктон зоопланктон растительные остатки
мирные рыбы хищные рыбы дождевой червь бактерии человек гниения
Проблемный вопрос: Установлено, что число трофических уровней от 3 до 5. Почему число трофических уровней в пищевой цепи ограничено? [Слайд 11]
Правило экологической пирамиды: каждый последующий пищевой уровень имеет массу в 10 раз меньшую. [Слайд 12]
3.4. Пищевые сети. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация таблиц).
Каждый организм может использовать для питания различные источники. (Демонстрация таблиц). Поэтому в экосистеме наблюдаются пищевые сети.
Пищевые сети - вся совокупность пищевых взаимоотношений между организмами в экосистеме. Заменяемость трофических звеньев определяет устойчивость биогеоценоза, так как в данном случае пищевая цепь – основа биогенного круговорота веществ.
- Какова роль продуцентов в круговороте веществ?
- Консументов?
- Редуцентов?
Чем больше биологическое разнообразие, тем устойчивее биогеоценоз, так как большая взаимозаменяемость пищевых звеньев. Пищевые взаимоотношения регулируют численность организмов, что является важной характеристикой популяции.
4. Закрепление [Слайд 13]
4.1. Расшифруйте понятия:
-пищевая цепь
-трофический уровень
-продуцент
-консумент
-редуцент
-пищевая сеть.
Соотнесите понятия стр. 544-545 в учебнике. [6]
4.2. Решите задачу: на основании правила экологической пирамиды определите, сколько потребуется планктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг. (Планктон мелкая рыба щука).
4.3. Составьте по два примера пищевых цепей:
1 вариант – в пресном водоеме;
2 вариант – в дубраве.
Выводы: [Слайд 14]
-Тип питания организма определяет его положение в пищевой структуре экосистемы.
- В ней выделяют продуцентов, консументов, редуцентов.
- Пищевая цепь – это механизм передачи вещества и энергии в пищевых взаимоотношениях.
- Количество трофических звеньев определяется правилом экологической пирамиды и соответствует 3-5.
- Устойчивость экосистемы определяется разнообразием пищевых цепей, объединенных в пищевую сеть.
5. Домашнее задание: параграф 17.3.4, соотнесите понятия с. 544-545
[Слайд 15]
Литература
1. Биология. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
2. Биология/ Ярыгин В.Н., Волков И.Н.- М.: Медицина, 1987.
3. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. биология для поступающих в вузы.-М.: Оникс, 2010.
4. ЕГЭ – 2011: Биология. Репетитор / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2011.
5. Кириленко А.А. Биология. Подготовка к ЕГЭ- 2011. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
6. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. - М.: Высшая школа, 2010.
7. Общая биология: учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии./ Рувинский О.А., Высоцкая Л.В. - М.: Просвещение, 2000.
8. Фросин В.Н. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2003.
10. http//www.bioloqy.ru
11. http//www.imaqes.yandex.ru
12. http://ekol-ush.narod.ru/02.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Взаимоотношения организмов"
Урок экологии с использованием ИКТ по теме: «Взаимоотношение организмов в биоценозе»Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном о...
Урок-презентация "Взаимоотношения организмов"
Урок экологии с использованием ИКТ по теме: «Взаимоотношение организмов в биоценозе»Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном о...
Дифференцированный урок – зачет по экологии в классе естественнонаучного профиля «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ».doc
Дифференцированный зачет по уровням АВС. Предусматривается групповая и индивидуальная работа....
урок биологии в 9 классе. взаимоотношения организмов.
На уроке изучаются типы зваимоотношений между организмами в природе, изучается влияние организмов друг на друга. Учащиеся знакомятся с понятиями: "симбиоз", "нахлебничество", "протокооперация", "хищни...
Биотические взаимоотношения организмов.
Данную презентацию можно использовать при изучении темы"Взаимортношения организмов" .В ней раскрываются типы экологических взаимодействий организмов в природе....
презентация по теме: Взаимоотношения организмов разных видов.
материал для изучения темы в разделе: "Экология" 9кл....
Типы взаимоотношений организмов
Рассмотреть структуру и биотические связи взаимоотношений между организмами...