Типы взаимоотношений организмов
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Рассмотреть структуру и биотические связи взаимоотношений между организмами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy1.doc | 41 КБ |
typy_2.ppt | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Типы взаимоотношений организмов (презентация)
Цель:
- Рассмотреть структуру и биотические связи взаимоотношений между организмами:
- Прямые и косвенные связи
- Пищевые (трофические)
- Конкуренция
- Взаимовыгодные отношения: мутуализм, симбиоз.
- Нейтральные отношения
План урока:
1. Рассмотреть структуру и биотические связи взаимоотношений между организмами
2. Взаимовыгодные отношения: мутуализм, симбиоз
3. Нейтральные отношения
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
- Рассмотреть структуру и биотические связи взаимоотношений между организмами
В природе растения и животные живут в сообществах и находятся в очень сложных взаимоотношениях.
Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зеленых листьях растений. Это единственные на Земле организмы, которые из углекислого газа, воды и света образуют органические вещества, которыми питаются животные, грибы и значительная часть бактерий. Но и растения не могли бы существовать без микроорганизмов, освобождающих минеральные соли из мертвого опада, животных опылителей и распространителей семян, грибов, помогающих питанию корней. Такие взаимосвязи между организмами называются биотическими.
Биологические связи | ||
Прямые связи – осуществляются при влиянии одного вида на другой (н/р., хищник на жертву) | Косвенные связи – через влияние на внешнюю среду или на другие виды | |
Полезное воздействие | Вредное воздействие | Грибы участвуют в почве образовательных процессов. Перерабатывают подстилку, поставляя в среду кислые и другие выделения, они оказывают существенное влияние на весь режим питания высших растений. Условия жизни в ельнике созданы елью и сопутствующим ей комплексов различных видов микроорганизмов, грибов, животных. Копытные животные уплотняют почву, вносят в неё экскременты и тем обогащают почву органическими и минеральными веществами. |
Грибы, образующие микоризу. От растения получают углеводы, а растения используют огромную всасывающую поверхность гриба для получения из почвы необходимой влаги и питательных веществ. Животное поедает ягоды, плоды растений, распространяя их семена, т.е. расширяют ареал. Пчёлы собирают нектар, опыляя при этом растения. | Влияние паразитов на растение: повилика отсасывает воду, органические и неорганические вещества у хозяина клевера, вызывает нарушение обмена веществ, - задержку роста и развития в результате клевер даёт мало семян, которые обладают низким процентом схожести. Льняная повелика снижает качество волокон у льна. Паразиты – переносчики вирусов. Мозаика табака, желтуха астр, курчавость свёкл. |
- Взаимовыгодные отношения: мутуализм, симбиоз
Типы отношений между организмами | ||
Прямые пищевые или трофические | Конкурентные (косвенные взаимодействия) | Симбиоз |
Животные поедают надземные части растений и вытаптывают их – отрицательное воздействие. Нектаром цветка растения питаются насекомые (пчёлы, мухи, комары), их съедают птицы насекомоядные, а тех – хищные птицы. Жизнь в стаях у лебедей на период размножения сменяется обособлением пар и тут происходит между особями конкуренция за самку, за гнездовые участки. Лебеди, лишенные гнездовых участков испытывают недостаток корма и не могут нормально размножаться. | Представим себе огороженный участок леса, в котором, обитают лисы и зайцы. Охота лисиц усиливает давление конкуренции среди зайцев (побеждают умеющие хорошо запутывать следы), и среди лисиц (побеждают преуспевающие в охоте. Побеждают преуспевающие в охоте). Они размножаются, число их увеличивается. Зайцы при недостатке корма отгоняют друг друга от хороших участков выпаса, дерутся при преследовании самки У копытных зверей (джейран) в зимнее время особенно идет конкуренция из-за кормов сайгаками, овцами. Значительно снижают кормовую базу и пустынные грызуны (песчанки). При обилии сайгаков, овец, кормовая база для джейранов резко ухудшается. | Тесное взаимовыгодное сожительство разных видов. Н/р., водоросли и гриба в лишайнике. Растение и гриб. Эти взаимоотношения на столько важны для организмов, что они даже не могут выжить друг без друга. Такие связи называют ёще мутуалистическими. Мутуализм – взаимодействие благоприятно для обоих видов и обязательно. |
- Нейтральные отношения
Нейтрализм – ни одна из популяций не влияет на другую (синицы и мыши, в одном лесу – нейтральные виды)
Вывод: хотя взаимодействие организмов очень разнообразное, они приводят лишь к 3 главным результатам:
- обеспечению пищей
- изменению среды обитания
- расселению видов в пространстве.
Все живые организмы связаны между собой различными типами отношений, которые могут быть прямыми и косвенными. Важнейшие из них – пищевые, конкурентные и взаимовыгодные отношения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Таким образом, возможны следующие варианты отношений между двумя организмами по типу влияния их друг на друга:
+ + Мутуализм — в естественных условиях популяции не могут существовать друг без друга (пример: симбиоз гриба и водоросли в лишайнике) + + Протокооперация — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии: актиния защищает краба и использует его в качестве средства передвижения ) 0 + Комменсализм — одна популяция извлекает пользу от взаимоотношения, а другая не получает ни пользы ни вреда. 0 + Сожительство — один организм использует другого (или его жилище) в качестве места проживания, не причиняя последнему вреда. 0 + Нахлебничество — один организм питается остатками пищи другого. 0 0 Нейтрализм — обе популяции никак не влияют друг на друга. - 0 Аменсализм, антибиоз — одна популяция отрицательно влияет на другую, но сама не испытывает отрицательного влияния. - + Паразитизм — симбиоз организмов, при котором один (паразит) использует другой (хозяин) в качестве источника питания или/и среды обитания, возлагая при этом (частично или полностью) на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой. - + Хищничество — явление, при котором один организм питается органами и тканями другого, при этом не наблюдается симбиотических отношений. - - Конкуренция — обе популяции отрицательно влияют друг на друга.
↑ здесь приведен устаревший взгляд на взаимоотношения лишайникового гриба и водоросли, в соответствии с современными взглядами, эти взаимоотношения описываются термином "умеренный эндопаразитосапрофитизм" - гриб паразитирует на водоросли и разлагает отмершие клетки водорослей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Взаимоотношения организмов"
Урок экологии с использованием ИКТ по теме: «Взаимоотношение организмов в биоценозе»Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном о...
Типы взаимоотношений живых организмов.11 класс.
Презентация "Взаимоотношения живых организмов"....
Типы взаимоотношений организмов
Взаимодействие организмов в живой природе...
Типы взаимоотношений между организмами
Данный атериал можно ипользовать на уроках биологи и экологии...
Типы взаимоотношений организмов
Рассмотрены основные виды позитивных, негативных и нейтральных отношений живых организмов друг с другом....
Самостоятельная работа по биологии 9 класс: Типы взаимоотношений организмов.
Самостоятельная работа расчитена на 15 минут. Может проводится как проверка знаний по теме: Типы взаимоотношений организмов....
Самостоятельная работа по биологии 11 класс: Типы взаимоотношений организмов.
Данная работа проводится для учеников 9-10-11 классов после изучения темы: типы взаимоотношений организмов.Проводится в течении 20 минут, позволяет быстро оценить весь класс.Составлена в двух варианта...