Урок по теме "Вирусы"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Урок по теме "Вирусы" рассматривается в курсе биологии 9 класса и построен по технологии критического мышления, в конспекте урока приведены ссылки на библиорафические данные, выдержаны этапы урока по приведенной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_virusy.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии в 9 классе
Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа».
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне, и может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму.
Китайская пословица
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование:мультимедийное оборудование, презентации «Вирусы» и «СПИД», дидактический материал, демонстрационный материал.
Цели урока на языке действий учащихся:
Образовательные: -изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, -выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний;
-узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: -продолжать формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; -смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведутсамоанализдеятельности; -повысят уровень коммуникативной культуры.
Ход урока.
I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.
II.Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.
На столах лежат листочки (обратной стороной), на которых написаны термины ( по 1 на каждом). Учащиеся каждой группы по очереди вытягивают по 1 листочку и дают определение какому-либо биологическому термину. В случае правильного ответа они получают 2 балла, если ответ с ошибками – 1 балл, в случае неправильного ответа -0 баллов. Остальные члены группы могут исправить ошибку. Общие баллы суммируются как результат работы группы.
III. Введение знаний.
1. Исследовательская работа.
Исследовательская модель: «Обучение исследованию».
- Столкновение с проблемой: «Ученые до сих пор спорят, куда отнести вирусы — к живой или неживой природе? Каковы основания для ученого спора?»
- Вербализация, т.е. проговаривание проблемы. «Вирус — это существо или вещество?»
- Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.
Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.
- После проникновения вибриона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.
- Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.
- В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.
- Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.
Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.
- Д.И.Ивановский пытался вырастить возбудителя мозаичной болезни табака на искусственных питательных средах. Но серия экспериментов не дала положительных результатов.
- В 1935году Венделлом Стенли были получены кристаллы вируса мозаичной болезни. В такой форме вирусы способны сохраняться.
- Вирусы имеют очень ограниченное число ферментов. Для размножения используют обмен веществ клетки - хозяина, ее ферменты и энергию. Попав в клетку, вирус начинает использовать системы биосинтеза белков и нуклеиновых кислот клетки для синтеза собственных биополимеров. Вирусные частицы появляются сразу «взрослыми».
- Конструкция вируса: в защитной «одежде» из белка заключено наследственное вещество — геном (ДНК или РНК).
4.Построение объяснения.
Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Выводы:
-Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.
-Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.
-Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.
5.Анализ хода исследования.
Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.
Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.
2.Презентация « Вирусы».
Вопрос учащимся: Какие дополнительные сведения о вирусах вы узнали из этой презентации?
3.Динамическая пауза. Физкультминутка – упражнение «Буратино» и элементы дыхательной гимнастики.
По образному выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара, вирусы- «это плохие новости в упаковке из белка».
Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.
Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.
4.Работа с таблицами.
Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.
Вирусные заболевания.
Название болезни | Возбудитель | Поражаемые области тела | Способ распространения | Тип вакцинации |
Грипп | Микровирус одного из трёх типов А, В, С | Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи. | Капельная инфекция. | Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание. |
Оспа | Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус). | Дыхательные пути, затем кожа. | Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны). | Живой ослабленный вирус. |
Корь | Ксовирус (РНК – содержащий вирус). | Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник. | Капельная инфекция | Живой вирус. |
Коревая краснуха | Вирус краснухи | Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа. | Капельная инфекция | Живой вирус |
ОРВИ | Самые разные вирусы. | Дыхательные пути, обычно только верхние. | Капельная инфекция. | Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции. |
Полиомиелит | Вирус полиомиелита (РНК – содержащий). | Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга. | Капельная инфекция. | Живой вирус. |
Жёлтая лихорадка | Вирус, переносимый членистоногими | Кровеносные сосуды и печень. | Переносчики – членистоногие, например клещи и комары. | Живой вирус |
Свинка | Ксовирус( РНК – содержащий) | Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь. | Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной. | Живой вирус. |
5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?
Витамины, марлевая повязка, мыло, носовой платок, одноразовые носовые платки, зубная щётка.
Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.
6.Презентация «СПИД».
Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.
IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.
Творческая работа учащихся по написанию синквейна.
Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.
Правила написания синквейна(на доске):
В синквейне 5 строк:
- понятие (одно слово)
- прилагательные (два слова)
- глаголы (три слова)
- предложение (из четырех слов)
- существительное (одно слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Пример синквейна по данной теме(на доске):
1.СПИД
2. Опасный, смертельный.
3. Калечит, уродует, разрушает.
4. Чаще распространяется из–за невежества.
5. Боль.
Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.
V.Итоги урока. Рефлексия.
Resource id #5806
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...