«Контроль и анализ работ, определяющих уровень сформированности у учащихся системного мышления»
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
При использовании системного подхода в обучении биологии обеспечивается, прежде всего, преемственностью, логической последовательностью и дифференциацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_i_analiz_rabot_opredelyayushchiy_uroven_sformirovannosti.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
им. Н.В.Архангельского»
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»
«Контроль и анализ работ, определяющих уровень
сформированности у учащихся системного мышления»
(из опыта работы)
Автор учитель биологии
Молчанова
Любовь Дмитриевна
с.Мужи, 2013
«Контроль и анализ работ, определяющих уровень
сформированности у учащихся системного мышления»
При использовании системного подхода в обучении биологии обеспечивается, прежде всего, преемственностью, логической последовательностью и дифференциацией.
Учащимся 7,8,9,10,11 классам (в 6 классах педагог не преподает) были предложены схемы № 1 «Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма» и № 2 «Запас питательных веществ». К данным схемам учащиеся должны были составить краткий план ответа. Данные задания были предложены учащимся с различным уровнем обучения: общеобразовательным, профильным и коррекционным.
До предложенных заданий было проведено ряд уроков, которые способствовали развить у детей системное мышление, сделать обучение системным. Например, при изучении темы «Пищеварительная система» в разделе «Животные», учащиеся самостоятельно составляли схему: ротовая полость –глотка-пищевод-желудок-12-перстная кишка-тонкий кишечник-толстый-кишечник-прямая кишка. На основе опорных схем определяли усложнение или упрощение схемы, проводили сравнительный анализ и т.д.
Задачи решались на уровне доступном возрастной группе учащихся и уровне подготовки, на уроках раскрывались общебиологические понятия, которые являются фундаментальными для всего курса биологии. При использовании системного метода формируется своеобразный «стержень», который выстраивает процесс обучения в стройную систему, и учебный материал выстраивается таки образом «опираясь на пройденное», независимо от возрастной группы. Кроме того, проводились уроки с использованием тестовых технологий. Тестовые технологии позволили учащимся свободно формулировать понятия, которые несли в себе общеразвивающую нагрузку и могли использоваться в системе.
Системный подход в обучении позволяет делать опору на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и более высоким результатам в обучении (по результатам итоговой аттестации выпускников школы сдача экзаменов в форме ЕГЭ по биологии за последние три года составляет качество в обучении 50%-100%).
При выполнении заданий работы со схемами использовались разделы биологии: «Животные»; «Человек и его здоровье»; «Общая биология»;
Итоговая таблица
Общебиологические понятия или закономерности, которые ученик должен отразить в плане-ответе | Оценка выполнения заданий (+или-) | |||
Классы по выбору учителя | ||||
7-8-е | 9-й | 10-11-е | ||
Схема 1
| + (7а,б,8а,б – общеобр., 7в,8в –кор.кл) | + (9а,б,в-общеобр.) | + (10а,б,11а –профил.) | |
| + | + | + | |
| + | + | + | |
| + | + | + | |
Схема 2
| + | + | + | |
| + | + | + | |
| + | + | + | |
| + | + | + | |
| + | + | + |
Использовались темы: «Клетка, ее строение и функции», «Свойства живых организмов», «Одноклеточные или простейшие», «Кишечнополостные - представители многоклеточных организмов», «Размножение» (систематика животных), «Системы органов человека, их взаимосвязь и функции», «Обмен веществ и энергии», «Значение физических упражнений на организм человека», «Фотосинтез». «Энергетический и пластический обмен».
С работой справились успешно 72% учащихся. Коррекционные классы справились на 47—50% (уровень нормы).
Системный подход, используемый в обучении, действительно является условием развивающего обучения. Данный подход в обучении повышает общую и качественную успеваемость по предмету, способствует развитию у школьника логического мышления, очень важного при итоговой аттестации в форме ЕГЭ (задание С).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образовани...
Карта инновации "формирование у учащихся экологического мышления как инструмента системно-деятельностного подхода к здоровью человека в единстве с окружающей его средой."
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. Анализ причин эколог...
Бланк: Анализ работы классного руководителя с учащимся состоящим на контроле
Анализ работы классного руководителя с учащимся состоящим на контроле. Бланк для заполнения и предоставлении сведений в отчетный период....
Анализ работы по профилактике правонарушений учащихся МБОУ СОШ №2 п.Добринка в 2016-2017 учебном году социального педагога Григоровой Е.В.
Анализ работы по профилактике правонарушений учащихся МБОУ СОШ №2 п.Добринка в 2016-2017 учебном году социального педагога Григоровой Е.В....
Мой любимый дружный класс! Анализ работы классного руководителя с учащимися 6 класса за период 2017 – 2018 учебного года
Анализ аботы классного руководителя 6 класса...
Практическая работа. Анализ факторов, определяющих климат Австралии. Влияние климата на расселение и хозяйственную деятельность страны. 7-класс. Страноведение.
Климат Австралии отличается в разных частях материка.Какие факторы определяют это различие?Как разные природные условия влияют на расселение и хозяйственную деятельность страны?Закрепление навыка анал...
Анализ работы школьного научного общества учащихся "Поиск" за 2018-2023 учебный год
Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение школьников, которое стремится к более глубокому изучению достижений в различных областях знаний, к развитию творческого мышления, интел...