Разработка урока по биологии в 6 классе по теме"Растения".
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Шараева Ильсеяр Рамисовна

 Разработка урока по биологии  в 6 классе по теме " Растения" интересная и  занимательная как для детей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока21.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Разработка урока

                                                             Тема урока: Растения.

                                                                         6 класс

Цель урока: 1.Ознакомить учащихся с особенностями  Царства растений;

2. Формировать  навыки  лабораторно- исследовательской работы;

3. развивать умения сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы, работать в группе.

Задачи урока: закрепить навыки работы с микроскопом ;  объяснить и исследовать новые понятия- фитогормоны, тургор, клеточный сок.

Тип урока : урок- практикум.

Методы урока: частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, практический.

Оборудование: иллюстрации, таблицы, микроскопы, живые растения, мультимедиа.

                                             Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.

А. Ребята, в этом году мы с вами познакомились с двумя   явлениями живой природы- царством Бактерий и Грибов. Сегодня мы приступаем к изучению  нового царства – царства Растений. А что вы знаете о растениях? ( Высказывания детей). Молодцы, ребята.  А теперь  проверим  ваше знание о растениях.

Б. Выполнение тестов.  Верное или неверное  утверждение.

1. Все растения автотрофы.  ( Нет, среди них  есть паразиты, например, раффлезия, и  хищники, например,  росянка).

2. Все растения растут всю жизнь (Да) .

3. Все растения имеют цветы и плоды ( Нет, только покрытосеменные).

4. Все части растений зелёного цвета ( Нет, только те, которые содержат хлорофилл).

5. Все растения размножаются   только половым путем ( Нет,  некоторые размножаются бесполым путем).

6. Клетки растений содержат вакуоли с клеточным соком (Да).

7. Клетки растений покрыты целлюлозой ( Да).

8. Организм всех растений имеет органы и ткани. ( Нет,  у низших растений нет  тканей и органов.   У них   тело называется   таллом ом или слоевищем).

9. Всем растениям необходимо  солнце ( Да,  процесс  фотосинтеза)

10.  Все растения  способны  поглощать воду и растворенные в ней минеральные вещества( Да).

Анализы по работе.

  1. Слово  учителя.

Царство  растений очень разнообразно.  Оно удивляет всех нас.  Среди растений есть микроскопические и гиганты. Например секвойи  растут до 100м .  Есть также растения  которые могут переносить жару, засуху  и обходиться  без воды  несколько лет. Например, кактусы. По способу питания не все растения автотрофы. Среди них есть хищники и паразиты. Есть растения , заселяющие каменистые скалы, пески, тундру , дно рек  и морей. Их мир разнообразен. Но у всех них есть  много общих свойств, отличающих их от других представителей Царств.

  1. Изучение нового материала.

А) Первое свойство, как мы уже говорили,  по способу питания. Какой основной способ питания  у растений? (Автотрофный.  Фотосинтез).

Б) Что это за процесс фотосинтез? ( Это процесс, при котором растения используют энергию солнечного света с помощью хлоропластов и, из воды, минеральных веществ и углекислого газа воздуха  строят  на свету  органические вещества: крахмал, сахар   и выделяет  кислород).

Опыт,  доказывающий, что растения  сами строят органические вещества- крахмал на свету.

( Первый ряд учащихся объясняет опыт «Фотосинтез в листьях» Схему опыта учащиеся  зарисовывают на доске.)

   Растение  (бегония ) мы поставили на трое суток в тёмный шкаф. Затем вынули и на листья прикрепили с помощью скрепок          тёмную бумагу с вырезанным узором. После этого растение снова поместили на свет. Через сутки срезали лист, склеили бумагу. Лист опустили на несколько секунд в горячую воду, потом в горячий спирт .  Лист обесцветился. Затем полили его слабым раствором йода. И узор появился.

   Объяснение опыта:

   В темноте крахмал в листе не образуется, потому что фотосинтез не происходит. На свету, там, где была тёмная бумага, фотосинтеза по-прежнему нет, а на остальных частях листа образуется крахмал. Крахмал определяем с помощью йода- это качественная реакция на крахмал – узор на листе делается темно-фиолетовым.                                                            

   2)Какие специфические органоиды имеются у растений ?(Хлоропласты с хлорофиллом .)

     Оказывается, у растений имеется не только хлорофилл, но и другие пигменты.

      (Второй ряд  ставит опыт “Пигменты”. По ходу урокам всё по очереди подходят к микроскопам ,рассматривают. Делают в тетради записи и  рисунки.)

     В прошлом году мы рассматривали под микроскопом хлоропласты с хлорофиллом-пигменты зелёного цвета. Но у растений есть и другие пигменты.

    Рассказ о каратиноидах- жёлтых ,оранжевых, которые образуются во многих растениях. Они тоже способны поглощать солнечный свет и выделять кислород, но несколько по- другому, чем хлорофилл. Эти каратиноиды образовались в корнеплодах моркови.  

(Учащиеся рассматривают жёлтые ,оранжевые листья ,морковь .Под микроскопом – клетки корнеплода моркови имеющие оранжевые каратиноиды.)

3)Следующее свойство растений связано с ростом .Чем отличается рост растений от роста других организмов , в том числе и человека?(Растения способны расти всю жизнь.)

Как у других организмов ,в том числе ,у людей ,у растений есть специальные вещества ,способные управлять ростом – гормоны роста.

(Третий ряд  показывает опыт «Гормоны роста-фитогормоны». Схему опыта учащиеся зарисовывают в тетрадь.)

Мы прорастили зёрна пшеницы .Как только они проросли наполовину , на опытную пшеницу надели тёмные колпачки из пластилина . Колпачки закрыли верхушки побегов. Почему проростки под колпачками не поворачиваются  к свету , как другие?

Чем вас удивила пшеница?

(Гормон роста «ауксин» образуется только в верхушках стебля и только на свету.)

4)Ещё одно свойство растений связано со строением клетки. Животные способны постоянно выводить ненужные продукты из организма или запасать нужные вещества в специальных органах и тканях. Что является местом накопления продуктов обмена веществ у растений?(Вакуоль.)Это пузырьки внутри цитоплазмы ,наполненные клеточным соком. В каких листьях эти пузырьки будут более крупными –в старых или молодых?

(В старых . В них накапливаются продукты жизнедеятельности.)

Проверим ,имеется ли крахмал в клеточном соке картофеля, капусты, плодом томата.

(Стоят 3 стакана с соком ,картофель и капусту сначала трём на тёрке, потом выжимаем, а томат выжимаем сразу.)

Практическая работа:

1)Капнем в каждый стакан одинаковое количество раствора йода. Это качественная реакция на крахмал .Что наблюдаем? Где оказалось более тёмное окрашивание? В клеточном соке какого растения больше всего крахмала?

(Это картофель. Схему опыта зарисовывают в тетрадь.)

5)Клеточный сок накапливается в клетке и поддерживает её тургор-напряжение клеточной стенки. Когда растение испаряет много воды, клетки не успевают восполнить жидкость и растение вянет. Это происходит потому, что тургор клеток снижается .Как это происходит, покажет опыт.

(Вместе  ставим опыт «Тургор».) Что интересного мы увидели?

(Работа  в тетрадях.)

Рассмотрим листья зелёной водоросли элодеи под  микроскопом. Один лист помещаем в обычную воду (1 микроскоп), второй-в солёную воду (2 микроскоп).Что видно на 2-м микроскопе?

Клеточный сок выходит из клеток, и клеток теряет тургор. Это происходит потому что, что в клетке меньше соли, чем в окружающей жидкости, а часть клеточного сока через поры выходит наружу. Внутренняя стенка клетки при этом сжимается.

6)Обратите внимание, сжимается ли внешняя часть оболочки?

(Нет.) Почему? (Потому, что она состоит из целлюлозы и твёрдая.) Это ещё одна характерная черта растений.

5.Закрепление материала

Итак, подведём итог.

  1. Что нового вы узнали о  растениях?
  2. Перечислите основные признаки растений, общие для всего из Царства.

Запись в тетради.

1)Фотосинтез; 2) Наличии в клетках пигментов; 3)Выделение растительных гормонов; 4)Клетки окружены твердой клеточной стенкой, образованной целлюлозой; 5)В клетках накапливается клеточный сок; 6)Неограниченный рост.

6.Домашнее задание.  Страницы 45-48, задание №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

Разработка урока для 7 класса на тему Обобщение по теме Млекопитающие.

Обобщить и систематизировать знания учащихся об отрядах  млекопитающих, значении в природе, жизни человека. Продолжить формирование умения наблюдать, узнавать животных, сравнивать различные групп...

Разработка урока в 5 классе на тему: "Голосеменные растения"

Технологическая карта урока на тему :Голосеменные растения" 5 класс...

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".

В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...

Методическая разработка урока в 6 классе "Испарение воды растениями"

Данная разработка урока составлена для УмК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС.Урок разработан для учащихся 6 класса.Тема урока "Испарение воды листьями"...

Урок в 5 классе на тему «Растения и животные разных материков».

Урок на тему «Растения и животные разных материков»,  5  класс. Цель данного урока осознание и осмысление материала о растительном и животном мире Земли; развивать интеллект школ...