План-конспект урока Факторы среды
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии
План – конспект урока
« Биотические факторы среды»
1 Ф.И. О Морозова Наталья Владимировна
2 Место работы: ПКЛ
3 Должность: учитель биологии
4 Предмет биология
5 Касс :11
Тема урока «Биотические факторы среды» |
Используемые ЭОР и ЦОР: 1. Модуль1.»Основные типы биотических взаимодействий». Информационный. http://www.fcior.edu.ruhttp://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=биотические факторы 2. Модуль2.» Основные типы биотических взаимодействий» Контрольный. http://www.fcior.edu.ruhttp://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase |
Цель урока: ознакомить обучающихся с различными видами биотических взаимодействий
Задачи урока:
- Создать условия для формирования новых знаний о многообразии в природе биотических факторов, их воздействие на живой организм
- Способствовать развитию проблемного мышления через решение проблемных задач.
- Формирование у учащихся экологического мышления: осторожности вмешательства человека в отношении между живыми организмами
Тип урока: урок изучение нового материала и первичного закрепления знаний
Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный
Формы работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, набор ЭОР и ЦОР по биологии, видеофильмы « Паразиты», « Природное сообщество»
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. | Организационный момент 2 минуты | Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу. | Учащиеся готовятся к уроку | Учитель приветствует учащихся |
2. | Актуализация опорных знаний и их коррекция. 8 минут | Проводиться «мозговой штурм» Основные понятия темы: -экология -экологические факторы -зона оптимума - диапазон выносливости - ограничивающий фактор - среда обитания Дайте ответы на вопросы 1Какие приспособления к изменению температуры окружающей среды существуют у растений? 2 Какие приспособления к недостатку влаги имеют животные 3 Какое значение имеют свет для организмов | Учащиеся отвечают на вопросы | Учитель оценивает ответы учащихся |
3. | Целеполагание, мотивация. 2минуты | Учитель приводит пример о значении рыжих муравьёв в жизни леса (проблемная задача) Цель сегодняшнего задания познакомиться с многообразием взаимоотношений между живыми организмами. | Записывают тему урока в тетрадь. « Биотическое взаимоотношение» | Сообщает тему урока. |
4. | Изучение нового материала 17 минут | Учитель ставит проблемную задачу. №1Учёные полагают, что полное уничтожение хищников в природе ведёт к массовой гибели жертв. Объясните, чему? (видеофрагмент» Природное сообщество» №2 Известно, что в природе существует паразиты во всех таксономических группах, начиная от внутриклеточного и кончая высшими животными. Почему же их существование не приводит к сокращению видового состава.? Модуль№1 И-типа №3 Учитель предлагает работу с учебником (стр 245 -246) №4 Учитель приводит примеры взаимовыгодных отношений в природе | Обучающиеся записывают вывод в тетрадь. «Нередко полное уничтожение хищников вызывало сначала увеличение численности популяции жертвы. Однако в дальнейшем это приводит к подрыву кормовой базы, развитию заболевании и к массовой гибели организмов» Обучающиеся читают материал, рассматривают слайды, отвечают на проблемные вопросы Обучающиеся составляют проблемные вопросы, предлагая на обсуждения | Учитель даёт информацию о хищничестве - самом распространённом типе взаимоотношений. Модуль №1И-типа |
5. | Закрепление знаний. 8 минут | Модуль2 К -типа по теме «Основные типы биотических взаимоотношений» | Выполняют контрольное задание. Проверяют правильность определения | Формулирует и комментирует задание. |
6. | Рефлексия 4минуты | Учитель задаёт вопросы учащимся 1. Достигли ли вы цели урока? 2. Что было главным на уроке? 3.Что нового вы узнали? 4. Что было интересным? | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя | Формулирует выводы по теме урока. «Все разнообразные формы биологических взаимоотношений между видами служат регуляторами численности организмов, обеспечивая устойчивое состояние экосистем» |
7. | Домашнее задание 4 минуты | Прочитать текст параграфа 68. Задания с выбором вариантов:
2. Создать презентацию по теме домашнего задания. 3. Составить кроссворд ( 15 слов) | Записывают домашнее задание. | Формулирует домашнее задание. Предлагает различные варианты выполнения заданий |
Рекомендации учителю биологии по подбору ЭОР для проведения урока «Биотические факторы среды»
Данный урок предполагает, что учащиеся имеют первоначальные знания по данной теме, поэтому при его проведении целесообразно использование поискового и проблемного методов. В качестве источника ЭОР можно воспользоваться банком данных Федерального центра информационных ресурсов. В качестве фильтров при поиске в образовательной области «Биология» задаем, тему «Биотический факторы среды».
Для данного типа урока можно использовать модули типов И, П из банка ФЦИОР http://www.fcior.edu.ruhttp://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=биотические факторы, http://www.fcior.edu.ruhttp://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase
Основные функции ЭОР при проведении урока данного типа - организация самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и организация самоконтроля по теме с целью коррекции знаний и подготовки к обобщающему контролю.
Использование данных ЭОР целесообразно, так как они предполагают не только изучение нового материала, но и отработку навыков закрепления знаний и умений по решению задач. Отобранные ресурсы позволяют организовать самостоятельное изучение материала, и при необходимости - скорректировать знания учащихся. Использование данных ресурсов направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к уроку "Современные средства поражения и их поражающие факторы. Ядерное оружие."
История создания и развития ядерного оружия....
План - конспект к уроку "Климатообразующие факторы". География Природа России. 8 класс.
Данный план - конспект используется мной на уроках географии и обучающимися при дистанционном изучении материала....
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе по теме "Проблемы окружающей среды" (УМК 5, авторы И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева)
На уроке использован метод проектной технологии, направленный на развитие коммуникативной компетенции учащихся....
План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".
Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...
Технологическая карта урока: "Факторы среды и их влияние на биоценозы".
Предмет, класс: Биология,7 классУчитель: Подгорнова Наталья Ивановна...
План- конспект "Приспособленность организмов к среде обитания"
Тема урока: "Приспособленность организмов к среде обитания"(СЛАЙД 1)Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.Задачи:...
задания к уроку "Факторы среды"
Задания групповые. Рассчитаны на 2 команды....