План- конспект "Приспособленность организмов к среде обитания"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
Тема урока: "Приспособленность организмов к среде обитания"
(СЛАЙД 1)
Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.
Задачи: Образовательные – закрепить знания о формах естественного отбора; - сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; - познакомить с видами приспособлений у растений и животных; - раскрыть относительный характер приспособлений; - подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, с использованием учения о движущих силах эволюции; - расширить кругозор учащихся. Развивающие - развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; - эмоциональную сферу: уверенность в себе; - мотивационную сферу: стремление добиться успехов; Воспитательные - воспитывать целостное восприятие мира; - формировать познавательный интерес к предмету.
Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление)
Методы обучения : частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.
Оборудование. : таблицы по приспособленности растений и животных, ноутбук, ММП: презентация Microsoft Power Point «Приспособленность организмов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект открытого урока по общей биологии
Дата проведения: 15 марта 2014 года
Учитель биологии МОУ "сош № 67" Кировского района г.Саратова:
Щекотурова Юлия Сергеевна
Класс: 11
Тема урока: "Приспособленность организмов к среде обитания"
(СЛАЙД 1)
Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.
Задачи: Образовательные – закрепить знания о формах естественного отбора; - сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; - познакомить с видами приспособлений у растений и животных; - раскрыть относительный характер приспособлений; - подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, с использованием учения о движущих силах эволюции; - расширить кругозор учащихся. Развивающие - развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; - эмоциональную сферу: уверенность в себе; - мотивационную сферу: стремление добиться успехов; Воспитательные - воспитывать целостное восприятие мира; - формировать познавательный интерес к предмету.
Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление)
Методы обучения : частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.
Оборудование. : таблицы по приспособленности растений и животных, ноутбук, ММП: презентация Microsoft Power Point «Приспособленность организмов»
Ход урока:
1.Мотивационно - организационный этап.
Вступительное слово учителя: Давайте вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что – то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Ведь вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу. Ведь понятие «красота» в природе отсутствует, его придумал человек, зато есть понятия «целесообразность», «необходимость», «приспособленность». Вот как раз последнее и станет темой нашего сегодняшнего разговора.
Главное, что необходимо выяснить – Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом? (СЛАЙД 2)
Учитель: Дайте чёткое определение этому понятию.
Приспособления - это совокупность целесообразных особенностей внутреннего, внешнего строения, физиологических процессов организма. (СЛАЙД 3)
Учитель: Ребята,какое значение имеет приспособленность для организмов?
(СЛАЙДЫ 4,5)
Учитель:
- Отлично, теперь, зная, что такое «приспособления», посмотрим, какими они бывают.
1.Покровительственная окраска развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов. Такая окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Птицы, насиживающие яйца на земле, сливаются с окружающим фоном. (СЛАЙД 6) Тундровая куропатка, например, ежеминутно подвергается риску, связанному с подобным образом жизни. Линька даёт ей возможность менять окраску, которая в результате гармонирует с изменениями окружающей природы. Рыжевато-бурое оперение по мере наступления морозов постепенно белеет, и птица становится практически неотличимой от снежного покрова. Когда же весной снег тает, куропатки вновь линяют и благодаря новому оперению сливается с обнажившейся на проталинах землёй. Самцы, как правило, линяют позже самок – их белый наряд бросается в глаза хищникам и отвлекает их от насиживающей самки. На Крайнем Севере многие животные окрашены в белый цвет: белый медведь, полярная сова, песец, заяц, детёныши тюленей. Гусеницы бабочек часто зелёные, под цвет листьев, или тёмные, под цвет коры или земли. Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна (камбала, скаты) (СЛАЙД 7,8). При этом камбала ещё способна менять окраску в зависимости от цвета окружающего фона. Способность менять окраску путём перераспределения пигмента в покровах тела известна и у наземных животных. Например, хамелеон СЛАЙДЫ 9,10). Целыми днями сидит это малоподвижное животное на ветке какого-либо высокого дерева или кустарника. Хватательные, похожие на клещи лапы крепко зажимают ветки деревьев, а кончик длинного и мускулистого хвоста, обвившегося вокруг веток, помогает удерживать тело на дереве. Заметив своими вращающимися в разные стороны глазами летящее насекомое, хамелеон выбрасывает свой длинный язык с утолщением на конце. Насекомое прилипает к покрытому слизью языку и хамелеон быстро втягивает его в рот и съедает добычу. Хамелеоны не защищены ни бронёй, ни ядом. Они не могут спастись, закапываясь в землю или убегая. Они съедобны и имеют много врагов. Хищные птицы, звери, аисты, цапли, змеи, люди охотятся за этими безвредными ящерицами. И единственное их спасение – затеряться среди ветвей и листьев. Когда животное спокойно, оно окрашено в желтоватый цвет с красноватыми полосками вдоль боков; при раздражении кожа хамелеона становится зеленоватой, а полосы беловатыми. У некоторых животных мы встречаем яркий узор – чередование светлых и тёмных полос и пятен: окраска у зебры, тигра, жирафа, леопарда и др. Эта расчленяющая окраска как бы имитирует чередование пятен света и тени и создаёт некую размытость. Такая окраска тоже будет покровительственной.
2.Форма тела. Хорошо известен облик водного млекопитающего дельфина
(СЛАЙД 11,12). Его движения легки и точны, скорость движения в воде достигает 40 км/ч. Плотность воды в 800 раз выше плотности воздуха. Как дельфину удаётся преодолеть её? Торпедовидная обтекаемая форма тела, отсутствие ушных раковин позволяют избежать завихрения потоков воды, окружающих дельфина, снижают трение. Подобная форма тела у многих водных животных: акул, китов, тюленей. Обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по быстроте намного превосходят всех других животных. Птицы быстро двигаются даже в воде. Наблюдали арктического пингвина, плывущего под водой со скоростью 35 км/ч. (СЛАЙД 13)
У животных ведущих скрытый, затаивающийся образ жизни, полезными оказываются приспособления, придающие им сходство с предметами окружающей среды – 3.маскировка. Например, гусеницы бабочки пяденицы по форме тела и окрасу напоминают сучки. Насекомые-палочники похожи на небольшую бурую или зелёную веточку, некоторые бабочки напоминают сухие листья, а пауки подражают колючкам. Великие мастера маскировки своим успехом во многом обязаны способности замереть в момент, когда им грозит нападение или они сами готовятся схватить добычу. (СЛАЙДЫ 14,15,16,17,18). Среди животных особенно разнообразны те, кто так или иначе подражает цветкам. Например, цветочные богомолы, настолько уподобляются тем или иным частям растения, что обманутые сходством другие насекомые опускаются прямо на них и попадают в объятия хищника.
Однако нередко у животных наблюдается не скрывающая окраска тела, а, напротив, привлекающая внимание, демаскирующая. Такая форма приспособления называется 4.предупреждающая окраска. Она свойственна большинству жалящих, выделяющих ядовитые вещества, отвратительно пахнущих или омерзительных на вкус животных. Подобно стоп-сигналам, эти рисунки и сочетания цветов должны легко распознаваться животными. Они означают: «Опасно!», «Не подходи!», «Со мной лучше не связываться!». Божью коровку, очень заметную, птицы никогда не склёвывают из-за выделяемого насекомым ядовитого секрета. Яркую предупреждающую окраску имеют несъедобные гусеницы, многие ядовитые змеи. (СЛАЙДЫ 19,20,21).
5.Мимикрия – это подражание менее защищённого организма одного вида более защищённому организму другого вида. Это подражание может проявляться в форме тела, окраске и т.д. Покрытая предостерегающими полосками, но совершенно безобидная муха журчалка извлекает нектар из цветка, как и медоносные пчелы, обладающие грозным жалом. Мимикрия журчалки не ограничивается окраской, но включает и поведение. Журчалки подражают звукам, издаваемым пчёлами и осами, и, если их потревожить, угрожающе жужжат. Всё это вместе гарантирует журчалке неприкосновенность. (СЛАЙДЫ 22,23,24,25,26). Красивая бабочка данаида обязана своей несъедобностью тому, что её гусеницы питаются листьями ядовитого латука, опасного для скота и других позвоночных. Крылатые хищники быстро научились не трогать данаид, а заодно и их подражательницу, одну из нимфалид – лишь слегка невкусную. Бабочка-стеклянница удивительно похожа на осу. Крылья её совершенно прозрачны, так как чешуек, покрывающих крылья бабочек, у неё нет. При полёте она жужжит подобно осам, и летает так же стремительно и беспокойно, как и они. Уж имитирует окраску гадюки, его выдают только жёлтые пятна на голове.
Для выживания организмов в борьбе за существование большое значение имеет 6.приспособительное поведение. (СЛАЙД 27) В минуты опасности меняется поведение животных: гуси вытягивают шеи и начинают шипеть; кошки выгибают спину, прижимают уши и приподнимают шерсть; собаки скалят зубы,; жабы выпрямляют ноги, чтобы казаться выше ростом и отпугнуть врага; скунс сначала топает передними лапами, а затем задирает хвост, как сигнальный флажок, открывая анальные железы, из которых в случае необходимости брызнет струя вонючей жидкости. Жук-бомбардир при нападении врага выстреливает в него ядовитой жидкостью, вызывающей ожоги. Кроме того, жидкость образует облачко голубого пара, служащего дымовой завесой для прикрытия жука. Многие животные, чтобы отпугнуть или сбить с толку нападающего, внезапно показывают ему яркие пятна и узоры. Глазчатые пятна – узоры из концентрических кругов, которыми обладают многие насекомые,- приводят хищника в растерянность, и жертва успевает спастись. Помимо отпугивания существует много других вариантов приспособительного поведения. Сюда относится запасание корма на неблагоприятный сезон года. Прежде чем начинать наполнять припасами кладовую, бурундук приводит её в порядок. Он выбрасывает прочь остатки старых заплесневелых запасов, выстилает дно сухими листьями, а затем уже затаскивает в кладовую лесные орехи, семена, грибы и прочую снедь, иногда его «клад» весит 8 кг. Каждый продукт складывается отдельной кучкой и тщательно сортируется. Запасают корм на зиму мыши, белки, сойки и даже хищники. Некоторые животные, такие как медведь, ёж, барсук, суслик впадают в спячку, переживая неблагоприятное время. У этих животных запасы питательных веществ откладываются в организме. С приближением холодов медведь, сильно ожиревший и обросший частой и длинной шерстью, ищет надёжное убежище в глухих местах леса среди густого бурелома, коряг и пней, где делает себе берлогу, выстилает её сухими листьями и мхом и укладывается спать. Снег постепенно заносит берлогу, и она выглядит большим сугробом. Медведь дремлет в берлоге до весны, медленно расходуя запасы осеннего жира, температура его тела понижается до 30 градусов.
Особенно большое значение имеют приспособления, обеспечивающие защиту потомства от врагов.7. Забота о потомстве может проявляться в разной форме. Многие рыбы охраняют икру, активно отгоняя врагов, или вынашивают её во рту. Самец корюшки строит гнездо с выходом и входом, обеспечивая приток кислорода к икринкам. Существуют виды лягушек, у которых икринки развиваются в специальной выводковой сумке. Птицы строят гнёзда и насиживают яйца, птенцов длительное время выкармливают и охраняют. Наивысшей степени развития достигает забота о потомстве у млекопитающих. Звери не только кормят своё потомство, но и обучают ловить добычу.
Соответствующая форма и окраска тела, целесообразное поведение обеспечивают успех в борьбе за существование только тогда, когда эти признаки сочетаются с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, т.е. 8.физиологическими адаптациями. ( СЛАЙДЫ 28,29,30,31,32). Без таких адаптаций невозможно поддержание устойчивого обмена веществ в организме в постоянно колеблющихся условиях внешней среды. Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды. Кроме того, верблюд при лишении воды резко сокращает испарение, как с дыхательных путей, так и через потовые железы. Многие ныряющие животные могут сравнительно долго обходиться без доступа кислорода. Например, тюлени ныряют на глубину 100-200 и даже 600 м. и находятся под водой 40-60 минут. Что позволяет ластоногим нырять на столь длительный срок? Это прежде всего большое количество особого пигмента, находящегося в мышцах, - миоглобина. Миоглобин способен в 10 раз больше связывать кислород, чем гемоглобин. Ночные хищники – совы превосходно видят в условиях слабого освещения. Летучие мыши прекрасно ориентируются в пространстве с помощью эхолокации.
Но не только животные приспосабливаются к условиям среды. Различные приспособления есть и у растений. (СЛАЙДЫ 33,34) У кактусов листья превратились в колючки, чтобы уменьшить испарение, а стебель стал мясистым для запасания влаги. А у кувшинок появились приспособления к повышенной влажности: большая поверхность листа, много устьиц, повышение интенсивности испарения. Низкорослость, мелколистность, поверхностное расположение корней деревьев и кустарников, очень быстрое развитие растительности весной и летом – во всём этом сказывается приспособленность к жизни в тундре. По-разному приспособились растения к опылению. У насекомоопыляемых растений яркие цветки имеющие нектар и аромат, для привлечения насекомых. У ветроопыляемых – мелкая, лёгкая пыльца, пестик сильно опушен, длинные тычинки, лепестки и чашелистики не развиты: не мешают обдуванию цветка ветром. Семена многих растений имеют зацепки, крылатки и парашютики, облегчающие их распространение. Растения, живущие в условиях недостатка минерального питания, приспособились ловить и переваривать насекомых. У росянки листья превратились в ловчие аппараты с клейкими железистыми волосками, а у непентеса – в кувшинчики с пищеварительным соком.
Итак, мы выяснили, что в понятие «приспособленность вида» входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям, а также соответствие физиологических функций организма условиям обитания.
Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений.
Следует помнить, однако, что все приспособления носят относительный характер, т.е. они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях. При изменении же этих условий приспособление может стать бесполезным и даже вредным. Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь для питания твёрдой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.
Учитель: Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного? (СЛАЙД 35)
- Общая приспособленность организмов к условиям среды складывается из множества отдельных адаптаций самого разного масштаба.
- Все приспособления возникают в ходе эволюции в результате естественного отбора.
- Любое приспособление относительно.
Таким образом, приспособленность – это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора.
- Закрепление пройденного материала: (СЛАЙДЫ 36,37,38)
Соотнесите приведённые примеры приспособлений с их характером.
|
|
5.Вывод: приспособленным можно назвать не только тот организм, у которого есть что – то необычное, а каждый вид, обитающий в природе, более того, такие организмы повсюду нас окружают.
-Подведение итогов урока. Выводы....
-Домашнее задание: прочитать параграф93, подготовить сообщение об одном из видов приспособлений (СЛАЙД 39)
-Выставление оценок. Комментарии оценок...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"
Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....
"Приспособленность организмов к среде обитания"
"Приспособленность организмов к среде обитания"Цели:1.Спобствовать усвоению учащимися знаний о возникновении приспособлений.2.Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания.3...
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...
План-конспект урока биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"
Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленно...
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...