Познавательное занятие
план-конспект урока (7 класс) по теме

Бабынина Татьяна Николаевна

Тема: « Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное занятие1006.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые

Цель урока: изучить характерные особенности отрядов; рассмотреть значение этих отрядов в природе и жизни человека.

Задачи урока.

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о многообразии насекомых.
  • познакомить учащихся с характерными признаками отрядов чешуекрылых, равнокрылых, двукрылых и блох.
  • продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.
  • выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.

Развивающие:

  • развивать  познавательный интерес  к предмету;
  • расширять  кругозор;
  • развивать умение обобщать, выделять  главное;
  • совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах.

Воспитывающие:

  • воспитывать положительное отношение к учебному труду.
  •  осуществлять  экологическое  воспитание.

Оборудование: 

 листочки-вопросы  9 шт., определительные таблицы отрядов насекомых 4 шт., карточки с изображением  рисунков  различных  насекомых  известных  отрядов 4шт, рабочая тетрадь.

Ход урока:

Время

минут

Этапы урока основные вопросы содержания

Методы

Оборудование

  1. (1мин.)
  2. (7 мин.)

  1. (20мин.)

  1. (10 мин.)

  1. (2 мин.)

  1. (5 мин)

Организационный  момент

Проверка знаний

1 Работа по карточкам с использованием определительных  таблиц.

2 Работа  у доски

 Этапы развитие жуков с полным превращением

 3 Беседа

«Древо  мудрости»

  • зачем  кузнечику  «сабля»? (для  откладки  яиц);
  • на  кого  похожа  медведка?  (на  крота);
  • чем  комар  может  быть  полезен? (служит  пищей  рыбам  и  птицам);
  • зачем  слепню  цветное  зрение? (чтобы  пищу  и  воду  отыскивать);
  • почему  у  стрекозы  усы  маленькие? (потому  что  глаза  большие);
  • почему  шмели  лохматые? (чтобы  было  потеплее);
  • для  чего  сверчок  стрекочет? (для  удовольствия  сверчихи);
  • для  чего  моли  шелк? (для  постройки  дома);
  • зачем  майскому  жуку  газоанализатор?  (для  поиска  пищи).

Изучение нового материала

  1. Отряд  Бабочки, или Чешуекрылые их особенности, значение в природе.
  2. Отряд  Равнокрылые их особенности, значение в природе.
  3. Отряд  Двукрылые их особенности, значение в природе.
  4. Отряд  Блохи их особенности, значение в природе.

Закрепление знаний

Задание на дом.

Творческое задание – составить кроссворд об изученных отрядах насекомых.

Подведение итогов урока, оценка учащихся за работу на уроке.

  

Словесный

письменный

письменный

устный

Объяснение

Работа с учебником

 Объяснение

Объяснение

Объяснение

Письменный

Работа с учебником

инструктаж

Словесный

Журнал

карточки (четыре

варианта) определительные  таблицы 4 шт.

Приложение №1

листочки-вопросы  9шт

Приложение №2

рисунки насекомых

рисунки насекомых

рисунки насекомых

рисунки насекомых

рабочая тетрадь

Приложение №3

Журнал

Журнал

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Отметим отсутствующих.

  1. Проверка домашнего задания

1.Сейчас проверим домашнее задание.

Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и определите систематическое положение отряда.  

Я раздам определительные таблицы отрядов насекомых и карточки, следующим ученикам Беловой Анне, Исакову Ивану, Клунковой Алене, Шевченко Виталию.

2.  К доске пойдет и запишет этапы развитие жуков с полным превращением Котенко Сергей

3   Ребята, посмотрите на «древо  мудрости»

На нем листочки с вопросами, ответим на вопросы:

Выходят по порядку  Баласанова Римма, Бредихина Юлия, Мельников Дмитрий, Шапилов Дмитрий, Сибелева Елена, Литинская Алена

  • зачем  кузнечику  «сабля»?;
  • на  кого  похожа  медведка?;
  • чем  комар  может  быть  полезен?;
  • зачем  слепню  цветное  зрение?;
  • почему  у  стрекозы  усы  маленькие?;
  • почему  шмели  лохматые?;
  • для  чего  сверчок  стрекочет?;
  • для  чего  моли  шелк?;
  • зачем  майскому  жуку  газоанализатор?  

Сейчас сдаем карточки, я проверю в течение урока, проверим ответ у доски Котенко Сергея.

  1. Изучение нового материала.

Продолжаем изучать «Класс Насекомых. Многообразие. Значение в природе и жизни человека»

Отгадав загадку, вы определите, с какого отряда насекомых мы начнем изучение нового материала.

То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их... Похожа.

На порхающий цветок.

В летний солнечный денёк

Представители отряда бабочки,            или чешуекрылые, —  отличаются                 разнообразной окраской своих крыльев.                            К этому отряду относятся крапивница,                 капустница, тутовый шелкопряд и др.                       Крылья у бабочек покрыты видоизмененными волосками —   чешуйками, имеющими  способность преломлять свет. От этого                        явления зависит переливчатая окраска                      крыльев многих бабочек. Бабочек подразделяют на две группы – дневные, или булавоусые. Посмотрите представителей на рисунке 65 в учебнике. А так же ночные, или перистоусые рисунок 66 .Личинки бабочек  называют гусеницами. Они имеют грызущий  аппарат, длинное тело. Их слюнные железы, кроме слюны, выделяют еще и шелковые нити, из которых перед окукливанием плетут кокон. Взрослые бабочки — очень хорошие опылители растений. Гусеницы большинства бабочек растительноядные, поедая листья растений, наносят значительный вред, например капустная белянка, яблоневая моль, златогузка, кольчатый шелкопряд и др. Гусеница комнатной моли питается шерстяными изделиями, повреждая их, некоторые гусеницы портят муку и другие                  пищевые продукты. Тутовый и дубовый шелкопряды — их с давних времен разводит     человек с целью получения шелка (из коконов). Много больших бабочек необычайно красивы, например махаон,  аполлон и др. Очень интересна крупная бабочка ночной павлиний глаз,                                      на крыльях которой имеются глазчатые пятна. Ее гусеница крупная, мясистая, зеленого цвета, перед окукливанием плетет кокон  величиной с куриное яйцо. Большие ночные  бабочки с остроугольными крыльями отличающиеся очень быстрым полетом — бражники,  названы так потому, что охотно питаются побродившим и пахучим соком деревьев, особенно березовым, выступающие  на ранах и пнях.

Следующий отряд равнокрылые.   Рисунок 69 учебника.  Внешне равнокрылые разнообразны. Это насекомые с малоподвижно головой и                                          колюще-сосущим ротовым аппаратом,                                             отходящим от заднего края головы. Усики обычно короткие, состоят из 3-10 члеников.                                              Глаза  большинства хорошо развиты,                                                               но у некоторых тлей сильно редуцированы, а  кокцид вовсе  отсутствуют.                                                Крылья с обедненным жилкованием,                                                              складываются на спине кровлеобразно, у тлей и кокцид часто отсутствуют.                                             Ноги ходильные, лапка содержит не более                                                                   трех члеников, у листоблошек и цикадовых задние ноги  прыгательные, но с                                                     неутолщенными бедрами. У самок кокцид                                                        ноги недоразвитые. Это насекомые с неполным превращением.                                                                                   Все равнокрылые растительноядные, питаются соками растений.                                                 Тли — вредители диких и культурных растений. Листья поражённых                                                        тлями растений вянут, побеги не растут, на корнях образуются   полые выросты — галлы. Многие равнокрылые являются                                                                                            переносчиками вирусных заболеваний растений. Сюда относятся  разнообразные                            цикады, размеры которых от нескольких миллиметров до 5-6 см. Живут в кронах деревьев.                                                                   Отгадав загадку, вы определите, о каком отряде далее пойдет речь.                                    Пищит над ухом он всю ночь.                                                           И укусить тебя не прочь.                                                       Ну и зануда, вот кошмар!                               Писклявый, маленький. …                                              К отряду двукрылые  относятся всем известные  насекомые: мухи, комары,                         мошки, оводы, слепни и др.                                                           похожие на них насекомые, обладающие одной парой прозрачных крыльев. Вторая пара крыльев превратилась  в так называемые жужжальца. Обыкновенный комар обитает  в болотистых и сырых                                                                                                                                                                                                 местностях. Особенно многочисленны                                                                комары, бывают в середине лета. Жители тайги и тундры называют их скопления                                                                гнусом. Колющими ротовыми частями                                                      комары легко прокалывают кожу человека и сосут его кровь.                                               Червеобразные личинки комаров живут в стоячей воде.                                                                Питаясь, личинки растут, линяют и превращаются в подвижных  куколок.                                                    Куколки комаров тоже живут в воде, питаться они не могут, поэтому скоро                                     превращаются во взрослую особь. 

Прослушайте загадку о следующем отряде.           

Мала, а проворна, 
Где бывает, там повелевает, 
В шатёр взойдёт — 
Богатыря перевернёт

Блохи    —   бескрылые    насекомые.  (Рис73)                                                                                                   Это    пример специализированных  паразитов  животных  и  человека.                               Известно  более  тысячи паразитирующих на птицах, зверях и на человеке.  Живут в волосяном  покрове, имеют  сплющенное с                                                                                                                     боков гладкое тело, приспособленное для                                                       передвижения среди волос. Задние ноги у блох прыгательные, крыльев нет.                                              Передвигают насекомые в основном прыжками, причем в этом блохи более чем преуспели: они прыгают на 50см                                                в длину и на 30см вверх, длину тела всего 3—4 мм. Личинки блох живут в мусоре,                                                           питаются гниющими остатками.                                                                      Блохи - насекомые с полным превращением. Развитие протекает медленно: личинка                                                   живет более 3 месяцев, фаза куколки может                                                  длиться 7 месяцев. При благоприятных условиях новое поколение  блох появляется                                                     через 3-4 недели. Взрослые блохи живут до 1,5 лет. Особенно опасны крысиная, собачья, кошачья, человеческая блохи.                                      Питаются блохи кровью, ротовой аппарат — колюще-сосущий. В момент питания                                                   блоха может передавать возбудителей различных болезней своему хозяину.                                          Среди них самая опасная — чума.                                                               Блоха может заразить подряд до 11 человек. Известно, что в Европе в средние века                                                                             от чумы погибло 25 млн. человек — европейского населения, а во всем мире — 75 млн. В XIX и начале XX в. существовали                                                блошиные цирки.

  1. Закрепление знаний

На основании  текста учебника стр. 77-84,  заполните таблицу в рабочей тетради.

Заканчиваем работу в тетрадях. Дежурный соберет, к следующему уроку проверю.

  1. Задание на дом: 

    Записываем домашнее задание в дневники

Творческое задание – составить кроссворд об изученных отрядах насекомых. Записываю в журнал.

  1. Подведение итогов урока, оценка учащихся за работу на уроке.

Итак, что же у вас получилось: «Насекомые – это многочисленный класс живых организмов, относящийся к  типу   членистоногие. Они  летают, процветают,  приспособляются  к  условиям  окружающей  среды.  Это  удивительные  и  загадочные  существа  нашей  планеты».

Я  благодарю  вас  за  работу  на  сегодняшнем  уроке; заслуженные  оценки  получают:

За работу по карточкам.

Белова Анна – отлично,

Исаков Иван – отлично,

Клункова Алена – отлично,

Шевченко Виталий – отлично,

За работу у доски

Котенко Сергей – отлично.

За ответы на вопросы  «древо  мудрости»

и работу на уроке.

Мельников Дмитрий – отлично,

Сибилева Елена – отлично,

Шапилов Дмитрий – отлично,

Баласанова Римма – отлично,

Бредихина Юлия – отлично,

Литинская Алена – отлично

 

                                                                                                         

Здравствуйте, садятся. Дежурный

Котенко Серей указал, что отсутствующих нет.

   Ученики работают письменно по карточкам. Смотреть (Приложение №1)

  • Беловой Анне

Карточка №1

Насекомые отряда Стрекозы.                                    Систематическое положение:

Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Стрекозы

  • Исакову Ивану

Карточка №2

Насекомые отряда Жесткокрылые (жуки)                              Систематическое положение:

Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Жесткокрылые (жуки)

  • Клунковой Алене,

Карточка №3

Насекомые отряда Полужесткокрылые (клопы)                            

Систематическое положение:

Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Полужесткокрылые (клопы)

  • Шевченко Виталию

Карточка№4

Насекомые отряда  Поденки

Систематическое положение:

Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Поденки

Котенко Сергей выходит, пишет на доске.

Этапы с полным превращением

Яйцо       личинка        куколка

взрослое насекомое.

Смотри (Приложение №2)

Выходят по порядку  Баласанова Римма, Бредихина Юлия, Мельников Дмитрий, Шапилов Дмитрий, Сибелева Елена, Литинская Алена.

  • зачем  кузнечику  «сабля»? (для  откладки  яиц);
  • на  кого  похожа  медведка?  (на  крота);
  • чем  комар  может  быть  полезен? (служит  пищей  рыбам  и  птицам);
  • зачем  слепню  цветное  зрение? (чтобы  пищу  и  воду  отыскивать);
  • почему  у  стрекозы  усы  маленькие? (потому  что  глаза  большие);
  • почему  шмели  лохматые? (чтобы  было  потеплее);
  • для  чего  сверчок  стрекочет? (для  удовольствия  сверчихи);
  • для  чего  моли  шелк? (для  постройки  дома);
  • зачем  майскому  жуку  газоанализатор?   (для  поиска  пищи)

Этапы с полным превращением

Яйцо       личинка        куколка

взрослое насекомое.

Дает ответ на загадку – бабочка.

 Литинская Алена

Ученики работают с учебником.

Ученики работают с учебником.

Дает ответ на загадку – комар.

 Сибелева Елена

Дает ответ на загадку – блохи.

Мельников Дмитрий

Ученики работают с учебником.

Заполняют таблицу смотреть

 (Приложение №3)

Котенко Сергей собирает тетради.

Ученики записывают в дневник.

Выставляю оценки в журнал и дневники.

Приложения

Приложение №1

Определительная таблица отрядов насекомых

1) Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца      отряд Двукрылые

-Крыльев две пары…………………………………………………………………………….2

2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3

-Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7

3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………...4

-Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально закручивающегося хоботка………………………………отряд Чешуекрылые (бабочки)

4)Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5

-Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6

5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками; грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит

ширину в 5-10 раз)  ……………………………………………………….отряд Стрекозы

- Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены

между глазами ………………………………………………………отряд Сетчатокрылые

6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья складываются вдоль тела, часто имеют жало…………………отряд Перепончатокрылые

- Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами; ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков, часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии живет от нескольких часов до нескольких дней……………………………………………………………………………..отряд Поденки

7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва……………………………………………………………..отряд Жесткокрылые (жуки)

-Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8

8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско…………………………………………………..отряд Полужесткокрылые (клопы)

- Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую, веерообразно складывающуюся заднюю пару ……………………….отряд Прямокрылые

Карточка №1

Насекомые отряда ________________________________?

                           

                         

                                                                                       

                                    Систематическое положение:

Царство: 

Тип: 

Класс:

Отряд: 

Карточка №2

 Насекомые отряда ________________________________?

                                                                                                                                                               

 

                             

                 

                                      

                                                                                         

                                              Систематическое положение:

Царство: 

Тип: 

Класс:

Отряд: 


Карточка №3

 Насекомые отряда ________________________________?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                               

                                         

                                      

                                         

                                                                   

                                     Систематическое положение:

Царство: 

Тип: 

Класс:

Отряд: 

 Карточка №4

 Насекомые отряда ________________________________?

                           

 

                                                                                 

        

                                     Систематическое положение:

Царство: 

Тип: 

Класс:

Отряд: 

Приложение №3

Отряды

Тип развития

Кол-во пар крыльев

Ротовой аппарат

Особенность развития крыльев

Некоторые представители

Равнокрылые

С неполным превращением

2 пары

Колюще-сосущий

Сетчатые

Цикады, тля

Бабочки, или чешуекрылые

С полным превращением

2 пары

Сосущий

Сетчатые с чешуйками

Капустница-белянка, боярышница, тутовый шелкопряд

Двукрылые

С полным превращением

1 пара

Колюче-сосущий

Сетчатые

Комары, мухи, оводы, мошки

Блохи

С полным превращением

Нет

Колюче-сосущий

Бескрылые

Блоха человеческая, блоха крысиная

Приложение №2

МБОУ «Песчанская средняя школа»

Урок по биологии в 7 классе

Тема: « Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые».

Выполнила:

студентка БХФ

группы040950

Бабынина ТН

проверила:

ГлубшеваТН

                                                       

2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Поможем колобку"

Занятие на развитие познавательных способностей...

Познавательное занятие "Под грибом"

При ознакомлении детей с произведением Сутеева В. "Под грибом" было проведено познавательное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект данного занятия я выкладываю на своём сай...

Проблемно-познавательное занятие "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

В доступной форме раскрыты причины совершения преступлений несовершеннолетними и возможные способы предупреждения их....

Мастер класс спортивно развлекательного познавательного занятия "Зов леса"

Сценарий занятия, направленного на экологическое воспитание....

Спортивно развлекательное познавательное занятие "Картофельные игрища"

Знакомство с историей появления картофеля, эмоциональная разгрузка детей...

познавательное занятие "Конфликты в нашей жизни"

Научиться разрешать конфликты мирным путем очень важно для подростков, уметь находить простые способы разрешения вы найдете в данном занятии....

Конспект познавательного занятия-путешествия в старшей группе

Расширить знания детей об экосистеме «Море»...