Познавательное занятие
план-конспект урока (7 класс) по теме
Тема: « Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательное занятие | 1006.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые
Цель урока: изучить характерные особенности отрядов; рассмотреть значение этих отрядов в природе и жизни человека.
Задачи урока.
Образовательные:
- расширить знания учащихся о многообразии насекомых.
- познакомить учащихся с характерными признаками отрядов чешуекрылых, равнокрылых, двукрылых и блох.
- продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.
- выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- расширять кругозор;
- развивать умение обобщать, выделять главное;
- совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах.
Воспитывающие:
- воспитывать положительное отношение к учебному труду.
- осуществлять экологическое воспитание.
Оборудование:
листочки-вопросы 9 шт., определительные таблицы отрядов насекомых 4 шт., карточки с изображением рисунков различных насекомых известных отрядов 4шт, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Время минут | Этапы урока основные вопросы содержания | Методы | Оборудование |
| Организационный момент Проверка знаний 1 Работа по карточкам с использованием определительных таблиц. 2 Работа у доски Этапы развитие жуков с полным превращением 3 Беседа «Древо мудрости»
Изучение нового материала
Закрепление знаний Задание на дом. Творческое задание – составить кроссворд об изученных отрядах насекомых. Подведение итогов урока, оценка учащихся за работу на уроке.
| Словесный письменный письменный устный Объяснение Работа с учебником Объяснение Объяснение Объяснение Письменный Работа с учебником инструктаж Словесный | Журнал карточки (четыре варианта) определительные таблицы 4 шт. Приложение №1 листочки-вопросы 9шт Приложение №2 рисунки насекомых рисунки насекомых рисунки насекомых рисунки насекомых рабочая тетрадь Приложение №3 Журнал Журнал |
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Здравствуйте, садитесь. Отметим отсутствующих.
1.Сейчас проверим домашнее задание. Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и определите систематическое положение отряда. Я раздам определительные таблицы отрядов насекомых и карточки, следующим ученикам Беловой Анне, Исакову Ивану, Клунковой Алене, Шевченко Виталию. 2. К доске пойдет и запишет этапы развитие жуков с полным превращением Котенко Сергей 3 Ребята, посмотрите на «древо мудрости» На нем листочки с вопросами, ответим на вопросы: Выходят по порядку Баласанова Римма, Бредихина Юлия, Мельников Дмитрий, Шапилов Дмитрий, Сибелева Елена, Литинская Алена
Сейчас сдаем карточки, я проверю в течение урока, проверим ответ у доски Котенко Сергея.
Продолжаем изучать «Класс Насекомых. Многообразие. Значение в природе и жизни человека» Отгадав загадку, вы определите, с какого отряда насекомых мы начнем изучение нового материала. То взлетит, то крылья сложит, На порхающий цветок. В летний солнечный денёк Представители отряда бабочки, или чешуекрылые, — отличаются разнообразной окраской своих крыльев. К этому отряду относятся крапивница, капустница, тутовый шелкопряд и др. Крылья у бабочек покрыты видоизмененными волосками — чешуйками, имеющими способность преломлять свет. От этого явления зависит переливчатая окраска крыльев многих бабочек. Бабочек подразделяют на две группы – дневные, или булавоусые. Посмотрите представителей на рисунке 65 в учебнике. А так же ночные, или перистоусые рисунок 66 .Личинки бабочек называют гусеницами. Они имеют грызущий аппарат, длинное тело. Их слюнные железы, кроме слюны, выделяют еще и шелковые нити, из которых перед окукливанием плетут кокон. Взрослые бабочки — очень хорошие опылители растений. Гусеницы большинства бабочек растительноядные, поедая листья растений, наносят значительный вред, например капустная белянка, яблоневая моль, златогузка, кольчатый шелкопряд и др. Гусеница комнатной моли питается шерстяными изделиями, повреждая их, некоторые гусеницы портят муку и другие пищевые продукты. Тутовый и дубовый шелкопряды — их с давних времен разводит человек с целью получения шелка (из коконов). Много больших бабочек необычайно красивы, например махаон, аполлон и др. Очень интересна крупная бабочка ночной павлиний глаз, на крыльях которой имеются глазчатые пятна. Ее гусеница крупная, мясистая, зеленого цвета, перед окукливанием плетет кокон величиной с куриное яйцо. Большие ночные бабочки с остроугольными крыльями отличающиеся очень быстрым полетом — бражники, названы так потому, что охотно питаются побродившим и пахучим соком деревьев, особенно березовым, выступающие на ранах и пнях. Следующий отряд равнокрылые. Рисунок 69 учебника. Внешне равнокрылые разнообразны. Это насекомые с малоподвижно головой и колюще-сосущим ротовым аппаратом, отходящим от заднего края головы. Усики обычно короткие, состоят из 3-10 члеников. Глаза большинства хорошо развиты, но у некоторых тлей сильно редуцированы, а кокцид вовсе отсутствуют. Крылья с обедненным жилкованием, складываются на спине кровлеобразно, у тлей и кокцид часто отсутствуют. Ноги ходильные, лапка содержит не более трех члеников, у листоблошек и цикадовых задние ноги прыгательные, но с неутолщенными бедрами. У самок кокцид ноги недоразвитые. Это насекомые с неполным превращением. Все равнокрылые растительноядные, питаются соками растений. Тли — вредители диких и культурных растений. Листья поражённых тлями растений вянут, побеги не растут, на корнях образуются полые выросты — галлы. Многие равнокрылые являются переносчиками вирусных заболеваний растений. Сюда относятся разнообразные цикады, размеры которых от нескольких миллиметров до 5-6 см. Живут в кронах деревьев. Отгадав загадку, вы определите, о каком отряде далее пойдет речь. Пищит над ухом он всю ночь. И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар! Писклявый, маленький. … К отряду двукрылые относятся всем известные насекомые: мухи, комары, мошки, оводы, слепни и др. похожие на них насекомые, обладающие одной парой прозрачных крыльев. Вторая пара крыльев превратилась в так называемые жужжальца. Обыкновенный комар обитает в болотистых и сырых местностях. Особенно многочисленны комары, бывают в середине лета. Жители тайги и тундры называют их скопления гнусом. Колющими ротовыми частями комары легко прокалывают кожу человека и сосут его кровь. Червеобразные личинки комаров живут в стоячей воде. Питаясь, личинки растут, линяют и превращаются в подвижных куколок. Куколки комаров тоже живут в воде, питаться они не могут, поэтому скоро превращаются во взрослую особь. Прослушайте загадку о следующем отряде. Мала, а проворна, Блохи — бескрылые насекомые. (Рис73) Это пример специализированных паразитов животных и человека. Известно более тысячи паразитирующих на птицах, зверях и на человеке. Живут в волосяном покрове, имеют сплющенное с боков гладкое тело, приспособленное для передвижения среди волос. Задние ноги у блох прыгательные, крыльев нет. Передвигают насекомые в основном прыжками, причем в этом блохи более чем преуспели: они прыгают на 50см в длину и на 30см вверх, длину тела всего 3—4 мм. Личинки блох живут в мусоре, питаются гниющими остатками. Блохи - насекомые с полным превращением. Развитие протекает медленно: личинка живет более 3 месяцев, фаза куколки может длиться 7 месяцев. При благоприятных условиях новое поколение блох появляется через 3-4 недели. Взрослые блохи живут до 1,5 лет. Особенно опасны крысиная, собачья, кошачья, человеческая блохи. Питаются блохи кровью, ротовой аппарат — колюще-сосущий. В момент питания блоха может передавать возбудителей различных болезней своему хозяину. Среди них самая опасная — чума. Блоха может заразить подряд до 11 человек. Известно, что в Европе в средние века от чумы погибло 25 млн. человек — европейского населения, а во всем мире — 75 млн. В XIX и начале XX в. существовали блошиные цирки.
На основании текста учебника стр. 77-84, заполните таблицу в рабочей тетради. Заканчиваем работу в тетрадях. Дежурный соберет, к следующему уроку проверю.
Записываем домашнее задание в дневники Творческое задание – составить кроссворд об изученных отрядах насекомых. Записываю в журнал.
Итак, что же у вас получилось: «Насекомые – это многочисленный класс живых организмов, относящийся к типу членистоногие. Они летают, процветают, приспособляются к условиям окружающей среды. Это удивительные и загадочные существа нашей планеты». Я благодарю вас за работу на сегодняшнем уроке; заслуженные оценки получают: За работу по карточкам. Белова Анна – отлично, Исаков Иван – отлично, Клункова Алена – отлично, Шевченко Виталий – отлично, За работу у доски Котенко Сергей – отлично. За ответы на вопросы «древо мудрости» и работу на уроке. Мельников Дмитрий – отлично, Сибилева Елена – отлично, Шапилов Дмитрий – отлично, Баласанова Римма – отлично, Бредихина Юлия – отлично, Литинская Алена – отлично
| Здравствуйте, садятся. Дежурный Котенко Серей указал, что отсутствующих нет. Ученики работают письменно по карточкам. Смотреть (Приложение №1)
Карточка №1 Насекомые отряда Стрекозы. Систематическое положение: Царство: Животные Тип: Членистоногие Класс: Насекомые Отряд: Стрекозы
Карточка №2 Насекомые отряда Жесткокрылые (жуки) Систематическое положение: Царство: Животные Тип: Членистоногие Класс: Насекомые Отряд: Жесткокрылые (жуки)
Карточка №3 Насекомые отряда Полужесткокрылые (клопы) Систематическое положение: Царство: Животные Тип: Членистоногие Класс: Насекомые Отряд: Полужесткокрылые (клопы)
Карточка№4 Насекомые отряда Поденки Систематическое положение: Царство: Животные Тип: Членистоногие Класс: Насекомые Отряд: Поденки Котенко Сергей выходит, пишет на доске. Этапы с полным превращением Яйцо личинка куколка взрослое насекомое. Смотри (Приложение №2) Выходят по порядку Баласанова Римма, Бредихина Юлия, Мельников Дмитрий, Шапилов Дмитрий, Сибелева Елена, Литинская Алена.
Этапы с полным превращением Яйцо личинка куколка взрослое насекомое. Дает ответ на загадку – бабочка. Литинская Алена Ученики работают с учебником. Ученики работают с учебником. Дает ответ на загадку – комар. Сибелева Елена Дает ответ на загадку – блохи. Мельников Дмитрий Ученики работают с учебником. Заполняют таблицу смотреть (Приложение №3) Котенко Сергей собирает тетради. Ученики записывают в дневник. Выставляю оценки в журнал и дневники. |
Приложения
Приложение №1
Определительная таблица отрядов насекомых
1) Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые
-Крыльев две пары…………………………………………………………………………….2
2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3
-Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7
3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………...4
-Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально закручивающегося хоботка………………………………отряд Чешуекрылые (бабочки)
4)Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5
-Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6
5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками; грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит
ширину в 5-10 раз) ……………………………………………………….отряд Стрекозы
- Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены
между глазами ………………………………………………………отряд Сетчатокрылые
6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья складываются вдоль тела, часто имеют жало…………………отряд Перепончатокрылые
- Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами; ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков, часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии живет от нескольких часов до нескольких дней……………………………………………………………………………..отряд Поденки
7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва……………………………………………………………..отряд Жесткокрылые (жуки)
-Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8
8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско…………………………………………………..отряд Полужесткокрылые (клопы)
- Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую, веерообразно складывающуюся заднюю пару ……………………….отряд Прямокрылые
Карточка №1
Насекомые отряда ________________________________?
Систематическое положение:
Царство:
Тип:
Класс:
Отряд:
Карточка №2
Насекомые отряда ________________________________?
Систематическое положение:
Царство:
Тип:
Класс:
Отряд:
Карточка №3
Насекомые отряда ________________________________?
Систематическое положение:
Царство:
Тип:
Класс:
Отряд:
Карточка №4
Насекомые отряда ________________________________?
Систематическое положение:
Царство:
Тип:
Класс:
Отряд:
Приложение №3
Отряды | Тип развития | Кол-во пар крыльев | Ротовой аппарат | Особенность развития крыльев | Некоторые представители |
Равнокрылые | С неполным превращением | 2 пары | Колюще-сосущий | Сетчатые | Цикады, тля |
Бабочки, или чешуекрылые | С полным превращением | 2 пары | Сосущий | Сетчатые с чешуйками | Капустница-белянка, боярышница, тутовый шелкопряд |
Двукрылые | С полным превращением | 1 пара | Колюче-сосущий | Сетчатые | Комары, мухи, оводы, мошки |
Блохи | С полным превращением | Нет | Колюче-сосущий | Бескрылые | Блоха человеческая, блоха крысиная |
Приложение №2
МБОУ «Песчанская средняя школа»
Урок по биологии в 7 классе
Тема: « Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые».
Выполнила:
студентка БХФ
группы040950
Бабынина ТН
проверила:
ГлубшеваТН
2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие "Поможем колобку"
Занятие на развитие познавательных способностей...
Познавательное занятие "Под грибом"
При ознакомлении детей с произведением Сутеева В. "Под грибом" было проведено познавательное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект данного занятия я выкладываю на своём сай...
Проблемно-познавательное занятие "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
В доступной форме раскрыты причины совершения преступлений несовершеннолетними и возможные способы предупреждения их....
Мастер класс спортивно развлекательного познавательного занятия "Зов леса"
Сценарий занятия, направленного на экологическое воспитание....
Спортивно развлекательное познавательное занятие "Картофельные игрища"
Знакомство с историей появления картофеля, эмоциональная разгрузка детей...
познавательное занятие "Конфликты в нашей жизни"
Научиться разрешать конфликты мирным путем очень важно для подростков, уметь находить простые способы разрешения вы найдете в данном занятии....
Конспект познавательного занятия-путешествия в старшей группе
Расширить знания детей об экосистеме «Море»...