Проблемно-познавательное занятие "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
презентация к уроку (9 класс) по теме
В доступной форме раскрыты причины совершения преступлений несовершеннолетними и возможные способы предупреждения их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolovnaya_otvetstvennost_nesovershennoletnih.docx | 31.28 КБ |
ugolovnaya_otvetst.pptx | 384.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Благовещенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Проблемно-познавательное занятие
«Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Разработала и провела
Гараськова Л.В.
Воспитатель 9 класса
2011-2012уч.год
Цели:
- Расширить знания учащихся о видах уголовной ответственности несовершеннолетних
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону
- корригировать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в умозаключении
Оборудование:
- Конституция РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Карточки-задания с дополнительным материалом
- Иллюстративный материал (презентация)
- Мультимедийное оборудование
Деятельность учащихся | Деятельность воспитателя | Методический комментарий |
I. Организационный момент | ||
Учащиеся проходят за свои рабочие столы (не садятся) Дети улыбаются и пожимают руки друг другу. Ответ: хорошим | - Добрый день, уважаемые гости и участники нашего мероприятия! Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и тихонько пожмите руки, улыбнитесь и передайте своё тепло соседу по парте. - А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу? | Вступительное слово воспитателя. Приветствие. Настрой на работу. |
2.Введение в тему. Микроцель: мотивация познавательной деятельности. | ||
Дети отвечают, что того кто не знает законов, это не освобождает от ответственности. Ответ: об уголовной ответственности несовершеннолетних Ответы воспитанников: незнание законов, влияние старших по возрасту, недостаток воспитания, слабость характера. Дети поднимают руки. Ребята внимательно слушают Дети поднимают карточки и по очереди обосновывают свое мнение Дети отвечают, что их ждет уголовное наказание Дети высказывают свое мнение Ответ детей: Уголовным кодексом РФ | - Сегодня на занятии пойдет разговор об очень серьезной и актуальной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел...», – этот лепет часто приходится слышать. Более 145 тысяч преступлений совершается ежегодно. Приблизительно каждый пятый преступник в нашей стране – несовершеннолетний. - Эпиграфом к нашему занятию я взяла следующие слова: «Незнание законов, не освобождает от ответственности. Зато знание — запросто." Станислав Ежи Лец - Как вы понимаете данное высказывание? - Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет речь?
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо - Как вы думаете, что же является причинами преступлений несовершеннолетних? - Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас приобретал телефон с рук? - А сейчас - послушайте одну историю, и представьте себя на месте данных героев и, подумайте, как бы вы поступили в аналогичной ситуации. Рассказываю историю - А теперь, на минутку представим себя в их ситуации, как вы поступите: - Поднимите красную карточку те - кто считает, что стоит сделать подобную покупку; - Зеленую карточку - те, кто против покупки; - Желтую карточку - те, кто сомневается. Задаю вопрос: Подумайте, если мальчики купят у знакомого парня ворованный телефон, что ждет молодых людей в этом случае? (ждет уголовное наказание) - Ребята, кто знает, что такое уголовное наказание? Наказание в уголовном праве — это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление. (щелкнуть один раз) - Итак - Уголовная ответственность несовершеннолетних - Как вы думаете, кем устанавливается уголовная ответственность? (ответы детей) - Уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997г. и является федеральным законом, действующим на всей территории страны. УК основывается на Конституции РФ и нормах международного права. УК состоит из общей и особенной частей. Особенная часть это - самостоятельный раздел об уго ловной ответственности несовершеннолетних (стр.57) В нем есть - Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Слайд 3 Слайд 5 Слайд 6 |
3.Основная часть. Микроцель: организовать познавательную деятельность учащихся, расширить знания по теме. | ||
Ответы детей. Дети отвечают. Ответы детей | - Кого считают несовершеннолетними? Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. - Ребята, как вы думаете, что такое преступление? Преступление - это деяние, которое представляет опасность для человека, общества или государства, совершенное лицом, вина которого доказана судом. - За какие преступления осуждаются подростки 14 лет? Преступления, за которые осуждаются подростки 14 лет
- Самые распространенные преступления среди несовершеннолетних (кража, грабеж, умышленное причинение вреда здоровью) - Что такое кража? Кража – это тайное хищение чужого имущества - Приведите примеры кражи. - Что такое грабеж? Грабеж – это открытое хищение чужого имущества. - Приведите пример грабежа.
- Умышленное причинение вреда здоровью Два ученика Саша и Коля затеяли игру на лестнице, которая переросла в драку. Саша толкнул Вову и тот «скатился» по лестнице вниз, упал и потерял сознание на короткое время. Заключение эксперта: описанные повреждения — сотрясение мозга 1-й — 2-й степени, травматический неврит левого слухового нерва могли быть причинены 28 июля 1997 г. каким-либо твердым предметом или при ударе о такой и относятся к средней тяжести вреда здоровью, как вызвавшие длительное расстройство здоровья (свыше 21 дня). ( свыше 21 дня и по этому относится к средней тяжести вреда здоровью) | Слайд 7 Слайд 8 |
4. Закрепление. Микроцель: коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении | ||
Дети работают согласно схеме- берут полоски и прочитывают ситуации Дети прочитывают ситуации и определяют вид преступления Ребята прочитывают текст на экране Предлагаю учащимся обратить внимание на вид преступления и меру наказания | Задание: у вас лежат на столе полоски с различными фигурами, вам необходимо прочесть текст согласно схеме последовательности фигур (схема на доске) Цель задания: Назвать, какие виды корыстных преступлений были совершены в следующих случаях? 1.- схватил шапку с головы прохожего и скрылся 2. - залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку 3. - угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения 4. - залез в карман пассажира в автобусе - Но, несмотря на многочисленные преступления несовершеннолетних, для них в УК предусмотрены Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних:
- Но все-таки согласно УК РФ предусмотрены виды наказаний для несовершеннолетних
К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: - предупреждение - передача под надзор родителей - ограничение досуга и установление требований к поведению - возложение обязанностей загладить причиненный вред Рассмотрим примеры (работаем согласно схемы)
| Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
5.Рефлексия. Цель: способствовать выработке правильной самооценки | ||
Дети располагают свои карточки на лесенке | — Самое главное в жизни — стараться быть полезным лю дям и для этого много сил отдавать воспитанию самого себя и быть законопослушным гражданином своей страны. Готовы ли вы к этому? Если «да» — поставьте свою карточку на высшую ступеньку; если не совсем готовы — на среднюю; если сегодняшнее занятие вас не касается и вы не будете работать над своим совершенствованием — поставьте свой портрет на нижнюю ступеньку. (лесенка на столе) | |
6. Итог. Цель: подвести детей к пониманию необходимости соблюдать законы | ||
- В заключении, подводя итоги нашего занятия, я хочу сказать, что надо обязательно знать законы и исполнять их, разумно пользоваться правами и жить по самым простым человеческим законам добра и справедливости. Так, чтобы нам, педагогам, вашим родителям, никогда ни за что не пришлось «краснеть» за вас. Где бы вы ни жили, кем бы вы ни стали, самое главное быть достойным гражданином своей Отчизны. | Напутственные слова учащимся |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет ( статья 87 УК РФ).
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность (статья 20 УК РФ)
1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать . Уголовная ответственность начинается с 14 лет за особо тяжкие преступления ( арест с 16 лет). 2. Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образования. 3. Срок лишения свободы не может превышать 10 лет. 4. Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно - трудовых колониях общего ( если преступление совершено один раз) и усиленного режима ( если не один раз ).
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним (статья 88 УКРФ)
Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.
Какие условия будут работать на вас и оградят вас от таких обстоятельств? Социально здоровая среда. Отсутствие вредных привычек. Возможность получения хорошей профессии.
На территории Алтайского края введен комендантский час
Подростки до 16 лет не могут «находиться в ночное время в общественных местах». В «Ночное время» означает промежуток между 22.00 и 6.00, а «общественные места» – улицы, клубы, интернет - салоны, парки и т.д. Родителям грозит штраф – 2 тысячи рублей.
. Уголовная ответственность за «шутку» Ты взял (взяла) у товарища дома плейер, игру, губную помаду и унес (унесла) без ведома владельца вещи. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества. Ст. 158 УК Штраф до 80 тыс. руб. Лишение свободы на срок до 2 лет
Ты отобрал деньги или сотовый телефон у других детей. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества. Ст. 161 УК РФ. Исправительные работы на срок до 2 лет. Или лишение свободы на 4 года Ты сказал кому-то, что он обязан принести из дома деньги, иначе он будет "расплачиваться" здоровьем. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия. Ст. 163. УК РФ Лишение свободы на срок до 4 лет.
Ты всего лишь проходил мимо или стоял рядом, когда твои приятели напали на прохожего, отобрали у него кошелек Разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору. Ст. 162 УК РФ Придется доказывать что ты просто "проходил мимо". Не докажешь -срок от 5 до 10 лет со штрафом до 1 млн. рублей. Ты взял покататься чужую машину, но обязательно вернул бы ее, если бы тебя не поймали. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Штраф до 120 тыс. рублей. Лишение свободы на срок до 5 лет.
Ты сидел на пассажирском сидение, а управлял автомобилем твой знакомый. Угон, совершенный группой лиц по предварительному Штраф до 200 тыс. рублей, лишений свободы на срок до 7 лет Ты позвонил в милицию и сообщил, что в вашей школе заложена бомба Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Ст. 207 УК РФ. Штраф до 200 тыс. рублей. Лишение свободы на срок до 10 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Административная ответственность несовершеннолетних"
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА«Административная ответственность несовершеннолетних»(урок-практикум)1. Цели и задачи урока:- Продолжить работу над понятиями: административное правонарушение,...
Разработка урока "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Разработка урока опубликована в сборнике «Правовое образование в школе» М., «Школьная книга», 2008...
Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних.
Презентация, раскрывающая содержание этих категорий по возрастам....
Презентация к классному часу "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних"
Презентация к классному часу по профилактике ассоциального поведения несовершеннолетних...
уголовная ответственность несовершеннолетних
уголовная ответственность несовершеннолетних. тест для 9 класса...
"Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних".
Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних.Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки...
Беседа с учащимися ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
рассказ социального педагога об ответственности несовершеннолетних учащихся за поступки....