познавательное занятие "Конфликты в нашей жизни"
методическая разработка (9 класс) по теме
Научиться разрешать конфликты мирным путем очень важно для подростков, уметь находить простые способы разрешения вы найдете в данном занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_v_nashey_zhizni.docx | 41.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Благовещенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Коррекционно – развивающее занятие
"Конфликты в нашей жизни"
Разработала и провела
Гараськова Л.В.
Воспитатель 9 класса
2011-2012уч.год
Цели:
- Уточнение знаний учащихся о конфликтах, о причинах возникновения и знакомство со способом разрешения и предупреждения конфликтов.
- формирование позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
- коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
Предварительная работа:
Анкетирование воспитанников.
Тестирование воспитанников
Материал и оборудование:
Компьютер;
Проектор;
Презентация;
Карточки;
конверты с полосками, символами;
камешки
Деятельность ученика
| Деятельность воспитателя
| Примечание |
Задачи: - обеспечить готовность учащихся к работе; - психологический настрой учащихся на предстоящее занятие; - организация внимания. | ||
Слушают воспитателя. Становятся в круг, по кругу здороваются руками, затем «глазами» и произносят слово «здравствуйте» вслух. Дети отвечают | Приветствую гостей и детей. Предлагаю детям упражнение - поздороваться разными способами приветствия. Давайте встанем в круг и скажем: «Здравствуйте!» руками Скажем: «Здравствуйте!» глазами Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом. Предлагаю высказать свое отношение к утверждению, согласны ли вы с ним: «Я умею думать, я умею рассуждать, Что полезно мне для жизни, То и буду выбирать | Упражнение на установление контакта |
Задача: - мотивировать учащихся для изучения нового материала; | ||
Все внимательно слушают, а двое ребят выполняют задание у доски. Ответы детей: -потому, что не поняли задание, - потому, что заранее не обговорили правила, - получился конфликт Вова отвечает, что конфликта можно избежать, если будет понятно задание. Разгадывают путаницу, определяют тему занятия. | Предлагаю детям проблемную ситуацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать два круга. Учащиеся начинают рисовать. Я останавливаю игру и прошу начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Необходимо нарисовать один большой, второй маленький круг. Так останавливаю игру несколько раз, перебиваю учащихся и выдвигаю все новые и новые претензии: один большой красный, второй маленький синий, вообще-то надо рисовать квадраты, они должны быть один в другом и т.д. Затем даю возможность уч-ся закончить рисунок. После чего сообщаю, что все равно художники неправильно выполнили задание. Поэтому победителей в игре нет. Провожу анализ ситуации: Почему не понравилась такая игра, что произошло в данной ситуации, почему рисунок не получился, что не было сделано до начала работы и как можно было избежать конфликта. Упражнение на коррекцию зрительного внимания. Сообщаю воспитанникам, чтобы угадать тему занятия, необходимо выполнить задание: распутать путаницу из букв, найти самостоятельно способ разгадывания | Слайд 5-6 |
. Задачи: - уточнить знания по теме - показ практической значимости при изучения данного материала, | ||
Дети внимательно слушают и отвечают: Денис отвечает - это ссора, драка, Витя отвечает – что хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик Олег и Витя находят в толковом словаре объяснение слова »конфликт» Дети слушают воспитателя и смотрят на экран. Дети слушают и выясняют, что причиной конфликта людей является неправильное поведение людей. Дети отвечают. Ребята вспоминают конфликты и берут камешки по количеству конфликтов. Ребята берут камешки по количеству конфликтов Вова говорит, что причиной конфликта с родителями было позднее возвращение домой Витя говорит, что с другом поругался, который не следит за своей речью, обзывается. Стас сказал, что ругают дома за несвоевременное возвращение домой после школы Ребята берут полоски из конверта и группируются по парам. Пары читают и обсуждают ситуации Через 1-2 минуты группы представляют свои варианты решения конфликтов, Ребята анализируют предлагаемую им видеоситуацию, находят правильные пути выхода Ответы учащихся: Ослики «договарятся» и найдут правильный выход Ответы детей: На экране туча, она предвещает грозу Дети берут карточки и группируются по символам Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов
Дети обыгрывают ситуации улыбкой | А) Определение понятия «конфликт» - что обозначает слово «конфликт»? Какую картинку вы представляете? - Найдите и прочитайте, что же говорится об этом в толковом словаре.
«Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон». Б). Причины возникновения конфликтов. Конфликт – чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди, но и представители фауны (птицы, животные). Конфликты возникают из-за территории, самки или пищи. - А какие же основные причины конфликтов среди людей? По данным социологического опроса, как вы видите из диаграммы, что основной причиной конфликта является – поведение людей. Разрешение конфликта - дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Спокойное поведение во время конфликта значительно снижает напряженность ситуации. Ведь вред от конфликтов огромный. - Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. - Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. - В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и окружающих. Мы будем сегодня учиться предупреждать конфликтные ситуации, это вам необходимо, т.к. по результатам анкетирования в нашем классе доминирует «жесткий» тип разрешения конфликтов, вы до последнего стоите на своем, стремитесь всегда выиграть. Поэтому мы сегодня будем учиться правильному поведению в конфликтной ситуации. -В вашей жизни были конфликты, в школе, дома, на улице, в магазине? Вспомните свои конфликты. Упражнение на соотнесение «Камешки» Предлагаю каждому ученику взять из коробки столько камешков, сколько конфликтов он вспомнил - Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение - "Причиной моего конфликта было то, что……" Как мы видим, конфликты возникают по самым разным причинам. - Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям. В) Способы разрешения конфликтов. А) Поисковая деятельность. Работа в парах. Предложить ребятам взять полоску из конверта и расположиться по цвету полосок парами.
Делаем вывод, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства. Б) Предлагаю видеокартинку
- как поступят ослики, смогут ли договориться, найти компромисс? Правильно - общее решение можно найти в том случае, если стороны доверяют друг другу и не сомневаются в том, что каждый видит не только свои желания и потребности. Г) Поиск способов разрешения конфликтов. Работа в группах. - Что вы видите на экране? -Как вы думаете, что может предвещать эта туча? Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. Так и конфликты могут разрешаться положительно и отрицательно. Предлагаю ребятам взять из конверта карточки со знаками Но для начала, вы выберете слова обозначающие положительные способы разрешения конфликтов, они соответствуют знаку «+» а знаку « - » - отрицательные. Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять. Обеим группам предлагается «проиграть» одинаковую конфликтную ситуацию из жизни класса. Группа, у которой знаком «-» обыгрывает «скандальное» окончание конфликта. 2 группа знаком «+» – «мирный» выход конфликта. Ситуация: Классный руководитель обратилась к ребятам с просьбой - убрать класс после уроков. Ребята стали ссориться, выяснять, кто должен убирать класс… – Подумайте и предложите свои варианты. д) А сейчас, давайте обсудим ситуации, где необходимо отреагировть на ситуацию, с улыбкой и не дать развиться конфликту. Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой. Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учитель делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете? Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия? | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 каждая пара получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон Слайд 11 Слайд 12 демонстрация учащимся рисунков про осликов, где животные «договариваются» о том, в какую сторону им идти Слайд 13 демонстрируется картинка тучи Выставляется рисунок молнии в виде стрелы и солнышка Слайд 14 Слайд 14 Слайд 15 |
Закрепление. Задача: - отрабатывать знания учащихся, полученные на занятии. | ||
Самостоятельная работа учащихся - тестирование: | Задание:
Предлагаю ребятам сопоставить свои результаты с ответами на экране. | раздаю детям карточки с набором слов Слайд 16 |
Цель: подвести итоги усвоенного материала | ||
Дети отвечают, что на занятии вели разговор о конфликтах, называют положительные пути выхода из ситуации: Ответы детей: -умение договориться, уступить, выслушать другую сторону, промолчать, уйти в сторону, улыбнуться. Ребята высказывают свое мнение о занятии. | - О чем мы говорили на занятии ? - что такое «конфликт»? - Назовите положительные пути выхода из конфликта? |
- Рефлексия.
Задачи: - проанализировать деятельность детей, дать оценку успешности достижения цели
- формировать у воспитанников осмысление результатов собственной деятельности.
Дети определяют свое мнение на доске | У каждого из вас есть 3 цветных квадратика. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации. «ДА» - красный. «НЕТ» - черный «СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый Положить квадратики в конвертики на доске. Заключительное слово. Преобладает красный цвет. Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репортаж в газете «Наша жизнь» об 11-классниках нашей школы
Репортаж в газете «Наша жизнь»...
Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...
"Спорт в нашей жизни" - познавательная викторина для дошкольников
Познавательная викторина "Спорт в нашей жизни" предназначена для дошкольников. Участвуя в ней, дети смогут обобщить полученные знания о видах спорта и олимпийских играх, будут четко пр...
Информационно-познавательный час "Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы"
Информационно-познавательный час...
Экологический проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Комнатные растения в нашей жизни"
Реализация проекта позволит повысить познавательную активность детей, развивать самостоятельную поисковую деятельность на базе эмоционально-чувственного опыта....
Познавательно- развлекательная игра « Наша планета- наше здоровье!»
Познавательно- развлекательная игра « Наша планета- наше здоровье!»...
Проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Комнатные растения в нашей жизни"
Реализация проекта "Комнатные растения в нашей жизни" поможет повысить познавательную активность детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе эмоционально-чувственного опыт...