Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма .Транспорт веществ»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок по теме: "Кровообращение" с элементами здоровье сберегающей технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма .Транспорт веществ»
Цель :повторить и обобщить материал по темам «.Внутренняя среда организма .Транспорт веществ.».Провести контроль знаний и умений учащихся
Оборудование : компьютер ,экран ,дидактический материал
Ход урока :
1.Орг. момент
На первое место среди заболеваний ,ведущих к смерти в нашей стране ,вышли заболевания сердечно –сосудистой системы ,и в первую очередь самого сердца ..Для предупреждения этих заболеваний необходимо знать строение и функционирование кровеносной системы .Цель сегодняшнего урока :обобщить и систематизировать знания по темам «Внутренняя среда организма . Транспорт веществ» Провести контроль знаний и умений
Урок пройдет в форме игры –соревнованеия между рядами .Учащиеся первого ряда у нас будут специалистами по крови (команда комарики ),ученики второго ряда –по иммунитету (команда охотники за микробами ),третьего ряда –по органам кровообращения (сердцееды)
2.Обобщение знаний
Слайд №1 Внутренняя среда
Фронтальная беседа : Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система ,которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами ,кислородом и выводила продукты обмена веществ .Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма ,например ,жидкая внутренняя среда .Внутренняя среда –единая система жидкостей –является естественным продолжением водной основы клеток
Заполните схему «Состав внутренней среды»
Из чего состоит внутренняя среда организма ?
Значение крови ?
(Кровь –жидкая соединительная ткань .Выполняет питательную ,защитную ,транспортную ,регуляторную ,выделительную функцию .Осуществляет взаимосвязь всех органов организма в целом с внешней средой .Поддерживает постоянство внутренней среды организма .
Как образуется тканевая жидкость ,ее значение ?
Выходящая из крови жидкость становится тканевой жидкостью .По составу она сходна с плазмой .Тканевая жидкость непосредственно граничит с клетками тела . Она является посредником между кровью и клетками тела .Переносит из крови в клетки органов кислород ,питательные вещества ,соли ,гормоны .Возвращает в кровяное русло через лимфу продукты обмена .
Какие животные имеют тканевую жидкость и почему ?
Тканевую жидкость имеют животные с замкнутой системой
Лимфатическая система .
Избыток тканевой жидкости поступает в лимфатическую систему .Она состоит из слепозамкнутых капилляров ,сосудов и узлов .Лимфа фильтрует и обеззараживает тканевую жидкость и возвращает ее в кровь .
Слайд №2 Кровь
Кровь –важный компонент внутренней среды .Рассмотрим ее состав .Заполните схему «Состав крови»
Проверка работы
Из чего состоит кровь ?
Состав плазмы ?
Типы клеток ?
Задачи :
№1 Охарактеризуйте вещества :гемоглобин ,фибриноген ,антитела
№2 Почему наружные клетки кожи мертвые ?
К какой ткани относят кровь и почему ?
№3
Слайд № 3 Группы крови
Кровь разных людей отличается в том числе по белкам ,которые имеются в эритроцитах ( антигены А и В ) и белкам плазмы ( антитела альфа и бета ) .Знания об этом используются при переливании крови , которое помогает спасать человеческие жизни .Из предложенных схем выбрать правильную .
1 человек отвечает у доски о группах крови
Слайд №4 Свертывание крови
Важное свойство крови –ее способность к свертыванию
Как происходит этот процесс ?
1 ученик рассказывает по схеме у доски
Тест №1
Работа в паре .Отвечает 1 ученик
Физкультминутка (Сотников Андрей )
Упр.1
Сидя на стуле : руки за голову ,локти развести пошире ,голову наклонить назад . Локти вперед ,голову вперед ,руки расслабленно вниз . Повт.3-4 раза
Упр. 2
Быстро поморгать ,закрыть глаза спокойно посчитать до 5 .Повт. 3-4 раза.
Упр. 3
Кулак ,ребро ,ладонь
Слайд № 5 Иммунитет
Человек подвергается атакам со стороны микробов ,вирусов ,паразитов ,пытающихся его оккупировать .Хорошо ,что у человека имеется система защиты от всего генетически чужеродного –иммунитет. Рассмотрим типы иммунитета
.Заполнить схему в тетради
Проверить заполнение .1 ученик отвечает
Слайд № 6 Воспаление .
Рассмотрим роль иммунной системы в ликвидации местных поражений
Воспаление .Что это такое ? Объяснить признаки воспаления
1 человек отвечает у доски
Задачи :
№ 1 Почему увеличивается число лейкоцитов после еды , при болезни ,при беременности ?
№2 Как можно ослабить или усилить иммунитет ?
Главные враги сердца и сосудов – нервные перенапряжения .длительные переутомления .плохой сон ,никотин ,злоупотребление спиртными напитками и жирной пищей .Условия здорового сердца –движение .разумная физическая нагрузка ,соблюдение режима труда и отдыха ,
Рассмотрим возможности Ставропольского края в укреплении иммунитета
Сообщение ученика
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов
В Ставропольском крае имеются возможности для лечения заболеваний сердца и сосудов . Климатолечение известно с давних времен и первенство принадлежит жемчужине курортов –Кисловодску .Именно здесь люди ,страдающие сердечно –сосудистыми заболеваниями могут чувствовать комфортно : значения атмосферного давления постоянны ,воздух чистый ,сухой ,парк с разнообразными деревьями ,знаменитые нарзаны ,7 источников с различной минерализацией ,наличием свободной углекислоты и элемента радия .При приеме нарзанной ванны в организме развиваются реакции в разнообразных физиологических системах , в частности сердечнососудистой .При заболевании нижних конечностей ( варикозное расширение вен ,тромбофлебит ,атеросклероз ) применяют местные грязи и воды с лечебной и профилактической целью .Курорты Пятигорска и Кисловодска при лечении больных с сосудистой патологией не имеют себе равных в стране .Основной минеральной водой Пятигорского курорта является горячая углекисло –сероводородная вода ,все остальные –ее производные .Радоновые воды используются для лечебных ванн .Наряду с минеральной водой Пятигорский курорт располагает богатыми запасами минеральных грязей на Тамбуканском озере .Грязь применяется в виде аппликаций ,а также в сочетании с электрическим током в виде гальваногрязи .
Тест №2 Задание на соответствие ( 2 человека готовились ,1 отвечает)
Физкультминутка
Слайд № 8 Органы кровообращения
Из чего состоит кровеносная система ? (фронтальная беседа )
Описать строение сердца . Творческая работа ученика ( Кирилл Федькин )
Задача 1.За счет чего сердце может работать непрерывно в течение всей жизни ?
Задача 2.Сравнить сердце тренированного и нетренированного человека ( работа в паре .Один человек отчитывается )
Вот оно какое наше сердце .Но для людей сердце не только мышечный орган ,оно нечто большее Послушаем о нем стихотворение
Звучит стихотворение (Скоробогатова Оля)
«Что такое сердце ?
Камень твердый ?
Яблоко с багрово –красной кожей ?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар ,на шар земной похожий ?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы ,
Потому что нет ему покоя ,
До всего ему есть дело.
Рассмотрим другие органы кровеносной системы
Открыли учебник с.126 .Сравниваем сосуды (работа с рисунками учебника )
Работают два ряда .Первый ряд оказывает первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях Второй ряд –при венозном ,третий ряд –при артериальном кровотечении плеча
Слайд №9 Круги кровообращения
Кровь в организме движется по двум кругам .Что такое большой круг ? Его значение ?
Что такое малый круг ? Его значение ?
Посмотрим внимательно кинофрагмент. После чего будьте готовы решить задачу (дети просматривают кинофрагмент )
На основании знаний о кругах кровообращения решите задачу
Задача ( весь класс пишет в тетради ,кроме двух человек )
1 . Движение лекарства от пищеварительной системы до больной головы
Проверка работы. Какой вывод напрашивается ? (не злоупотребляйте таблетками ,они проходят через весь организм и могут оказать негативное влияние на многие органы .Не занимайтесь самолечением. Обращайтесь к врачу.)
Итоговое тестирование Утверждения правильные и неправильные .2 ученика отчитываются ,остальные следят за ответами и проверяют
Подведение итога урока .
Рефлексия
Вопросы | отлично | хорошо | Затрудняюсь ответить |
1.Я знаю состав внутренней среды 2.Я знаю состав и значение крови 3.Я знаю схему переливания крови 4.Я знаю отличие прививки от сыворотки 5.Я знаю органы кровообращения 6.Я знаю ,как движется кровь в организме 7.Я знаю ,что влияет на органы кровообращения |
Выставление оценок
Команда победителей получает в полном составе пятерки и гематоген
Остальные получают персональные оценки .
Заключительное слово учителя : «Спасибо за урок .До свидания .»
Тест №1
Кровь
1.Какой процент от массы тела составляет кровь
А) 7% , Б) 15% , В) 20% ,Г) 25%
2.В отличие от других тканей кровь
А) это жидкая ткань ,Б) не имеет клеточного строения ,В) состоит из округлых клеток ,Г) является соединительной тканью
3.Какой процент от объема крови составляет плазма
А) 50% , Б) 60% , В) 70% , Г) 80%
4. Где вырабатываются эритроциты
А) печень ,Б) красный костный мозг ,В) селезенка
5. Где разрушаются эритроциты
А) печень ,Б) красный костный мозг ,В) селезенка
6. Где образуются лейкоциты
А) печень ,Б) красный костный мозг ,В) селезенка ,Г) лимфатические узлы
7. Какие форменные элементы крови имеют ядро
А) эритроциты ,Б) лейкоциты ,В) тромбоциты
8.Какие форменные элементы крови участвуют в ее свертывании
А) эритроциты , Б) лейкоциты , В) тромбоциты
9. В каких органах очищается кровь
А) легкие ,Б) печень , В) почки
Задание №2
Задание на соответствие
Из перечня ( А –И) выберите правильные ответы на вопросы ( 1 -8 )
вопросы | Ответы |
1. 1.Защитная реакция организма ,предохраняющая его от потери крови 2. 2.Причины малокровия 3. 3.Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний ,чужеродных веществ 4. 4.Способ уничтожения бактерий в организме 5. 5.Одна из причин несвертываемости крови 6. 6.Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови 7. 7.Невосприимчивость организма к инфекциям 8. 8.Проявления нарушения постоянства состава крови 9 | А А) недостаточность лейкоцитов Б Б) недостаточность эритроцитов ,гемоглобина В В) недостаточность тромбоцитов Г Г) образование антител Д Д) образование фибрина ,свертывание крови Е Е) иммунитет Ж Ж) нарушение функции красного костного мозга И З) нарушение функции желтого костного мозга К И) фагоцитоз |
Гигиенические критерии рациональной организации ( по Н.К.Смирнову ,2003 )
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
рациональный | Недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | Более 90% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. | 11-15 мин | Более 15 мин |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже ,чем через 7-10 мин | Смена через 11-15 мин | Смена через 15-20 мин |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3 | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже ,чем через 10-15 мин | Через 15-20 мин | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок | 2-3 | 1 | нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом учебной работы .Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы .Учитель иногда контролирует посадку учащихся | Частые несоответствия позы виду работы .Поза не контролируется учителем |
10 | Физкультминутки | Две за урок ,состоящие из 3 легких упражнений ,по 3-5 повторений каждого | 1 физкультминутка | отсутствует |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций | Преобладают отрицательные эмоции |
12 | Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности ) | Не ранее ,чем через 40 мин. | Не ранее ,чем через 35-37 мин | Менее ,чем через 30 мин |
Задание №3
Утверждения правильные и неправильные
1.Каждой клетке организма необходимы для жизнедеятельности питательные вещества ,кислород ,вода
2.У организмов с незамкнутой кровеносной системой клетки омываются непосредственно кровью
3.Лимфа – бесцветная жидкость ,образующаяся из плазмы крови путем ее фильтрации в межклеточное пространство и оттуда – в лимфатическую систему
4.Функции крови : транспортная ,регуляторная ,защитная .
5.Сердечная мышца имеет строение ,идентичное скелетным мышцам
6.Толщина стенок предсердий и желудочков одинакова во всем сердце
7.Сердечные сокращения регулируются только с помощью импульсов ,возникающих в самом сердце
8.Систолическое давление – это артериальное давление в момент расслабления желудочков .
9.Гипертония –пониженное давление крови
10.Пульс человека в покое составляет в среднем 60- 70 ударов в минуту
Рефлексия
Вопрос | отлично | хорошо | Затрудняюсь ответить |
1.Я знаю состав внутренней среды 2.Я знаю состав и значение крови 3.Я знаю схему переливания крови 4. Я знаю отличие прививки от сыворотки 5.Я знаю органы кровообращения 6.Я знаю , как движется кровь в организме 7.Я знаю , что влияет на органы кровообращения |
Рефлексия
Вопрос | отлично | хорошо | Затрудняюсь ответить |
1.Я знаю состав внутренней среды 2.Я знаю состав и значение крови 3.Я знаю схему переливания крови 4. Я знаю отличие прививки от сыворотки 5.Я знаю органы кровообращения 6.Я знаю , как движется кровь в организме 7.Я знаю ,что влияет на органы кровообращения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови». Урок биологии 8 класс.
Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и знач...
Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и значение крови"
Материал будет полезен молодым специалистам при подготовке урока....
Урок по теме "Внутренняя среда организма". 8 класс.
Интерактивная доска SMART Notebook...
Конспект урока по теме " Внутренняя среда организма" 8 кл
Конспект урока по теме " Внутренняя среда организма" биология 8 кл.Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала. основные выводы по пройденной теме, домашнее задание....
План-конспект урока по биологии по теме «Внутренняя среда организма – кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови...
Контрольная работа по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ».
Контрольная работа по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ»....
Презентация к уроку по теме "Внутренняя среда организма. Состав крови и ее значение"
Данная презентация может быть использована при проведении урока биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Состав крови и ее значение"...