Конспект урока по теме " Внутренняя среда организма" 8 кл
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Конспект урока по теме " Внутренняя среда организма" биология 8 кл.Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала. основные выводы по пройденной теме, домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_sreda_organizma.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

                 Урок в 8 классе на тему: "Внутренняя среда организма"

Цели урока:

  • Образовательные: 
  •            развить знания учащихся о внутренней среде организма
  • раскрыть состав внутренней среды;
  • выяснить ее роль в организме, значение ее постоянства;
  • Развивающие: 
  • формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
  • развитие логического мышления, внимания;
  •  успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки;
  • Воспитательные: 
  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, работа с учебником.

Оборудование и материалы: 1.компьютер;  2.презентация; 3..учебники; 4.тетради, ручки.

Базовые понятия:  Внутренняя среда организма, кровь, лимфа, тканевая жидкость, гомеостаз.                                                             

                                                            ХОД УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

 обуч-ся

Время

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка организации рабочих мест. 

Организация рабочих мест, приветствие.

1 мин

2

Актуализация знаний обучающихся

1Актуализация опорных знаний:(слайд№2)

- чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?

- что такое ткань ?

- из каких частей она состоит?

- какие функции выполняет межклеточное вещество?

Фронтальный опрос

5 мин

3

Этап изучения нового материала

1.Внутренняя среда ( слайд № 5)-

единая система жидкостей – является естественным продолжением водной основы клеток.

2. Возникновение внутренней среды (слайд № 6)

Для поддержания жизни многоклеточного организма необходима система, обеспечивающая всем необходимым клетку .В процессе эволюции возникла такая структура, как внутренняя среда.

3.Компоненты внутренней среды и их

местонахождение.( слайд №7)

Компоненты внутренней среды

Местонахождение в организме

1.Кровь

Кровеносные сосуды и сердце

2.Тканевая жидкость

Между клетками тканей.

3.Лимфа

Лимфатические сосуды

4.Взаимосвязь компонентов внутренней среды ( схема)( слайд №8)

                  Тканевая жидкость

Кровь                                                 Лимфа

5. Характеристики тканевой жидкости

(слайд№9)

.С клетками тела организма непосредствен- но граничит  тканевая жидкость .По составу она сходна с жидким компонентом крови – плазмой, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. Через нее осуществляется непосредственный обмен с цитоплазмой клеток и для них служит средой существования.

6. Гомеостаз – постоянство внутренней среды организма (слайд№10)

 

При постоянно меняющихся параметрах внешней среды, внутренняя среда организма человека остается относительно постоянной.

В 1929 г американский физиолог У.Кеннон для обозначения постоянства внутренней среды организма ввел понятие – гомеостаз ( от греч. «гомеос»- подобный и «стазис»- состояние)

5.Поддержание гомеостаза (слайд №11)

 – единственно возможный способ существования любой открытой системы, находящейся в постоянном контакте с внешней средой.

6.Диапазон показателей для разных веществ.( слайд 12)

Очень важной особенность внутренней среды является то,что содержание веществ в ней не абсолютно одинаково, а изменяется в определенных пределах, т.е. для  каждого вещества нормой является не одна цифра, а определенный диапазон показателей. Например, содержание ионов калия в крови здорового человека – 16-20 мг в 100 мл (16-20мг%).

В организме на относительно постоянном уровне удерживаются такие показатели, как кровяное давление, температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора водорода.

Определение записывается в тетрадь.

Самостоятельное прочтение слайда.

Таблица записывается в тетрадь.

Схема записывается в тетрадь.

Самостоятельное прочтение слайда.

Определение уч-ся записывают в тетрадь.

Самостоятельное прочтение слайда.

Самостоятельное прочтение слайда.

20мин

4

Первичное закрепление материала

1. Выводы ( слайд13)

- Внутренняя среда организма состоит из лимфы, крови и тканевой жидкости, которые связаны между собой.

- Постоянный состав внутренней среды обеспечивает нормальный обмен веществ в клетках и выполнение свойственных им функций.

- Постоянство внутренней среды – гомеостаз- поддерживается непрерывной работой органов и тканей.

- Поддержание гомеостаза – единственно возможный способ существования любой открытой системы.

-Динамичность гомеостатических параметров в значительной мере снижает зависимость организма от внешних влияний.

Самостоятельная работа уч-ся

10 мин

5

Домашнее задание

Слайд №14

Запись д/з в дневник

2 мин

6

Подведение итогов

  1. Какую тему рассматривали на уроке?
  2. Какие компоненты внутренней среды организма вам известны?
  3. Что такое гомеостаз?
  4. Что такое диапазон показателей для разных веществ?

Прослушивание и просмотр материала с компьютера

7 мин



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и значение крови"

Материал будет полезен молодым специалистам при подготовке урока....

Конспект урока по теме:"Внутренние воды и водные ресурсы" 8 класс

Урок разработан с использованием электронно образовательных ресурсов....

Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма .Транспорт веществ»

Урок по теме: "Кровообращение" с элементами здоровье сберегающей технологии....

Конспект урока по теме "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса

Конспект урока "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса...

Конспект урока по теме: "Внутренняя политика Екатерины II"

Цели урока:сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях  внутренней политики Екатерины IIраскрыть понятие «просвещенный абсолютизм»;показать его специфику в...

Презентация к уроку по теме "Внутренняя среда организма. Состав крови и ее значение"

Данная презентация может быть использована при проведении урока биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Состав крови и ее значение"...