Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии для 6 класса
Пояснительная записка
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа. Неживая и живая» В.М.Пакуловой. Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.
В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Данная программа предназначена для использования при работе с учебно-методическим комплектом по биологическому образованию для основной школы (5 – 9 классы), разработанный под руководством В.В.Пасечника. (Учебник «Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Пасечник. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005».)
Основное содержание
1. Введение. Клеточное строение организмов (2 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2. Царство бактерии (1 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
3. Царство грибы (3 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство растения (6 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Изучение строения листа.
Изучение макро- и микростроения стебля.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
6. Жизнь растений (8 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия: зимние явления в жизни растений.
7. Классификация растений (4 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
8. Природные сообщества (2 ч)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
9. Развитие растительного мира (1 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
- основные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
Тематическое планирование курса «Биология» 6 класс (35 ч) (Базовый уровень)
Название раздела и темы | К-во часов | Тема урока | Тип урока | Лабораторные работы | Основные понятия темы | Умения и навыки | Форма контроля | Задания на дом | Дата проведения | |
Должна быть | фактическая | |||||||||
Раздел 1. Введение. Клеточное строение растений. | 2 | 1. Строение и жизнедеятельность растительной клетки. | Комбинированный урок | Микроскоп, клетка, органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, ткань. | Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки на микропрепарате, зарисовывать увиденное под микроскопом в тетрадь. | Тест, к/р | П.1-3 ответ. на вопр. 6 рис. | |||
2. Ткани растений. | Л.р.№1 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука; рассматривание под микроскопом». | П.4 запол. табл. | ||||||||
Раздел 2. Царство бактерии | 1 | 1. Общая характеристика бактерий, их значение в природе и жизни человека. | Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности, значение бактерий в природе и жизни человека. | Узнавать бактерии на рисунках, таблицах. | тест | П.5-6 14.рис. | ||||
Раздел 3. Грибы | 3 | 1. Общая характеристика грибов и их значение в природе. Грибы растущие на территории РТ и нашего села. | Урок-практикум | Л.р.№2 «Изучение строения тел шляпочных грибов». | Характерные признаки царства Грибы, отделы царства, особенности организации их основных представителей, роль грибов в природе и жизни человека. | Сравнивать изучаемые грибы между собой и с представителями других царств, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения, узнавать представителей разных отделов и классов грибов на рисунках. | тест | П.7-8 ответ. на вопр. | ||
2. Плесневые грибы. Грибы – паразиты. | Л.р.№3 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом» | П.9-10 ответ.на вопр. | ||||||||
3. Лишайники, общая характеристика и значение в природе.Контрольная работа по 1-3 разд. | П.13 ответ. на вопр. | |||||||||
Раздел 4. Царство Растения | 6 | 1. Водоросли. Общая характеристика. | Урок изучения новой темы; комбинированный урок; урок практикум; | Л.р.№4 «Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточ-ных водорослей». | Систематика растений, низшие растения (водоросли) – многообразие видов, приспособленность к условиям жизни, роль в природе, практическое значение; высшие растения (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные) – особенности организации, разнообразие, среды обитания, приспособленность к жизни в разных условиях, роль в природе и практическое значение. | Узнавать водоросли на рисунках, таблицах, гербариях, сравнивать их между собой; узнавать изученные виды высших растений на рисунках, гербариях, таблицах; пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать растения разных видов между собой. | Тест, к/р | П.11-12 35 рис.,схема стр.66 | ||
2. Моховидные как представители высших растений. | Л.р.№5 «Изучение строения мха». | П.14 4-5 вопр. | ||||||||
3. Папоротниковидные как представители высших растений. | Л.р.№6«Изучение строения спороносящего папоротника». | П.15 ответ. на вопр. | ||||||||
4. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе. | Л.р.№7«Изучение строения хвои и шишек хвойных». | П.16 запол. таблицу | ||||||||
5. Отдел Покрытосеменные, общая характеристика и значение в природе. | П.17 запол. табл. | |||||||||
6. Обобщающий урок по теме «Царство Растения»Тестирование по 4 разделу. | П.11-17 повтор. | |||||||||
Раздел 5. Строение покрыто-семенных растений. | 8 | 1. Семя, его строение и значение для растения. | Урок изучения новой темы; комбинированный урок; урок практикум; | Л.р. №8 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений». | Части семян двудольных и однодольных растений, зоны корня, видоизменения корней, побег и почки, лист, стебель, цветок, соцветия, плоды. | Находить в тексте учебника необходимую информацию; проводить наблюдения и делать по ним выводы; сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений; узнавать и назвать семена растений в коллекциях и на рисунках; объяснять взаимосвязь между особенностями строения зон корня и выполняемыми им функциями; различать корневые клубни и корнеплоды; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни; различать виды почек; различать виды листьев, типы жилкования; определять возраст дерева по годичным кольцам; различать и называть соцветия, типы плодов. | Контр. раб., тест | П.18-19 58-59 рис.,запол. табл. | ||
2. Корень, его внешнее и внутреннее строение. | Л.р.№9 «Типы корневых систем». | П.20-21 ответ. на вопр. | ||||||||
3. Побег и почки. | Л.р. №10 «Изучение строения почек». | П.22 1-2 задание | ||||||||
4.Лист – часть побега. Значение листа для растения. | Л.р. №11 «Изучение строения листа». | П.23-25 рассказать запол. табл. на стр.115 | ||||||||
5. Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение. | Л.р. №12 «Изучение строения стебля». | П.26 90 рис. | ||||||||
6. Видоизменения побегов. | Л.р. №13 «Изучение видоизменения побегов». | П.27 ответ.на вопр. 96 рис. | ||||||||
7. Цветок. Соцветия. Знакомство с местными покрытосеменными растениями. | Л.р. №14 «Изучение строения цветка». | П.28-29 ответ.на вопр. 97 рис. | ||||||||
8. Плод, его значение и многообразие форм. Контрольная работа по 5 разделу. | Л.р. №15 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». | П.30-31 запол. табл. | ||||||||
Раздел 6. Жизнедея-тельность растений | 8 | 1. Корневое и воздушное питание растений. Фотосинтез. | Урок изучения новой темы; комбинированный урок; урок практикум; | Химический состав растений; фотосинтез; дыхание, испарение воды; размножение; оплодотворение. | Пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать, делать выводы, используя результаты наблюдений, полученных в ходе лабораторной работы. | Тест, к/р. | П.32-34схема на стр.156 рассказ. Содер. | |||
2. Дыхание растений и обмен веществ. | П.35 запол. табл. | |||||||||
3. Значение воды в жизни растений. | Л.р. №16 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине». | П.36-37 ответ. на вопр. | ||||||||
4. Способы размножения растений. | П.38-40 рассказ.,139 рис. | |||||||||
5. Размножение споровых растений. | П.41 ответ. на вопр.,141 рис. | |||||||||
6. Размножение голосеменных растений. Местные голосеменные растения. | П.42 рассказать | |||||||||
7. Размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение. | П.43-44 ответ. на вопр.,154 рис. | |||||||||
8. Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность растений» | П.32-44 повтор. | |||||||||
Раздел 7. Классифи-кация растений. | 4 | 1. Основы систематики растений. Семейство крестоцветные. | Урок изучения новой темы; комбинированный урок; урок практикум; | Л.р.№17 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». | Классы двудольные и однодольные; семейства растений. | Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. | Тест | П.45-47 ответ на вопр.,168 рис. | ||
2. Класс Двудольные. Семейства пасленовые и розоцветные. | П.48-51 рассказать | |||||||||
3. Класс Однодольные. Семейство Злаки. | П.52 4-5 вопр.,184 рис. | |||||||||
4. Класс Однодольные. Семейство Лилейные. | П.53 ответ. на вопр. | |||||||||
Раздел 8. Природные сообщества | 2 | 1. Основные экологические факторы и их влияние на растения. | Экологические факторы; растительные сообщества. | Узнавать и различать растения различных экологических групп. | Сам.раб | П.54-57 ответ. на вопр.,схема на стр.271 | ||||
2. Характеристика основных экологических групп растений. Растительные сообщества. Итоговое контрольное тестирование. | Л.р. №18 «Изучение особенностей строения Растений различных экологических групп». | П.58-59 рассказ. | ||||||||
Раздел 9. развитие растительного мира | 1 | 1. Основные этапы развития растительного мира. | Основные этапы развития растительного мира; охрана растений. | Работать с текстом учебника, делать сообщения. | Повторить | |||||
Итого | 35 | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...