Урок "Опыление у цветковых растений"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме
Урок построен на основе проблемной ситуации и активной работы учащихся по ее разрешению. Удачной на этом уроке будет работа с интерактивной доской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_opylenie.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
Тема урока: Опыление у цветковых растений.
Цель урока: создать условия для формирования понятия об опылении, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления.
Задачи:
- формировать понятие об опылении, его значении для размножения растений, о приспособленности цветков к опылению насекомыми и ветром;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы;
- способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию.
Ход урока.
Актуализация опорных знаний.
- Каково значение цветка для растений?
- Назовите главные части цветка.
- Каково строение и значение тычинок?
- Какое строение имеет пестик? Какова его роль?
- Какие цветки называют обоеполыми? Раздельнополыми?
- Чем различаются простой и двойной околоцветник?
- Какова роль околоцветника?
- Что такое соцветие?
- Какие бывают соцветия?
- Какова биологическая роль соцветий?
Итак, цветок — орган размножения. Его строение приспособлено к выполнению этой функции. После цветения образуются плоды и семена. Но всегда ли так происходит?
Мотивация.
Создание проблемной ситуации. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.
Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему? (обсуждение проблемы, выдвижение гипотез).
Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. Только после того, как в Австралию и Новую Зеландию были завезены из Англии шмели, клевер стал давать богатые урожаи семян.
- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? Какие задачи будем решать?
Открытие новых знаний.
- Как вы понимаете термин «опыление»? (проблемный диалог, работа со схемами опыления, дети дают определения понятий)
Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
Пыльца с тычинок может попадать на рыльце пестика того же цветка – самоопыление.
Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка - перекрестное опыление.
- Как пыльца может попадать с одного цветка на другой?
- Чем цветки привлекают насекомых?
Давайте попробуем взять на себя роль насекомых (например, бабочек) и выбрать те цветки, которые они посещают. (На доске рисунки различных цветков насекомо- и ветроопыляемых растений. Учащиеся прикрепляют бабочек на те цветки, которые опыляются насекомыми, и объясняют свой выбор).
- Каковы же признаки насекомоопыляемых цветков?
- Яркая окраска околоцветника
- Цветки крупные или собраны в соцветия
- Сильный запах, не обязательно приятный
- Наличие нектара
- Цветки обоеполые
- Какой должна быть пыльца, чтобы удержаться на теле насекомого? (липкая, с неровной поверхностью)
Вывод: Итак, чтобы обеспечить процесс опыления, а значит, и размножения растения, цветки имеют особые приспособления для привлечения насекомых.
- А как же опыляются остальные цветки, на которые не прилетают насекомые? (оставшиеся без бабочек рисунки на доске).
- Каковы их приспособления?
- Маленький невзрачный околоцветник в виде пленчатых чешуй
- Мелкие цветки собраны в длинные соцветия
- Цветки раздельнополые
- Пестики длинные или раздвоенные, опушенные
- Тычинки длинные
- Пыльца легкая, летучая, ее много
- Растения растут большими группами, цветут до распускания листьев
Применение знаний.
Самостоятельная работа по вариантам.
Вариант 1.
Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.
«… Всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но цветы на стебле собрались в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно было бы не обратить внимание, не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.
Ну, как же! Неужели я не знаю эту траву?! У неё ещё стебли пустые. Бывало, надо напиться, а родничок в глубокой промоине. Сейчас срежешь стебель метровой длины, да через него и напьёшься. А листья у неё немножко на малиновые похожи… Ну как же, неужели я не знаю эту траву?»
В.А. Солоухин «Белая трава».
2. Ответьте на вопросы
Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
А1. Правильное систематическое название «белой травы»:
- земляника лесная
- рябина обыкновенная
- таволга вязолистная
- берёза белая.
А2. Описанное в тексте растение относится к жизненной форме:
- деревья
- кустарники
- травянистые растения
- цветущие растения.
А3. Описанное в тексте растение относится к отделу:
- мохообразные
- папоротникообразные
- голосеменные
- покрытосеменные.
А4. Описанное в тексте растение относится к классу двудольных по признаку:
- корневая система мочковатая
- стебель внутри пустой (полый)
- жилкование листьев сетчатое
- цветки собраны в соцветие.
А5. Описанное в тексте растение относится к группе насекомоопыляемых по признаку:
- мелкие невзрачные цветки
- высокий рост растения
- ароматные цветки
- пустой внутри стебель.
А6. К насекомоопыляемым растениям не относится:
- орешник (лещина обыкновенная)
- таволга вязолистная
- черёмуха обыкновенная
- одуванчик лекарственный.
А7. Описанное в тексте растение обитает:
- на дне озера
- в сырых местах
- в засушливых местах
- в садах, огородах.
А8. Опыление – это процесс:
- поглощения углекислого газа растением
- переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка
- оседания пыли на листьях растения
- опудривания растения порошком от вредителей.
Часть В.
В1. Выберите три верных ответа из шести.
Признаками насекомоопыляемых растений являются:
- одиночные невзрачные цветки
- медвяный аромат цветков
- крупные белые цветки
- мелкая лёгкая пыльца
- липкая пыльца
- цветение до распускания листьев.
В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:
Способ опыления цветков | Видовое название растения |
| А. ландыш майский Б. земляника лесная В. рожь посевная Г. берёза белая Д. таволга вязолистная |
В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:
Способ опыления цветков | Признаки растения |
2. Опыление насекомыми | А. крупные одиночные цветки Б. мелкие невзрачные цветки В. ароматный нектар Г. цветение до распускания листьев Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца |
Часть С.
С1. Как вы думаете, таволга вязолистная это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Таволга вязолистная относится к царству цветковых растений. 2. Органами таволги вязолистной являются стебель, листья, цветки. 3. Таволга вязолистная имеет органы, поэтому её считают высшим растением. 4.Мелкие ароматные цветки таволги вязолистной собраны в соцветия и заметны для насекомых. 5. Таволга вязолистная - это невысокое дерево.
Вариант 2.
Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.
«Известно, что орешник цветет самым первым, первее даже ольхи. У пчеловодов, которым важно знать, когда что цветет, цветение орешника служит своеобразным эталоном, или, скажем, началом шкалы, вроде нуля на термометре, или вроде первого января. В пчеловодческих календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. Например, липа зацветает на семьдесят второй день.
Стоит тряхнуть ветвь цветущего орешника, как тотчас в прозрачном ранневесеннем воздухе возникает светло-золотое, чуть зеленоватое облако – из сережек высыпается пыльца. Облако будет тихо расширяться в воздухе, если он неподвижен, и оседать, или, может быть, его развеет ветерком, и пыльца попадает на женские цветы, ждущие оплодотворения».
В.А.Солоухин «Третья охота»
2. Ответьте на вопросы.
Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
А1. Правильное систематическое название орешника:
- ольха чёрная
- жимолость лесная
- лещина обыкновенная
- крушина ломкая
А2. Орешник относится к жизненной форме:
- деревья
- кустарники
- травянистые растения
- цветущие растения.
А3. Орешник является представителем отдела:
- мохообразные
- папоротникообразные
- голосеменные
- покрытосеменные.
А4. Орешник является однодомным растением по признаку:
- женские и мужские цветки расположены на разных растениях
- женские и мужские цветки расположены на одном растении
- все цветки обоеполые расположены на одном растении
- на всех растениях только женские цветки
А5. Орешник относится к группе ветроопыляемых растений по признаку:
- крупные цветки
- ароматные цветки
- много лёгкой сухой пыльцы
- наличие женских цветков.
А6. К ветроопыляемым растениям не относится:
- ландыш майский
- рожь посевная
- орешник
- берёза белая.
А7. Орешник зацветает раньше липы:
- на 80 дней
- на 72 дня
- на 64 дня
- на 56 дней.
А8. Опыление – это процесс:
- поглощения углекислого газа растением
- переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка
- оседания пыли на листьях растения
- опудривания растения порошком от вредителей.
Часть В.
В1. Выберите три верных ответа из шести.
Признаками ветроопыляемых растений являются:
- невзрачные цветки собраны в соцветие
- медвяный аромат цветков
- крупные белые цветки
- мелкая лёгкая пыльца
- липкая пыльца
- цветение до распускания листьев.
В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:
Способ опыления цветков | Видовое название растения |
1. Опыление ветром 2. Опыление насекомыми
| А. ольха чёрная Б. земляника лесная В. рожь посевная Г. яблоня дикая Д. орешник. |
В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:
Способ опыления цветков | Признаки растения |
1. Опыление насекомыми 2. Опыление ветром | А. крупные одиночные цветки Б. растут скоплениями В. ароматный нектар Г. цветение до распускания листьев Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца |
Часть С.
С1. Как вы думаете, орешник - это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Орешник – это представитель класса цветковых растений. 2. Орешник - это высокий кустарник, поэтому его относят к высшим растением. 3. Орешник – первое цветущее растение. 4. Мелкие мужские цветки орешника собраны в соцветия, и пыльца легко переносится пчёлами. 5. Орешник помогает пчеловодам определять сроки цветения медоносных растений.
Рефлексия.
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Какая информация оказалась полезной?
Задание на дом: § 42, часть С самостоятельной работы, если не успели обсудить на уроке, сообщения об интересных примерах взаимосвязи насекомых и опыляемых ими растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Строение цветковых растений"
Презентация по теме "Строение цветковых растений" по курсу природоведение 5 класс по программе В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая"...
Презентация по биологии для учащихся 6 класса "Оплодотворение у цветковых растений"
Процесс опыления и оплодотворения у покрытосеменных (цветковых )растений...
План морфологического описания цветкового растения
План морфологического описания цветкового растения может пригодится при изучении ботаники, общей биологии, во внеурочной работе по предмету....
Зачет по теме "Органы цветкового растения"
зачет проводится после изучения темы в 6 классе....
Тест по теме "Строение цветковых растений"
Предлагаемый тест разработан на основании содержания параграфа 38 учебника "Природоведение. Природа. Неживая и живая" (авторы В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) для 5 класса. Уровень сложности - с...
Органы цветковых растений. Корень
Методика данного учебного занятия основывается на технологии проблемного обучения и направлена на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебни...
Тест 11 по теме "Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений".
Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ....