Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся на уроках биологии
статья по биологии по теме
Данный материал интересен методистам, учителям биологии. Опыт работы можно использовать в любом образовательном учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся на уроке биологии.
Описание материала: Данный материал интересен методистам, учителям биологии. Опыт работы можно использовать в любом образовательном учреждении.
Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для конкретного класса. Выполняя на уроках различного рода задания, учащиеся приобретают глубокие и прочные знания по предмету, четкие представления, которые служат хорошей основой для развития у школьников частных общебиологических понятий.
В процессе самостоятельных работ у школьников развиваются внимание, наблюдательность, исследовательские навыки, значительно активизируется познавательная деятельность. В своей практике я использую следующие виды самостоятельной работы:
1. Составление плана параграфа.
На начальных этапах обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно каждым учеником.
2. Работа с понятиями.
Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знания биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Для этого я использую следующие приёмы:
- вместе с учащимися перевожу термины, ищу общие корни в словах, это помогает сделать запоминание осмысленным; например, homos – равный, одинаковый, общий, обозначает равенство, единство, например: гомогаметный, гомология; при каждой новой встрече со знакомыми корнями вспоминаются ранее изученные термины, проводятся анологии;
- закрытые задания, из предложенного перечня выбери правильные ответы; например: выберите признаки, обеспечившие распространение членистоногих на суше.
а) хитиновые покровы;
б) паразитизм;
в) высокая плодовитость;
г) многофункциональные конечности;
д) незамкнутая кровеносная система;
е) развитые органы чувств;
ж) жаберное дыхание.
- задания на соответствия, суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием; например: соотнесите компоненты внутренней среды организма с их функциями:
Компоненты внутренней среды: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, лимфа, тканевая жидкость.
Функции компонентов внутренней среды: а) свертывание крови, б) образование антител, в) фагоцитоз, г) транспорт кислорода, д) поддерживание постоянства состава, е) транспорт углекислого газа, ж) образование лимфоцитов, защитная, з) связь между клетками, транспорт растворенных веществ.
Ответ: 1 – г,д,е; 2 – б,в; 3 – а; 4 – д; 5 – б, ж; 6 – з.
- задание на установление правильной последовательности, целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п., например: В каком случае правильно названы звенья рефлекторной дуги дыхательного рефлекса?
а) рецепторы легочных пузырьков – средний мозг – дыхательные мышцы;
б) рецепторы аорты – продолговатый мозг – межрёберные мышцы;
в) рецепторы внутренних органов – промежуточный мозг - дыхательные мышцы.
- задания в котором ответ конструирует сам ученик, ответы в таких заданиях должны содержать 1–2 слова, числа, формулы и т.п.; например: Закончите следующие фразы:
а) Наука, изучающая строение и функции клеток называется…………..
б) Мельчайшая структура клетки, выполняющая определенную функцию называется……………….
в) Ткань – это……….клеток, обладающих……..строением, ……………и ……..
г) Органоиды, отвечающие за синтез белка и состоящие из……….и РНК, называется ……………
Ответ: а) цитологией, б) органоидом, в) группа, строением, функциями и происхождением, г) белка, рибосомами.
- задания с исключением лишнего понятия, учащимся предлагается из 4–5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню:
Веретеница, уж, варан, кобра.
Глотание, кашель, дыхание, пение.
- терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его; например:
Органоид – это ....................
Клетка – это .........................
Ткань – это ...........................
- творческие задания, например составление сказок.
3. Составление логических схем.
Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, внутреннюю закономерность изучаемого объекта. Ученикам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника закончить схему, подписав под каждым столбцом примеры растений с данными типами плодов.
4. Работа по составлению и заполнению таблиц.
Тема: "Ткани растений".
Названия тканей | Строение тканей | Функция тканей | Где находится |
Покровная |
|
|
|
Образовательная |
|
|
|
Фотосинтезирующая |
|
|
|
Механическая |
|
|
|
Проводящая |
|
|
|
Запасающая |
|
|
|
5. Составление графических конспектов.
Наряду с зарисовкой опытов проводимых на уроке и во внеурочной деятельности, используются опорно-схематические конспекты. Это не ново, но я пытаюсь организовать работу так, что выделение опорных сигналов и связей между ними осуществили учащиеся самостоятельно. Дети в ходе составления опорно-схематических конспектов могут выделять термины, устанавливать смысловые связи между ними, выделять биологические закономерности, сравнивать объекты.
6. Работа с дополнительной литературой.
Используется при подготовке учащимися докладов, рефератов.
7. Проблемное изложение знаний по методике мозгового штурма.
В таких играх основной упор делается на решение творческих заданий. Перед учащимися ставится проблема, далее распределяются по группам, при этом каждый участник сначала самостоятельно продумывает решение проблемы, затем обсуждается в паре и выносится на общее обсуждение. Что позволяет развивать индивидуальные возможности и творческие способности учащихся.
Таким образом, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается, прежде всего, в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы.
Список литературы:
1. Акимов С.С., Ахмалишева А.Х., Хренов А.В., Биология в таблицах и схемах, М., 1996.
2. Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В., Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., 1987.
3. Кучменко В.С. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, М., 2001.
4. Лернер Г.И.,Тесты, задания, контрольные работы по биологии для средней школы.,М.,1998.
5. Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение, Биология в школе, 2002, №4
6. Розенштейн А.М., Самостоятельные работы учащихся по биологии, М, 1998.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.
В данном материале даётся самоанализ педагогической деятельности по теме: "Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.
Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Чтобы привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным на своих уроках биологии рекомендую ключать игровые ...

Опыт работы "Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем"
Физика сформировала свой язык символов, схем, графиков, рисунков, условных обозначений, поэтому нет необходимости поиска новых сокращений. Опорная схеме - это база для творческой работы учителя. Именн...

«Развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии»
Любой учебный курс имеет свои проблемы, и каждый учитель ищет свои пути их разрешения. Одна из ведущих идеей - развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность как главно...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...