рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по разделу "ЧЕЛОВЕК"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена
- на основе программы
авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой
(Биология в основной школе: Программы /сост. И.Н. Пономарева и др. – М.: Вентана-Граф, 2005.), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю).
- в соответствии с учебником,
допущенным Министерством образования Российской Федерации:
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2006.
Изучение биологии направлено на достижение
следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Человек» ( 8 класс )
- обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования
через систему из 70 уроков и
индивидуальные образовательные
маршруты учеников
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности
через лабораторные работы и
систему особых домашних заданий
- продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу
через систему разнообразных
заданий
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель
через учебный материал уроков
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков.
Содержание учебной программы:
Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 6 часов.
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов
Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 9 часов
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 4. "Дыхание" - 7 часов.
Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
Тема 5. "Пищеварение" - 7 часов.
Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 2 часа.
Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 7. "Выделение. Кожа". – 4 часа
Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
(стр.157)
(стр.166) |
Тема 8. "Эндокринная система" - 2 часа
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
Тема 9. "Нервная система. Органы чувств". – 11 часов
Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
Тема 10. "Поведение и психика" - 7 часов
Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.
В соответствии со Стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 7 часов
Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
Календарно-тематическое планирование
раздела «ЧЕЛОВЕК» (8 класс)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Форма урока | Форма организации познавательной деятельности | Методы урока | Контроль | Творчес-тво |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Науки об организме человека | урок изучения нового материала | вводная лекция | фронтальная | репродуктивный | Сооб.об ученых-физиологах и анатомах | |
2. | Структура тела. Место человека в живой природе. | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | |
3 | Клетка: химический состав, строение и жиз-недеятельность. | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | парная | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий | |
4 | Ткани Лабораторная работа №1 «Клетки и ткани под микроскопом» | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | парная | объяснительно-иллюстративный | устный: текущий | |
5 | Системы органов. Уровни организации организма. | урок изучения нового материала | рассказ | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный | кроссворд |
6 | Нервная и гуморальная регуляция | урок изучения нового материала | рассказ | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный | |
Опорно-двигательная система. | |||||||
7 . | Скелет. Строение костей. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | объяснительно- иллюстративный | ||
8. | Состав костей. Соединение костей | ||||||
9. | Скелет головы и туловища. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | тест |
10 | Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах и переломах костей. | комбинирован-ный урок | беседа, самостоя-тельная работа с учебником | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный | |
11. | Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. | урок изучения нового материала | рассказ | парная | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий | |
12. | Работа мышц | комбинирован-ный урок | беседа | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | |
13. | Нарушение осанки и плоскостопие. Разви-тие опорно-двигатель-ной системы. | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | фронтальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | устный: текущий | |
14. | Обобщающая контрольная работа №1 | Письменный | |||||
Кровь. Кровообращение. | |||||||
15 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | репродуктивный | ||
16. | Иммунитет. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | тест |
17. | Тканевая совместимость и переливание крови. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | тест |
18. | Строение и работа сердца. | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | индивидуальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | письменный | |
19. | Круги кровообращения. | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | индивидуальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | письменный | |
20. | Движение лимфы | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | парная | метод проблемного обучения | устный: текущий | |
21 | Движение крови по сосудам. | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | парная | метод проблемного обучения | устный: текущий | |
22. | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболе сердца и сосудов | урок обобщения и систематизации знаний | беседа, самостоя-тельная работа с учебником | индивидуальная | репродуктивный | письменный: по результатам за-полнения табли-цы в тетради | сообщение о болезнях сердечно-сосудистой системы |
23. | Первая помощь при кровотечениях». | урок обобщения и систематизации знаний | беседа, самостоя-тельная работа с учебником | индивидуальная | репродуктивный | письменный: по результатам за-полнения табли-цы в тетради | сообщение о болезнях сердечно-сосудистой системы |
Дыхание. | |||||||
24. | Значение дыхания. Органы дыхания. | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | кроссворд | |
25. | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | ||
26. | Дыхательные движения. | комбинирован-ный урок | рассказ | индивидуальная | репродуктивный. метод проблемного обучения | письменный | |
27. | Регуляция дыхания. | комбинирован-ный урок | рассказ | индивидуальная | репродуктивный. метод проблемного обучения | ||
28. | Болезни органов ды-хания, их предупреж-дение. Гигиена дыхания. | урок обобщения и систематизации знаний | беседа, самостоя-тельная работа с учебником | индивидуальная | репродуктивный | письменный: по результатам ра-боты в тетради | сообщения о болезнях органов дыхания |
29. | Первая помощь при поражении органов дыхания. | урок обобщения и систематизации знаний | беседа, самостоя-тельная работа с учебником | индивидуальная | репродуктивный | ||
30. | Контрольная работа № 2 | контрольный урок | |||||
Пищеварение. | |||||||
31. | Значение пищи и ее состав. | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | фронтальная | репродуктивный | ||
32. | Органы пищеварения | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | устный: текущий | тест |
33. | Строение и значение зубов. | ||||||
34. | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | урок изучения нового материала | рассказ | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный | |
35. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | метод проблемного обучения | устный: текущий | |
36. | Регуляция пищеваре-ния. | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | |
37. | Заболевания орга-нов пищеварения. | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | сообщения о болезнях органов пищеваре-ния |
Обмен веществ и энергии. | |||||||
38 | Обменные процессы в организме. Нормы питания. | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | |
39. | «Витамины» | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий | кроссворд |
Мочевыделительная система человека. | |||||||
40 | Строение и функции почек. | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | объяснительно- иллюстративный | тест | |
41. | Предупреждение за-болеваний почек. Питьевой режим | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | |
Кожа. | |||||||
42. | Значение кожи и ее строение. | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | объяснительно- иллюстративный | ||
43. | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный | сообщение о космет. средствах для волос, ногтей и кожи |
Эндокринная система. | |||||||
44. | Железы внешней, внутренней и смешан-ной секреции. | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | репродуктивный | ||
45. | Роль гормонов в об-мене веществ, росте и развитии организма. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | |
Нервная система. | |||||||
46. | Значение, строение и функционирование нервной системы | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | репродуктивный | ||
47 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы) | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | репродуктивный | ||
48. | Нейрогуморальная регуляция. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | |
49. | Спинной мозг. | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | |
50. | Головной мозг: строение и функции. | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный | кроссворд |
51 | Обобщающая контрольная работа | письменный | |||||
Органы чувств. Анализаторы. | |||||||
52. | Как действуют орга-ны чувств и анализа-торы. | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный | |
53. | Орган зрения. Зри-тельный анализатор. | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий | |
54. | Заболевания и повреждения глаз. | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | сообщение о заболева-ниях глаз |
55. | Органы слуха и рав-новесия. Их анализа-торы. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий | |
56. | Органы осязания, обоняния и вкуса. | комбинирован-ный урок | рассказ, самостоя-тельная работа с учебником | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный | |
Поведение и психика. | |||||||
57. | Врожденные формы поведения. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | ||
58 | Приобретенные формы поведения. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | ||
59. | Закономерности работы головного мозга. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | |
60. | Биологические ритмы. Сон и его значение. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | |
61. | Особенности высшей нервной деятельности человека. | комбинирован-ный урок | рассказ с элементами беседы, психологические тесты | парная | репродуктивный | устный: текущий | |
62. | Воля и эмоции. Внимание. | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы, психоло-гические тесты | парная | репродуктивный | устный: текущий | |
63. | Работоспособность. Режим дня. | комбинирован-ный урок | рассказ с элемента-ми беседы | индивидуальная | репродуктивный | письменный | |
Индивидуальное развитие организма. | |||||||
64. | Половая система человека. | урок изучения нового материала | видео-урок | индивидуальная | репродуктивный | ||
65. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | |
66. | Внутриутробное раз-витие организма. Раз-витие после рождения. | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | |
67. | О вреде наркогенных веществ. | комбинирован-ный урок | мини-конференция | индивидуальная | метод проблемного обучения | устный: по резуль-татам выступле-ния на мини-кон-ференции | сообщение о вреде никотина, алкоголя, наркотиков |
68. | Психологические особенности личности. | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | |
69. | Итоговая контрольная работа № 4 | контрольный урок | |||||
70 | Анатомия, физиология и гигиена в терминах. | урок обобщения и систематизации знаний | игра | парная | репродуктивный | устный |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) литература для учащихся:
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учаихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2006.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1989.
- Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.- М., Просвещение, 1989.
б) литература для учителя:
- Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. - М., Просвещение, 1978.
- Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучение биологии. - М., Просвещение, 1999.
- Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. - М., Просвещение, 1981.
- Чусов Ю.Н. Физиология человека. - М., Медицина, 1986.
- Георгиева С.А. и др. Физиология. - М., Просвещение, 1981.
- Воронин Л.Г. и др. Физиология ВНД и психология. - М., Просвещение, 1977.
- Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе. - М., Просвещение, 1990.
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1983.
- Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
- Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология и гигиена: поурочные тесты и задания. - М., Аквариум, 1998.
Календарное планирование
уроков биологии в 8 классах
по учебнику А.Г. Драгомилова и Р.Д. Маша.
Москва. Издательский центр «Вентана- Граф» 2008 год
2 часа в неделю –всего 70 часов
№№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактич. |
1 | Введение. Организм человека. Общий обзор(5 часов) Науки об организме человека. | 1 | ||
2 | Структура тела. Место человека в живой природе. | 1 | ||
3 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | 1 | ||
4 | Ткани Лабораторная работа № 1 «Клетки и ткани под микроскопом» | 1 | ||
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. | 1 | ||
6 | Нервная и гуморальная регуляция. | |||
7 | Опорно- двигательная система(7+ 1ч.) Скелет. Строение костей. | 1 | ||
8 | Состав костей. Соединение костей. | 1 | ||
9 | Скелет головы и туловища. | 1 | ||
10 | Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах и переломах костей. | 1 | ||
11 | Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. | 1 | ||
12 | Работа мышц | 1 | ||
13 | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно- двигательной системы. | 1 | ||
14 | Обобщающая контрольная работа № 1 | 1 | ||
15 | Кровь. Кровообращение.( 9 часов) Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. | 1 | ||
16 | Иммунитет | 1 | ||
17 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | ||
18 | Строение и работа сердца. | 1 | ||
19 | Круги кровообращения | 1 | ||
20 | Движение лимфы | 1 | ||
21 | Движение крови по сосудам | 1 | ||
22 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | 1 | ||
23 | Первая помощь при кровотечениях | 1 | ||
24 | Дыхательная система( 6 +1 ч.) Значение дыхания. Органы дыхания. | 1 | ||
25 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа № 2 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». | 1 | ||
26 | Дыхательные движения. Лабораторная работа № 3 «Дыхательные движения». | 1 | ||
27 | Регуляция дыхания. | 1 | ||
28 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. | 1 | ||
29 | Первая помощь при поражении органов дыхания. | 1 | ||
30 | Обобщающая контрольная работа № 2 | 1 | ||
31 | Пищеварительная система( 7 часов) Значение пищи и ее состав. | 1 | ||
32 | Органы пищеварения. | 1 | ||
33 | Строение и значение зубов. | 1 | ||
34 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | 1 | ||
35 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | ||
36 | Регуляция пищеварения .Гигиена питания. | 1 | ||
37 | Заболевания органов пищеварения. | 1 | ||
38 | Обмен веществ и энергии.( 2 часа) Обменные процессы в организме. Нормы питания | 1 | ||
39 | Витамины. | 1 | ||
40 | Мочевыделительная система.(2 часа) Строение и функции почек | 1 | ||
41 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 1 | ||
42 | Кожа ( 2 часа) Значение кожи и ее строение. | 1 | ||
43 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. | 1 | ||
44 | Эндокринная система ( 2 часа) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции | 1 | ||
45 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | ||
46 | Нервная система( 5 +1 ч.) Значение, строение и функционирование нервной системы. | 1 | ||
47 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы | 1 | ||
48 | Нейрогуморальная регуляция. | 1 | ||
49 | Спинной мозг | 1 | ||
50 | Головной мозг: строение и функции | 1 | ||
51 | Обобщающая контрольная работа № 3 | 1 | ||
52 | Органы чувств. Анализаторы (5 часов) Как действуют органы чувств и анализаторы. | 1 | ||
53 | Орган зрения и зрительный анализатор | 1 | ||
54 | Заболевания и повреждения глаз | 1 | ||
55 | Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. | 1 | ||
56 | Органы осязания, обоняния, вкуса. | 1 | ||
57 | Поведение и психика (7 часов) Врожденные формы поведения. | 1 | ||
58 | Приобретенные формы поведения. | |||
59 | Закономерности работы головного мозга. | 1 | ||
60 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | ||
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | 1 | ||
62 | Воля и эмоции. Внимание. | 1 | ||
63 | Работоспособность. Режим дня. | 1 | ||
64 | Индивидуальное развитие организма ( 5+1 ч.) Половая система человека | 1 | ||
65 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 | ||
66 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | ||
67 | О вреде наркогенных веществ | 1 | ||
68 | Психологические особенности личности. | 1 | ||
69 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
70 | Анатомия, физиология и гигиена в терминах. | 1 |
Лабораторных работ – 3
Контрольных работ -4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...