рабочая программа по биологии
рабочая программа (биология, 8 класс) по теме

Журтова Залина Алисовна

2 часа в неделю- 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_-_8_klass.doc370 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по разделу "ЧЕЛОВЕК"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена

  • на основе программы

авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой 

(Биология в основной школе: Программы /сост. И.Н. Пономарева и др. – М.: Вентана-Граф, 2005.), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю).

  • в соответствии с учебником,

допущенным Министерством образования Российской Федерации:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2006.

                   Изучение биологии направлено на достижение

                                    следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

                           Задачи раздела  «Человек» ( 8 класс )

  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

                                                             через систему из 70 уроков и

                                                             индивидуальные образовательные

                                                             маршруты учеников

  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности

                                                              через лабораторные работы и

                                                              систему особых домашних заданий

  1. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

                                                                через систему разнообразных

                                                                заданий

  • развития: 

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель

                                                                       через учебный материал уроков

  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной  «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать  у них независимость и способность к эмпатии  через учебный материал уроков.

                                                                     

                         

                       

                           

                             

                            Содержание учебной программы:

     Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 6 часов.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

                     В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • систематическое положение вида чело-век разумный
  • место человека в живой природе
  • биосоциальную природу человека
  • строение клетки
  • краткие сведения о строении и функ-циях основных тканей
  • основные процессы жизнедеятельности клетки
  • расположение основных органов в орга-низме человека

на повышенном уровне:

  • соответствие строения тканей выпол-няемым функциями
  • взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма
  • уровни организации организма
  • нервно-гуморальная регуляция деятель-ности организма

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться микроскопом
  • распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах разные виды тканей
  • обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • анатомия (стр.6)
  • физиология (стр.7)
  • гигиена (стр.8)
  • ткань (стр.21)
  • орган (стр.25)
  • система органов (стр.25)
  • рефлекс (стр.28)
  • рефлекторная дуга (стр.28)

на повышенном уровне:

  • обмен веществ (стр.18)
  • синапс (стр.23)
  • нейроглия (стр.23)
  • гормоны (стр.30)
  • железы внешней секреции (стр.30)
  • железы внутренней секреции (стр.30)

            Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                   учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение опорно-двигательной системы
  • скелет человека, его отделы
  • типы соединения костей
  • виды костей
  • рост костей
  • мышцы, их функции
  • влияние ритма и нагрузки на работу мышц
  • утомление
  • роль физических упражнений для опор-но-двигательной системы
  • повреждения скелета

на повышенном уровне:

  • сходство скелетов человека и животных
  • особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохожде-нием
  • микроскопическое строение костей
  • основные группы мышц тела человека
  • работа мышц: статическая и динамичес-кая
  • роль нервной системы в регуляции дея-тельности мышц

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать отделы скелета и отдельные кости
  • узнавать типы мышечной ткани
  • оказывать первую помощь при травмах
  • уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани
  • обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией        

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • сустав (стр.38)
  • шов (стр.18)
  • надкостница (стр.34)
  • гладкая мышечная ткань (стр.51)
  • поперечнополосатая (стр.51)
  • сердечная (стр.51)
  • утомление (стр.55)
  • сколиоз (стр.58)
  • плоскостопие (стр.60)

на повышенном уровне:

  • мышцы-антагонисты (стр.55)
  • мышцы-cинергетики (стр.55)
  • геподинамия (стр.65)
  • лордоз (стр.58)
  • кифоз (стр.58)
  • статическая и динамическая работа (стр.56)

                  Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 9 часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                  учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • состав внутренней среды организма
  • значение крови и кровообращения
  • состав крови
  • иммунитет
  • СПИД
  • группы крови
  • переливание крови
  • инфекционные заболевания и меры борь-бы с ними
  • органы кровообращения
  • строение сердца
  • круги кровообращения
  • виды кровотечений
  • предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний
  • влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма
  • свойства крови
  • состав плазмы
  • особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями
  • резус-фактор
  • донорство
  • виды иммунитета
  • роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете
  • особенности строения сосудов
  • работа сердца
  • движение крови по сосудам
  • кровяное давление
  • нервно-гуморальная регуляция деятель-ности сердца и сосудов
  • лимфообращение

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать клетки крови на рисунках
  • определять пульс
  • оказывать первую помощь при кровоте-чениях
  • соблюдать правила общения с инфекци-онными больными
  • выделять факторы, отрицательно влия-ющие на сердечно-сосудистую систему

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток крови человека и других животных
  • определять кровяное давление

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • внутренняя среда (стр.68)
  • плазма (стр.69)
  • эритроциты (стр.70)
  • лейкоциты (стр.70)
  • свертывание крови (стр.69)
  • фагоцитоз (стр.71)
  • иммунитет (стр.73)
  • вакцина (стр.75)
  • прививка (стр.74)
  • группы крови (стр.77)
  • артерии (стр.81)
  • вены (стр.81)
  • капилляры (стр.81)
  • большой круг кровообращения (стр.81)
  • малый круг кровообращения (стр.82)
  • предсердия (стр.80)
  • желудочки (стр.80)
  • клапаны (стр.80)
  • автоматия сердца (стр.91)
  • капиллярное кровотечение (стр.96)
  • артериальное кровотечение (стр.96)
  • венозное кровотечение (стр.96)

на повышенном уровне:

  • тканевая жидкость (стр.68)
  • лимфа (стр.68)
  • тромбоциты (стр.70)
  • фибриноген (стр.69)
  • фибрин (стр.69)
  • иммунитет клеточный (стр.74)
  • иммунитет гуморальный (стр.74)
  • тимус (стр.74)
  • донор (стр.78)
  • изоантигены (стр.77)
  • гемоглобин (стр.70)
  • лимфатическая система (стр.74)
  • лимфатические узлы (стр.74)
  • реципиент (стр.78)
  • кровяное давление (стр.86)
  • инфаркт (стр.86)
  • инсульт (стр.86)

                       

                                 

                                Тема 4. "Дыхание" - 7 часов.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                  учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение дыхания
  • строение и функции органов дыхания
  • жизненная емкость легких
  • инфекционные болезни: грипп, туберку-лез
  • гигиена органов дыхания
  • вредное влияние курения на органы ды-хания
  • приемы искусственного дыхания

на повышенном уровне:

  • особенности строения дыхательных пу-тей в связи с их функциями
  • дыхательные движения
  • газообмен в легких и тканях
  • нервно-гуморальную регуляцию дыхания
  • взаимосвязи органов дыхания с другими системами органов
  • охрана воздушной среды

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках и таблицах орга-ны дыхания
  • владеть приемами искусственного дыха-ния

на повышенном уровне

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями
  • выявлять факторы, вызывающие болезни органов дыхания

                                 термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • воздухоносные пути (стр.101)
  • плевра (стр.103)
  • грипп (стр.111)
  • туберкулез (стр.112)
  • жизненная емкость легких (стр.114)

на повышенном уровне

  • спирометр (стр.114)
  • легочное дыхание (стр.104)
  • тканевое дыхание (стр.104)
  • эфизема легких (стр.107)
  • реанимация (стр.118)

                               

                       

Тема 5. "Пищеварение" - 7 часов.

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                          учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты
  • питательные вещества
  • строение и функции органов пищеваре-ния
  • зубы, виды зубов
  • пищеварительные железы
  • всасывание
  • гигиена питания
  • предупреждение желудочно-кишечных заболеваний
  • влияние никотина и алкоголя на пище-варение

на повышенном уровне

  • методы изучения пищеварения
  • пищеварительные ферменты, их значение
  • внутреннее строение зуба
  • роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения
  • функции пищеварительных желез
  • регуляция процессов пищеварения

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках органы пищева-рения
  • владеть приемами оказания первой помо-щи при отравлениях

на повышенном уровне:

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями
  • определять топографию органов пищева-рения

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты (стр.122-123)
  • питательные вещества (стр.122-123)
  • пищеварение (стр.125)
  • пищеварительные железы (стр.125-128)
  • зуб: коронка, шейка корень (стр.130)
  • резцы, клыки, большие и малые корен-ные (стр.130)
  • дизентерия (стр.141)
  • холера (стр.141)

на повышенном уровне:

  • ферменты (стр.132, 133, 135)
  • аппендикс (стр.127)
  • лизоцим (стр.132)
  • эмаль, дентин, пульпа (стр.130)
  • пристеночное пищеварение (стр.135)
  • фистула (стр.138)
  • гастрит (стр.142)
  • цирроз

                                                                       

                              Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 2 часа.

                 Обменные  процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                                               учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика обмена веществ и энергии
  • пластический обмен, энергетический об-мен и их значение
  • значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей
  • влияние никотина и алкоголя на обмен веществ
  • витамины
  • способы сохранения витаминов в пище-вых продуктах
  • рациональное питание
  • режим питания школьников

на повышенном уровне

  • взаимосвязь пластического и энергети-ческого обмена
  • обмен воды и минеральных солей
  • обмен органических веществ
  • роль витаминов в обмене веществ
  • нормы питания

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять правила гигиены на практике

на повышенном уровне:

  • составлять суточный рацион питания

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • обмен веществ (стр.147)
  • пластический обмен (стр.147)
  • энергетический обмен (стр.148)
  • витамины (стр.153)
  • авитаминоз (стр.153)
  • цинга (стр.154)
  • рахит (стр.154)

на повышенном уровне:

  • гиповитаминоз (стр.153)
  • гипервитаминоз (стр.153)
  • гликоген (стр.154)
  • бери-бери (стр.154)

                         Тема 7. "Выделение. Кожа". – 4 часа

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                                          учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение выделения
  • органы мочевыделительной системы
  • профилактика заболеваний почек
  • строение и функции кожи
  • роль кожи в терморегуляции
  • закаливание организма
  • первая помощь при поражении кожи
  • гигиенические требования к одежде и обуви

на повышенном уровне:

  • микроскопическое строение почек
  • образование первичной и вторичной мо-чи
  • взаимосвязь строения кожи с выполняе-мыми функциями
  • механизм образования тепла

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи
  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах

на повышенном уровне:

  • устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов
  • обосновывать гигиенические правила

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • почка: корковый и мозговой слой, почеч-ная лоханка (стр.158)
  • эпидермис (стр.163)
  • дерма (стр.163)
  • гиподерма (стр.163)
  • пигменты (стр.163)
  • закаливание (стр.168)
  • терморегуляция (стр.168)

на повышенном уровне:

  • нефрон, капсула и каналец нефрона

                   (стр.157)

  • рецепторы (стр.163)
  • меланин (стр.163)
  • альбинизм (стр.163)
  • термический и химический ожоги

(стр.166)

                            Тема 8. "Эндокринная система" - 2 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                                           учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме

на повышенном уровне:

  • отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • находить на таблице железы внутренней секреции

на повышенном уровне:

  • сравнивать гормоны, витамины и фер-менты, как биологически активные ве-щества

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • гормоны (стр.173)
  • адреналин (стр.176)
  • инсулин (стр.176)
  • гормон роста (стр.177)
  • тироксин

на повышенном уровне

  • сахарный диабет (стр.175)
  • кретинизм (стр.175)
  • микседема (стр.175)
  • базедова болезнь (стр.175)

 

          Тема 9. "Нервная система. Органы чувств". – 11 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение нервной системы
  • отделы нервной системы
  • строение и функции спинного мозга
  • строение и функции головного мозга
  • факторы, нарушающие функции нервной системы
  • органы чувств и их значение
  • строение и функции органов зрения и слуха
  • гигиена зрения
  • предупреждение нарушений слуха

на повышенном уровне:

  • особенности строения отделов нервной системы
  • особенности строения головного мозга в связи с социальным поведением
  • вегетативная и соматическая нервные системы
  • анализаторы
  • взаимодействие анализаторов
  • органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга
  • узнавать на моделях части органов зре-ния и слуха

на повышенном уровне:

  • составлять схемы зрительных и слуховых восприятий
  • объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций

термины и понятия,  которые необходимо  знать

на базовом уровне:

  • центральная нервная система (стр.178)
  • периферическая нервная система (стр.178)
  • серое вещество (стр.187)
  • белое вещество (стр.187)
  • спиномозговая жидкость (стр.186)
  • продолговатый мозг (стр. 190)
  • мозжечок (стр.190)
  • средний мозг (стр.190)
  • промежуточный мозг
  • кора (стр.190)
  • большие полушария головного мозга (стр.191)
  • белочная оболочка (стр.198)
  • роговица (стр.198)
  • сосудистая оболочка (стр.198)
  • радужка (стр.198)
  • зрачок (стр.198)
  • хрусталик (стр.198)
  • стекловидное тело (стр.198)
  • сетчатка (стр.199)
  • палочки (стр.199)
  • колбочки (стр.199)
  • дальнозоркость (стр.201)
  • близорукость (стр.201)
  • барабанная перепонка (стр.203)
  • слуховые косточки (стр.204)
  • слуховая труба (стр.204)
  • слуховые рецепторы (стр.204)

на повышенном уровне

  • чувствительные, вставочные и двигательные нейроны (стр.178)
  • вегетативные узлы (стр.180)
  • симпатический отдел (стр.181)
  • парасимпатический отдел (стр.181)
  • мост (стр.190)
  • ядра (стр.190)
  • таламус (стр.191)
  • гипоталамус (стр.191)
  • анализатор (стр.196)
  • желтое пятно (стр.200)
  • вестибулярный аппарат (стр.206)
  • децибел (стр.205)
  • тактильные рецепторы (стр.208)
  • токсикомания (стр.209)
  • обонятельные рецепторы (стр.209)
  • вкусовые рецепторы (стр.209)

Тема 10. "Поведение и психика" - 7 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

В соответствии со Стандартом биологического образования

                                                 учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика ВНД
  • характеристика условных и безусловных рефлексов
  • понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга
  • значение сна
  • гигиена умственного и физического труда
  • режим дня школьника
  • вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему

на повышенном уровне:

  • роль И. Сеченова и И. Павлова в созда-нии учения о ВНД
  • образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение
  • социальная обусловленность поведения человека
  • изменение работоспособности в трудо-вом процессе
  • профилактика нервно-психических раст-ройств

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять упражнения по тренировке внимания и памяти
  • составлять режим дня школьника

на повышенном уровне:

  • сравнивать условные и безусловные реф-лексы
  • вырабатывать условные рефлексы у до-машних животных

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • поведение (стр.215)
  • мышление (стр.216)
  • сон (стр.222)
  • сновидения (стр.222)
  • память (стр.225)
  • воображение (стр.225)
  • мышление (стр.226)
  • воля (стр.227)
  • эмоции (стр.228)
  • внимание (стр.230)
  • работоспособность (стр.232)

на повышенном уровне

  • импринтинг (стр.214)
  • динамический стереотип (стр.215)
  • рассудочная деятельность (стр.217)
  • торможение (стр.219)
  • явление доминанты (стр.220)
  • быстрый сон (стр.222)
  • медленный сон (стр.222)
  • ощущения (стр.224)
  • восприятия (стр.224)
  • динамический стереотип (стр.233)

 

     Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 7 часов

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                    учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • система органов размножения
  • оплодотворение и внутриутробное разви-тие
  • рождение ребенка
  • рост и развитие ребенка
  • характеристику подросткового периода
  • вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство

на повышенном уровне:

  • основные этапы внутриутробного разви-тия
  • периоды развития ребенка после рожде-ния и их характеристика (физиологичес-кие и психические изменения)
  • условия правильного развития биосоци-ального существа

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • выделять факторы, влияющие на здо-ровье потомства

на повышенном уровне:

  • составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • яичники (стр.238)
  • яйцеклетка (стр.238)
  • семенники (стр.239)
  • сперматозоиды (стр.239)
  • половое размножение (стр.240)
  • оплодотворение (стр.244)
  • матка (стр.244)
  • плацента (стр.244)
  • пуповина (стр.244)
  • рост (стр.246)
  • развитие (стр.246)

на повышенном уровне

  • эмбриональный период
  • плодный период
  • постэмбриональный период
  • акселерация
  • физиологическая зрелость
  • психологическая зрелость
  • социальная зрелость

 


Календарно-тематическое планирование

раздела «ЧЕЛОВЕК» (8 класс)

        

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Форма урока

Форма организации познавательной деятельности

Методы урока

Контроль

Творчес-тво

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Науки об организме человека

урок изучения нового материала

вводная лекция

фронтальная

репродуктивный

Сооб.об ученых-физиологах и анатомах

2.

Структура тела. Место человека в живой природе.

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

фронтальная

репродуктивный,  

метод проблемного обучения

устный: текущий

3

Клетка: химический состав, строение и жиз-недеятельность.

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

парная

объяснительно-

иллюстративный

устный: текущий

4

Ткани Лабораторная работа №1 «Клетки и ткани под микроскопом»

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

парная

объяснительно-иллюстративный

устный: текущий

5

Системы органов. Уровни организации организма.

урок изучения нового материала

рассказ

индивидуальная

репродуктивный, метод   проблемного обучения

письменный

кроссворд

6

Нервная и гуморальная регуляция

урок изучения нового материала

рассказ

индивидуальная

репродуктивный, метод   проблемного обучения

письменный

Опорно-двигательная система.

7 .

Скелет. Строение костей.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный

8.

Состав костей. Соединение костей

9.

Скелет головы и туловища.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

тест

10

Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах и переломах костей.

комбинирован-ный урок

беседа, самостоя-тельная работа с учебником

индивидуальная

репродуктивный, метод  проблемного обучения

письменный

11.

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

урок изучения нового материала

рассказ

парная

объяснительно-

иллюстративный

устный: текущий

12.

Работа мышц

комбинирован-ный урок

беседа

фронтальная

репродуктивный, метод проблемного обучения

устный: текущий

13.

Нарушение осанки и плоскостопие. Разви-тие опорно-двигатель-ной системы.

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий

14.

Обобщающая контрольная работа №1

Письменный

Кровь. Кровообращение.

15

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

репродуктивный

16.

Иммунитет.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

устный: текущий

тест

17.

Тканевая совместимость и переливание крови.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

устный: текущий

тест

18.

Строение и работа сердца.

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

индивидуальная

объяснительно-  

иллюстративный,

метод    проблемного обучения

письменный

19.

Круги кровообращения.

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

индивидуальная

объяснительно-  

иллюстративный,

метод    проблемного обучения

письменный

20.

Движение лимфы

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

парная

метод проблемного обучения

устный: текущий

21

Движение крови по сосудам.

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

парная

метод проблемного обучения

устный: текущий

22.

Регуляция работы сердца и кровеносных  сосудов. Предупреждение заболе сердца и сосудов

урок обобщения и систематизации знаний

беседа, самостоя-тельная работа с учебником

индивидуальная

репродуктивный

письменный: по результатам за-полнения табли-цы в тетради

сообщение о болезнях сердечно-сосудистой системы

23.

Первая помощь при кровотечениях».

урок обобщения и систематизации знаний

беседа, самостоя-тельная работа с учебником

индивидуальная

репродуктивный

письменный: по результатам за-полнения табли-цы в тетради

сообщение о болезнях сердечно-сосудистой системы

Дыхание.

24.

Значение дыхания. Органы дыхания.

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

кроссворд

25.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

26.

Дыхательные движения.

комбинирован-ный урок

рассказ

индивидуальная

репродуктивный.

метод    проблемного обучения

письменный

27.

Регуляция дыхания.

комбинирован-ный урок

рассказ

индивидуальная

репродуктивный.

метод    проблемного обучения

28.

Болезни органов ды-хания, их предупреж-дение.  Гигиена дыхания.

урок обобщения и систематизации знаний

беседа, самостоя-тельная работа с учебником

индивидуальная

репродуктивный

письменный: по результатам ра-боты в тетради

сообщения о болезнях органов дыхания

29.

Первая помощь при поражении органов дыхания.

урок обобщения и систематизации знаний

беседа, самостоя-тельная работа с учебником

индивидуальная

репродуктивный

30.

Контрольная работа № 2

контрольный урок

Пищеварение.

31.

Значение пищи и ее состав.

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

фронтальная

репродуктивный

32.

Органы пищеварения

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий

тест

33.

Строение и значение зубов.

34.

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

урок изучения нового материала

рассказ

индивидуальная

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

письменный

35.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

метод проблемного обучения

устный: текущий

36.

Регуляция пищеваре-ния.

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

37.

Заболевания орга-нов пищеварения.

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

сообщения

о болезнях органов пищеваре-ния

Обмен веществ и энергии.

38

Обменные процессы в организме. Нормы питания.

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

39.

«Витамины»

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

объяснительно- иллюстративный

устный: текущий

кроссворд

Мочевыделительная система человека.

40

Строение и функции почек.

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный

тест

41.

Предупреждение за-болеваний почек. Питьевой режим

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

Кожа.

42.

Значение кожи и ее строение.

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный

43.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

индивидуальная

репродуктивный,

метод   проблемного обучения

письменный

сообщение о космет. средствах для волос, ногтей и кожи

Эндокринная система.

44.

Железы внешней, внутренней и смешан-ной секреции.

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

репродуктивный

45.

Роль гормонов в об-мене веществ, росте и развитии организма.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный,

метод проблемного обучения

устный: текущий

Нервная система.

46.

Значение, строение и функционирование нервной системы

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

репродуктивный

47

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы)

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

репродуктивный

48.

Нейрогуморальная регуляция.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

49.

Спинной мозг.

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

фронтальная

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

устный: текущий

50.

Головной мозг: строение и функции.

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

индивидуальная

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

письменный

кроссворд

51

Обобщающая контрольная работа

письменный

Органы чувств. Анализаторы.

52.

Как действуют орга-ны чувств и анализа-торы.

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

индивидуальная

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

письменный

53.

Орган зрения. Зри-тельный анализатор.

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный

устный: текущий

54.

Заболевания и повреждения глаз.

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

сообщение о заболева-ниях глаз

55.

Органы слуха и рав-новесия. Их анализа-торы.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный

устный: текущий

56.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

комбинирован-ный урок

рассказ, самостоя-тельная работа с учебником

индивидуальная

репродуктивный,

метод     проблемного обучения

письменный

Поведение и психика.

57.

Врожденные формы  поведения.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

58

Приобретенные  формы поведения.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

59.

Закономерности

работы головного мозга.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий

60.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

61.

Особенности высшей нервной деятельности человека.

комбинирован-ный урок

рассказ с элементами беседы, психологические тесты

парная

репродуктивный

устный: текущий

62.

Воля и эмоции.

Внимание.

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы, психоло-гические тесты

парная

репродуктивный

устный: текущий

63.

Работоспособность. Режим дня.

комбинирован-ный урок

рассказ с элемента-ми беседы

индивидуальная

репродуктивный

письменный

Индивидуальное развитие организма.

64.

Половая система человека.

урок изучения нового материала

видео-урок

индивидуальная

репродуктивный

65.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

66.

Внутриутробное раз-витие организма. Раз-витие после рождения.

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

67.

О вреде наркогенных веществ.

комбинирован-ный урок

мини-конференция

индивидуальная

метод проблемного обучения

устный: по резуль-татам выступле-ния на мини-кон-ференции

сообщение о вреде никотина, алкоголя, наркотиков

68.

Психологические особенности личности.

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

69.

Итоговая контрольная работа № 4

контрольный урок

70

Анатомия, физиология и гигиена в терминах.

урок обобщения и систематизации знаний

игра

парная

репродуктивный

устный


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

а) литература для учащихся:

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учаихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2006.
  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1989.
  3. Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.- М., Просвещение, 1989.

б) литература для учителя:

  1. Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. - М., Просвещение, 1978.
  2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучение биологии. - М., Просвещение, 1999.
  3. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. - М., Просвещение, 1981.
  4. Чусов Ю.Н. Физиология человека. - М., Медицина, 1986.
  5. Георгиева С.А. и др. Физиология. -  М., Просвещение, 1981.
  6. Воронин Л.Г. и др. Физиология ВНД и психология. - М., Просвещение, 1977.
  7. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе. - М., Просвещение, 1990.
  8. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1983.
  9. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
  10. Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология и гигиена: поурочные тесты и задания. - М., Аквариум, 1998.

Календарное планирование

уроков биологии в 8 классах

по учебнику А.Г. Драгомилова и Р.Д. Маша.

Москва. Издательский центр «Вентана- Граф» 2008 год

2 часа в неделю –всего 70 часов

№№

Тема урока

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата фактич.

1

Введение. Организм человека. Общий обзор(5 часов)

Науки об организме человека.

1

2

Структура тела. Место человека в живой природе.

1

3

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

4

Ткани

Лабораторная работа № 1 «Клетки и ткани под микроскопом»

1

5

Системы органов в организме. Уровни организации организма.

1

  6

 Нервная и гуморальная регуляция.

7

Опорно- двигательная система(7+ 1ч.)

Скелет. Строение костей.

         1

8

Состав костей. Соединение костей.

1

9

Скелет головы и туловища.

1

10

Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах и переломах костей.

1

11

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

1

12

Работа мышц

1

13

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно- двигательной системы.

1

14

Обобщающая контрольная работа № 1

1

15

Кровь. Кровообращение.( 9 часов)

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

         1

16

Иммунитет

1

17

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

18

Строение и работа сердца.

1

19

Круги кровообращения

1

20

Движение лимфы

1

21

Движение крови по сосудам

1

22

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1

23

Первая помощь при кровотечениях

1

24

Дыхательная система( 6 +1 ч.)

Значение дыхания. Органы дыхания.

1

25

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Лабораторная работа № 2  «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».                    

1

26

Дыхательные движения.

Лабораторная работа № 3 «Дыхательные движения».

1

27

Регуляция дыхания.

1

28

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

1

29

Первая помощь при поражении органов дыхания.

1

30

 Обобщающая контрольная работа № 2

1

31

Пищеварительная система( 7 часов)

Значение пищи и ее состав.

        1

32

Органы пищеварения.

1

33

Строение и значение зубов.

1

34

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1

35

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

36

Регуляция пищеварения .Гигиена питания.

1

37

Заболевания органов пищеварения.

1

38

Обмен веществ и  энергии.( 2 часа)

Обменные процессы в организме.

Нормы питания

1

39

Витамины.

1

40

Мочевыделительная система.(2 часа)

Строение и функции почек

1

41

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

42

Кожа ( 2 часа)

Значение кожи и ее строение.

1

43

Нарушение кожных  покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

1

44

Эндокринная система ( 2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

1

45

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

46

Нервная система( 5 +1 ч.)

Значение, строение и функционирование нервной системы.

1

47

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы

1

48

Нейрогуморальная регуляция.

1

49

Спинной мозг

1

50

Головной мозг: строение и функции

1

51

Обобщающая контрольная работа № 3

1

52

Органы чувств. Анализаторы  (5 часов)

Как действуют органы чувств и анализаторы.

1

53

Орган зрения и зрительный анализатор

1

54

Заболевания и повреждения глаз

1

55

Орган слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

56

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

57

Поведение и психика (7 часов)

Врожденные формы поведения.

1

58

Приобретенные формы поведения.

59

Закономерности работы головного мозга.

1

60

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1

62

Воля и эмоции. Внимание.

1

63

Работоспособность. Режим дня.

1

64

Индивидуальное развитие

организма ( 5+1 ч.)

Половая система человека

1

65

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

66

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

67

О вреде наркогенных веществ

1

68

Психологические особенности личности.

1

69

Итоговая контрольная работа.

1

70

Анатомия, физиология и гигиена в терминах.

1

Лабораторных работ – 3

Контрольных работ -4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...