рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена
- на основе программы
авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой
(Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М.,: Вентана-Граф, 2005.) , рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю)
- в соответствии с учебником, допущенным
Министерством образования Российской Федерации: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.
Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Пол ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2004.
Изучение биологии направлено на достижение следующих
целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Животные» ( 7 класс )
*обучения:
1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 70 уроков
продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии и видео-уроки
- продолжить развивать у детей общеучебные умения:
особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного
через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания
2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков
3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий
*развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:
-продолжить развитие внимания, памяти,
-особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез),
-развивать стремление добиваться особых успехов,
- продолжить формирование положительного отношения к учёбе
через учебный материал уроков
*воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе) через учебный материал уроков, экскурсии.
Содержание учебной программы:
Тема 1. "Общие сведения о животных" - 8 часов.
Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Строение тела животных: клетка, ткани, органы и системы органов.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
- эпителиальная (стр.29) - соединительная (стр.29) - мышечная (стр.29) - нервная (стр.30)
| на повышенном уровне:
|
Тема 2. "Простейшие" - 4 часа
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение саркодовых, жгутиконосцев и инфузорий.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 3. "Тип Кишечнополостные" - 3 часа
Пресноводные и морские кишечнополостные: особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 4. "Черви" - 5 часов
Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
Тема 5. "Моллюски" - 4 часа
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 6. "Тип Членистоногие" - 8 часов
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение ракообразных, паукообразных и насекомых.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 7. "Тип Хордовые" - 32 часа
а) Ланцетник - низшее хордовое. Рыбы: внешнее и внутреннее строение, особенности размножения, основные систематические группы, промысловые рыбы: рациональное использование и охрана.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
- передний - средний - промежуточный - мозжечок - продолговатый
|
б) Земноводные: места обитания и внешнее строение, внутреннее строение, годовой цикл жизни земноводных, их происхождение, многообразие и значение.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
в) Пресмыкающиеся: особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие и значение. Вымершие пресмыкающиеся.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
г) Птицы: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц, многообразие и значение птиц, их охрана.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
д) Млекопитающие: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, происхождение, многообразие, экологические группы и значение млекопитающих.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 8. "Развитие животного мира на Земле" - 6 часов
Доказательства и причина эволюции животного мира, основные этапы развития животного мира на Земле.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
Календарно-тематическое планирование
раздела «ЖИВОТНЫЕ» (7 класс)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Форма урока | Форма организации познавательной деятельности | Методы урока | Контроль | Творчес-тво |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Общие сведения о животных. | |||||||
1. | Зоология – наука о животных | урок изучения нового матери-ала | рассказ с элемен-тами беседы | фронтальная | объяснительно-иллюстративный | устный текущий | |
2 | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи живот-ных в природе | урок обобщения и систематиза-ции знаний | беседа | парная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: оценка работы в паре | |
3 | Классификация жи-вотных. Основные систематические группы животных | урок обобщения и систематиза-ции знаний | беседа | индивидуальная | репродуктивный | устный текущий | |
4 | Влияние человека на животных | урок обобщения и систематиза-ции знаний | беседа | фронтальная | метод проблемного обучения | устный текущий | |
5 | Краткая история развития зоологии | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | |
6. | Клетка | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | рисунок (по мела-нию) |
7. | Ткани | урок изучения нового матери-ала | рассказ | парная | метод проблемного обучения | устный: оценка работы в паре | сказка А.Толсто-го «Бура-тино» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
8. | Органы и системы органов | урок изучения нового матери-ала | самостоятельная работа с учебником | индивидуальная | частично-поисковый | письменный: по результатам ра-боты в тетради | кроссворд |
Простейшие. | |||||||
9. | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | рисунки |
10. | Класс Жгутиконосцы | урок изучения нового матери-ала | рассказ с элемента-ми беседы | фронтальная | метод проблемного обучения | устный: индиви-дуальный опрос | рисунки |
11. | Тип Инфузории. Лаб. работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» | комбинирован-ный урок | рассказ, Лаб. работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» | парная | частично-поисковый | письменный: по результатам ла-бораторной ра-боты | рисунки |
12. | Многообразие прос-тейших. Паразитические Простейшие. | урок обобщения и систематиза-ции знаний | мини-конференция | индивидуальная | репродуктивный | устный: по ре-зультатам выс-тупления на ми-ни-конференции | |
Кишечнополостные. | |||||||
13. | Тип Кишечнополостные | урок изучения нового матери-ала | рассказ с элемента-ми беседы | фронтальная | объяснительно-иллюстративный | устный текущий | рисунки |
14. | Морские Кишечно-полостные | урок изучения нового матери-ала | видеоурок | индивидуальная | репродуктивный | письменный: провер. работа «Строение и жиз-недеятельность Кишечнополост-ных» | |
15. | Контрольная работа по теме: «Простейшие и Кишечнополостные» | урок контроля знаний | парная | репродуктивный | устный тематический | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Черви. | |||||||
16. | Тип Плоские черви. | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | рисунки |
17. | Разнообразие плос-ких червей: сосальщи-ки и цепни. | урок изучения нового матери-ала | самостоятельная работа с учебником | индивидуальная | частично-поисковый | письменный: по результатам за-полнения таб-лицы в тетради | |
18. | Тип Круглые черви | урок изучения нового матери-ала | беседа | фронтальная | репродуктивный | устный индиви-дуальный опрос | |
19. | Тип Кольчатые черви: многощетинковые | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | |
20. | Класс Малощетинко- вые черви. Лабор. работа №2 «Внешнее и внутреннее строение дожде-вого червя» | комбинирован-ный урок | рассказ, Лабор. работа №2 «Внешнее и внутреннее строение дожде-вого червя» | парная | частично-поисковый | письменный: по результатам лабор. работы | рисунки |
Моллюски. | |||||||
21. | Общая характерис-тика типа Моллюсков | урок изучения нового матери-ала | рассказ, мини-кон-ференция «Рекор-ды моллюсков» | индивидуальная | репродуктивный | устный: по рез-ультатам выступ-ления на мини-конференции | |
22. | Класс Брюхоногие моллюски. | урок изучения нового матери-ала | беседа | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
23. | Класс Двустворчатые моллюски. лабор. работа № 3 «Внешнее строение раковин моллюсков» | комбинирован-ный урок | рассказ, лабор. работа № 3 «Внешнее строение раковин моллюс-ков» | индивидуальная | частично-поисковый | письменный: по результатам лабор. работы | рисунки |
24. | Класс Головоногие моллюски. | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | письменный: провер. работа «Моллюски» | |
Членистоногие. | |||||||
25. | Класс Ракообразные | урок изучения нового материала | рассказ с элемента-ми беседы | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | И. Крылов басня «Ле-бедь, рак и щука», фра-зеологизмы |
26. | Класс Паукообразные | урок изучения нового материала | беседа | фронтальная | репродуктивный | устный: индиви-дуальный опрос | древне-греческий миф об Арахне |
27. | Класс Насекомые. Лабор. работа № 4 «Внешнее строение насекомого» | комбинирован-ный урок | рассказ, лабор. работа № 4 «Внешнее строение насекомого» | индивидуальная | частично-поисковый | письменный: провер. работа «Ракообразные и паукообразные»; по итогам лабор. работы | рисунки |
28. | Типы развития насекомых. | урок изучения нового материала | самостоятельная работа с учебником | индивидуальная | частично-поисковый | письменный. | |
29 | Пчелы и муравьи- обществен.насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | урок обобщения и систематиза-ции знаний | видео-урок | индивидуальная | репродуктивный | устный текущий | сообщение о насеко-мом |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
30. | Насекомые – вреди-тели сада и огорода. | урок обобщения и систематиза-ции знаний | мини-конференция | парная | репродуктивный | письменный: провер. работа «Многообразие насекомых», уст-ный: по итогам выступления на мини-конферен-ции | К. Чуковс-кий «Муха-Цокотуха» |
31 | Обобщение и проверка знаний по изученным темам | ||||||
32. | Контрольная работа по теме: «Моллюски. Членистоногие». | урок контроля знаний | комбинированный зачет | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | тематический устный и пись-менный | кроссворд, загадки |
Хордовые. | |||||||
33. | Общие признаки хордовых животных | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | |
34. | Надкласс Рыбы. лабор. работа № 5 «Внешнее строение рыб» | комбинирован-ный урок | рассказ, лабор. работа № 5 «Внешнее строение рыб» | индивидуальная | частично-поисковый | письменный: по результатам лабор. работы | рисунки |
35. | Внутреннее строение рыбы. | урок изучения нового материала | беседа | фронтальная | метод проблемного обучения | устный текущий | пластинка «Звуковые сигналы рыб» |
36. | Особенности размножения рыб. | урок изучения нового материала | беседа | фронтальная | репродуктивный | письменный: провер. работа «Строение рыб» | |
37. | Основные система-тические группы рыб. | урок изучения нового матер. | видео-урок | индивидуальная | репродуктивный | устный: индиви-дуальный опрос | сообщение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
38. | Промысловые рыбы, их рациональное использование и охрана. | урок обобщения и систематиза-ции знаний | урок-редакция | парная | репродуктивный | письменный: за статью в журнал, написанную в паре | коллектив-ное оформ-ление кра-сочного журнала |
39. | Места обитания и строение земноводных. | урок изучения нового матери-ала | беседа | фронтальная | метод проблемного обучения | устный текущий | пластинка «Голоса земновод-ных» |
40. | Строение и деятельность внутренних органов земноводных | урок изучения нового матери-ала | беседа | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | |
41. | Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. | урок изучения нового матери-ала | беседа | фронтальная | метод проблемного обучения | письменный: пров. раб. «Строение земноводных» | |
42. | Многообразие и значение земноводных. | урок изучения нового матери-ала | видео-урок | индивидуальная | репродуктивный | устный индиви-дуальный опрос | сообщение о земно-водных |
43. | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. | ||||||
44. | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | урок изучения нового матери-ала | рассказ с элементами беседы | фронтальная | метод проблемного обучения | устный текущий | |
45. | Многообразие пресмыкающихся. | урок изучения нового матери-ала | мини-конференция | индивидуальная | репродуктивный | устный: по ито-гам выступления на мини-конфе-ренции | сообщение о пресмы-кающихся |
46 | Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся | ||||||
47. | Среда обитания и внешнее строение птиц. лабор. работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» | комбинирован-ный урок | рассказ, лабор. работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» | индивидуальная | метод проблемного обучения | письменный: по результатам лабор. работы | пластинка «Голоса птиц» |
48. | Опорно-двигательная система. | Комбинирован-ный урок | рассказ | парная | метод проблемного обучения | письменный: по итогам лабор. работы | |
49. | Внутреннее строение птиц. | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фронтальная | метод проблемного обучения | устный фронтальный | |
50 | Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явле-ния в жизни птиц. | урок изучения нового матери-ала | самостоятельная работа с учебником | индивидуальная | репродуктивный | письменный: провер. работа «Особенности строения птиц» и за конспект в тетради | |
51. | Многообразие птиц. Значение птиц и их охрана. | урок обобщения и систематиза-ции знаний | видео-урок | индивидуальная | репродуктивный | устный текущий | сообщение о птице |
52. | Контрольная работа по изученным классам животных. | урок контроля знаний | комбинированный зачет | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | тематический устный и пись-менный | кроссвор-ды, загад-ки |
53. | Внешнее строение млекопитающих | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | |
54. | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная система | урок комплекс-ного применения знаний | рассказ. | парная | частично-поисковый | письменный | |
55 | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. | ||||||
56. | Размножение и развитие млекопитающих. | урок изучения нового материала | самостоятельная работа с учебником | индивидуальная | репродуктивный | письменный: провер. работа «Строение млеко-питающих» | |
57. | Происхождение мле-копитающих. | урок обобщения и систематиза-ции знаний | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | |
58. | Многообразие мле-копитающих. | урок изучения нового материала | видео-урок | индивидуальная | репродуктивный | устный: индиви-дуальный опрос | сообщение о млекопи-тающем, межжпредметные за-дания |
59. | Высшие и Плацентарные млекопитающие. | урок изучения нового материала | мини-конференция | индивидуальная | частично-поисковый | устный: по ито-гам выступления на мини-конфе-ренции | |
60. | Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | |
61. | Отряд Приматы | урок изучения нового материала | мини-конференция | индивидуальная | частично-поисковый | устный: по ито-гам выступления на мини-конфе-ренции | |
62. | Экологические группы млекопитающих | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | |
63. | Значение млекопитающих для человека | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | |
64. | Обобщение и повторение по главе «Класс Млекопитающие» | урок контроля знаний | смотр знаний | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения, частично- поисковый | тематический: устный и пись-менный | кроссворд |
Эволюция животного мира. | |||||||
65. | Доказательства эволюции животного мира. | урок изучения нового материала | лекция | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | |
66. | Учение Ч. Дарвина об эволюции. | урок изучения нового материала | лекция | фронтальная | репродуктивный | устный текущий | |
67. | Основные этапы раз-вития животного мира на Земле. | урок обобщения и систематиза-ции знаний | беседа | фронтальная | метод проблемного обучения | устный текущий | |
68. | Обобщение , повторение и систематизация знаний по материалу курса | комбинирован-ный урок | смотр заний | парная | частично-поисковый | письменный | |
69. | Итоговая годовая контрольная работа № 4 | урок обобщения знаний | фронтальная | письменный | |||
70 | Задания на лето. | урок обобщения знаний | игра «Бег с барье-рами» | парная | репродуктивный | итоговый устный |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
в учебнике описано 10 лабораторных работ, а запланировано для проведения - 6:
- Лабораторная работа 2 "Внешнее строение дождевого червя" и лабораторная работа 3 "Внутреннее строение дождевого червя" объединены в одну.
- Лабораторные работы 8-10 не запланированы, т.к. в школе нет влажных препаратов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Строение инфузории-туфельки"
Цель: научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения инфузории-туфельки
Оборудование: 1) микроскопы
2) микропрепараты "Инфузория-туфелька", культура с
живыми инфузориями, предметное и покровное стекло,
пипетка
Ход работы:
1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Сделайте микропрепарат. Рассмотрите инфузорию-туфельку при малом увеличении микроскопа, обратите внимание на ее форму и особенность
передвижения
3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.
Оформление результатов:
зарисуйте инфузорию-туфельку в тетрадь, подпишите части ее клетки.
Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для инфузории, как представителя простейших и указав особенности её передвижения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Знакомство со строением дождевого червя"
Цель: изучить внешнее и внутреннее (на поперечном срезе) строение дождевого червя, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания
Оборудование: 1) коллекция "Агроценоз"
2) микроскоп
3) микропрепарат "Поперечный срез дождевого червя"
Ход работы:
1. Рассмотрите в коллекции "Агроценоз" животных, совместно обитающих с дождевым червем в почве, сосредоточьте внимание на самом черве: на форме его тела, попробуйте сосчитать количество сегментов его тела.
2. Рассмотрите под микроскопом поперечный срез дождевого червя и, пользуясь учебником, определите: какие органы его видны на срезе.
Оформление результатов: зарисуйте увиденное.
Сделайте вывод, указав приспособления во внешнем строении дождевого червя для жизни в почве.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Внешнее строение раковин моллюсков"
Цель: познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков научиться их сравнивать.
Оборудование: 1) раковины моллюсков: катушки, большого прудовика,
беззубки
2) лупа
Ход работы: рассмотрите раковины моллюсков:
- подсчитайте число оборотов в раковинах катушки и
прудовика
2) рассмотрите перламутровый слой в раковинке беззубки;
3) определите возраст беззубки.
Оформление результатов: зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь.
Сделайте вывод, сравнив раковины этих моллюсков.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Внешнее строение насекомого"
Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых на
примере майского жука, научиться выявлять функции органов
Оборудование: коллекция "Майский жук".
Ход работы: рассмотрите насекомое:
- определите его длину и окраску;
- найдите 3 отдела тела;
- на голове найдите глаза, усики, ротовой аппарат, найдите в учебнике описание их функций;
- установите, к какому отделу тела прикреплены ноги и крылья, определите их число;
- найдите дыхальца, узнайте из учебника их функцию.
Оформление результатов:
Заполните в тетради таблицу:
Отделы тела | Расположенные на них органы | Функции органов |
Сделайте вывод, перечислив характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: "Внешнее строение рыб"
Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения речного окуня, научиться выявлять черты приспособленности к среде обитания
Оборудование: 1) емкость с рыбой
2) лупа
Ход работы:
1. Рассмотрите рыбу:
- определите форму ее тела;
- рассмотрите с помощью лупы чешую;
- рассмотрите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне;
- найдите глаза, боковую линию, жаберные крышки, плавники.
2. В учебнике прочитайте о значении этих органов в жизни рыб.
Оформление результатов: зарисуйте рассмотренную рыбу, подпишите её органы, без которых она не смогла бы жить в воде.
Сделайте вывод о характерных чертах приспособленности рыб к водной среде.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Внешнее строение птиц"
Цель: выявить особенности внешнего строения птиц.
Оборудование: 1) открытка с изображением птицы
2) инструкция по описанию птицы
3) набор перьев
Ход работы:
1. Рассмотрите открытку, опишите внешнее строение птицы, пользуясь инструкцией.
2. Исследуйте набор перьев, определите их виды, пользуясь учебником.
Оформление результатов: опишите внешнее строение птицы, схемой объясните классификацию птичьих перьев, зарисуйте примеры разных перьев, подписав их составные части.
Сделайте вывод, отметив на основании внешнего строения приспособления птиц к полёту.
К лабораторной работе 6 "Внешнее строение птицы"
Опишите внешнее строение предложенной вам птицы. Вот примерный план:
1. Величина (с воробья, меньше или больше).
2. Форма:
хвост (длинный, короткий, лирообразный и т.д.)
клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)
хохол на голове
и т.д.
3. Окраска:
общая (серая, черная, зеленоватая, пестрая и т.д.)
характерные цветовые отметины (черная голова, голубая "шапочка",
белые щеки и т.д.)
на крыльях белые полосы
хвост (красноватый, белый на конце и т.д.)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) литература для учащихся:
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Пол ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2004
- Книга для чтения по зоологии / составитель Молис С.А. - М.,: Просвещение, 1985.
- Рабочая тетрадь по биологии: животные в двух частях. -
М.,: Вентана-Граф, 2000.
б) литература для учителя:
- Бровкина Е.Т., Кузьмина Н.И. Уроки зоологии. - М., Просвещение, 1981.
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя. - .М., Просвещение, 1985.
- Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. - М., Просвещение, 1985.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1994.
- Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе. - М., Просвещение, 1990.
- Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. - М., Просвещение, 1987.
- Лернер Г.И. Биология животных: тесты и задания. - М., Аквариум, 2000.
- Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
- Теремов А.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология. - М., АСТ-Пресс, 2002.
Календарное планирование
уроков биологии в 7 классах
по учебнику В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко
«Биология. Животные.»
Москва, издательство « Вентана-Граф» 2006 год.
Всего 70 часов- 2 часа в неделю.
№ № | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Глава 1.Общие сведения о мире животных( 8 ч.) Зоология – наука о животных. | 1 | ||
2 | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. | 1 | ||
3 | Классификация животных и основные систематические группы. | 1 | ||
4 | Влияние человека на животных. | 1 | ||
5 | Краткая история развития зоологии. | 1 | ||
6 | Клетка. | 1 | ||
7 | Ткани. | 1 | ||
8 | Органы и системы органов. | 1 | ||
9 | Глава 3. Подцарство Простейшие ( 4 ч.) Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | 1 | ||
10 | Класс Жгутиконосцы. | 1 | ||
11 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории туфельки». | 1 | ||
12 | Многообразие Простейших. Паразитические Простейшие. | 1 | ||
13 | Глава 4. Подцарство Многоклеточные животные (2+ 1 ч.) Тип Кишечнополостные. | 1 | ||
14 | Морские кишечнополостные. | |||
15 | Обобщающая контрольная работа № 1 по изученным главам. | 1 | ||
16 | Глава 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви ( 5 ч.) Тип Плоские черви. | 1 | ||
17 | Разнообразие плоских червей : сосальщики и цепни. | 1 | ||
18 | Тип Круглые черви. | 1 | ||
19 | Тип Кольчатые черви. | 1 | ||
20 | Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 «Внешнее и внутреннее строение дождевого червя». | 1 | ||
21 | Глава 6. Тип Моллюски ( 4 ч.) Общая характеристика типа Моллюски. | 1 | ||
22 | Класс Брюхоногие моллюски. | 1 | ||
23 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». | 1 | ||
24 | Класс Головоногие моллюски. | 1 | ||
25 | Глава 7. Тип Членистоногие (7+ 1 ч.) Класс Ракообразные. | 1 | ||
26 | Класс Паукообразные | 1 | ||
27 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого». | 1 | ||
28 | Типы развития насекомых. | 1 | ||
29 | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 | ||
30 | Насекомые –вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 1 | ||
31 | Обобщение и проверка знаний по изученным главам. | 1 | ||
32 | Обобщающая контрольная работа № 2 по изученным главам. | 1 | ||
33 | Глава 8. Тип Хордовые (6 ч.) Общие признаки хордовых животных. | 1 | ||
34 | Надкласс Рыбы. Лабораторная работа № 5 « Внешнее строение и особенности передвижения рыбы». | 1 | ||
35 | Внутреннее строение рыбы. Лабораторная работа № 6 «Внутреннее строение тела рыбы». | 1 | ||
36 | Особенности размножения рыб. | 1 | ||
37 | Основные систематические группы рыб. | 1 | ||
38 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение знаний по главе « Тип Хордовые». | 1 | ||
39 | Глава 9. Класс Земноводные или Амфибии (4 ч.) Места обитания и строение земноводных. | 1 | ||
40 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных. | 1 | ||
41 | Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. | 1 | ||
42 | Многообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по главе «Класс Земноводные» | 1 | ||
43 | Глава 10. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии(4 ч.) Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. | 1 | ||
44 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | 1 | ||
45 | Многообразие пресмыкающихся. | 1 | ||
46 | Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Обобщение знаний по главе «Класс Пресмыкающиеся». | 1 | ||
47 | Глава 11. Класс Птицы ( 5+1 ч.) Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение птицы. Строение перьев». | 1 | ||
48 | Опорно – двигательная система птиц. | 1 | ||
49 | Внутреннее строение птиц. | 1 | ||
50 | Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 1 | ||
51 | Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. | 1 | ||
52 | Обобщающая контрольная работа № 3 по изученным главам. | 1 | ||
53 | Глава 12. Класс Млекопитающие или Звери( 11 ч.) Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания. | 1 | ||
54 | Внутреннее строение млекопитающих: опорно- двигательная и нервная системы. | 1 | ||
55 | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. | 1 | ||
56 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 1 | ||
57 | Происхождение млекопитающих. | 1 | ||
58 | Многообразие млекопитающих. | |||
59 | Высшие или Плацентарные млекопитающие. | 1 | ||
60 | Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. | 1 | ||
61 | Отряд Приматы. | 1 | ||
62 | Экологические группы млекопитающих. | 1 | ||
63 | Значение млекопитающих для человека. | 1 | ||
64 | Обобщение и повторение по главе «Класс Млекопитающие». | 1 | ||
65 | Глава 13. Развитие животного мира на Земле( 4+1 ч.) Доказательства эволюции животного мира. | 1 | ||
66 | Учение Ч.Дарвина об эволюции. | |||
67 | Основные этапы развития животного мира на Земле | 1 | ||
68 | Обобщение, повторение и систематизация знаний по материалу курса. | 1 | ||
69 | Итоговая годовая контрольная работа № 4 | 1 | ||
70 | Задания на лето. | 1 |
Лабораторных работ – 6
Контрольных работ - 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...