рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Журтова Залина Алисовна

программа расчитана на 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_-_7_klass.doc389.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена

  • на основе программы

 авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой 

(Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М.,: Вентана-Граф, 2005.) ,  рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю)

  • в соответствии с учебником, допущенным

Министерством образования Российской Федерации: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.

Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Пол ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2004.

     

      Изучение биологии направлено на достижение следующих      

                                           целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладения умениями применять  биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание  позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

       

                     

             Задачи раздела «Животные» ( 7 класс )

     

*обучения:

1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования  через систему из 70 уроков

продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии и видео-уроки                                                

                                               

  • продолжить развивать у детей общеучебные умения:

особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного

 через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания

                                                                                                     

2. закрепить интерес к изучению биологии  через разнообразные формы уроков

3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий

*развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:

     -продолжить развитие внимания, памяти,

     -особое внимание обратить на развитие мышления (способности    производить анализ и синтез),

     -развивать стремление добиваться особых успехов,

     - продолжить формирование положительного отношения к учёбе

         через учебный материал уроков

*воспитания: способствовать воспитанию  совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе)  через учебный материал уроков, экскурсии.

Содержание учебной программы:

               

                Тема 1. "Общие сведения о животных" - 8 часов.

Зоология - наука о животных. Краткая история развития  зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Строение  тела  животных: клетка, ткани, органы и системы органов.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                   учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • сходства и различия животных и растений
  • систематические категории животных
  • среды жизни и места обитания живот-ных
  • строение животной клетки
  • ткани животных
  • органы и системы органов в организме животных

на повышенном уровне:

  • краткую историю развития зоологии
  • клетка - единица строения и жизнедея-тельности
  • функции тканей животных
  • функции систем органов

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • давать определения
  • перечислять черты сходства и различия у растений и животных
  • распознавать на рисунках части клетки и виды тканей
  • узнавать на таблицах органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • делать выводы (о чем говорит сходство растений и животных, а о чем – различие)
  • доказывать, что особенности строения ткани обеспечивают выполнение ими соответствующих функций

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • зоология (стр.4)
  • среда обитания (стр.11)
  • хищничество (стр.13)
  • паразитизм (стр. 13)
  • симбиоз (стр.15)
  • биоценоз (стр.15)
  • биогеоценоз (стр.17)
  • систематика (стр.17)
  • классификация (стр.17)
  • вид (стр.17)
  • заповедник (стр.21)
  • Красная книга (стр.21)
  • мембрана (стр.26)
  • цитоплазма (стр.27)
  • ядро (стр.26)
  • ткань (стр.29)
  • ткани:

- эпителиальная (стр.29)

- соединительная (стр.29)

- мышечная (стр.29)

- нервная (стр.30)

  • орган (стр.30)
  • система органов (стр.30)

на повышенном уровне:

  • морфология (стр.4)
  • анатомия (стр.4)
  • цитология (стр.4)
  • физиология (стр.4)
  • палеонтология
  • генетика (стр.5)
  • зоогеография (стр.5)
  • этология (стр.5)
  • нектон (стр.12)
  • продуценты (стр.16)
  • консументы (стр.16)
  • редуценты (стр.16)
  • популяция (стр.18)
  • ареал (стр.18)
  • хромосомы (стр.26)
  • нейрон (стр.32)
  • центральная нервная система (стр.32)
  • периферическая нервная система (стр.32)

                           

                             

                                 Тема 2. "Простейшие" - 4 часа

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение саркодовых, жгутиконосцев и инфузорий.

                      В соответствии со стандартом биологического образования

                                                   учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные черты одноклеточных
  • строение и жизнедеятельность амебы обыкновенной, эвглены зеленой и ин-фузории туфельки
  • значение их в природе и жизни человека

на повышенном уровне:

  • других представителей одноклеточных организмов

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • давать характеристику простейших
  • узнавать на рисунках и таблицах основ-ных представителей
  • рассматривать простейших под микро-скопом и делать рисунки

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение простейших орга-низмов
  • делать выводы        

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • одноклеточные организмы (стр.35)
  • колониальные организмы (стр.35)
  • ложноножки (стр.36)
  • сократительная вакуоль (стр.37)
  • циста (стр.38)
  • раздражимость  (стр.39)

на повышенном уровне:

  • пелликула (стр.41)
  • базальное тельце (стр.41)
  • автотрофное и гетеротрофное питание (стр.41)
  • трихоцисты (стр.46)
  • конъюгация (стр.44)
  • обмен веществ

                          Тема 3. "Тип Кишечнополостные" - 3 часа

Пресноводные и морские кишечнополостные: особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                  учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки многокисточных организмов
  • общую характеристику типа
  • среду обитания и внешнее строение гид-ры
  • строение и значение всех кисток ее тела
  • размножение гидры
  • регенерацию и ее значение для орга-низма
  • рефлекс

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь строения с функциями
  • этапы рефлекса
  • многообразие и значение морских кишеч-нополостных

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • давать характеристику типа
  • называть процессы жизнедеятельности
  • уметь пользоваться рисунками, схемами, таблицами

на повышенном уровне:

  • показывать взаимосвязь строения с вы-полняемыми функциями
  • обосновывать процессы жизнедеятельности

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • лучевая симметрия (стр.55)
  • эктодерма (стр.55)
  • энтодерма (стр.55)
  • почкование (стр.60)
  • регенерация (стр.61)
  • зигота (стр.65)
  • чередование поколений (стр.66)
  • рефлекс (стр.58)

на повышенном уровне:

  • мезоглея (стр.57)
  • планула (стр.63)
  • ропалии (стр.65)
  • статоцисты (стр.65)
  • медузы (стр.65)
  • актинии (стр.63)
  • кораллы (стр.63)

                                         

                                     

                                      Тема 4. "Черви" - 5 часов

Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                  учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общую характеристику типов
  • общую характеристику классов: Сосаль-щики, Ленточные, Малощетинковые
  • приспсобления к паразитизму
  • меры борьбы с червями-паразитами
  • роль червей в природе и жизни человека

на повышенном уровне:

  • характеристику классов: Ресничные, Многощетинковые, Пиявки
  • взаимосвязь строения с функциями
  • циклы развития
  • причины упрощения организации у пара-зитических червей

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки типов и классов
  • называть органы и системы органов
  • узнавать на рисунках представителей разных типов и классов
  • наблюдать за объектами, сравнивать их

на повышенном уровне

  • показывать усложнение плоских, круг-лых и кольчатых червей в процессе эво-люции
  • раскрывать взаимосвязь строения с вы-полняемыми функциями
  • делать выводы, сравнивать, обобщать

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • двусторонняя симметрия (стр.68)
  • мезодерма (стр.68)
  • паренхима (стр.68)
  • семенники (стр.72)
  • яичники (стр.72)
  • промежуточный хозяин (стр.76)
  • незамкнутая и замкнутая кровеносная система (стр.85)
  • планктон (стр.85)

на повышенном уровне

  • кожно-мускульный мешок (стр.69)
  • дегенерация
  • эндопаразиты (стр.73)
  • кутикула (стр.74)
  • целом (стр.84)
  • гидроскелет (стр.85)
  • пальпы (стр.85)
  • параподии (стр.86)
  • муфта (стр.81)
  • гирудин (стр.92)

                                        Тема 5. "Моллюски" - 4 часа

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.

 В соответствии со стандартом биологического образования

                                                        учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки типа
  • внешнее и внутреннее строение прудови-ка и беззубки
  • черты приспособленности моллюсков к среде обитания
  • многообразие моллюсков
  • их роль в природе и жизни человека

на повышенном уровне

  • признаки классов
  • соответствие строения выполняемым функциям

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки типа, процессы жиз-недеятельности, черты приспособленнос-ти к среде обитания
  • узнавать представителей типа на рисун-ках
  • работать с натуральными объектами

на повышенном уровне:

  • показывать взаимосвязь строения с вы-полняемыми функциями
  • доказывать, что моллюски – высокоор-ганизованые беспозвоночные
  • сравнивать представителей разных клас-сов

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • раковина (стр.95)
  • мантия (стр.95)
  • мантийная полость (стр.95)
  • перламутр (стр.96)
  • незамкнутая кровеносная система (стр.97)
  • устье и вершина раковины (стр.100)
  • артерии (стр.101)
  • вены (стр.101)
  • капилляры (стр.101)

на повышенном уровне:

  • ассимметричность (стр.96)
  • радула (стр.97)
  • ганглии (стр.97)
  • биссус (стр.104)
  • вводной и выводной сифоны (стр.104)
  • половой диморфизм (стр.112)
  • сперматофоры (стр.112)

             

                         

                           Тема 6. "Тип Членистоногие" - 8 часов

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение ракообразных, паукообразных и насекомых.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                   учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки типа, классов
  • внешнее и внутреннее строение речного рака, паука-крестовика, насекомого
  • черты приспособленности организмов к среде обитания
  • стадии развития насекомых
  • многообразие членистоногих, их роль в природе и жизни человека
  • охраняемых насекомых КБР

на повышенном уровне

  • признаки важнейших отрядов
  • соответствие строения выполняемым функциям
  • основы поведения насекомых
  • черты сходства и различия стадий разви-тия насекомых
  • шелководство
  • пчеловодство
  • охраняемых насекомых России

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки типа, классов
  • распознавать на рисунках, таблицах, в коллекциях представителей разных групп
  • находить их отделы тела
  • зарисовывать внешнее строение насеко-мых

на повышенном уровне:

  • сравнивать представителей разных клас-сов и отрядов
  • доказывать, что членистоногие – высоко-организованные беспозвоночные

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • наружный скелет (стр.115)
  • хитин (стр.115)
  • общественные насекомые (стр.135)
  • полное превращение (стр.132)
  • неполное превращение (стр.131)

на повышенном уровне:

  • фасетки (стр.116)
  • смешанная полость тела (стр.117)
  • гемолимфа (стр.117)
  • хелицеры (стр.121)
  • перга (стр.138)
  • грена (стр.139)

                       

       

                          Тема 7. "Тип Хордовые" - 32 часа

а) Ланцетник - низшее хордовое. Рыбы: внешнее и внутреннее строение, особенности размножения, основные систематические группы, промысловые рыбы: рациональное использование и охрана.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                      учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки рыб
  • внешнее и внутреннее строение рыб
  • многообразие и значение рыб
  • охраняемые виды рыб

на повышенном уровне:

  • признаки отрядов
  • особенности строения в связи со средой обитания
  • взаимосвязь строения с функциями
  • обмен веществ
  • поведение рыб
  • охраняемые виды рыб в России

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки типа, класса
  • находить отделы тела и органы рыб
  • распознавать на рисунках представите-лей разных отрядов
  • зарисовывать внешнее строение рыбы

на повышенном уровне:

  • называть признаки отрядов
  • показывать взаимосвязь строения и функ-ции
  • обосновывать необходимость охраны рыб

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • боковая линия (стр.156)
  • плавники (стр.155)
  • плавательный пузырь (стр.158)
  • головной мозг (стр.160)
  • спинной мозг (стр.160)
  • артериальная кровь (стр.160)
  • венозная кровь (стр.160)
  • нерест (стр.164)
  • проходные рыбы (стр.168)

на повышенном уровне:

  • отделы головного мозга (стр.160):

  - передний

  - средний

  - промежуточный

  - мозжечок

  - продолговатый

  • миграции (стр.164)
  • акклиматизация (стр.172)

б) Земноводные: места обитания  и  внешнее  строение,  внутреннее строение, годовой цикл жизни земноводных, их происхождение,  многообразие и значение.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки класса
  • внешнее и внутреннее строение земно-водных
  • их размножение и развитие
  • отряды Хвостатых и Бесхвостых
  • происхождение земноводных
  • охраняемые виды в КБР

на повышенном уровне:

  • внешнее строение в связи со средой оби-тания
  • особенности внутреннего строения в сравнении с рыбами
  • отряд Безногие
  • охраняемые виды в России

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки класса
  • находить у земноводных отделы тела
  • распознавать на рисунках представите-лей разных отрядов

на повышенном уровне:

  • называть признаки отрядов
  • сравнивать представителей разных отря-дов

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • среднее ухо (стр.176)
  • смешанная кровь (стр.176)
  • пояса конечностей (стр.179)
  • поджелудочная железа (стр.180)
  • малый и большой круги кровообращения (стр.181)
  • латимерия (стр.185)

на повышенном уровне:

  • анабиоз (стр.183)
  • рипидистии (стр.185)
  • ихтиостегиды (стр.186)

в) Пресмыкающиеся: особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие и значение. Вымершие пресмыкающиеся.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                  учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки класса
  • внешнее и внутреннее строение
  • многообразие пресмыкающихся
  • древние пресмыкающиеся
  • охраняемые пресмыкающиеся

на повышенном уровне:

  • черты сходства и различия с земно-водными
  • особенности внешнего и внутреннего строения в связи с переходом к назем-ному образу жизни
  • происхождение пресмыкающихся
  • охраняемые виды России

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки класса
  • распознавать представителей разных классов на рисунках

на повышенном уровне:

  • доказывать происхождение пресмыкаю-щихся от древних земноводных
  • находить черты сходства и отличия зем-новодных и пресмыкающихся, объяснять, чем это обусловлено

                                  термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • прямое развитие (стр.197)
  • внутреннее оплодотворение (стр.196)
  • линька (стр.193)

на повышенном уровне:

  • третье веко (стр.193)
  • мыщелок (стр.193)
  • термолокаторы (стр.195)

г) Птицы: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц, многообразие и значение птиц, их охрана.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки класса
  • внешнее и внутреннее строение
  • размножение птиц
  • строение яйца
  • забота о потомстве
  • поведение птиц
  • происхождение птиц
  • приспособленность птиц к сезонным из-менениям в природе: гнездования, ко-чевки, перелеты
  • экологические группы птиц
  • роль птиц в природе и жизни человека
  • птицеводство

на повышенном уровне:

  • черты сходства и отличия с пресмыкаю-щимися
  • особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания
  • рефлексы: условные и безусловные
  • причины перелетов и способы их изуче-ния
  • доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся
  • приспособленность представителей раз-ных отрядов к среде обитания
  • породы домашних птиц

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки класса
  • распознавать представителей разных эко-логических групп
  • распознавать отделы тела птиц, части перьев, отделы скелета
  • зарисовывать строение пера
  • применять знания для охраны птиц

на повышенном уровне:

  • находить особенности во внешнем и внутреннем строении, связанные с поле-том
  • доказывать происхождение птиц от древ-них пресмыкающихся

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • цевка (стр.211)
  • птенцы гнездовые и выводковые (стр.222)
  • перелетные, кочующие и оседлые птицы (стр.228)
  • токование (стр.233)
  • теплокровность (стр.219)

на повышенном уровне:

  • абрис (стр.209)
  • птерилии (стр.209)
  • аптерии (стр.209)
  • каракоид (стр.213)
  • экстраполяция (стр.218)
  • халазы (стр.220)
  • инкубатор (стр.241)
  • археоптерикс (стр.242)

д) Млекопитающие: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, происхождение, многообразие, экологические группы и значение млекопитающих.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                 учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки класса
  • внешнее и внутреннее строение
  • размножение и развитие
  • происхождение млекопитающих
  • отряды класса Млекопитающих
  • роль млекопитающих в природе и жизни человека
  • сельскохозяйственные млекопитающие
  • происхождение домашних животных

на повышенном уровне:

  • черты сходства и различия с пресмыкаю-щимися
  • усложнения в строении млекопитающих в сравнении с другими классами хордо-вых
  • доказательства происхождения млекопи-тающих
  • черты приспособленности представите-лей отрядов к среде обитания
  • мероприятия по охране млекопитающих
  • породы сельскохозяйственных животных

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • завывать признаки отрядов
  • узнавать представителей разных отрядов
  • определять систематическое положение представителей разных отрядов

на повышенном уровне:

  • находить черты усложенения млекопита-ющих во внешнем и внутреннем строе-нии
  • доказывать происхождение млекопита-ющих от древних пресмыкающихся

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • волосяной покров (стр.248)
  • зубы: резцы, клыки, коренные (стр.250)
  • бронхиолы (стр.245)
  • альвеолы (стр.254)
  • извилины (стр.267)
  • живорождение (стр.256)
  • яйцекладущие (стр.256)

на повышенном уровне:

  • вибрисы (стр.248)
  • диафрагма (стр.251)
  • плацента (стр.256)
  • эхолокация (стр.265)
  • реакклиматизация (стр.285)

       

         Тема 8. "Развитие животного мира на Земле" -  6 часов

Доказательства и причина эволюции животного мира, основные этапы развития животного мира на Земле.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                   учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, элебриологические, пале-онтологические
  • понятие о естественном и искусственном отборе
  • происхождение одноклеточных и много-клеточных организмов

на повышенном уровне:

  • движущие силы эволюции (по Ч. Дарви-ну)
  • сравнительную характеристику естест-венного и искусственного отбора
  • усложнение животных в процессе эво-люции

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть доказательства эволюции

на повышенном уровне:

  • использовать знания для доказательства эволюции животного мира

термины и понятия, которые  необходимо знать

на базовом уровне:

  • эволюция (стр.289)
  • палеонтология (стр.290)
  • эмбриология (стр.289)
  • наследственность (стр.290)
  • изменчивость (стр.290)
  • отбор (стр.291)
  • борьба за существование (стр.292)

на повышенном уровне

  • движущие силы эволюции


 Календарно-тематическое планирование

раздела «ЖИВОТНЫЕ» (7 класс)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Форма урока

Форма организации познавательной деятельности

Методы урока

Контроль

Творчес-тво

1

2

3

4

5

6

7

8

Общие сведения о животных.

1.

 Зоология – наука о животных

урок изучения нового матери-ала

рассказ с элемен-тами беседы

фронтальная

объяснительно-иллюстративный

устный текущий

2

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи живот-ных в природе

урок обобщения и систематиза-ции знаний

беседа

парная

репродуктивный, метод проблемного обучения

устный: оценка работы в паре

3

Классификация жи-вотных. Основные систематические группы животных

урок обобщения и систематиза-ции знаний

беседа

индивидуальная

репродуктивный

устный текущий

4

Влияние человека на животных

урок обобщения и систематиза-ции знаний

беседа

фронтальная

метод проблемного обучения

устный текущий

5

Краткая история развития зоологии

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

6.

Клетка

урок изучения нового матери-ала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

рисунок (по мела-нию)

7.

Ткани

урок изучения нового матери-ала

рассказ

парная

метод проблемного обучения

устный: оценка работы в паре

сказка А.Толсто-го «Бура-тино»

1

2

3

4

5

6

7

8

8.

Органы и системы органов

урок изучения нового матери-ала

самостоятельная работа с учебником

индивидуальная

частично-поисковый

письменный: по результатам ра-боты в тетради

кроссворд

Простейшие.

9.

 Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

урок изучения нового матери-ала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

рисунки

10.

Класс Жгутиконосцы

урок изучения нового матери-ала

рассказ с элемента-ми беседы

фронтальная

метод проблемного обучения

устный: индиви-дуальный опрос

рисунки

11.

Тип Инфузории. Лаб. работа № 1

«Строение  и передвижение инфузории-туфельки»

комбинирован-ный урок

рассказ,

Лаб. работа № 1

«Строение  и передвижение инфузории-туфельки»

парная

частично-поисковый

письменный: по результатам ла-бораторной ра-боты

рисунки

12.

Многообразие прос-тейших. Паразитические Простейшие.

урок обобщения и систематиза-ции знаний

мини-конференция

индивидуальная

репродуктивный

устный: по ре-зультатам выс-тупления на ми-ни-конференции

Кишечнополостные.

13.

Тип Кишечнополостные

урок изучения нового матери-ала

рассказ с элемента-ми беседы

фронтальная

объяснительно-иллюстративный

устный текущий

рисунки

14.

Морские Кишечно-полостные

урок изучения нового матери-ала

видеоурок

индивидуальная

репродуктивный

письменный: провер. работа «Строение и жиз-недеятельность Кишечнополост-ных»

15.

Контрольная работа по теме: «Простейшие и Кишечнополостные»

урок контроля знаний

парная

репродуктивный

устный тематический

1

2

3

4

5

6

7

8

Черви.

16.

Тип Плоские черви.

урок изучения нового матери-ала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

рисунки

17.

Разнообразие плос-ких червей: сосальщи-ки и цепни.

урок изучения нового матери-ала

самостоятельная работа с учебником

индивидуальная

частично-поисковый

письменный: по результатам за-полнения таб-лицы в тетради

18.

Тип Круглые черви

урок изучения нового матери-ала

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный индиви-дуальный опрос

19.

Тип Кольчатые черви: многощетинковые

урок изучения нового матери-ала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

20.

Класс Малощетинко- вые черви. Лабор. работа №2 «Внешнее и внутреннее строение  дожде-вого червя»

комбинирован-ный урок

рассказ,

Лабор. работа №2 «Внешнее и внутреннее строение  дожде-вого червя»

парная

частично-поисковый

письменный: по результатам лабор. работы

рисунки

Моллюски.

21.

Общая характерис-тика  типа Моллюсков

урок изучения нового матери-ала

рассказ, мини-кон-ференция «Рекор-ды моллюсков»

индивидуальная

репродуктивный

устный: по рез-ультатам выступ-ления на мини-конференции

22.

 Класс Брюхоногие моллюски.

урок изучения нового матери-ала

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

1

2

3

4

5

6

7

8

23.

Класс Двустворчатые моллюски. лабор. работа № 3 «Внешнее строение раковин моллюсков»

комбинирован-ный урок

рассказ,

лабор. работа № 3 «Внешнее строение раковин моллюс-ков»

индивидуальная

частично-поисковый

письменный: по результатам лабор. работы

рисунки

24.

Класс Головоногие моллюски.

урок изучения нового матери-ала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

письменный: провер. работа «Моллюски»

Членистоногие.

25.

Класс Ракообразные

урок изучения нового материала

рассказ с элемента-ми беседы

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

И. Крылов басня «Ле-бедь, рак и щука», фра-зеологизмы

26.

Класс Паукообразные

урок изучения нового материала

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный: индиви-дуальный опрос

древне-греческий миф об Арахне

27.

Класс Насекомые. Лабор. работа № 4 «Внешнее строение насекомого»

комбинирован-ный урок

рассказ,

лабор. работа № 4 «Внешнее строение насекомого»

индивидуальная

частично-поисковый

письменный: провер. работа «Ракообразные и паукообразные»; по итогам лабор. работы

рисунки

28.

Типы развития насекомых.

урок изучения нового материала

самостоятельная работа с учебником

индивидуальная

частично-поисковый

письменный.

29

Пчелы и муравьи- обществен.насекомые. Полезные насекомые. Охрана  насекомых.

урок обобщения и систематиза-ции знаний

видео-урок

индивидуальная

репродуктивный

устный текущий

сообщение о насеко-мом

1

2

3

4

5

6

7

8

30.

Насекомые – вреди-тели сада и огорода.

урок обобщения и систематиза-ции знаний

мини-конференция

парная

репродуктивный

письменный: провер. работа «Многообразие насекомых», уст-ный: по итогам выступления на мини-конферен-ции

К. Чуковс-кий «Муха-Цокотуха»

31

Обобщение и проверка знаний по изученным темам

32.

Контрольная работа по теме: «Моллюски. Членистоногие».

урок контроля знаний

комбинированный зачет

индивидуальная

репродуктивный,  метод проблемного обучения

тематический устный и пись-менный

кроссворд, загадки

Хордовые.

33.

Общие признаки хордовых животных

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

34.

Надкласс Рыбы. лабор. работа № 5 «Внешнее строение рыб»

комбинирован-ный урок

рассказ,

лабор. работа № 5 «Внешнее строение рыб»

индивидуальная

частично-поисковый

письменный: по результатам лабор. работы

рисунки

35.

Внутреннее строение рыбы.

урок изучения нового материала

беседа

фронтальная

метод проблемного обучения

устный текущий

пластинка «Звуковые сигналы рыб»

36.

Особенности размножения рыб.

урок изучения нового материала

беседа

фронтальная

репродуктивный

письменный: провер. работа «Строение рыб»

37.

Основные система-тические группы рыб.

урок изучения нового матер.

видео-урок

индивидуальная

репродуктивный

устный: индиви-дуальный опрос

сообщение

1

2

3

4

5

6

7

8

38.

Промысловые рыбы,

 их рациональное использование и охрана.

урок обобщения и систематиза-ции знаний

урок-редакция

парная

репродуктивный

письменный: за статью в журнал, написанную в паре

коллектив-ное оформ-ление кра-сочного журнала

39.

Места обитания и строение земноводных.

урок изучения нового матери-ала

беседа

фронтальная

метод проблемного обучения

устный текущий

пластинка «Голоса земновод-ных»

40.

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

урок изучения нового матери-ала

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

41.

Годовой цикл жизни и происхождение земноводных.

урок изучения нового матери-ала

беседа

фронтальная

метод проблемного обучения

письменный: пров. раб. «Строение земноводных»

42.

Многообразие и значение земноводных.

урок изучения нового матери-ала

видео-урок

индивидуальная

репродуктивный

устный индиви-дуальный опрос

сообщение о земно-водных

43.

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

44.

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

урок изучения нового матери-ала

рассказ с элементами беседы

фронтальная

метод проблемного обучения

устный текущий

45.

Многообразие пресмыкающихся.

урок изучения нового матери-ала

мини-конференция

индивидуальная

репродуктивный

устный: по ито-гам выступления на мини-конфе-ренции

сообщение о пресмы-кающихся

46

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся

47.

Среда обитания и внешнее строение птиц. лабор. работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

комбинирован-ный урок

рассказ,

лабор. работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

индивидуальная

метод проблемного обучения

письменный: по результатам лабор. работы

пластинка «Голоса птиц»

48.

Опорно-двигательная система.

Комбинирован-ный урок

рассказ

парная

метод проблемного обучения

письменный: по итогам лабор. работы

49.

Внутреннее строение птиц.

урок изучения нового матери-ала

рассказ

фронтальная

метод проблемного обучения

устный фронтальный

50

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явле-ния в жизни птиц.

урок изучения нового матери-ала

самостоятельная работа с учебником

индивидуальная

репродуктивный

письменный: провер. работа «Особенности строения птиц» и за конспект в тетради

51.

Многообразие птиц. Значение птиц и их охрана.

урок обобщения и систематиза-ции знаний

видео-урок

индивидуальная

репродуктивный

устный текущий

сообщение о птице

52.

Контрольная работа  по изученным классам животных.

урок контроля знаний

комбинированный зачет

индивидуальная

репродуктивный,

метод проблемного обучения

тематический устный и пись-менный

кроссвор-ды, загад-ки

53.

Внешнее строение млекопитающих

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

54.

Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная система

урок комплекс-ного применения знаний

рассказ.

парная

частично-поисковый

письменный

55

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

56.

Размножение и развитие млекопитающих.

урок изучения нового материала

самостоятельная работа с учебником

индивидуальная

репродуктивный

письменный: провер. работа «Строение млеко-питающих»

57.

Происхождение мле-копитающих.

урок обобщения и систематиза-ции знаний

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

58.

Многообразие мле-копитающих.

урок изучения нового материала

видео-урок

индивидуальная

репродуктивный

устный: индиви-дуальный опрос

сообщение о млекопи-тающем, межжпредметные за-дания

59.

Высшие и Плацентарные млекопитающие.

урок изучения нового материала

мини-конференция

индивидуальная

частично-поисковый

устный: по ито-гам выступления на мини-конфе-ренции

60.

Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

61.

Отряд Приматы

урок изучения нового материала

мини-конференция

индивидуальная

частично-поисковый

устный: по ито-гам выступления на мини-конфе-ренции

62.

Экологические группы млекопитающих

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

63.

Значение млекопитающих для человека

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

64.

Обобщение и повторение по главе «Класс Млекопитающие»

урок контроля знаний

смотр знаний

индивидуальная

репродуктивный,

метод проблемного обучения,

частично-

поисковый

тематический: устный и пись-менный

кроссворд

Эволюция животного мира.

65.

Доказательства эволюции животного мира.

урок изучения нового материала

лекция

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

66.

Учение Ч. Дарвина об эволюции.

урок изучения нового материала

лекция

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

67.

Основные этапы раз-вития животного мира на Земле.

урок обобщения и систематиза-ции знаний

беседа

фронтальная

метод проблемного обучения

устный текущий

68.

Обобщение , повторение и систематизация знаний по материалу курса

комбинирован-ный урок

смотр заний

парная

частично-поисковый

письменный

69.

Итоговая годовая контрольная

работа № 4

урок обобщения знаний

фронтальная

письменный

70

Задания на лето.

урок обобщения знаний

игра «Бег с барье-рами»

парная

репродуктивный

итоговый устный


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

                   

      в учебнике описано 10 лабораторных  работ, а запланировано для проведения - 6:

  • Лабораторная работа 2 "Внешнее строение дождевого червя"  и лабораторная работа 3 "Внутреннее строение дождевого червя"    объединены в одну.

  • Лабораторные работы 8-10  не запланированы, т.к. в школе нет влажных препаратов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: "Строение инфузории-туфельки"

Цель: научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения инфузории-туфельки

Оборудование: 1) микроскопы

                            2) микропрепараты "Инфузория-туфелька", культура с    

                                 живыми инфузориями, предметное и покровное стекло,

                                 пипетка

Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Сделайте микропрепарат. Рассмотрите инфузорию-туфельку при малом увеличении микроскопа, обратите внимание на ее форму и особенность

  передвижения

3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.

Оформление результатов:

зарисуйте инфузорию-туфельку в тетрадь, подпишите части ее клетки.

Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для инфузории, как представителя простейших и указав особенности её передвижения.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: "Знакомство со строением дождевого червя"

Цель: изучить внешнее и внутреннее (на поперечном  срезе) строение дождевого червя, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания

Оборудование: 1) коллекция "Агроценоз"

                              2) микроскоп

                            3) микропрепарат "Поперечный срез дождевого червя"

Ход работы:

1. Рассмотрите в коллекции "Агроценоз" животных, совместно обитающих с дождевым червем в почве, сосредоточьте внимание на самом черве: на форме его тела,  попробуйте  сосчитать количество сегментов его тела.

2. Рассмотрите под микроскопом поперечный срез дождевого червя и, пользуясь учебником, определите: какие органы его видны на срезе.

Оформление результатов: зарисуйте увиденное.

Сделайте вывод, указав приспособления во внешнем строении  дождевого червя для жизни в почве.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: "Внешнее строение раковин моллюсков"

Цель: познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков научиться их сравнивать.

Оборудование: 1) раковины моллюсков: катушки, большого прудовика,

                                 беззубки

                            2) лупа

Ход работы: рассмотрите раковины моллюсков:

  1. подсчитайте число оборотов в раковинах катушки и

                          прудовика

2) рассмотрите перламутровый слой в раковинке беззубки;

3) определите возраст беззубки.

Оформление результатов: зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь.

Сделайте вывод, сравнив раковины этих моллюсков.

                                        ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: "Внешнее строение насекомого"

Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых на

           примере майского жука, научиться выявлять функции органов

Оборудование: коллекция "Майский жук".

Ход работы: рассмотрите насекомое:

- определите его длину и окраску;

- найдите 3 отдела тела;

- на голове найдите глаза, усики, ротовой аппарат, найдите в учебнике описание их функций;

- установите, к какому отделу тела прикреплены ноги и крылья, определите их число;

- найдите дыхальца, узнайте из учебника их функцию.

Оформление результатов:

Заполните в тетради таблицу:

  Отделы тела

Расположенные на них органы

Функции органов

 

Сделайте вывод, перечислив характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих.

   

                                          ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

         по теме: "Внешнее строение рыб"

Цель: познакомиться с  особенностями  внешнего  строения  речного окуня, научиться выявлять черты приспособленности к среде обитания

Оборудование: 1) емкость с рыбой

                            2) лупа

Ход работы:

1. Рассмотрите рыбу:

- определите форму ее тела;

- рассмотрите с помощью лупы чешую;

- рассмотрите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне;

- найдите глаза, боковую линию, жаберные крышки, плавники.

2. В учебнике прочитайте о значении этих органов в жизни рыб.

Оформление результатов: зарисуйте рассмотренную рыбу, подпишите её органы, без которых она не смогла бы жить в воде.

Сделайте вывод о характерных чертах приспособленности рыб к водной среде.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: "Внешнее строение птиц"

Цель: выявить особенности внешнего строения птиц.

Оборудование: 1) открытка с изображением птицы

                            2) инструкция по описанию птицы

                            3) набор перьев

Ход работы:

1. Рассмотрите открытку, опишите внешнее строение птицы, пользуясь инструкцией.

2. Исследуйте набор перьев, определите их виды, пользуясь учебником.

Оформление результатов: опишите внешнее строение птицы, схемой объясните классификацию птичьих перьев, зарисуйте примеры разных перьев, подписав их составные части.

Сделайте вывод, отметив на основании внешнего строения приспособления птиц к полёту.

К лабораторной работе 6 "Внешнее строение птицы"

Опишите внешнее строение предложенной вам птицы. Вот примерный план:

1. Величина (с воробья, меньше или больше).

2. Форма:

   хвост (длинный, короткий, лирообразный и т.д.)

   клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)

   хохол на голове

   и т.д.

3. Окраска:

   общая (серая, черная, зеленоватая, пестрая и т.д.)

   характерные цветовые отметины (черная голова, голубая "шапочка",

   белые щеки и т.д.)

   на крыльях белые полосы

   хвост (красноватый, белый на конце и т.д.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

а) литература для учащихся:

  1.  Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Пол ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2004
  2.  Книга для чтения по  зоологии / составитель  Молис С.А. - М.,: Просвещение, 1985.
  3. Рабочая тетрадь по биологии: животные в двух частях. -

    М.,: Вентана-Граф, 2000.

                      б) литература для учителя:

  1. Бровкина Е.Т., Кузьмина Н.И. Уроки зоологии. - М., Просвещение, 1981.
  2. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. - .М., Просвещение, 1985.
  3. Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. - М., Просвещение, 1985.
  4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1994.
  5. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе. - М., Просвещение, 1990.
  6. Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. - М., Просвещение, 1987.
  7. Лернер Г.И. Биология животных: тесты и задания. - М., Аквариум, 2000.
  8. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
  9. Теремов А.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология. - М., АСТ-Пресс, 2002.

                                                    Календарное планирование

уроков биологии в  7 классах

по учебнику В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко

 «Биология. Животные.»

Москва, издательство « Вентана-Граф» 2006 год.

Всего 70 часов- 2 часа в неделю.

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Глава 1.Общие сведения о мире животных( 8 ч.)

Зоология – наука о животных.

1

2

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

1

3

Классификация животных и основные систематические группы.

1

4

Влияние человека на животных.

1

5

Краткая история развития зоологии.

1

6

Клетка.

1

7

Ткани.

1

8

Органы и системы органов.

1

9

Глава 3. Подцарство Простейшие ( 4 ч.)

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

10

Класс Жгутиконосцы.

1

11

Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории туфельки».

1

12

Многообразие Простейших. Паразитические  Простейшие.

1

13

Глава 4. Подцарство Многоклеточные

животные (2+ 1 ч.)

Тип Кишечнополостные.

1

14

Морские кишечнополостные.

15

Обобщающая контрольная работа № 1 по изученным главам.

1

16

Глава 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви ( 5 ч.)

Тип Плоские черви.

1

17

Разнообразие плоских червей : сосальщики и цепни.

1

18

Тип Круглые черви.

1

19

Тип Кольчатые черви.

1

20

Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 «Внешнее  и внутреннее строение дождевого червя».

1

21

Глава 6. Тип Моллюски ( 4 ч.)

Общая характеристика типа Моллюски.

1

22

Класс Брюхоногие моллюски.

1

23

Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

1

24

Класс Головоногие моллюски.

1

25

Глава 7. Тип Членистоногие (7+ 1 ч.)

Класс Ракообразные.

1

26

Класс Паукообразные

1

27

Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого».

1

28

Типы развития насекомых.

1

29

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1

30

Насекомые –вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

1

31

Обобщение и проверка знаний по изученным главам.

1

32

Обобщающая контрольная работа № 2 по изученным главам.

1

33

Глава 8. Тип Хордовые (6 ч.)

Общие признаки хордовых животных.

1

34

Надкласс Рыбы. Лабораторная работа № 5

« Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

1

35

Внутреннее строение рыбы. Лабораторная работа

№ 6 «Внутреннее строение тела рыбы».

1

36

Особенности размножения рыб.

1

37

Основные систематические группы рыб.

1

38

Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение знаний по главе « Тип Хордовые».

1

39

Глава 9. Класс Земноводные или Амфибии (4 ч.)

Места обитания и строение земноводных.

1

40

Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

1

41

Годовой цикл жизни и происхождение земноводных.

1

42

Многообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по главе «Класс Земноводные»

1

43

Глава 10. Класс Пресмыкающиеся

или Рептилии(4 ч.)

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

1

44

Внутреннее строение и жизнедеятельность  пресмыкающихся.

1

45

Многообразие пресмыкающихся.

1

46

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Обобщение знаний по главе «Класс Пресмыкающиеся».

1

47

Глава 11. Класс Птицы ( 5+1 ч.)

Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

1

48

Опорно – двигательная система птиц.

1

49

Внутреннее строение птиц.

1

50

Размножение и развитие птиц. Годовой  жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

1

51

Многообразие  птиц. Значение и охрана птиц.

1

52

Обобщающая контрольная работа № 3 по изученным главам.

1

53

Глава 12. Класс Млекопитающие или Звери( 11 ч.)

Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания.

1

54

Внутреннее строение млекопитающих: опорно- двигательная и нервная системы.

1

55

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

1

56

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

1

57

Происхождение  млекопитающих.

1

58

Многообразие млекопитающих.

59

Высшие или Плацентарные млекопитающие.

1

60

Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные.

1

61

Отряд Приматы.

1

62

Экологические группы млекопитающих.

1

63

Значение млекопитающих для человека.

1

64

Обобщение и повторение по  главе «Класс Млекопитающие».

1

65

Глава 13. Развитие животного мира

на Земле( 4+1 ч.)

Доказательства эволюции животного мира.

1

66

Учение Ч.Дарвина об эволюции.

67

Основные этапы развития животного мира на Земле

1

68

Обобщение, повторение и систематизация знаний по материалу курса.

1

69

Итоговая годовая контрольная работа № 4

1

70

Задания на лето.

1

Лабораторных работ – 6

Контрольных работ - 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...