конспект урока по биологии
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Конспект урока разработан по традиционной технологии, но включает в себя четкий анализ каждого этапа урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация защиты конспекта | 1.95 МБ |
конспект урока | 1.11 МБ |
приложение 1 | 17.53 КБ |
приложение2 | 27.77 КБ |
приложение 3 | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Этап. Организационный момент Цели: Подготовить учащихся к работе на уроке. Организовать внимание. Задачи: Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы. Психологически настроить учащихся на предстоящее занятие. Методы: Взаимные приветствия учащихся и учителя, проверка присутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, подготовленности учащихся к уроку.
Для достижения положительных результатов я использую: - требовательность - сдержанность - собранность - последовательность в предъявлении требований. Взаимное приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра.
2. Этап. Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цели: Выявить степень усвоения материала по теме «Внутренняя среда организма» . Определить типичные недостатки в знаниях и их причины. Ликвидировать обнаруженные недостатки. Задачи: Установить правильность и осознанность выполнения д.з . всеми учащимися. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН. Методы:
1. Опрос «Учитель ученик» ( для сильных и средних учащихся) 1. Что представляет собой внутренняя среда организма? (максимальное количество баллов-4) 2. Из чего образуется тканевая жидкость? (максимальное количество баллов-3) 3.Из чего образуется лимфа? (максимальное количество баллов-3) 4. Докажите, что внутренняя среда организма представляет собой единую систему. (максимальное количество баллов-5) 5. Почему кровь относится к соединительной ткани? (максимальное количество баллов-3)
2. Работа с карточками (средние и слабые учащиеся) Карточка 1. Заполните таблицу по следующей схеме. Компонент внутренней среды. Расположение в организме. Кровь Лимфа Тканевая жидкость Критерии оценивания: Каждый компонент расположен правильно – «3 балла» Одна ошибка – «2 балла» Две ошибки – «1балл» Карточка 2. Заполните таблицу. По следующей схеме. Функции Кровь 1. 2. 3. 4. 5. Критерии оценивания: Все функции «5 баллов» Одна ошибка – «4 балла» Две ошибки – «3балл » Три ошибки «2 балла» Четыре ошибки – «1 балл»
Карточка 3. Составьте связанную схему из слов: Внутренняя среда организма Тканевая жидкость Лимфа Кровь Между клетками Сердце и кровеносные сосуды Лимфатические сосуды Критерии оценивания: Схема составлена правильно - «5 баллов» Одна ошибка – «4 балла» Две ошибки – «3балл» Три ошибки «2 балла» Четыре ошибки – «1 балл» Карточка 4. Из ряда указанных понятий исключите лишнее (зачеркните карандашом) В состав внутренней среды организма входят: а)кровь г)моча б)лимфа д )тканевая в)слюна жидкость е)желудочный сок 2. Функциями крови не является: а)участие в пищеварении б) участие в свертываемости крови в)образование мочи г)транспорт кислорода к клеткам и тканям д ) защита е) выделение ненужных веществ из организма Критерии оценивания: Выполнено все правильно- «5 баллов» Одна ошибка – «4 балла» Две ошибки – «3балл» Три ошибки «2 балла» Четыре ошибки – «1 балл»
Критерии достижения целей и задач Создание атмосферы доброжелательности, возможности предварительно готовиться к ответу у доски, делать записи, использовать наглядные пособия Концентрация при опросе внимания на главных основных вопросах, привлечение внимания к типичным ошибкам учеников, выявленным ранее.
Проверку домашнего задания я провожу с учетом особенностей класса В 8 классе 15 человек. Из них 2 сильных учащихся, 9 средних учащихся и 3 слабых учащихся. Сильных и средних учащихся я стимулирую на устные ответы, слабых на работу с карточками, учебником или дополнительной литературой. Для стимуляции учебной активности: - похвала - бальная система
Описание методов и критериев оценивания. В ходе проверки домашнего задания учащиеся получают баллы. 1. Устные ответы учащихся комментируются, В результате ученик видит перспективу совершенствования своих знаний, все время стремится вперед. 2. Критерии оценивания работы по карточкам написаны на самих карточках. Учащийся видит их и стремится лучше выполнить задание. В ходе проверки, после комментирования за что и сколько ученик получил баллов выставляется 2-3 оценки за устные ответы и 3-4 оценки за работу с карточками.
3 Этап. Изучение нового материала Цель : Сформировать знания о плазме крови и ее составе; форменных элементах крови их строении и функциях; роли свертывания в предохранении организма от потерь крови. Усвоить понятия эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, фагоцитоз, фагоциты. Задачи : Познакомить с составом крови, с строением, функциями клеток крови, плазмы. Раскрыть сущность фагоцитоза и его роли в организме; охарактеризовать биологический процесс свертывания крови и его роль в жизни человека. Продолжить формировать навыки практических наблюдений, обобщения, сравнения, формулирования выводов. Формы и методы : Рассказ . Для того, чтобы связать урок с предыдущим вспоминаются некоторые моменты предыдущего урока – работа со схемой.
Что мы знаем об этом веществе темно- красного цвета? КРОВЬ С оед инительная ткань 1мм 3 Минеральные: H 2 O 90% Минеральные соли Органические: Белки Жиры Углеводы Эритроциты 5 млн.шт. Лейкоциты 5 тыс.шт Тромбоциты 250 тыс.шт. Транспортная функция Гуморальная регуляция Регуляция гемеостаза Регуляция t тела Защитная функция Плазма Межклеточное вещество 60% Форменные элементы клетки крови 40%
План урока: 1. Плазма крови, ее состав и функции. 2. Форменные элементы крови. Эритроциты. 3. Лейкоциты, строение и функция. 4. Фагоцитоз, открытие фагоцитоза. 5. Тромбоциты, строение. 6. Функция тромбоцитов, процесс свертывания крови (сообщение учащегося) 7. Закрепление, выводы.
1.Плазма крови и её состав (рассказ) В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% ее приходится на сухой остаток. Но как разнообразен ее состав!!!! Здесь и сложнейшие белки, жиры, углеводы, металлы, соли, щелочи и кислоты. Суммарная концентрация всех входящих веществ, растворенных в плазме, создает осмотическое давление.
Самостоятельная работа с учебником Состав плазмы ? ? Функции плазмы: ? П осле работы 1 учащийся проговаривает функции которые он записал, остальные проверяют.
2. Форменные элементы крови.Эритроциты ( Рассказ) Схема эритропоэза
Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел голландский естествоиспытатель Антонни ван Левенгук. Тельца имели красный цвет и он их назвал корпускулами (лат. «тельца»). А итал . Врач, анатом и физик Марцелло Мальпиги эти клетки принял за жировые шарики. В настоящее время эти клетки крови называются эритроцитами – от греч. « эритрос »- красный, « цитос »- сосуд, клетка. Предлагается решить задачу: Объясните как влияет форма предмета на площадь его поверхности? У какого предмета площадь поверхности больше- у шарика или двояковогнутого диска (если их объем одинаков)?. В ходе беседы учащиеся делают вывод, что форма, мелкие размеры эритроцитов являются приспособлением к выполнению одной из функций- переноса кислорода. Интересный факт. В 1мм 3 содержится 4-5 млн. эритроцитов, всего их 25 триллионов. Если положить все эритроциты друг на друга, то получится столбик высотой 62 тыс. км. Все поры эритроцитов наполнены веществом- гемоглабином . Эритроциты лишены ядра и не могут сами размножаться. Живут эритроциты около 80-120 дней, образуются вновь в красном косном мозге и его стволовых клетках.
Количество в 1 мм 3 крови Продолжительность жизни Место образования Особенности строения Эритроциты Самостоятельная работа учащихся. Заполнение таблицы Функция эритроцитов: ? Беседа по результатам составления таблицы. Шаблон таблицы выдается каждому учащемуся. Заполняется и дома вклеивается в тетрадь.
Рассказ учителя . Природная среда окружающая человека, населена множеством «соседей по планете». Из более чем 1,5 млн. видов животных почти 50 тыс. видов паразиты. Нашему организму приходится постоянно оборонятся. Первыми борются кожа и слизистые оболочки. Если возбудитель преодолевает кожу и слизистую оболочку, защитную функцию начинают выполнять стенки лимфатических и кровеносных сосудов. Оборону держат клетки крови- лейкоциты.
3.Лейкоциты, строение и функция. Лейкоциты 1. Белые клетки крови 2. Неправильной формы (передвигаются активно при помощи ложноножек) 3. Есть ядро Периоды жизни лейкоцитов Свое название лейкоциты получили от греч. « леуцос »- белый, бесцветный. Это самые крупные клетки крови. В 1 мм3 содержится от 4,5 до 10 тыс , образуются в красном костном мозге. Живут 2-4 дня. Долго ученые не могли определить функцию.
Лишь в 1882 г. Ученый И.И. Мечников на основе опыта с призрачными личинками морской звезды, сделал вывод, что подобные клетки- лейкоциты, клетки селезенки, клетки костного мозга выполняют функцию защиты организмов от внешних агентов. Такие клетки Мечников назвал- фагоциты, а явление «фагоцитоз» (от греч. « фагос »- пожиратель, « цитос »- клетка. 4. Фагоцитоз, открытие фагоцитоза (рассказ).
Поглощение чужеродных частиц- фагоцитоз Фагоцитоз фагоциты поглощение фагоцитами чужеродных тел
Учащиеся работая с учебником самостоятельно записывают определения : фагоциты, фагоцитоз. Заполняют таблицу, записывают функцию лейкоцитов. Количество в 1 мм 3 крови Продолжительность жизни Место образования Особенности строения Лейкоциты Функция лейкоцитов: ?
Вопрос классу: А как же борется человеческий организм с кровотечениями? Ведь при небольшом порезе через некоторое время кровь перестает вытекать из ранки. Как вы думайте какие клетки крови участвуют в этом процессе? Какие клетки мы еще не рассмотрели?
5. Тромбоциты . Строение. Рассказ. участвуют в свёртывании крови 1. Кровяные пластинки 2. Неправильной формы 3. Ядра нет Тромбоциты Свое название тромбоциты получили от греч. « тромбос »- пробка, затычка, сгусток крови; « цитос »- клетка. Содержание тромбоцитов составляет 250 тыс. на 1 мм 3 крови.
Учащиеся, работая с учебником и дополнительной литературой, самостоятельно заполняют таблицу . Количество в 1 мм 3 крови Продолжительность жизни Место образования Особенности строения Тромбоциты Функция тромбоцитов: ?
А о том как происходит сложный процесс свертывания слушается сообщение учащегося .
Беседа с одновременным составлением схемы . 6. Процесс с вертываемости крови Повреждение кровеносных сосудов Разрушение стенок тромбоцитов Выделение в плазму крови фермента Фибриноген плазмы (растворимый белок) Фибрин (нерастворимый белок в виде нити) Сгусток крови (тромб) из нитей фибрина Закрывает рану + образование сыворотки
7. Вывод. (проговаривается вместе с учащимися) Кровь состоит из межклеточного вещества- плазмы и форменных элементов – клеток (эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов). Плазма крови состоит из минеральных (вода и минеральные соли) и органических веществ. Основная функция – поддержание постоянства внутренней среды(гомеостаза). Строение эритроцитов соответствует выполняемой ими функции- перенос кислорода к тканям и органам. В защите организма активное участие принимают белые клетки крови- лейкоциты, строение и функции которых разнообразны. В очень важном процессе свертывание крови принимают участие кровяные тельца- тромбоциты.
Критерии определения уровня внимания и интереса у учащихся - Активность познавательной деятельности - Ответы на вопросы в ходе беседы - Формулирование своих собственных вопросов - Дисциплина на уроке Для мотивирования учебной активности. Рассказ о интересных фактах (количество, размер, форма эритроцитов. - Постановка интересных вопросов , связанных с жизнью( Почему порезы заживают и кровь не бежит, каково значение фагоцитоза, свертываемости крови)
4 Этап. Закрепление учащимися материала Цель: Закрепить у учащихся знания по теме « Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функция ». Проверить глубину понимания учебного матениала , внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий, уточнить новые понятия. Задачи: Установить усвоили или нет понятия плазма, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, свертываемость крови, тромб, фибрин, фибриноген, фагоцитоз, фагоциты. Проверить понимание связи строения клеток крови и выполняемыми ими функциями. Устранить обнаруженные пробелы.
Условия достижения положительных результатов -Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся - Решение нестандартных задач. Показатели выполнения задачи: Спрашивать средних и слабых учеников - Привлекать к оценке ответов учащихся - По ходу проверки добиваться устранения пробелов.
Методы: Работа в парах. Заполнение схемы. Вставить вместо вопросов компоненты крови. Взаимопроверка. КРОВЬ ? ? ? ? ? ? ? 2. Опрос учащихся. Вопросы: 1. Объясните значение формы эритроцитов? (максимальное количество баллов-3) 2. Какова функция эритроцитов? ( максимальное количество баллов-2) 3. Как связано строение лейкоцитов с выполняемой ими функцией? ( максимальное количество баллов-3) 4. Как образуется тромб? Какое значение это имеет для организма человека? (максимальное количество баллов-5) 5. Чем опасно заболевание, при котором кровь не свертывается? ( максимальное количество баллов-3)
Индивидуальная работа с карточками Карточка 1. Соотнесите компоненты крови(левая колонка) с соответствующими понятиями (правая колонка): Покажите стрелками БЕЗЪЯДЕРНЫЕ ПЛАЗМА ЗАЩИТА ЛЕЙКОЦИТЫ ГЕМОГЛАБИН ТРОМБОЦИТЫ ТРОМБ ЭРИТРОЦИТЫ ТРАНСПОРТ АНТИТЕЛА Критерии оценивания: Схема составлена правильно - «5 баллов» Одна ошибка – «4 балла» Две ошибки – «3балл» Три ошибки «2 балла» Четыре ошибки – «1 балл» Карточка 2 Установите соответствие между клетками крови и их свойствами. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. Клетки крови: А. Эритроциты Б. Лейкоциты Свойства 1) Живут 2-4 дня 2) Переносят кислород и углекислый газ 3) Образуются в красном костном мозге 4) Разрушаются в печени 5) Могут разрушаться в любом месте 6) Ядерные 7) Имеют амебовидную форму 8) Выполняют защитную функцию 9) В 1 мм3 крови содержится 3-5 млн. 10) Могут самостоятельно передвигаться Критерии оценивания: Таблица составлена правильно - «5 баллов» Одна ошибка – «4 балла» Две ошибки – «3балл» Три ошибки «2 балла» Четыре ошибки – «1 балл» А Б
Карточка 3. Укажите последовательность образования сгустка крови: Выделение в плазму крови фермента Повреждение кровеносных сосудов Фибрин (нерастворимый белок в виде нити) Разрушение стенок тромбоцитов Закрывает рану + образование сыворотки Сгусток крови (тромб) из нитей фибрина Фибриноген плазмы (растворимый белок) Критерии оценивания: Схема составлена правильно - «5 баллов» Одна ошибка – «4 балла» Две ошибки – «3балл» Три ошибки «2 балла» Четыре ошибки – «1 балл» Ролевая игра «В кабинете врача»( работа со слайдом ) Анализ крови больного: Эритроцитов- 3,5 млн. Лейкоцитов- 27 тыс. Тромбоцитов – 200 тыс. Что вы можете порекомендовать больному и почему?
Описание методов и критериев оценивания этапа изучения нового материала и этапа закрепления знаний. На этапе изучение нового материала, учащиеся иногда работают самостоятельно, эта работа проверяется и комментируется. Несколько ответивших учащихся получают за это баллы. На этапе закрепления изученного материала учащиеся вновь получают баллы. По итогам урока баллы суммируются и вместе с учащимися переводятся в оценочную систему. В результате учащийся ответив 1 раз будет стремится ответить еще раз и получить больше баллов, лучше оценку. За 2 этапа выставляется 3-5 оценок, в том числе и за работу с индивидуальными карточками.
5 Этап. Задание на дом. Цель: 1. Самостоятельно изучить текст учебника с. 130-132.; 2. Подготовить ответы по рубрике «Проверь свои знания»; 3. Подготовить сообщения «Из истории учения о переливании крови», «Группы крови человека».
Цель учителя: В ходе самостоятельной работы дома проверить как поняли, запомнили новый материал. Критерии успешного выполнения домашней работы: Правильная запись Д.З.; выбор времени для работы дома; настроя и активации перед работой. Содержание этапа: Информация о д.з ., инструктаж по его выполнению, проверка как поняли содержание работы дома и его выполнения, подведение итогов работы, как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового и интересного узнали школьники. Этап завершения урока включает в себя итоговые слова о завершении урока, внедрения учащимся позитивного настроя на следующий урок.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Карточка 1. Заполните таблицу по следующей схеме.
Компонент внутренней среды. | Расположение в организме. |
|
Критерии оценивания:
1.Каждый компонент расположен правильно – «3 балла»
2.Одна ошибка – «2 балла»
3.Две ошибки – «1балл»
Карточка 2. Заполните таблицу по следующей схеме.
Функции | |
Кровь | 1. 2. 3. 4. 5. |
Критерии оценивания:
- Все функции «5 баллов»
- Одна ошибка – «4 балла»
- Две ошибки – «3балл»
- Три ошибки «2 балла»
- Четыре ошибки – «1 балл»
Карточка 3. Составьте связанную схему из слов:
1.Внутренняя среда организма Критерии оценивания:
2.Тканевая жидкость 1.Схема составлена
3. Лимфа правильно - «5 баллов»
4. Кровь 2.Одна ошибка – «4 балла»
5. Между клетками 3.Две ошибки – «3балл»
6. Сердце и кровеносные сосуды 4.Три ошибки «2 балла»
7.Лимфатические сосуды 5. Четыре ошибки – «1 балл»
Карточка 4. Из ряда указанных понятий исключите лишнее (зачеркните карандашом)
- В состав внутренней среды организма входят:
а) кровь г) моча
б) лимфа д) тканевая
в) слюна жидкость
е) желудочный
сок
2. Функциями крови не является:
а) участие в пищеварении
б) участие в свертываемости крови
в) образование мочи
г) транспорт кислорода к клеткам и тканям
д) защита
е) выделение ненужных веществ из организма
Критерии оценивания:
- Выполнено все правильно- «5 баллов»
- Одна ошибка – «4 балла»
- Две ошибки – «3балл»
- Три ошибки «2 балла»
- Четыре ошибки – «1 балл»
Предварительный просмотр:
- Работа с таблицей ЗХУ (заполнение третьего столбца).
- Работа в парах. Заполнение схемы. Вставить вместо вопросов компоненты крови. Взаимопроверка.
КРОВЬ
2. Опрос учащихся.
Вопросы: 1. Объясните значение формы эритроцитов? (максимальное количество баллов-3)
2. Какова функция эритроцитов? (максимальное количество баллов-2)
3. Как связано строение лейкоцитов с выполняемой ими функцией? (максимальное количество баллов-3)
4. Как образуется тромб? Какое значение это имеет для организма человека? (максимальное количество баллов-5)
5. Чем опасно заболевание, при котором кровь не свертывается? (максимальное количество баллов-3)
3.Индивидуальная работа с карточками
Карточка 1.
Соотнесите компоненты крови (левая колонка) с соответствующими понятиями (правая колонка):
Покажите стрелками
БЕЗЪЯДЕРНЫЕ
ПЛАЗМА ЗАЩИТА
ЛЕЙКОЦИТЫ ГЕМОГЛАБИН
ТРОМБОЦИТЫ ТРОМБ
ЭРИТРОЦИТЫ ТРАНСПОРТ
АНТИТЕЛА
Критерии оценивания:
Схема составлена правильно - «5 баллов»
Одна ошибка – «4 балла» Две ошибки – «3балл»
Три ошибки «2 балла» Четыре ошибки – «1 балл»
Карточка 2
Установите соответствие между клетками крови и их свойствами. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
Клетки крови: А. Эритроциты Б. Лейкоциты
Свойства
1) Живут 2-4 дня
2) Переносят кислород и углекислый газ
3) Образуются в красном костном мозге
4) Разрушаются в печени
5) Могут разрушаться в любом месте
6) Ядерные
А | Б |
7) Имеют амебовидную форму
8) Выполняют защитную функцию
9) В 1 мм3 крови содержится 3-5 млн.
10) Могут самостоятельно передвигаться
Критерии оценивания:
Таблица составлена правильно - «5 баллов»
Одна ошибка – «4 балла» Две ошибки – «3балл»
Три ошибки «2 балла» Четыре ошибки – «1 балл»
Карточка 3.
Укажите последовательность образования сгустка крови:
Выделение в плазму крови фермента
Повреждение кровеносных сосудов
Фибрин (нерастворимый белок в виде нити)
Разрушение стенок тромбоцитов
Закрывает рану + образование сыворотки
Сгусток крови (тромб) из нитей фибрина
Фибриноген плазмы (растворимый белок)
Критерии оценивания:
Схема составлена правильно - «5 баллов»
Одна ошибка – «4 балла»
Две ошибки – «3балл»
Три ошибки «2 балла»
Четыре ошибки – «1 балл»
4.Ролевая игра «В кабинете врача» ( работа со слайдом)
Анализ крови больного:
Эритроцитов- 3,5 млн.
Лейкоцитов- 27 тыс.
Тромбоцитов – 200 тыс.
Вопрос: Что вы можете порекомендовать больному и почему?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
конспект урока по биологии "Урок экологии"
Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.
План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...
Конспект урока по биологии в 5 классе по "Точке Роста" на тему "Исследования в биологии- измерение"
Урок составлен по обновленным ФГОС ООО для учащихся 5 класса, содержит информацию по использованию оборудования "Зарница" центров "Точки Роста"...