Интегрированный урок (литература и биология). Поэзия и времена года
план-конспект урока (биология, 10 класс) по теме
В красоте родной природы все находят что-то родственное, близкое… И поэтому неудивительно, что природе посвящены многие поэтические и прозаические произведения, произведения Пушкина, используя знания биологии и литературы мы попытаемся с вами сегодня выполнить цель нашего урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок (литература и биология). Поэзия и времена года | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэзия и времена года (интегрированный урок биологии и литературы, посвященный 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по литературе и биологии, связанных с временами года, показать красоту родной природы в разные времена года, познакомить учащихся с поэтической картиной в произведениях А.С. Пушкина, углубить понятие «пейзажная лирика», углубить знания учащихся об особенностях жизненных процессов у организмов в разные времена года.
Развивающие: способствовать развитию речевой деятельности, интереса к поэзии, к миру природы, развитию творческих способностей.
Воспитательные: воспитание интереса к знаниям через интеграцию предметов, воспитание чувства прекрасного, любви и бережного отношения к родной природе.
Цели педагога:
- обеспечить возможность углубления и обобщения полученных знаний о процессах, происходящих в природе в разные времена года
- создать условия для знакомства учащихся с поэтической картиной времен года в произведениях А.С.Пушкина.
- обеспечить возможность для углубления понятия «пейзажная лирика» на примере стихов А.С. Пушкина
Задачи педагога:
- организовать осмысление целей, задач урока и мотивации учащихся;
- способствовать развитию речевой деятельности, интереса к поэзии, к миру природы, развитию творческих способностей.
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по литературе и биологии, наблюдение и описание процессов происходящих в природе в разные времена года
- организовать рефлексивную оценку деятельности уч-ся
Цели для учащихся:
- Углубить знания о процессах, происходящих в природе в разные времена года
- продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина о временах года
Задачи для учащихся:
- научиться называть основные особенности процессов жизнедеятельности организмов в природе, распознавать их по временам года, делать выводы,
- называть понятия свойственные «пейзажной лирике» в произведениях А.С.Пушкина.
- находить в поэтических строках изобразительно-выразительные средства речи
Тип урока: комбинированный
Средства обучения:
мультимедийная презентация «Времена года»; видеофрагмент «Весна пришла», оборудование для проведения опыта (спирт, лист растения, бензин).
Ход урока
Организационный момент.
Демонстрация видеофрагмента «Красота природы» для выведения на формулировку целей урока самими учащимися. Вопрос к уч-ся: « О чем пойдет речь на нашем уроке?»
Учитель. У нас сегодня необычный урок, интегрированный урок, посвященный дню памяти А.С.Пушкина.10 февраля исполнилось 175 лет со дня смерти поэта. (На доске - значение слов интеграция, интегрировать. Интеграция (лат) – объединение в целое каких-либо частей, процесс сближения; интегрировать (лат) – объединять, связывать в целое какие-либо отдельные части). На нашем уроке будет звучать музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года»
.
Цель нашего урока – углубление и обобщение знаний об изменениях, происходящих у живых организмов природе в разные времена года, и в душах людей.
В красоте родной природы все находят что-то родственное, близкое… И поэтому неудивительно, что природе посвящены многие поэтические и прозаические произведения, произведения Пушкина, используя знания биологии и литературы мы попытаемся с вами сегодня выполнить цель нашего урока
Актуализация знаний и обобщение изученного материала
Учитель биологии. Весна. Наступает ожидаемое обновление природы. Не зря в народе говорили:
-Весна, весна красная!
Приходи к нам с радостью
С великою милостью
Какие условия способствуют пробуждению природы? (беседа, обратить особое внимание на явление фотопериодизма)
(демонстрация видеофрагмента «Весна пришла»).
Жизнь на Земле прошла длительный путь эволюции химических веществ, т. е. из неорганических образовывались сложные органические вещества.
- О каком процессе я веду речь?
- Правильно о фотосинтезе, о процессе который связан с зелеными листьями, появляющимися в нашей полосе в весеннее время и начинающими работать как фабрики по производству органических веществ и кислорода (рассказ уч-ся о фотосинтезе)
Учитель литературы Тема природы занимает важное место в поэтическом мире Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям. Напомните цель нашего урока - мы должны не только поговорить о процессах, происходящих в разные времена года в природе, но и показать, как времена года Пушкин отразил в своих стихотворениях. Поэт не обошел вниманием ни одно время года. И в романе «Евгений Онегин» Пушкин несколько раз описывает разные времена года .Это позволяет читателю воспринять хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни. Сегодня на уроке мы вспомним эти отрывки из романа, а также другие стихотворения поэта, которые мы изучали в 5-8 классах.
Как известно, А.С.Пушкин был влюбчивым человеком. Особенно это проявлялось весной, что мешало ему сосредоточиться на творчестве. Поэта тяготила предсказуемость эмоций, которыми весна наделяла все живое. Об этом он говорит в главе 7 романа «Евгений Онегин».Давайте послушаем эти строки под чарующие звуки музыки П.И.Чайковского о весне.
.
Учитель биологии. Как вы уже догадались, дальше речь пойдет о лете.
Взаимодействие живых организмов, их непрерывное взаимодействие друг с другом, рождение и гибель привели к появлению на Земле нового мощного планетарного процесса-биологического круговорота веществ, который в летнее время происходит наиболее интенсивно.
Задание. Перед вами выражения про круговорот веществ в биосфере. Выберите правильные и неправильные, ответ поясните.
- Путем взаимосвязи жизни и смерти, путём химических процессов биосинтеза и распада органических соединений организмы вовлекали в биологический круговорот веществ многие химические элементы Земли.
- Биосфера включает все организмы планеты без учёта элементов неживой природы.
- Биологический круговорот веществ - это взаимодействие автотрофов и гетеротрофов, их непрерывное рождение и гибель
Объясните роль автотрофов и гетеротрофов в биологическом круговорот веществ.
Звучит музыка Чайковского на фоне слайдов о лете
Учитель литературы: Мы всегда с нетерпением ждем лета. С таким же нетерпением перелистываем мы сборник стихов А. С.Пушкина, делясь яркими впечатлениями о летних каникулах.
А Пушкин пишет о лете так
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…
Из этих строк мы понимаем, как поэт относился к этому времени года.
В главе 4 романа «Евгений Онегин» есть всего одно четверостишье о лете.
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет, и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим
А.С.Пушкин не любил летний зной, всех этих «комаров да мух», но тем не менее, у поэта есть и такие строки:
Люблю я в летний день
Бродить один, с тоской
Встречать вечерню тень
Над тихою рекой.
Эти строки из стихотворения «Городок» говорят нам о том, что поэт любил размышлять в летние дни и даже тосковать, несмотря на то, что летом стояла жара и вокруг царила атмосфера веселья
Больше об этом времени года Пушкин нигде не упоминает.
Учитель биологии. В природе нет ничего постоянного. Дни бегут за днями, часы за часами… И вот уже наступила осень. Она встречает нас красивыми листьями желтыми, багряными. Почему же исчезла зеленая окраска? (Демонстрация опыта по обнаружению пластид в листе. Разделение пигментов по методу Крауса.
Убедиться в том, что в спиртовой вытяжке наряду с хлорофиллом присутствуют желтые пигменты, можно, используя их различную растворимость в спирте и бензине.
Из пигментов группы каротиноидов в хлоропластах находятся преимущественно желто-оранжевый каротин и золотисто-желтый ксантофилл. Все пигменты можно выделить из листа спиртом, но растворимость хлорофилла и каротина в бензине выше, чем в спирте. Ксантофилл в бензине не растворяется.
Для опыта нужны спиртовая вытяжка пигментов, бензин, пробирки, пипетка.
В пробирку налейте 2—3 мл вытяжки, столько же бензина и 1—2 капли воды. Закройте большим пальцем пробирку, энергично взболтайте в течение 2—3 мин и дайте отстояться.
Жидкость в пробирке разделится на 2 слоя; бензин, как более легкий, будет наверху, спирт — внизу. Оба слоя приобретут различную окраску: бензиновый — зеленую, спиртовой — желтую
Желтый цвет спиртовому раствору придает пигмент ксантофилл.
В бензиновом слое находятся 2 пигмента: хлорофилл и каротин, который не заметен из-за интенсивно-зеленого цвета хлорофилла)
Учитель литературы. Осень - пора плодотворная и творческая для натур, наделенных особым поэтическим даром. Осень - самое любимое время года Пушкина. Поэт восхищается осенью, ее трагизмом и остротой ощущений, которые она дарит людям. Даже, когда он пишет, что это дождливое, ненастное время года, мы ощущаем, что поэт находит утешенье в этой грусти, и она ему нравится. Именно в это время года появились на свет самые пронзительные и проникновенные строки. Давайте еще раз послушаем прекрасные стихи Пушкина об этом времени года. ( звучит музыка Чайковского «Октябрь»)
.
Учащиеся читают отрывки из стихотворений Пушкина(«19 октября», «Осень», «Евгений Онегин» 4 глава строфа 40-41, «Унылая пора очей очарованье»)
Учитель биологии. (Демонстрация фрагмента о выживании в суровое зимнее время)
-Зима трудное для всего живого время года, живые организмы по разному приспособились к перенесению неблагоприятных условий среды. Человек использует это время для подготовки к новому весеннему пробуждению природы, пытается предугадать каким будет новый сезон, как это отразится на новом урожае. Эта связь прослеживается в некоторых пословицах, сложенных народом.
Задание: Продолжите пословицы:
Много снега - (много хлеба).
Спасибо мороз, (что снега нанес).
Учитель литературы. Но не только багрянец и золото осени пленяют поэта, его влекут и снега суровой зимы. Зима радовала Пушкина больше других времен года. Этому времени года он посвятил больше всего стихотворений.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега, - признается читателям поэт
Много строк об этом времени года мы читаем в романе «Евгений Онегин». Вспомним некоторые из них. (Учащиеся читают отрывки из главы 7, строфа 29, Из главы 5, строфа 1)
Стихотворение «Зимний вечер» - это разговор Пушкина с няней. Оно начинается описанием зимней бури, которая сравнивается то со зверем, то с плачем ребенка. Состояние обеспокоенности и в то же время искренности, доверительности точно отражает настроение поэта. (Звучит стихотворение). Это стихотворение положено на музыку композитором М. Яковлевым, давайте послушаем романс в исполнении Олега Даля.
В стихотворении «Зимняя дорога» слышна грусть дорожного одинокого путника, затерявшегося в снежных просторах. Это состояние лирического героя подчеркнуто описанием окружающего пейзажа.
Вслушайтесь еще раз в эти поэтические строки. (Можно взять из фонохрестоматии).
Учитель литературы: Ребята, сегодня на уроке мы еще раз убедились, что лирика Пушкина дает нам возможность не только насладиться чарующими звуками его поэзии, но и многое открыть для себя и понять в личности поэта. Это увлекательное и познавательное путешествие в его мир. И когда мы читаем описание времен года в произведениях Пушкина, мы невольно смотрим на жизнь его глазами. И особое удовольствие нам доставляет почувствовать, хотя бы в небольшой степени то, что чувствовал сам поэт. Прошло уже 175 лет со дня смерти Пушкина, но поэзия его жива. И будет жить вечно!
Итог урока. Цели, поставленные в начале урока, достигнуты.
Рефлексия. А сейчас нам хочется узнать ваше мнение об уроке
А. де Сент – Экзюпери писал: «Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Пред вами на столах лежат карточки, в которых необходимо дорисовать одну деталь. Если урок понравился, то улыбнитесь, а если вам было не совсем интересно, тогда «нахмурьтесь».
Произносите чаще добрые приятные слова, они несут радость людям - от этого и вы будете радостнее жить. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, носить в сердце – высшая культура человека. Будем учиться видеть и беречь красоту родной природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок литературы и МХК "Поэзия Велимира Хлебникова" 11 класс
Урок посвящен творчеству замечательного астраханского поэта XIX века Виктора Владимировича Хлебникова. Марериал дан в контексте эпохи....
Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"
интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...
Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")
Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...
Интегрированный урок литературы в 10 классе "Гроза двенадцатого года"
проследить изображение Отечественной войны 1812 года в истории и литературе (на примере романа «Война и мир»);выявить идейно – художественные особенности изображения войны 1812 года...
Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий».
Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий»....