исследовательская деятельность в 5 классе
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Возрастная категория учащиеся 5 классов. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Программа подразумевает работу по трём уровням результатов деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает материал;
2-й уровень – школьник ценит приобретенный материал;
3-й уровень – школьник самостоятельно может применить приобретенные знания.
Деятельность направлена на развитие следующих результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Практически значимые цели и задачи.
Структура проектной деятельности включает общие компоненты:
-анализ актуальности проводимого исследования;
- целеполагание,
-формулировку задач, которые следует решить;
-выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
-планирование, определение последовательности и сроков работ;
-проведение проектных работ или исследования;
-оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
-представление результатов в соответствующем использованию виде;
2. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
Данная программа обеспечивает :
-повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
-формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);
-овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Планируемые результаты:
Выпускник научится:
-планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
-выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
-распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
-использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
-видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
-планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
-выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
-распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
-видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
-использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
-использовать догадку, озарение, интуицию;
-использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
-использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
-целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Этапы проектирования
Этапы проектирования | Формируемые УУД |
Анализ ситуации, формулирование замысла, цели: Анализ ситуации Конкретизация проблемы, формулирование цели, Выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод ее в задачи. | Целеполагание, анализ, выдвижение гипотезы |
Выполнение (реализация) проекта: Планирование этапов выполнения проекта, Обсуждения возможных средств и способов решения задач, Реализация проекта. | Планирование учебного сотрудничества с учителем м сверстниками, способствовать продуктивной кооперации, поиск и обработка информации, моделирование, осуществлять логические операции, терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и т.д. |
Подготовка итогового продукта: Обсуждение способов оформления конечных результатов, Сбор, систематизация, анализ полученных результатов, Подведение итогов, оформление результатов, их презентация, Оценка деятельности и результативности. | Владение монологической речью, формулировать собственную позицию, убедительно аргументировать свое мнение, соотносить с другими, взаимооценка и самооценка деятельности. |
7.Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
8.В состав материалов, представляемых при защите проектов, включается:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту с указанием:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности;
в) исполнительской дисциплины.
9.Критерии оценки:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
3. Сформированность регулятивных действий
4. Сформированность коммуникативных действий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Организация научо-исследовательской деятельности в классах с углубленным изучением химии
Рассматривается возможность создания условий для развития осознанной научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении химии на уроках и во внеурочной работе....
Организация научно-исследовательской деятельности в классах с углубленным изучением химии
Рассматривается вопрос о создании условий для развития осознанной научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении химии на уроках и во внеурочной работе. Представлена структура организации...
Организация научно-исследовательской деятельности в классах с углубленным изучением химии
Рассматривается вопрос о создании условий для развития осознанной научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении химии на уроках и во внеурочной работе. Представлена структура организации...
рабочая программа по предмету "основы исследовательской деятельности" 5 класс
Представленная рабочая программа включает в себя пояснительную записку к программе и примерный календарно-тематический план из расчета 34 часа в учебном году (т.е. 1 раз в неделю)+19 часов самостоятел...
Организация исследовательской деятельности в классах физико-математического направления лицея.
Из опыта работы учителя математики МБОУ-лицей города Алейска Алтайского края Марковой Людмилы Константиновны. ...