Рабочая программа по биологии 6-11 классы. УМК В.В.Пасечник
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
В основу рабочих программ по биологии 6-11 классов взята программа В.В.Пасечника.В рабочих программах пояснительная записка по каждому классу, распределены темы и основное содержание уроков, даны ссылки на УМК. Для понимания сущности биолгических особенностей приведены лабораторные работы, экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы по биологии 6-11классы. В.В.Пасечник | 179.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
директор МКОУ
«Фоминичская СОШ»
______________
/Хритошин А.В./
«___» сентября 20__г.
Согласовано:
зам.директора по УВР
МКОУ «Фоминичская СОШ»
______________
/Талагаева Г.В./
«___» сентября 20__г.
Рассмотрено:
руководитель школьного
методического объединения
______________
/Тихонова Т.Ю./
Протокол № 1
от «___» сентября 20__г.
6-11 классы авторы программы:
В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова, 2004г.
Рабочая программа
(Календарно-тематическое планирование)
уроков биологии в 10 классе,
учитель Афанасьева Татьяна Алексеевна.
Количество часов на первое полугодие – 32ч.
Всего часов – 70 ч., в неделю – 2 ч.
Лабораторных работ – 6.
Учебно-методический комплект:
- Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник Биология. Общая биология. Учебник для 10 - 11 класса общеобразовательных учебных заведений. - М.: «Дрофа», 2008.
- Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник Биология. Общая биология. 10 - 11 класс. Методическое пособие. - М.: «Дрофа», 2008.
Планирование составила: Афанасьева Татьяна Алексеевна
(учитель биологии первой квалификационной категории).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2001 году.
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5-9 классы), разработанной В.В. Пасечником, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшиным, Р.Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.
Согласно программе на изучение курса биологии в 10 классе отведено 68 часов. На основании годового календарного графика на 2010 – 2011 учебный год количество учебных недель – 35. Поэтому на изучение курса в 10 классе предоставляется 70 часов. Два часа резервного времени добавлено на тему «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА».
Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему биологических знаний на более высоком теоретическом уровне.
В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.
Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Данная программа реализована в учебниках:
Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2009 .
10 класс. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ (70 ч, 2 часа в неделю).
№ п/п | Тема урока | Д/з | Дата проведения |
ВВЕДЕНИЕ (2 ЧАСА + 1 час резервного времени) | |||
Инструктаж правил т/б при работе в кабинете биологии. Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Демонстрация портретов учёных-биологов. | § 1, 2 | ||
Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Демонстрация схемы «Связь биологии с другими науками». | § 3 | ||
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. | § 4 | ||
ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ (30 ЧАСОВ + 1 час резервного времени). | |||
1(4) | Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки. | § 5 | |
2(5) | Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого. Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки. Лабораторная работа № 1 «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.» | § 5 | |
3(6) | Химический состав клетки. | § 6 | |
4(7) | Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. | § 7 | |
5(8) | Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. | § 8 | |
6(9) | Органические вещества: углеводы, их строение и роль в клетке. | § 9 | |
7(10) | Органические вещества: белки, их строение и роль в клетке. | § 11 | |
8(11) | Органические вещества: белки, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. | § 11 | |
9(12) | Органические вещества: липиды, их строение и роль в клетке. | § 10 | |
10(13) | Органические вещества: нуклеиновые кислоты, их строение и роль в клетке. Демонстрация моделей РНК и ДНК. | § 12 | |
11(14) | Органические вещества: АТФ, их строение и роль в клетке. | §13 | |
12(15) | Решение задач по теме: «Химический состав клетки» | ||
13(16) | Контрольная работа по теме : «Химический состав клетки» | ||
14(17) | Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. | § 14 | |
15(18) | Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. | § 14 | |
16(19) | Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Лабораторная работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука». Лабораторная работа № 3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках» | § 15 | |
17(20) | Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. | § 16 | |
18(21) | Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. | § 17 | |
19(22) | Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. | § 18 | |
20(23) | Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. | § 19 | |
21(24) | Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа. Демонстрация различных молекул и вирусных частиц. | § 20 | |
22(25) | Контрольная работа по теме : «Основные органоиды клетки, их строение и роль в клетке» | ||
23(26) | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Демонстрация схемы путей метаболизма в клетке. | § 21 | |
24(27) | Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. | § 22 | |
25(28) | Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. | § 23 | |
26(28) | Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Демонстрация опытов, иллюстрирующий процесс фотосинтеза. | § 24 | |
27(30) | Хемосинтез и его значение в биосфере. | § 25 | |
28(31) | Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Демонстрация модели-аппликации «Синтез белка». | § 26 | |
29(32) | Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Демонстрация модели-аппликации «Синтез белка». | § 26 | |
30(33) | Повторный инструктаж правил т/б при работе в кабинете биологии. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. | § 27 | |
31(34) | Контрольно-обобщающий урок по теме: «ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ» | ||
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОНТОГЕНЕЗ) ОРГАНИЗМОВ (10 ЧАСОВ). | |||
1(35) | Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. | § 28 | |
2(36) | Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение. Демонстрация схемы митоза . | § 29 | |
3(37) | Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения. | § 31 | |
4(38) | Половое размножение. | § 32 | |
5(39) | Мейоз, его биологическое значение. Демонстрация схемы мейоза. | § 30 | |
6(40) | Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения. | § 33,34 | |
7(41) | Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных. | § 35 | |
8(42) | Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных. | § 36 | |
9(43) | Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении. | § 37 | |
10(44) | Контрольно-обобщающий урок по теме: «РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОНТОГЕНЕЗ) ОРГАНИЗМОВ» | ||
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ (18 ЧАСОВ). | |||
1(45) | История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. | § 38 | |
2(46) | Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. | § 39 | |
3(47) | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | § 40 | |
4(48) | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования. | § 41 | |
5(49) | Практическая работа «Решение генетических задач». | ||
6(50) | Практическая работа «Решение генетических задач». | ||
7(51) | Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. | § 45 | |
8(52) | Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом. | § 42 | |
9(53) | Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. | § 44 | |
10(54) | Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. | §40, 43 | |
11(55) | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. | § 46 § 47 | |
12(56) | Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. | § 48 | |
13(57) | Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой». | ||
14(58) | Лабораторная работа № 5 «Изучение фенотипов растений». | ||
15(59) | Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. | § 46 | |
16(60) | Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | ||
17(61) | Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием. | § 46 | |
18(62) | Контрольно-обобщающий урок по теме: «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ» | ||
ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (6 ЧАСОВ + 2 часа резервного времени)). | |||
1(63) | Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. | § 49 | |
2(64) | Характер наследования признаков у человека. | § 49 | |
3(65) | Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипических проявлений. | § 50 | |
4(66) | Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. | § 51 | |
5(67) | Социальные проблемы генетики. | § 51 | |
6(68) | Этические проблемы генной инженерии. | § 51 | |
7(69) | Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы. | доклады | |
8(70) | Лабораторная работа № 6 «Составление родословных». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочие программы по биологии 6-9 классы по В. В. Пасечник
Рабочие программы составлены на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по биологии для 9 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В УМК входит:учебник «Введение в общую био...
Рабочая программа по биологии для 10 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по биологии для 10 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В УМК входит учебник Общая биология...
Рабочая программа по биологии для 11 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по биологии для 11 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В УМК входит учебник Общая биология...
Рабочая программа по биологии в 5 классе. Автор В.В.Пасечник.
Рабочая программа разработана на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю. Обучение проводится на базовом уровне....
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...