Рабочая программа по биологии 6-11 классы. УМК В.В.Пасечник
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Афанасьева Татьяна Алексеевна

В основу рабочих программ по биологии 6-11 классов взята программа В.В.Пасечника.В рабочих программах пояснительная записка по каждому классу, распределены темы и основное содержание уроков, даны ссылки на УМК. Для понимания сущности биолгических особенностей приведены лабораторные работы, экскурсии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

директор МКОУ

«Фоминичская СОШ»

______________

/Хритошин А.В./

«___» сентября 20__г.

 

Согласовано:

зам.директора по УВР

МКОУ «Фоминичская СОШ»

______________

/Талагаева Г.В./

«___» сентября 20__г.

Рассмотрено:

руководитель школьного

методического объединения

______________

/Тихонова Т.Ю./

Протокол № 1

от   «___» сентября 20__г.

6-11 классы авторы программы:

В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова, 2004г.

Рабочая программа

(Календарно-тематическое планирование)

уроков биологии  в 10 классе,  

учитель Афанасьева Татьяна Алексеевна.

Количество часов на первое полугодие – 32ч.

Всего часов –   70 ч., в неделю – 2 ч.

Лабораторных работ – 6.

Учебно-методический комплект:

  1. Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник Биология. Общая биология.  Учебник для 10 - 11 класса общеобразовательных учебных заведений. -  М.: «Дрофа», 2008.
  2. Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник Биология. Общая биология.  10 - 11 класс. Методическое пособие. -  М.: «Дрофа», 2008.

Планирование составила: Афанасьева Татьяна Алексеевна

                                      (учитель биологии  первой квалификационной категории).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2001 году.

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5-9 классы), разработанной В.В. Пасечником, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшиным, Р.Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

 Согласно программе на изучение курса биологии в 10 классе отведено 68 часов.  На основании годового календарного графика на 2010 – 2011 учебный год количество учебных недель – 35. Поэтому на изучение курса в 10 классе предоставляется 70 часов. Два часа резервного времени добавлено на  тему «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА».

Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему биологических знаний на более высоком теоретическом уровне.

В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

            Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
      Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

     Данная программа реализована в учебниках:
Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2009 .

10 класс. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ (70 ч, 2 часа в неделю).

№ п/п

Тема урока

Д/з

Дата проведения

ВВЕДЕНИЕ (2 ЧАСА + 1 час резервного времени)

Инструктаж правил т/б при работе в кабинете биологии. Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Демонстрация портретов учёных-биологов.

§ 1, 2

Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Демонстрация схемы «Связь биологии с другими науками».

§ 3

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

§ 4

ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ

 (30 ЧАСОВ + 1 час резервного времени).

1(4)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки.

§ 5

2(5)

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого. Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки. Лабораторная работа  № 1 «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.»

§ 5

3(6)

Химический состав клетки.

§ 6

4(7)

Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

§ 7

5(8)

Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

§ 8

6(9)

Органические вещества: углеводы, их строение и роль в клетке.

§ 9

7(10)

Органические вещества: белки, их строение и роль в клетке.

§ 11

8(11)

Органические вещества: белки, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

§ 11

9(12)

Органические вещества: липиды,  их строение и роль в клетке.

§ 10

10(13)

Органические вещества: нуклеиновые кислоты, их строение и роль в клетке. Демонстрация моделей РНК и ДНК.

§ 12

11(14)

Органические вещества: АТФ, их строение и роль в клетке.

§13

12(15)

Решение задач по теме: «Химический состав клетки»

13(16)

Контрольная работа по теме : «Химический состав клетки»

14(17)

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран.

§ 14

15(18)

Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом.

§ 14

16(19)

Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Лабораторная работа  №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука». Лабораторная работа     № 3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»

§ 15

17(20)

Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

§ 16

18(21)

Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

§ 17

19(22)

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

§ 18

20(23)

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

§ 19

21(24)

Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа. Демонстрация различных молекул и вирусных частиц.

§ 20

22(25)

Контрольная работа по теме : «Основные органоиды клетки, их строение и роль в клетке»

23(26)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Демонстрация схемы путей метаболизма в клетке.

§ 21

24(27)

Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания.

§ 22

25(28)

Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы.

§ 23

26(28)

Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Демонстрация опытов, иллюстрирующий процесс фотосинтеза. 

§ 24

27(30)

Хемосинтез и его значение в биосфере.

§ 25

28(31)

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Демонстрация модели-аппликации «Синтез белка».

§ 26

29(32)

Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Демонстрация модели-аппликации «Синтез белка».

§ 26

30(33)

Повторный инструктаж правил т/б при работе в кабинете биологии. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

§ 27

31(34)

Контрольно-обобщающий урок по теме: «ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ»

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОНТОГЕНЕЗ) ОРГАНИЗМОВ (10 ЧАСОВ).

1(35)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого.

§ 28

2(36)

Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение. Демонстрация схемы митоза .

§ 29

3(37)

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения.

§ 31

4(38)

Половое размножение.

§ 32

5(39)

Мейоз, его биологическое значение. Демонстрация схемы мейоза.

§ 30

6(40)

Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

§ 33,34

7(41)

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей.  Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных.

§ 35

8(42)

Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных.

§ 36

9(43)

Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

§ 37

10(44)

Контрольно-обобщающий урок по теме: «РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОНТОГЕНЕЗ) ОРГАНИЗМОВ»

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ (18 ЧАСОВ).

1(45)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности.

§ 38

2(46)

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.

§ 39

3(47)

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

§ 40

4(48)

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

§ 41

5(49)

Практическая работа «Решение генетических задач».

6(50)

Практическая работа «Решение генетических задач».

7(51)

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

§ 45

8(52)

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

§ 42

9(53)

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность.

§ 44

10(54)

Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

§40, 43

11(55)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации.

§ 46

§ 47

12(56)

Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

§ 48

13(57)

Лабораторная работа  № 4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой».

14(58)

Лабораторная работа  № 5 «Изучение фенотипов растений».

15(59)

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль  в создании генетического разнообразия в пределах вида.

§ 46

16(60)

Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

17(61)

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

§ 46

18(62)

Контрольно-обобщающий урок по теме: «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (6 ЧАСОВ + 2 часа резервного времени)).

1(63)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах.

§ 49

2(64)

Характер наследования признаков у человека.

§ 49

3(65)

 Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипических проявлений.

§ 50

4(66)

Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования.

§ 51

5(67)

Социальные проблемы генетики.

§ 51

6(68)

Этические проблемы генной инженерии.

§ 51

7(69)

Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

доклады

8(70)

Лабораторная работа № 6 «Составление родословных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочие программы по биологии 6-9 классы по В. В. Пасечник

Рабочие  программы составлены на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 9 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  В  УМК входит:учебник «Введение в общую био...

Рабочая программа по биологии для 10 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 10 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология...

Рабочая программа по биологии для 11 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 11 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология...

Рабочая программа по биологии в 5 классе. Автор В.В.Пасечник.

Рабочая программа разработана на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю. Обучение проводится на базовом уровне....

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...