Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
календарно-тематическое планирование (биология, 7 класс) по теме
Поурочное календарно-тематическое планирование по курсу биологии 7 класса: "Многообразие живых организмов" Авторы программы: Захаров В.Б. Сонин Н.И. Включает поурочное планирование, ведущие понятия урока, перечень лабораторных и практических работ, демонстраций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_kursu_biologii_7_klassa.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по курсу биологии 7 класса:
«Многообразие живых организмов»
Авторы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин (68 часов,2 часа в неделю)
Тема курса | Крл-во часов | Число, Месяц. | № и Тема урока | Лабораторные и практические работы, демонстрации экскурсии. | Основные понятия темы |
Введение | 3 часа 3 часа 4 часа | Урок 1. (1) Мир живых организмов. Уровни организации живого | Демонстрация схем и таблиц системы живой природы, уровни организации живого. | Клетка, ткань, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера, живое, косное, биокосное вещество, уровень организации жизни. | |
Урок 2.(2 ) Ч. Дарвин и происхождение видов. | Эволюция, индивидуальная наследственная изменчивость, искусственный, естественный отбор, борьба за существование, конкуренция, популяция, вид, причины эволюции. | ||||
Урок 3. (3) Многообразие организмов и их классификация. | Демонстрация схем и таблиц системы живой природы. | Систематика, её задачи, таксономические единицы, таксон, классификация живых организмов, основные систематические категории(вид, род, семейство, отряд, класс, тип, отдел, царство, надцарство, эволюция. | |||
Раздел 1. Царство Прокариоты | Урок 4.(1) Общая характеристика и происхождение прокариот (бактерий) | Демонстрация фото и рисунков различных бактерий | Бактерии, кокки. Диплококки, сарцины, стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы. Паразиты, аэробы, анаэробы. | ||
Урок 5.(2 ) Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Их роль в природе и практическое значение. | Демонстрация фото и рисунков различных бактерий | Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии, архебактерии, практич. Значение, симбиоз, метан, сера, патогенные прокариоты. | |||
Урок 6.(3) Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе и практическое значение. | Демонстрация фото и рисунков различных бактерий | Оксифотобактерии, цианобактерии, сине-зеленые водоросли, азот, автотрофы, экология, «цветение»воды, состав воздуха, озоновый слой. | |||
Раздел 2. Царство Грибы | Тема 2.1 Общая характеристика грибов. Урок 7. (1) Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека. | Демонстрация Схем строения различных представителей Царства грибов, Коллекций и муляжей съедобных и несъедобных грибов. | Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело, способы питания грибов: сапрофиты, паразиты, симбиоз, гифы, микориза, мицелий, гифы плодовое тело, споры. Микология. | ||
Урок 8.(2) Отдел Настоящие грибы, особенности их строения и жизнедеятельности. | Лабораторная работа «Строение плесневых, шляпочных грибов и дрожжей» | Отдел Настоящие грибы, мукор, спорынья, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл, пенициллин, аллергия. | |||
Урок 9.(3) Классы Базидиомицеты, Несовершенные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты. | Демонстрация Схем строения различных представителей Царства грибов, Коллекций и муляжей съедобных и несъедобных грибов. | Прокариоты, эукариоты, авто, Гетеротрофы, сапрофиты, симбиоз, грибы, бактерии. | |||
Тема 2.2 Лишайники Урок 10.(4) Отдел лишайники. | Демонстрация различных представителей лишайников | Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище, «пионеры» почвы. | |||
Раздел 3. Царство Растения | 19 часов | Урок 11 (1). Общая характеристика царства Растения. | Лабораторная работа «Строение растительной клетки»* | Царство Растения, биомасса, продуценты, Низшие и Высшие растения, биом, автотрофы, фотосинтез, пигменты, хлорофилл, фитогормоны.
| |
Тема 3.2 Подцарство Низшие растения. Урок 12 (2). Подцарство-Низшие растения. Общая характеристика водорослей. | Демонстрация схем строения водорослей различных отделов. | Низшие растения, водоросли, жизненные формы, хламидомонада, хроматофор, клеточная стенка, целлюлоза, вакуоль, слоевище, автотрофы, фотосинтез. | |||
Урок 13 (3). Размножение и развитие водорослей. | Демонстрация схем развития водорослей различных отделов. | Бесполое, вегетативное, половое размножение, спора, зооспора, гаметы, зигота, спорофит, гаметофит. | |||
Урок 14-15(4-5). Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. | Лабораторная работа «Строение спирогиры» | Отделы Бурые, Красные, Зелёные водоросли, фитобентос, фитопланктон, детрит, таллом, ризоиды, пигменты, хлорофилл, каратиноиды, ламинария, спирогира. | |||
Тема 3.3 Подцарство Высшие растения. Урок 16 (6). Общая характеристика Подцарства Высшие растения. | Лабораторная работа «Ткани растений»* | Вегетативные, репродуктивные органы, спорангии, ткани, эмбриональное, постэмбриональное развитие, высшие растения. | |||
Урок 17 (7). Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности. | Лабораторная работа «Строение мхов» | Отдел Моховидные, побег, спорофит, гаметофит, ограничивающий фактор, кукушкин лён, сфагнум, торф, тупиковая ветвь эволюции. | |||
Урок 18 (8). Отдел Плауновидные и Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности. | Лабораторная работа «Строение плауна»* «Строение хвоща»* | Отдел Плауновидные, придаточные корни, спорангии, гаметофит, спорофит, чередование поколений, эволюция, спора, гаметы, зигота, низшие растения, высшие споровые растения. Отдел Хвощевидные, корневище, побег весенний, летний, придаточные корни, рудименты, спора, спорофит, гаметофит, кислая среда. | |||
Урок 19 (9). Отдел Папоротникообразные. Особенности их строения и жизнедеятельности. | Лабораторная работа «Строение папоротника» | Отдел Папоротникообразные, побег, корневище, придаточные корни, жизненные формы, среды обитания. | |||
Урок 20 (10). Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение. | Демонстрация схемы развития папоротника. | Отдел Папоротникообразные, Спорофит, гаметофит, спора, микроспора, макроспора, заросток, каменный уголь. | |||
Тема3.4 Отдел Голосеменные растения. Урок 21 (11) Отдел Голосеменные растения. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождение. | Лабораторная работа «Строение хвои сосны. Пыльца и шишки сосны» | Отдел Голосеменные, шишка, семенные чешуи, семяпочка, пыльца, семя, зародыш, эндосперм, хвоя. | |||
Урок 22 (12). Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение. | Демонстрация схемы развития сосны. | Голосеменные, хвойные, кедр, секвойя, национальный парк, лиственница, ель, саговники, гинкго, туя, кипарис. | |||
Тема3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения Урок 23 (13). Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение. | Демонстрация схемы строения цветкового растения. | Отдел Покрытосеменные (Цветковые), класс Двудольные, Однодольные, органы растения, эволюция, приспособления организмов к условиям среды. | |||
Урок 24 (14). Размножение покрытосеменных растений. | Демонстрация схемы двойного оплодотворения | Половое, бесполое, вегетативное размножение, двойное оплодотворение, зигота, эндосперм, зародышевый мешок, спермий, яйцеклетка. | |||
Урок 25 (15). Характеристика особенностей семейства Розоцветные. Класс Двудольные. | Лабораторная работа «Семейство Розоцветные. Строение шиповника». | Семейство Розоцветные, жизненные формы, формула цветка, соплодие. | |||
Урок 26 (16). Характеристика особенностей растений семейств Крестоцветные и Паслёновые. | Демонстрация представителей семейств | Класс Двудольные, семейство Крестоцветные и Паслёновые, стручок, ягода, коробочка, сростнолепестный венчик, видоизменённый побег, ядовитые плоды. | |||
Урок 27 (17). Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки. | Лабораторная работа «Строение злакового растения-пшеницы» | Класс Однодольные, семейство Злаки, мочковатая корневая система, жилкование, соломина, чешуи, влагалище, вставочный рост. | |||
Урок 28 (18). Характерные признаки семейства Лилейные. | Демонстрация представителей семейства | Класс Однодольные, семейство Лилейные, видоизменённые побеги: луковица, корневище, простой околоцветник, фитонциды, раннецветущие растения. | |||
Урок 29 (19). Повторительно-обобщающий урок по темам: Царства Прокариоты, Грибы, Растения. | Растения, грибы, лишайники, эукариоты, прокариоты, низшие и высшие растения, споровые, семенные, биосфера, производители, потребители, разрушители, автотрофы, гетеротрофы, органы, спорофит, гаметофит. | ||||
Раздел 4: Царство животные | Урок 30 (1). Общая характеристика Царства Животных | Демонстрация представителей царства | Зоология, гетеротрофы Автотрофы, двусторонняя и лучевая симметрия, классификация, биосфера. | ||
Тема 4.1: «Подцарство Одноклеточные» Урок 31 (2). Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация. | Демонстрация таблиц «Простейшие» | Простейшие, тип Саркожгутиконосцы, ложноножки, псевдоподии, циста, колония, фототаксис, гетеротрофы, миксотрофы, автотрофы. | |||
Урок 32 (3). Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека. | Лабораторная работа «Строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки» | Простейшие, колония, планктон, гетеротрофы, миксотрофы, автотрофы. | |||
Тема 4.2: «Подцарство Многоклеточные» Урок 33 (4). Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные. | Демонстрация таблиц «тип Губки» | Регенерация, фагоцителла, беспозвоночные, двухслойные, эктодерма. Энтодерма, мезодерма, трёхслойные, хордовые, позвоночные, мезоглея. | |||
Урок 34 (5). Особенности организации кишечнополостных | Лабораторная работа «Строение и поведение пресноводной гидры» | Кишечнополостные, лучевая симметрия, полип ,базальная мембрана, пищеварительная полость,эпителиально-мускульные, стрекательные, нервные,железистые, чувствительные, промежуточные, половые клетки. | |||
Урок 35 (6). Особенности жизнедеятельности кишечнополостных. | Демонстрация таблиц «тип Кишечнополостные» | Регенерация, экто - и энтодерма, диффузная нервная система, безусловный рефлекс, яйцеклетка, зигота, сперматозоид, дробление, гаструляция, гермафродиты, раздельнополые. | |||
Урок 36 (7). Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека. | Демонстрация таблиц «Многообразие Кишечнополостных» | Прогрессивные изменения, относительный характер приспособленности, полипы, медузы, актинии, мезоглея, реактивное движение, симбиоз. | |||
Урок 37 (8). Особенности организации плоских червей. Класс ресничные черви. | Демонстрация таблиц «Тип Плоские черви» | Плоские, ресничные черви, мезодерма, кожно-мускульный мешок, системы органов, гермафродиты, яичники, семенники, звёздчатые клетки. | |||
Урок 38 (9). Плоские черви-паразиты. | Демонстрация таблиц «Тип Плоские черви» | Класс Сосальщики, класс Ленточные черви, финна, основной хозяин, промежуточные хозяин относительный характер приспособленности. Организм – среда обитания. | |||
Урок 39 (10). Тип Круглые черви, особенности их организации. | Демонстрация таблиц «Тип Круглые черви» | Круглые черви, нематоды, аскарида, острица, ришта, кутикула, кожно-мускульный мешок, полость тела, свободноживущие, паразиты, основной и промежуточный хозяин. | |||
Урок 40 (11). Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. | Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя» | Кольчецы, многощетинковые, малощетинковые, пиявки, сегменты, параподии, щетинки, жабры, метанефридии, замкнутая кровеносная система, окологлоточное нервное кольцо, надглот. узел | |||
Урок 41 (12). Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые. | Демонстрация таблиц «Тип Кольчатые черви» | Кольчецы, многощетинковые, малощетинковые, пиявки, сегменты, параподии, щетинки, наружные паразиты, прямое развитие, кокон. | |||
Урок 42 (13). Особенности организации моллюсков, их происхождение. | Лабораторная работа «Строение раковины моллюска» | Моллюски, мантия. мантийная полость, раковина, тёрка, надглоточный нервный узел, пищеварительная железа, сердце, предсердие, желудочек, лёгкие, жабры. | |||
Урок 43 (14). Многообразие моллюсков, их значение в природе. | Демонстрация таблиц «Тип Моллюски» | Моллюски, брюхоногие, головоногие, двустворчатые, раковина, мантия, щупальца, мантийная полость, надглоточный узел. | |||
Урок 44 (15). Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. | Лабораторная работа «Внешнее строение речного рака» | Членистоногие, ракообразные, головогрудь, фестончатые глаза, зелёные железы, хитин, гемолимфа, ногочелюсти, развитие с превращением, некрофаги, связь строения и функций. | |||
Урок 45 (16). Многообразие ракообразных, их роль в природе. | Демонстрация таблиц «Класс Ракообразные» | Связь с окружающей средой, относительность приспособленности к условиям жизни, охрана окружающей среды, океанолог гидробиолог, диетолог, эколог, регенерация. | |||
Урок 46(17). Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. | Демонстрация таблиц «Класс Пауко-образные» | Паукообразные, пауки, скорпионы, клещи, паутина, кокон, хелицеры, педипальпы, приспособление к среде обитания, связь строения и функций органов. | |||
Урок 47 (18). Многообразие паукообразных, их роль в природе. | Пауки, скорпионы, клещи, чесотка, энцефалит, сыпной тиф, туляремия, приспособления к среде обитания. | ||||
Урок 48 (19). Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности | Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого» | Насекомые, членистоногие, фасеточные глаза, гемолимфа, хитиновый покров, мальпигиевы сосуды, надглоточный нервный узел, внутреннее оплодотворение, связь строения и функций систем органов. | |||
Размножение и развитие насекомых. | Демонстрация таблиц «Класс насекомые» | Инстинкт, половой диморфизм, семенники, семяпроводы, семяизвергательный канал, яичники, яйцеводы, влагалище, полное и неполное развитие, развитие с превращением, яйцо, личинка, куколка, имаго, феромоны. | |||
Урок 50 (21). Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. | Демонстрация таблиц «Класс насекомые» | Первичнобескрылые, крылатые насекомые, полиморфизм, относительность приспособленности к условиям жизни, общественные насекомые, круговорот веществ в природе, колорадский жук. | |||
Урок 51 (22). Особенности строения и жизнедеятельности Иглокожих. Многообразие, их роль в природе и практическое значение. | Демонстрация таблиц «Тип Иглокожие» | Иглокожие, морские звёзды, морские ежи, голотурии, водно-сосудистая система, лучевая симметрия, относительность приспособленности к условиям жизни. | |||
Урок 52 (23). Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные. | Демонстрация таблиц «Тип Хордовые» | Хордовые, бесчерепные, оболочники, позвоночные, хорда, череп, позвоночник, спинной и головной мозг, двусторонняя симметрия, нервная трубка, замкнутая кровеносная система | |||
Урок 53 (24). Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные. | Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы» | Ихтиология, плавники, чешуя, орган боковой линии, жабры, плавательный пузырь, костный скелет, двухкамерное сердце, печень. | |||
Урок 54 (25). Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. | Демонстрация таблиц «Класс Рыбы» | Хрящевые, костные, лучепёрые, хрящекостные, двоякодышащие, кистепёрые рыбы. | |||
Урок 55 (26). Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных | Лабораторная работа «Внешнее строение лягушки» | Класс Земноводные (Амфибии), плечевой и тазовый пояс, грудина, воронья кость, трёхкамерное сердце, лёгкие, среднее ухо, барабанная перепонка, клоака, мочевой пузырь, приспособления для жизни в воде и на суше. | |||
Урок 56 (27). Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе. | Демонстрация таблиц «Класс Земноводные» | Отряд безногие, бесхвостые, хвостатые, зигота, гамета, развитие с превращением. | |||
Урок 57 (28). Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных | Демонстрация таблиц «Класс Пресмыкаю-щиеся» | Класс Пресмыкающиеся (Рептилии), серпентология, роговая чешуя, кора головного мозга, мелкоячеистые лёгкие, тазовые почки, кожистые яйца, связь строения организма со средой обитания. | |||
Урок 58 (29). Многообразие Пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. | Динозавры, чешуйчатые, сухопутные, морские черепахи, Галапагосские острова, биосферный заповедник, роговая чешуя. | ||||
Урок 59 (30). Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных | Лабораторная работа «Внешнее строение птицы», «Скелет птицы и мускулатура» | Класс Птицы, крылья, перо (контурное, пуховое, пух), стержень, опахало, клюв, киль, копчик, цевка, археоптерикс, орнитология, связь строения и функций органов. | |||
Урок 60 (31). Особенности организации птиц, связанные с полётом | Демонстрация таблиц «Класс Птицы» | Отделы головного мозга, безусловные и условные рефлексы, инстинкты, 4-камерное сердце, артериальная и венозная кровь, голосовые связки, губчатые легкие, воздушные мешки, железистый и мускульный отдел желудка, зоб, тазовая почка. | |||
Урок 61 (32). Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека. | Демонстрация таблиц «Класс Птицы» | Экология, экологические группы, биоценоз, относительный характер приспособлений. | |||
Урок 62 (33). Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека. | Оседлые, перелётные, кочующие птицы, искусственный отбор, породы птиц. | ||||
Урок 63 (34). Класс Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | Лабораторная работа «Строение скелета млекопитаю- щих» | Млекопитающие, первозвери, настоящие звери, сумчатые, плацентарные, диафрагма, волосяной покров, вибриссы, зверозубые рептилии. | |||
Урок 64 (35). Класс Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | Демонстрация таблиц «Класс Млекопитаю- щие» | Теплокровные, плацентарные, плацента, матка, влагалище, молочные железы, извилины коры головного мозга, зубы (резцы, клыки, коренные), наружное ухо, альвеолы лёгких, левая дуга аорты, тазовые почки. | |||
Урок 65 (36). Плацентарные Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. | Демонстрация таблиц «Класс Млекопитаю- щие» | Млекопитающие, яичники, семенники, матка, плацента, внутриутробное развитие, роды, млечные железы, первозвери, сумчатые, плацентарные, приматы. | |||
Урок 66 (37). Сумчатые и Первозвери. | Демонстрация таблиц «Класс Млекопитаю-щие» | Первозвери, сумчатые, плацентарные, приматы. | |||
Урок 67 (38). Обобщающий урок. Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. | Многообразие природы, приспособленность к среде обитания. | ||||
Урок 68 (39). Царство Вирусы. | Демонстрация таблиц «Царство Вирусы» | Неклеточные формы жизни, вирус. Бактериофаг, иммунитет, иммунодефицит, вирусология, СПИД. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...