Урок по теме "Строение цветка"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Головнина Татьяна Витальевна

Конспект урока в 6 классе по теме "Строение цветка" по УМК Н.И. Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл строение цветка 6 класс22.69 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                       Конспект урока биологии для 6 класса по теме

                                                « Строение цветка»

         Т.В.Головнина ,учитель биологии  МКОУ «Новобурковская сош»

                              УМК «Биология.6 класс» Н.И. Сонина.

       

Цель урока:

-сформировать у уч-ся понятие о строении и взаимосвязи частей цветка;

-раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка;

- дать понятие обоеполых и раздельнополых цветках, однодомных и двудомных растениях;

Образовательная задача: продолжить формировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений.

Развивающие: формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, делать выводы.

Воспитательная задача: стимулировать развитие познавательного процесса,  продолжить работу по развитию интеллектуальных умений учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, школьная доска, таблицы с изображением строения цветка, разнообразия растительного мира, разрезной материал (схемы),гербарные экземпляры растений.

Оформление доски: записанные на доске дата, тема урока, домашнее задание; во время объяснения все термины и рисунки обозначаются на доске.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично -поисковый, проблемный

                                  Структура урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Проверка домашнего задания

4.Изучение нового материала

5.Закрепление материала

6.Рефлексия

7.Итоги урока. Дом.задание.

                                               Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)
  2. Актуализация знаний.

                                 Биологический диктант

       3. Проверка домашнего задания

      4.Изучение нового материала

Сегодня мы приступаем к изучение новой темы, она записана у нас на доске-  «Строение цветка».Давайте запишем тему в тетрадь.

Вопрос: Итак, цветок. А что такое цветок, как вы думаете?

Учитель: Давайте запишем в тетрадь. Цветок-это видоизмененный побег, служащий для семенного размножения растений.

Учитель : Теперь заполним таблицу

Учащиеся заполняют таблицу по следующим вопросам.

Что вы знаете о цветах?

Что хотели бы узнать ?

 Что узнали сегодня?

Учитель: Как вы думаете, все ли растения образуют цветки?

    Ответы учащихся.

Итак, цветки образуются только у цветковых растений. Это очень красивое явление  в растительном мире - цветение. Цветки самой разнообразной формы, окраски привлекают человека. Одни растения зацветают ранней весной, другие летом, а третьи –осенью. Хотя в мире огромное  разнообразие цветов, все они имеют единый план строения. С которым мы сейчас будем знакомиться. Как всякий побег цветок развивается из почки (генеративной)

 Записываем определение в тетрадь:

     Цветок- это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к

     семенному  размножению. Цветок состоит из двух частей  : стеблевая и листовая (схема №1)

                                                         Цветок

                                                                             (побег)

                         

                              Стеблевая часть               листовая  часть

                               а) цветоножка                      а) чашечка        

                               б) цветоложе                        б)венчик

                                                                              в) тычинки

                                                                              г) пестики      

В тетрадь: Цветоложе- это осевая часть цветка, на которой расположены остальные его части.

     Оно может быть выпуклым (лютик),плоским(пион),вогнутым(манжетка)

Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая часть цветка - это околоцветник. Он может быть простой и сложный.(схема №2 у вас на парте)

    Свое название он получил из-за того, что он как бы окружает основные части цветка.

Основная функция околоцветника - защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной (зеленого цвета).Венчик- самая заметная часть цветка, именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если  венчик из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным, если лепестки срастаются, то сростнолепестным. Но встречаются цветки без околоцветников - это голые цветки.

Главные части цветка- тычинки и пестик

Цветок- это генеративный орган растения, значит его функция- образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в образовании плодов и семян не участвуют. Поэтому основными органами являются тычинки и пестик.

Тычинка- мужская часть цветка, которая состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца.

В биологии тычинка обозначается символом «марса»♂ .

Внутри пыльника развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно.

По форме пылинки можно определить растение, которому оно принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльца крупная и клейкая, а у ветроопыляемых- мелкая и сухая.(схема №3 на парте у учеников))

Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной части цветка. Верхняя часть пестика- рыльце, который удерживает пыльцу. Средняя часть- столбик и нижняя- завязь, где расположены одна или несколько семяпочек.

В биологии пестик обозначается символом «зеркалом Венеры»♀

Для того , чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых оно напоминает «ершик» для мытья посуды. Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым (вишня). Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым (огурец).

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении , например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка  мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит: «Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах». Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у  огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют.  Поэтому ваша мама и называет их «пустоцветами»

– Но есть и другие примеры. Два растения : на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения «пылят» расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках.

 Теперь давайте подведем итог нашего урока. Вы должны заполнить последнюю колонку в таблице – Что я узнал нового?

 Учащиеся заполняют таблицу, затем некоторые ученики озвучивают свои записи.

  5.Закрепление материала

    Учитель: Ответьте  на следующие вопросы:

  1. цветок приспособлен для опыления (да)
  2. главная часть цветка -лепестки и тычинки (нет)
  3. тополь двудомное растение (да)
  4. цветок – видоизмененный побег (да)
  5. почки бывают вегетативными и .. (генеративными)

Рефлексия: Составьте синквейн по нашей теме

Составляют синквейн.

Учитель: Большое спасибо за продуктивную работу. Запишите домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Строение цветка"

В презентации на мой взгляд представлен необходимый к уроку материал в доступной для детей форме, использованы различные формы мотивации обучения....

Методические рекомендации к уроку "Строение цветка"

План -конспект урока "Строение цветка"...

Модульные уроки: Строение цветка. Соцветия.

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И  НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Урок- презентация "Строение цветка"

Урок « Цветок – генеративный орган, его строение и значение. Опыление растений» развивает познавательный интерес, формирует новые знания учащихся.Задачи урока:Сформировать у учащихся знания о цв...

Открытый урок "Выполнение обвязки цветка гвоздики"

Открытый урок проведен в 8 классе с целью закрепления знаний в области вязания крючком по индивидуальным схемам...

Презентация по теме: "Строение цветка. Многообразие цветков"

Данный материал отражает особенности строения цветка (органа, участвующего в половом размножении) поктытосеменных (цветковых) растений, разнообразие цветков, строение  главных частей цветка (пест...

открытый урок тема: " Строение цветка " 6 класс

техналогическая карта к уроку по биологии 6 класс Тема: " Строение цветка"презентация "Строение цветка"...