Виды учебной деятельности учащихся при работе с учебником и текстами
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему
Очень эффективны в использовании, для организации самостоятельной работы учащихся на уроках, листы с тезисной информацией по основным понятиям и разделам изучаемого материала. Такой вид текста не отвлекает учащихся второстепенной информацией, позволяет сосредоточиться на главных понятиях темы. Но подготовка к этому виду ученической деятельности на уроке должна формироваться этапами и фрагментами на уроках биологии с 8 класса. Листы с тезисной информацией можно использовать для организации работы учащихся на обобщающих и закрепляющих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_samostoyatelnoy_raboty.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работ с учебной литературой на уроках биологии в старшей школе.
Учебный предмет - экология 11 класс (время выполнения заданий – 25 минут)
«..любое органическое существо естественно размножается в столь быстрой прогрессии, что, не подвергайся оно истреблению, потомство одной пары очень скоро заполнило бы весь земной шар». (Чарльз Дарвин, «Происхождение видов…» 1859 год)
Раздел № 1 Интересная информация.
Наука, изучающая изменения численности и структуры популяций человека называется демографией.
Численность популяции человека определяется соотношением рождаемости и смертности.
Факторы, которые могли бы влиять на рост численности человечества:
- климат;
- хищники,
- болезни;
- наличие жизненного пространства и убежищ;
- дефицит пищевых ресурсов;
- миграции.
Раздел № 2. Задания для работы с учебником.
Задание № 1. Используя учебник, составьте краткие характеристики факторов, оказывающих влияние на рост численности человеческой популяции.
- Как называется фактор?
- Какое влияние оказывает на рост численности человеческой популяции?
- Какое место занимает среди других факторов?
(учебник экологии Н.М. Чернова с. 196 – 199 2006 года издания)
Задание № 2. Используя текст « Примеры и дополнительная информация», подтвердите конкретными примерами составленные вами характеристики.
(учебник экологии Н.М. Чернова с. 199 – 201 2006 года издания)
Задание № 3. Используя главные мысли темы, составьте вывод по данному уроку.
(учебник экологии Н.М. Чернова с. 199 2006 года издания)
Самостоятельная работа с учебником
Учебный предмет – экология 10 класс ( время выполнения заданий – 25 минут)
Тема : Экологические факторы среды. Типы экологических взаимодействий.
Проверочная работа № 2.
Задание № 1. Докажите , что орлан – белохвостый может проживать только в воздушно-наземной среде обитания ( в качестве доказательства можно описать приспособления данного организма к среде обитания).
Задание № 2. Приведите доказательства в пользу высказывания «Каждая живая особь создает свою среду обитания». ( задание выполняется по желанию).
Задание № 3. Внимательно прочитайте предложения. Установите о каких типах и видах взаимодействий говорится в них?:
- В кишечнике котёнка поселились аскариды.
- Волк охотится на зайцев.
- Гриб-трутовик поселился на стволе березы.
- В гнезде сойки проживают жужелицы.
- Сороки доедают остатки пищи уссурийского тигра.
- В Уссурийской тайге тигр и большой бурый медведь не уживаются на одной территории.
Задание № 4. Составьте схему взаимодействий в дикой природе между клевером полевым и окружающими его живыми существами.
Виды работ для осуществления контроля усвоением учебного материала.
Учебный предмет – биология 11 класс.
Тема : Видообразование.
( общее время выполнения работы – 40 минут: 15 минут на уроке, 25 минут – домашняя работа).
Самостоятельная работа с выполнением контрольных заданий.
Задание № 1. Прочитав текст учебного материала, ответьте на предложенные вопросы:
- С вашей точки зрения, видообразование – прогрессивное явление в эволюции?
Докажите своё умозаключение.
- Перечислите виды видообразования. Что является главной (-ными) причинами возникновения новых видов?
- Как, с вашей точки зрения, видообразование связано с приспособленностью?
Задание № 2. Изобразите схематически основные виды видообразования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (выполняются как домашняя работа).
- Что является материалом для работы естественного отбора?
- Что служит движущей силой изменения видов?
- Почему в природе существует механизм естественного отбора?
*
Для составления ответов можно использовать учебник биологии с.50 – 55; с. 73 -74.
Очень эффективны в использовании, для организации самостоятельной работы учащихся на уроках, листы с тезисной информацией по основным понятиям и разделам изучаемого материала. Такой вид текста не отвлекает учащихся второстепенной информацией, позволяет сосредоточиться на главных понятиях темы. Но подготовка к этому виду ученической деятельности на уроке должна формироваться этапами и фрагментами на уроках биологии с 8 класса. Листы с тезисной информацией можно использовать для организации работы учащихся на обобщающих и закрепляющих уроках.
Учебный предмет – экология 11 класс.
Тема: Принципы и правила охраны природы.
Принципы.
- Принцип: явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения.
Пример: Лес:
I источник древесины, химическое сырье;
II место отдыха человека;
III водорегулирующее, почвозащитное, климатообразующее значения.
Следовательно, лесные угодья необходимо использовать, не причиняя вреда II u III пунктам.
- Принцип: необходим строгий учёт местных условий при использовании и охране природного ресурса.
Пример: Там, где много лесов, допустимы интенсивные рубки, а в
лесостепях и густо населенных районах России, где лесов мало,
надо лес расходовать бережно и постоянно его восстанавливать.
- Принцип: охрана одного объекта означает одновременно охрану других объектов, тесно с ним связанных.
Пример: Охрана озера Байкал предусматривает охрану:
- Водных ресурсов.
- Рыбного многообразия.
- Прибрежной и водной растительности.
- Речных тюленей (нерп).
- Рек, впадающих в озеро.
- Почв побережья и т.д.
ПРАВИЛА.
1.Правило РЕГИОНАЛЬНОСТИ:
Обращение с одним и тем же природным ресурсом в разных районах должно быть различным и зависеть оттого, как этот ресурс в данной местности представлен в настоящее время.
Вывод по теме:
1.Охрана природы – это комплексное мероприятие.
2.Охране подлежит не сумма отдельных ресурсов, а весь природный комплекс (Экосистема)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование с учетом основных видов учебной деятельности и ФГОСов II поколения к учебнику английского языка “Enjoy English-5 класс М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева. Издательство «Титул» 2012 год.
Примерная программа по английскому языку для основной школы ( 5 класс) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,...
Виды учебной деятельности при работе в парах
Виды учебной деятельности при работе в парах...
Рубрика Самообразование. Самостоятельная работа и другие виды учебной деятельности. МО.
Самостоятельная работа и другие виды учебной деятельности (Классификация форм учебной деятельности)....
Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)
Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...
Виды учебной деятельности учащихся на уроках и дома, которые организует учитель.
Виды учебной деятельности учащихся на уроках и дома, которые организует учитель....
Рабочая программа по геометрии 7 класс. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
Рабочая программа по геометрии 7 класс. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся....
Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности учащихся при обучении математики
Виды самостоятельной работы учащихся на уроке математике и их кратоке содержание....