Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности учащихся при обучении математики
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Виды самостоятельной работы учащихся на уроке математике и их кратоке содержание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности учащихся при обучении математики
Самостоятельная работа – одна из эффективных форм учебной деятельности учащихся. Уровень самостоятельности при организации такой деятельности учащихся может быть различным : от воспроизведения действий по образцу до самостоятельного составления плана действий в принципиально новых ситуациях. Не следует забывать , что :
- степень сложности задания , предложенного для самостоятельной работы , должна соответствовать учебным возможностям учащегося;
- переход от одного уровня самостоятельности на другой должен осуществляться постепенно;
- каждый предыдущий урок – это подготовка к последующему.
Содержание самостоятельной работы , форма и время ее выполнения должны соответствовать основной цели обучения на определенном этапе. Избыток самостоятельности , как и ее недостаток в учебном процессе, может оказаться так же вредным.
Учащиеся при самостоятельной работе сталкиваются с репродуктивными , реконструктивными и вариативными заданиями.
Репродуктивные задания – это задания на воспроизведение или непосредственное применение теорем , определений , свойств . Например , выбрать из предложенных ( на рис.) остроугольные треугольники или указать возрастающие функции.
Такие задания мало способствуют развитию мышления , но необходимы для заданий более высокого уровня воспроизводящей деятельности.
Реконструктивные задания указывают только на общий принцип решения: «решить квадратное уравнение» , «найти площадь треугольника». Эти задания таковы , что приступая к их выполнению , ученик должен проанализировать возможные пути решения задачи , использовав несколько репродуктивных задач.
При выполнением вариативных заданий , ученику необходимо из всего арсенала математических задач отобрать нужное , воспользоваться «математической зоркостью» и , может быть , интуицией. Это задачи на доказательство , на «сообразительность».
Люба я самостоятельная работа должна иметь обратную связь – контроль .
Рассмотрим некоторые виды самостоятельной работы учащихся.
Самостоятельная работа обучающего характера с предварительным разбором.
Дается подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями . Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача , а затем задание с усложненным элементом.
Самостоятельная работа обучающего характера с последующей проверкой.
Ученик после выполнения задания самостоятельно проверяет свою работу по образцу данному учителем , при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность его решения путем постановки вопросов.
Самостоятельная работа контролирующего характера с готовыми ответами по типу перфокарт
Эта работа поможет быстро установить обратную связь , выявить пробелы и своевременно разобрать неясные ситуации.
Самостоятельная работа контролирующего характера в виде математического диктанта с последующей самопроверкой.
Учитель диктует ученику задания (для лучшего восприятия , возможна запись на доске). Ученику выполняет задания , а затем сам проверяет его по готовому образцу.
Самостоятельная работа обучающего характера с показом.
Такая работа позволит ученику не только увидеть , как решать данную задачу , но и самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем , что надо сделать. Например , когда нужно выбрать один из нескольких способов решения.
Самостоятельная работа обучающего характера по заданному алгоритму.
Такая работа целенаправленно организует мыслительную деятельность ученика и приучает его к четкой последовательности выполнения задания.
Самостоятельная работа контролирующего характера
В работу входят задания различной степени сложности. Сначала учащийся выполняет карточку с простым заданием . Справившись с ними , он берет карточку с более сложным заданием . И так в течение всего урока . Карточка с более сложным заданием выдается учителем при условии , что учащийся справился с предыдущим заданием . Здесь надо сказать , что критерии выставления отметки учителем устанавливаются самостоятельно.
Такая самостоятельная работа требует от учащихся хорошей подготовки .
В заключении о самостоятельной работе с учебником.
Это форма работы учит учащихся работать с информацией : понимать прочитанное , выделять главное и , на основании этого , делать несложные выводы.
Применяется , в основном , когда материал для изучения несложный . Такая работа проводится в два этапа :
- учащиеся ,читая текст, выделяют главное в прочитанном тексте
- учитель предлагает ученику план ответа по заданному тексту .
В итоге учащийся должен самостоятельно изучить новый материал и применить его в простой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Различные формы организации учебной деятельности при обучении математике
Развить интерес учащихся к процессу изучения математики в 7-9 классах...
Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 МАТЕМАТИКА"
Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 МАТЕМАТИКА"...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.
из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС" представлены раз...
Сообщение на тему: "Самостоятельная работа как средство развития способностей учащихся на уроках математики"
Данный материал может быть использован учителем на уроках математики в 5-9 классах...
Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной мотивации обучающихся (на примере изучения иностранного языка)
доклад на РМО...
«Самостоятельная работа - эффективное средство в обучении математике»
Работа посвящена теме самообразования. В работе размещен отчет по теме самообразования "«Самостоятельная работа - эффективное средство в обучении математике»"...