Рабочая программа "Химия. 8 класс" по учебнику А.А. Журина, 3 ч/неделю
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам 8 класса общеобразовательных учреждений автора А.А.Журина, издательство «Просвещение», Москва, (Академический школьный учебник) 2012год.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить цели и определенные пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Целями изучения химии в основной школе являются:
- Формирование у обучающихся значимости химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, формулировать и обосновывать собственную позицию.
- Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания.
- Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам 8 класса общеобразовательных учреждений автора А.А.Журина, издательство «Просвещение», Москва, (Академический школьный учебник) 2012год.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, в 8 классе за счет школьного компонента добавлен 1 час, итого за год обучения 102 часа.
Общая характеристика учебного предмета
Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает базу для дальнейшего изучения химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки: жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно-молекулярном, так и на электронном уровне. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе – рассмотрению периодического закона и Периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И.Менделеева, строения и свойств веществ, сущности химических реакций.
Значительное место в содержании курса 8 класса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением демонстрационного эксперимента, лабораторных опытов и практических работ. В обязательном порядке предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.
Место учебного предмета химия в учебном плане
Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.
В соответствии с учебным планом на изучение химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 35 учебных недель. В соответствии со сложившейся практикой организации основного общего образования в образовательных учреждениях общего образования реальная продолжительность учебного года меньше нормативной и составляет 34 учебные недели. Таким образом, время, выделяемое рабочими учебными планами на изучение химии в 8 классе на практике равно 68 часам. За счет школьного компонента на изучение химии в 8 классе выделяется ещё 1 час и общее время изучения химии в основной школе равно 102 часам.
С учётом неизбежных потерь учебного времени, вызываемых различными объективными причинами, а также необходимости выделения дополнительного времени на изучение отдельных вопросов курса химии программой предусмотрен большой объём резервного времени – 3 часа.
Срок реализации программы – один учебный год.
Основными задачами обучения курса 8 класса являются:
- Формирование знаний основ химической науки – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка.
- Развитие умений сравнивать, вычленять в изученном существенное, устанавливать причинно-следственную зависимость в изучаемом материале, делать обобщения, связанно и доказательно излагать учебный материал.
- Формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, повседневной жизни.
- Формирование специальных навыков обращения с веществами, выполнения несложных опытов с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории.
- Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
- Раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в научную картину мира.
Класс | № Раздела | Наименование раздела и темы | всего часов | Практическая часть | |
К/р | П/р | ||||
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Примерные программы по химии основной и средней (полной) школы. Рабочая программа линии УМК «Химия» серии «Сферы» для основной школы , А.А.Журина. Базовый уровень , 2 часа в неделю, за счет школьного компонента добавлено 1 час - всего 102 ч, (3 часа в неделю) Учебник – А.А. Журин, Химия 8 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений – М, Просвещение, 2013 год; Предметная линия учебников «Сферы», 8-9 классы Апробация УМК. | 1 | Введение в химию. Первоначальные химические понятия | 24 | 1 | 2 |
2 | Классы неорганических веществ. Типы химических реакций | 30 | 1 | 4 | |
3 | Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома | 15 | 1 | ||
4 | Количественные отношения в химии | 17 | 1 | 1 | |
5 | Заключение (повторение и обобщение) | 16 | |||
всего | 102 | 4 | 7 |
Ценностные ориентиры содержания курса химии
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости здорового образа жизни;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
- Курс химии обладает реальными возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на формирование у учащихся:
- навыков правильного использования химической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения курса химии.
Предметные результаты освоения курса химии 8 класса. В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и относительная молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, степень окисления, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление; углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов; признаки и условия протекания химических реакции й
- объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов, связь между составом, строением и свойствами веществ, химические свойства основных классов неорганических веществ; способы защиты окружающей среды от загрязнений; условия и способы предупреждения коррозии металлов;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; растворами кислот и щелочей, минеральными удобрениями;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека,
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- приготовления растворов заданной концентрации;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
- формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
- понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
- развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и др.);
- формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
- умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
- применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
- способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей;
- умение оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности.
6. Содержание программы учебного курса:
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
8 КЛАСС
(3 ч в неделю; всего 102 ч, из них 3 ч - резервное время)
Введение (24 часа)
Для чего нужно изучать химию. Предмет химии. Вещества. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Частицы, образующие вещества. Молекулы и атомы. Химические элементы. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.
Вещества простые и сложные. Постоянство состава вещества. Химические формулы. Валентность. Относительная молекулярная масса. Вычисления массовой доли химического элемента в соединении. Составление формул по валентности атомов в бинарных соединениях. Количество вещества. Моль. Молярная масса, молярный объем газов.
Признаки и условия протекания химических реакций. Связь физических и химических явлений при протекании химических реакций. Сохранение массы веществ в химических реакциях. Экзо- и эндотермические реакции. Химические уравнения. Химические реакции в природе и жизни человека.
Атомно-молекулярное учение. Значение работ М.В. Ломоносова и Дж.Дальтона для развития химии.
Расчетные задачи. 1. Вычисления относительной молекулярной массы вещества по формуле. 2. Вычисление массовой доли элемента в бинарном соединении. 3. Вычисления по уравнению химической реакции количества вещества или массы вступающих в реакцию или образовавшихся в результате ее веществ.
Демонстрации. 1. Примеры простых и сложных веществ. 2. Примеры химических явлений: изменения, происходящие при нагревании сахара, горении парафина и магния. 3. Примеры физических явлений: испарение и конденсация воды, плавление и отвердевание парафина. 4. Примеры экзо- и эндотермических реакций: взаимодействие серы и цинка, горение лучины, разложение воды или малахита. 5. Примеры химических реакций, иллюстрирующие признаки их протекания: взаимодействие соляной кислоты с цинком, с раствором нитрата серебра, с гидроксидом меди (II).
Лабораторные опыты. 1. Примеры физических явлений: плавление парафина, разделение смеси веществ фильтрованием. 2. Разложение сахара при нагревании. 3. Явления, происходящие при растворении сахара.
Практические занятия. 1. Приемы обращения с лабораторным штативом и нагревательным прибором (спиртовкой, газовой горелкой или электронагревателем); изучение строения пламени. Правила безопасной работы в химической лаборатории 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3. Признаки химических реакций.
Тема 2. Важнейшие классы неорганических веществ. Типы химических реакций (30 часов)
Простые вещества — металлы и неметаллы, их физические и химические свойства: взаимодействие с кислородом и другими металлами и неметаллами.
Водород. Кислород. Физические и химические свойства, применение. Состав воздуха. Медленное окисление и горение.
Оксиды металлов и неметаллов — состав, названия, химические свойства: взаимодействие с водой. Основные и кислотные оксиды. Реакция соединения.
Вода – растворитель. Химические свойства воды. Очистка воды. Растворы. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Основания и кислоты, их состав и классификация. Физические свойства. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами и основаниями. Вытеснительный ряд металлов. Реакции замещения и обмена. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотными оксидами и кислотами; разложение нерастворимых оснований. Реакция разложения.
Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей по валентности металла и кислотного остатка.
Генетические связи между классами неорганических веществ.
Применение простых и сложных веществ в быту и народном хозяйстве.
Демонстрации. 1. Образцы металлов и неметаллов. 2. Взаимодействие серы, фосфора и меди с кислородом; химические реакции между цинком и серой, алюминием и бромом (йодом). 3. Опыты по взаимодействию оксида фосфора (V), оксида серы, оксидов кальция и бария с водой. 4. Распознавание кислот и щелочей индикаторами; взаимодействие щелочей с оксидом углерода (IV); реакции между соляной кислотой или раствором серной кислоты и цинком (магнием, железом), кислотными и основными оксидами, кислотами и основаниями — гидроксидом меди (II) и раствором гидроксида натрия. 5. Взаимодействие растворов хлорида меди (II) с раствором гидроксида натрия, карбоната кальция или нитрата серебра с соляной кислотой, сульфата натрия с раствором хлорида бария. 6. Опыты, иллюстрирующие генетические связи между веществами, составляющими генетические ряды металла и неметалла: горение кальция (серы) в кислороде, растворение образующегося оксида в воде и испытание полученного раствора индикатором. 7. Опыты, демонстрирующие амфотерность оксида и гидроксида цинка: взаимодействие этих веществ с соляной кислотой и со щелочью.
Лабораторные опыты. 4. Взаимодействие кислот с металлами. 5. Взаимодействие кислот с основными оксидами. 6. Растворимые и нерастворимые основания. 7. Реакция нейтрализации: взаимодействие хлороводородной кислоты с раствором гидроксида натрия. 8. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. 9. Разложение нерастворимых оснований. 10. Взаимодействие раствора хлорида меди (II) с железом и раствором гидроксида натрия. 11. Взаимодействие между растворами нитрата серебра и хлорида натрия. 12. Взаимодействие растворов сульфата натрия и хлорида бария.
Практические занятия. 4. Получение водорода и его сжигание (1 ч). 5. Получение кислорода. Сжигание угля в кислороде. 6. Химические реакции, характеризующие свойства различных веществ (1 ч)
Тема 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов (15 часов)
Естественные семейства химических элементов (щелочные металлы, галогены, инертные элементы). Открытие периодического закона химических элементов Д.И.Менделеевым.
Строение атомов: ядро и электронная оболочка; протоны, нейтроны и электроны. Порядковый номер химического элемента — заряд ядра его атома. Современная формулировка периодического закона. Распределение электронов в электронных слоях атомов химических элементов 1-3-го периодов. Структура периодической системы химических элементов: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Характеристика химических элементов № 1—20 на основании их положения в периодической системе и строения атомов.
Значение периодического закона для развития техники и знаний человечества о природе. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Демонстрации. 1. Показ образцов щелочных металлов и галогенов. 2. Взаимодействие лития, натрия и калия с водой. 3. Горение натрия в хлоре; взаимодействие алюминия с бромом и йодом. 4. Синтез хлороводорода. 5. Показ моделей атомов химических элементов 1—3-го периодов.
Практические занятия. 7. Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов.
Тема 4. Количественные отношения в химии. (17 час)
Единицы количества вещества. Число Авогадро. Физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Чтение уравнений химических реакций. Масса одного моля вещества. Молярная масса. Молярный объём газов. Закон Авогадро. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Демонстрации. Образцы твердых и жидких веществ количеством 1 моль.
Расчетные задачи. Расчёт количества вещества по известному числу частиц. Расчёт количества вещества по уравнению химической реакции. Расчёт молярной массы вещества по его формуле. Расчёты массы и объёма вещества по его количеству и обратные расчёты.
Заключение (повторение и обобщение) (13 час.)
7.Тематическое планирование
Планирование курса химии 8 класса
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Примерные программы по химии основной и средней (полной) школы.
Рабочая программа линии УМК «Химия» серии «Сферы» для основной школы , А.А.Журина.
Базовый уровень , 2 часа в неделю, за счет школьного компонента добавлено 1 час - всего 102 ч, (3 часа в неделю)
Учебник – А.А. Журин, Химия 8 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений – М, Просвещение, 2013 год; Предметная линия учебников «Сферы», 8-9 классы
Апробация УМК.
Календарно – тематическое планирование курса химии 8 класса
урок № | Тема урока | дата |
Первоначальные химические понятия (24 часа) | ||
1 | Техника безопасности на уроках химии. Предмет химии. Для чего нужно изучать химию | |
2 | История химии. Вещества | |
3 | Химическая лаборатория. | |
4 | Практическое занятие 1. Оборудование химической лаборатории. Приёмы работы с лабораторным штативом | |
5 | Практическое занятие 2. Оборудование химической лаборатории. Химическая посуда, нагревательные приборы, строение пламени. | |
6 | Атомы. Химические элементы | |
7 | Знаки химических элементов. | |
8 | Чистые вещества и смеси | |
9 | Практическое занятие 3. «Разделение гетерогенной смеси» | |
10 | Превращение веществ. Физические явления и химические реакции. | |
11 | Практическое занятие 4. « Признаки химических реакций» | |
12 | Качественный и количественный состав вещества. Химические формулы. | |
13 | Относительные атомная и молекулярная массы веществ. | |
14 | Простые и сложные вещества. | |
15 | Массовая доля химического элемента в сложном веществе. | |
16 | Валентность. Определение валентности по формулам | |
17 | Составление формул по валентности | |
18 | Урок – практикум. Закрепление понятия «валентность» | |
19 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения | |
20 | Уравнения химических реакций | |
21 | Атомно-молекулярное учение в химии. | |
22 | Повторение и обобщение по теме. | |
23 | Контрольная работа по теме 1 | |
24 | Анализ контрольной работы | |
Классы неорганических веществ. Типы химических реакций (28ч) | ||
25 | Простые вещества: металлы и неметаллы. | |
26 | Простое вещество - Кислород. | |
27 | Химические свойства кислорода. | |
28 | Практическая работа №4 Химические свойства кислорода. | |
29 | Оксиды | |
30 | Простое вещество – водород. | |
31 | Химические свойства водорода. | |
32 | Практическая работа №5 Химические свойства водорода. | |
33 | Оксид водорода – вода. Состав, физические свойства. Растворимость, растворы. | |
34 | Массовая доля растворённого вещества. | |
35 | Химические свойства воды. Взаимодействие воды с металлами. | |
36 | Химические свойства воды. Взаимодействие воды с оксидами металлов. | |
37 | Первоначальные представления об основаниях. Классификация и свойства. Индикаторы. | |
38 | Химические свойства воды. Взаимодействие воды с оксидами неметаллов. | |
39 | Кислоты, состав, классификация и свойства. | |
40 | Номенклатура кислотных остатков. Соли. Номенклатура солей. | |
41 | Общие свойства кислот. | |
42 | Практическая работа №6 Химические свойства кислот. | |
43 | Общие свойства оснований. | |
44 | Понятие об амфотерности химических соединений. | |
45 | Химические свойства амфотерных соединений.(без записи уравнений химических реакций) | |
46 | Генетический ряд типичного металла | |
47 | Генетический ряд типичного неметалла | |
48 | Систематизация сведений о типах химических реакций | |
49 | Составление и решение цепочек превращений | |
50 | Обобщение сведений о классах неорганических веществ | |
51 | Применение простых и сложных веществ в народном хозяйстве и быту | |
52 | Контрольная работа №2 по теме 2 | |
53 | Анализ контрольной работы | |
Тема 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества (15ч) | ||
54 | Первоначальные представления о строении атома. | |
55 | Электронная оболочка атомов. | |
56 | Распределение электронов в атоме.(строение электронной оболочки) | |
57 | Закономерности изменений в строении электронных оболочек атома. | |
58 | Естественно-научная классификация химических элементов. Периодическая система химических элементов. Периоды | |
59 | Практическая работа №7 Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов. | |
60 | Периодическая система химических элементов. Группы и подгруппы | |
61 | Периодический закон. Порядковый номер химического элемента – заряд ядра его атома | |
62 | Систематизация знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов | |
63 | Характеристика элементов-металлов и их соединений на основе положения в периодической системе и строении атомов. | |
64 | Характеристика элементов- неметаллов и их соединений на основе положения в периодической системе и строении атомов. | |
65 | Значение периодического закона. Обобщение и систематизация знаний по теме №3 | |
66 | Научный подвиг Д.И. Менделеева. | |
67 | Контрольная работа №3 по теме 3 | |
68 | Анализ контрольной работы. | |
Тема 4. Количественные отношения в химии. (17 ч) | ||
69 | Количество вещества. Моль - единица количества вещества. | |
70 | Молярная масса. Расчет молярной массы вещества по формуле. | |
71 | Молярный объём газообразных веществ. Расчеты по формулам веществ. | |
72 | Урок – практикум. Решение расчетных задач по формулам. | |
73 | Урок – практикум. Решение расчетных задач по формулам. | |
74 | Расчеты по химическим уравнениям ( массы одного из участников реакции по известной массе другого) | |
75 | Урок – практикум. Расчеты по химическим уравнениям | |
76 | Относительная плотность газов. Закон Авогадро. | |
77 | Расчеты по химическим уравнениям (массы или объёма для газообразных веществ) | |
78 | Объёмные отношения газов при химических реакциях. Решение задач по уравнениям | |
79 | Практикум. Решение расчётных задач на примеси | |
80 | Практикум. Решение расчётных задач на смеси | |
81 | Практикум. Решение расчётных комбинированных задач | |
82 | Практикум. Решение задач с массовой долей растворенного вещества | |
83 | Зачет по теме «Количественные отношения в химии» | |
84 | Контрольная работа №4 по теме 4 | |
85 | Анализ контрольной работы | |
Заключение. | ||
86 | Предмет химической науки. Методы научного познания в химии | |
87 | Источники химической информации. | |
88 | Портретная галерея великих химиков | |
89 | Обобщение знаний о строении веществ | |
91 | Обобщение знаний о строении - свойствах веществ | |
93 | Обобщение знаний о строении - свойствах – применении веществ | |
94 | Обобщение знаний о расчетах в химии. | |
95 | Итоговая контрольная работа №5 | |
96 | Анализ итоговой контрольной работы | |
97-98 | Подготовка индивидуальных исследовательских или творческих работ по выбранной теме. | |
99 | Защита индивидуальных исследовательских или творческих работ по выбранной теме. | |
100-102 | Резервное время |
Методический блок
В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо
(создание кластеров на обобщающих уроках, которые наглядно раскрывают классификацию неорганических соединений, а также генетическую связь между классами неорганических соединений);
- компьютерных технологий (создания презентаций POWER POINT по некоторым темам курса; использование CD-дисков по предмету;
- технологии проектной деятельности.
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
- индивидуальная (консультации);
- групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- лекции;
- лабораторно-практические занятия. Данной рабочей программой предусмотрено проведение 7 практических занятий продолжительностью 45 минут каждая.
- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение расчетных задач разной сложности;
Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает самостоятельные и контрольные работы, а также защиту практических работ и проектов.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- практические работы
- лабораторные работы
Формы контроля ЗУН:
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- контрольные работы
- тестирование
- самостоятельные работы
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КАБИНЕТА ХИМИИ.
Объекты натуральные
Коллекции: раздаточный материал: алюминий, волокна, каменный уголь, каучук, металлы, минералы и горные породы – сырьё для химической промышленности, набор химических элементов, нефть и продукты её переработки, пластмассы, стекло и изделия из стекла, топливо, чугун и сталь, шкала твёрдости.
Реактивы
Наборы | Название | Наборы | Название |
№ 1, 2ОС | «Кислоты» | № 11 ОС | «Карбонаты» |
№ 3 ОС | «Гидроксиды» | № 12 ОС | «Фосфаты. Силикаты» |
№ 4 ОС | «Оксиды металлов | № 13 ОС | «Ацетаты. Роданиды. Цианиды» |
№ 5 ОС | «Металлы»; | № 14 ОС | «Соединения марганца» |
№ 6 ОС | «Щелочные и щелочноземельные металлы» | № 15 ОС | «Соединения хрома» |
№ 7 ОС | «Огнеопасные вещества» | № 16 ОС | «Нитраты» |
№ 8 ОС | «Галогены» | № 17 ОС | «Индикаторы» |
№ 9 ОС | «Галогениды» | № 18 ОС | «Минеральные удобрения» |
№ 10 ОС | «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды» |
Модели
Демонстрационные: Комплект кристаллических решёток; Набор моделей атомов для составления моделей молекул со стержнями; Набор для составления объёмных моделей; Периодическая система Химических элементов Д. И. Менделеева (электрифицированный стенд); Растворимость солей, кислот, оснований в воде;
Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента
Общего назначения: Аппарат для дистилляции воды; Баня комбинированная БКЛ; Нагреватели (спиртовки, электрические).
Демонстрационные: Комплект для демонстрационных опытов по химии универсальный КДОХУ;
Столик подъёмный; Штатив для пробирок; Штатив металлический;
Специализированные приборы и аппараты
Аппарат для получения газов (Киппа); озонатор; Прибор для демонстрации закона сохранения массы вещества; Прибор для окисления спирта над медным катализатором; термометр электронный; Прибор для получения твёрдых растворимых веществ; прибор для определения состава воздуха; Комплект термометров;
Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии
Весы учебные с гирями (до 100 г); Комплект мерной посуды различного назначения; Набор посуды для реактивов – микролаборатория (НПМ); Микролаборатория для химического эксперимента; Набор посуды для хранения реактивов; Набор пробирок; Нагреватели электрические; Спиртовки; Прибор для получения газов; Штатив лабораторный химический (ШЛХ);
Комплект принадлежностей для хозяйственной, конструктивной и препаративной работы
Бумага фильтровальная; Зажимы комбинированные; Очки защитные; Перчатки резиновые; Набор противопожарного инвентаря;
Пособия на печатной основе
Портреты учёных химиков; Серия таблиц по неорганической, органической химии, металлургии, химическому производству; Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; Серия справочно-инструктивных таблиц по химии (справочные, инструктивные, таблицы по техники безопасности);
Раздаточный материал
Карты-инструкции для практических работ по неорганической химии; Карты-инструкции для практических работ по органической химии; Дидактический материал для различного вида самостоятельных работ учащихся;
Список литературы.
Учебно- методический комплекс
Наименование учебников:
- Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, А.А. Журин.- М.Просвещение, 2013год
Дополнительная учебная литература для учащихся:
УМК линии «Сферы»:
- Электронное приложение к учебнику
- Тетрадь-практикум
- Тетрадь-тренажёр
- Тетрадь-экзаменатор
литература для учителя:
- Н.Н. Гара. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: методическое пособие /Н.Н. Гара.- М.: Просвещение, 2008
- А.М. Радецкий Химический тренажер (задания для организауии самостоятельной работы учащихся).М.: Просвещение,2008
- Н.Н. Гара, М.В. Зуева Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации 8-9 класс. М., Просвещение, 2008
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
- Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – м.: РИА «Новая волна»: Издательство Умеренков, 2007.
- Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя / А. М. Радецкий, В. П. Горшкова. – М.: Просвещение, 2008.
- Дидактические игры при обучении химии / Г. И. Штремплер, Г. А. Пичугина. – М.: Дрофа, 2005.
- Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды / составитель О. В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 8-9 класс. / Богданова Н. Н., Мещерякова Л. М., под редакцией Оржеговского П. А., Татура А. О. – М.: «Интеллект - Центр», 2005.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005
Интернет ресурсы
.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для 8 класса к учебнику Габриеляна, 2 часа в неделю.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеСосновская средняя общеобразовательная школа №2Сосновского муниципального района Нижегородской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИДЛЯ ...
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....
Рабочая программа по алгебре 10 класс профильный уровень по учебнику Мордковича ( 4 часа в неделю)
Рабочая программа по алгебре 10 класс профильный уровень по учебнику Мордковича( 4 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна ( 2 часа в неделю)
Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна...
Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Мерзляк (6 часов в неделю)
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего об...
Рабочая программа "Химия. 9 класс" по учебнику А.А. Журина (2 часа в неделю)
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования ...
Анализ ЭП к учебнику Химия, 9 Журина А.А.
Краткий анализ электронного приложения к учебнику Химия, 9 Журина А.А., издательство Просвещение, линия Сферы...