Урок биологии 5 класса "Среды обитания"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_zhurova_v.i.docx | 44.62 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Три среды обитания
Учитель: Журова В.И.
Место работы: МБОУ «Хиславичская СОШ»
Класс: 5
Тема и номер урока в теме: Раздел 3 «Три среды обитания» урок № 1
Предмет: биология
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: УМК Н.И. Сонин, А.А. Плешаков «Дрофа» 2012г.; компьютер, проектор, интерактивная доска, коллекция насекомых, гербарий растений.
Цели урока: 1. Показать биологическое разнообразие наземно-воздушной, водной и почвенной среды. 2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.
Задачи:
Образовательные:
- Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
- Анализировать результаты наблюдений;
- Фиксировать их результаты;
- Сравнивать различные объекты;
- Выявлять сходство и различия объектов;
- Выделять общее и частное в изучаемых объектах;
- Сопоставлять характеристики разных объектов;
- Устанавливать причинно-следственные связи между объектами, их положение в пространстве и времени;
Развивающие:
- Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы;
- Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- Оценивать весомость приводимых доказательств;
- Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач;
- Анализировать собственную работу;
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( отвечать на вопрос, что я не знаю и не умею?)
Воспитательные:
- Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- Воспитание любви к природе;
- Готовность учащихся к поступкам на благо природы;
- Умение отстаивать свою точку зрения;
- Умение слышать и слушать чужое мнение.
УУД ЛичностныеУУД:
Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Познавательные УУД: сформировать представление об отличительных особенностей разных сред обитания организмов в их приспособленности и жизни в этих средах, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.
Планируемые результаты: Предметные
Знать: разные среды обитания, их отличительные особенности, представителей разных сред.
Уметь: уметь оформлять таблицу в тетради, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.
Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.
Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты УУД |
I.Организационный момент(мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Добрый день, ребята! На столах у вас по 3 смайлика, выберите тот который соответствует вашему настроению. Сегодня на уроке нам будут нужны: учебник, тетрадь, дневник и пенал. | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание(П) Планирование учебного сотрудничества(К) |
II.Актуализация знаний Цель этапа: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Интерактивное задание «Кто из какого царства»
-Почему же все организмы разные? Почему отличаются друг от друга? -В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутренние строение и особенности поведения организмов. (Показ слайда «Среды обитания из базы данных ЦОР) -Сегодня у нас на уроке «встретились» различные животные. В природе они не смогли бы собраться в месте, потому что многие из них живу далеко друг от друга: в морях, в пресной воде, в лесу, на лугу, даже на разных континентах и сейчас мы с вами вместе решим, кто где живёт. Это значит: каковы их среды обитания.
| Учащиеся используют возможность интерактивной доски, размещая объекты живой природы по их принадлежности определённого царства. Учащиеся: организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в разных условиях. Учащимся предлагается дать название темы урока, поставить цели. Учащиеся записывают: Лабораторная работа «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» На доске и в тетрадях учащихся записан образец таблицы | Анализ объектов с целью выделения признаков; Подведение под понятие; Целеполагание(П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений(К) |
III.Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: Обеспечение восприятий, осмысления и первичного закрепления учащимися. | Внимательно прочитать тест 1 . ответить на вопросы (показ иллюстрации стрижа из базы данных ЦОР) Обращает внимание на характер движения. Прочитать тест 2. Ответить на вопросы (показ иллюстрации гепарда из базы данных ЦОР). Обращает внимание на характер движения и конечности наземных животных. Демонстрирует набор фотографий. Подводит итог. Прочитать текст 3. Ответить на вопросы .(Показать дельфина и приспособления животных для плавания из базы данных ЦОР). Демонстрирует таблицы (или набор фото)с изображением планктона , глубоководных рыб, конечностей водных животных .Обращает внимание на характер движения. Подводит итог. Прочитать текст 4. Ответить на вопросы (Показать почвенных животных из базы данных ЦОР: крот, медведка, почвенные клещи). Обращает внимание на характер движений . Подводит итог. Иногда живые организмы поселяются в других организмах. Сможете ли вы привести примеры, когда животные поселяются в растениях, животных, человеке? Учитель рассказывает о животных - паразитах (Показ слайд - шоу из базы данных ЦОР) Подводит итог. | На столах учащихся тесты и вопросы к ним. Читают текст . Отвечают на вопросы и заполняют таблицу. Дают характеристику условий среды, используя учебник с. 104-105. Читают текст. Отвечают на вопросы и заполняют таблицу. Приводят свои примеры . Дают характеристику условий среды, используя учебник с. 140-105 Учащиеся читают текст. Отвечают на вопросы . Приводят свои примеры . Дают характеристику условий среды, используя учебник с. 105. Учащиеся читают текст. Отвечают на вопросы . Заполняют таблицу. Приводят свои примеры . Дают характеристику условий среды , используя учебник с. 105 (рассматривают коллекцию насекомых) Приводят примеры | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; Подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснования; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) Аргументация своего мнения и позиции коммуникации; учет разных мнений(К) |
IV.Первичное закрепление. Цель этапа: Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию. | Даны названия живых организмов: кактус, бегемот, дождевой червь, комар, аскарида, слепыш, дельфин, колибри, бычий цепень, крот, стриж, сом, берёза, водоросль. В каких средах жизни они обитают? Какие имеют приспособления? | Делают выводы по работе. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей; Подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование(П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений(К) Оценивание усваемого содержания(Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока(рефлексия деятельности) Цель этапа: Осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. VI. Контроль или аттестация учебных достижений | Какие утверждения верны? Соотнесите правые и левые части задания. | Самостоятельная работа по карточкам. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Учащиеся соотносят, указывая стрелками. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П) Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л) Выражение своих мыслей полно и точно; Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений(К). |
VII. Домашнее &23 с.104-108, в рабочей тетради №185-190. Продолжить таблицу (свои примеры) ,творческие задания задание. на выбор: составить 1-2 задачи, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строение их тела, связанные со средой обитания ( или сказки- рассказы),кроссворд, викторины. |
Приложение к плану конспекта урока
Тема: « Три среды обитания»
Название животного (или растения) | Среда обитания | Приспособленность к обитанию в данной среде |
Текст 1
Эти птицы – чемпионы среди птиц по скорости полета – обычная для них скорость. 120 км в час - обычная для них скорость. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды.
Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья – длинные, заостренные. В полете они бывают до 19 часов в сутки – ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны. Слюна особенно клейкая во время гнездостроения.
Вопросы.
- О каких птицах речь? ( Высказываются предположения, применяются все ответы, идет постепенный подход к решению вопроса).
- Что вас заинтересовала в тексте?
- Какие вопросы возникли?
- Чем питаются стрижи?
- Какие у них есть приспособления к ловле насекомых на лету?
- Для чего этим птицам нужно иметь много слюнных желез?
- В какой среде обитание проходит жизнь стрижей и как они приспособлены к жизни в воздухе? Ответы запишите в таблицу. ( Показ стрижа из базы данных ЦОР)
- Приведите примеры животных, также питающихся в воздухе? (Летучая мышь, стрекозы).
Прочитать текст 2. Ответить на вопросы.
Текст 2.
Самое быстрое из зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
Вопросы:
- Какое это животное?
- В какой среде обитает?
- Какие у него приспособления к быстрому бегу, как у всех кошачьих?
- О какой среде идет речь? (Показ гепарда из базы данных ЦОР). Затем заполняется таблица.
Прочитать текс 3. Ответить на вопросы.
Текс 3.
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются в поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Вопросы:
- О какой среде идет речь?
- Назовите животных, живущих в этой среде?
- Что это за млекопитающее, которое иногда неправильно называют за сходство по внешнему виду с рыбой? (Показ дельфина из базы данных ЦОР. Заполните таблицу).
Прочитать текст 4. Ответить на вопросы.
Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеет маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
- Как называется эта среда обитания?
- Каких животных, живущих в почве, вы знаете? ( Показ почвенных животных из базы данных, заполняется таблица).
Соотнесите правые и левые части задания.
Кит, сом, водоросль А |
|
Крот, червь, гриб Б |
|
Растения, птица, медведь В |
|
Бактерия, аскарида, сосальщик Г |
|
Перечень используемых на уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма проявления информации | Гиперссылка на ресурсы обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Кто из какого царства №125148 | Интерактивное задание | flash | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69d4-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/03_03_03.swf |
2 | Три среды обитания | Иллюстрация | jpg | |
3 | Стриж | Иллюстрация | wmv | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/25f4e594-6f3b-4ff3-8c59-0daeb9edd4d6/hirundapus.htm |
4 | Гепард | Иллюстрация | wmv | |
5 | Конечности наземных животных | Иллюстрация | htm | |
6 | Дельфин | Иллюстрация | htm | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740ddf11-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/03_05_04_13.jpg |
7 | Приспособление для плавания у животных №125199 | Иллюстрация | Мультимедия в формате flas | |
8 | Жук-плаунец № 125014 | Видеофрагмент | wmv | |
9 | Медведка № 125206 | Иллюстрация | jpg | |
10 | Крот № 125208 | Иллюстрация | jpg | |
11 | Почвенные клещи | Иллюстрация | htm | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90db-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm |
12 | Особенности организации нематод | Видеофрагмент | htm | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000799-1000-4ddd-2457-3c00475d4eff/index.htm |
13 | Кто из какой среды | Иллюстрация | htm | http://5klass.net/prirodovedenie-5-klass/Sreda-obitanija/022-22.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы коррекционной работы на уроке биологии в 8 классе по теме "Среда обитания и внешнее строение млекопитающих".
На данном уроке использовались приемы деления познавательности на части. Каждая часть урока содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию....
Урок биологии в 7 классе по теме "Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания"
Урок "Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания" в 7 классе с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.
Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке, углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окр...
Урок биологии 6 класс "Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей."
урок биологии в рамках ФГОС...
Урок биологии в 5 классе. Тема урока: «Водная среда обитания»
Урок биологии в 5 классеТема урока: «Водная среда обитания»Цель урока: формирование у учащихся понятия о среде обитания, дать представление об особенностях водной среды обитания, изуч...
Урок биологии в 5 классе Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»
Урок биологии в 5 классеТема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»Цели урока: Образовательная: формировать экологическое мышление, сформировать понятие о среде обитания,...
Методическая разработка открытого урока биологии Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). Цель урока: ученик различает особенности разных сред обитания организмов и...