Урок биологии в 7 классе по теме "Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Урок "Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания" в 7 классе с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок с элементами ТКМЧП29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания.

Цель урока: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания; 

Задачи урока:

  1. формирование у учащихся общие знания о животных, относящихся к надклассу рыбы;
  2. развитие навыков критического мышления;
  3. развитие монологической речи; навыков работы в группе;
  4. развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,
  5. продолжить формирование умений работать с учебником
  6. воспитание осознанного, бережного отношения к природе.

Форма урока: Комбинированный урок с элементами  технологии критического мышления.

Формы организации  учебного процесса: Индивидуальные задания,   работа в группах.

Методы обучения: развивающие, проблемно-поисковые, репродуктивные, творческие.

Оборудование:

- справочная литература;

-  муляжи рыб;

-таблицы.

                                                Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Актуализация,

целеполагание,

мотивация

 

(Вызов)

Обращает внимание учащихся на тему урока и предлагает ребятам вспомнить, что известно о рыбах. Составляют кластер.

Вспоминают материал о рыбах. Работают в группах.

Начинает на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу «знаю» (см.Приложение 1).

Предлагает учащимся обсудить вопросы и ответить на них: чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.

Работают в своей тетради, заполняют таблицу ЗХУ, графу «знаю».

 

Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Продолжает заполнять таблицу на доске, графу «хочу знать» (см.Приложение 1).

Делают записи в тетради.

Изучение нового материала и его закрепление (Осмысление)

1. Признаки классификации рыб.

2.Лабораторная работа №6

«Внешнее строение и особенности передвижения рыб» - работа с муляжами.

Отвечают на вопросы:

-какое значение имеет форма тела рыб?

-почему различна окраска брюшка и спины рыб?

-как расположена чешуя,  какое это имеет значение?

-определите возраст рыбы?

-найдите отделы тела и объясните значение плавных переходов частей тела для жизни в воде?

-найдите органы чувств и объясните их значение?

-рассмотрите плавники,  определите, какие парные, какие –нет. В чем значение плавников?

-найдите боковую линию. Каково ее значение?

Читают текст, отвечают на вопрос.

Работают в группе с муляжами. Отвечают на вопросы и

формулируют выводы:

-позволяет легко скользить в плотной водной среде;

 -защитная окраска-сверху, снизу светлая- плохо видно снизу на свет;

-черепицеобразная, создает форму тела, придает обтекаемость;

-посчитать количество валиков на чешуе;

 - голова, туловище, хвост; позволяет двигаться быстро;

-глаза- зрение,  ноздри-обоняние, внутреннее ухо-слух, органы равновесия;

-грудные, брюшные-парные, спинной, хвостовой, анальный-непарные-повороты, движение вверх, вниз, в стороны;

-воспринимают колебания воды, могут определить размеры объекта;

  1. Высказывают свои суждения

Предлагает учащимся сравнить свои суждения с научной информацией (см. Приложение 3, абз.1).

Читают информацию «Внешнее строение рыб» (см.Приложение 3, абз.1).

Корректируют свои высказывания.

 

Используя приемы «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом (см.Приложение 3, абз.2,3)

Читают абзац 2 (см.Приложение 3), высказывают свои предположения о дальнейшем развитии текста. Читают абзац 3 и сравнивают свои суждения с научной информацией, корректируют свои высказывания.

 

Организуют самостоятельную работу с текстом дальше (см.Приложение 4, абз.4-9)

Читают абзац4-9,формулируют вопросы, выдвигают версии, сравнивают свои рассуждения с текстом и таблицей.

 

 

Предлагает заполнить таблицу

2. Задает вопросы по ходу заполнения таблицы

Организует фронтальную проверку содержания записей в таблице.

Заполняют таблицу в тетради, используя ранее полученные знания.

  

Зачитывают, корректируют свои записи.

Подведение итогов урока (Рефлексия)

Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали о внешнем строении и приспособленности рыб к среде обитания? Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ (графа «узнал») на доске (см.Приложение 1).

Формулируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал»)

Домашнее задание

Прочитать содержание учебника§31учебник Константинова В.М., проработать записи в тетради и выполнить одно из заданий:

1. Решить  задачу:

 1497 году поймана щука весом 8 пудов 30 фунтов и 8 аршин в длину.Найдите массу щуки в кг и длину щуки в см (пуд- 16 кг 380 г, фунт – 410 г, аршин – 71 см)

2. Написать мини-сочинение от имени рыбы «Царь-рыба».

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

В итоге размышление – рефлексия

- анализ записи в тетради – чему научились?

- анализ приемов: как учились?

                                                                                                 Приложение 1

Таблица 1

Записи в ученической тетради и на доске (образец)

Знаю

Хочу знать

Узнал

Рыбы-обитатели водной среды

Какие отличия водной среды и наземно-воздушной?

Большая плотность, прозрачность, способность растворять вещества, текучесть, высокое давление в глубине, сильное поглощение солнечных лучей.

Надо иметь приспособления к жизни в воде.

Какие есть приспособления у рыб к среде обитания?

Форма тела может меняться от глубины, слизь, черепицеобразное расположение чешуи, плавники, окраска, органы чувств, боковая линия -особый орган, глубоководные рыбы отличаются от известных нам рыб

 

                                                                                                        Приложение 2.

Инструктивная карточка.

Лабораторная работа. “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”

Цель. Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.

Оборудование: модель рыбы, таблицы.

Ход работы.

  1. Рассмотрите муляж рыбы, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет для жизни рыбы в воде?
  2. Рассмотрите расположение чешуи.  Какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни в воде?
  3. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие.
  4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде.
  5. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз.
  6. Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.
  7. Исходя из собственных наблюдений и текста учебника (§ 31) заполните таблицу 2.
  8. * Отметьте, как факторы водной среды влияют на внешнее строение рыб. Для этого стрелочками покажите взаимосвязь фактора среды (4 колонка) и внешнего строения рыбы.
  9. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.

Таблица 2.

Признаки

Характеристика

Значение

*Факторы водной среды

Форма тела

Обтекаемая, сжатая с боков.

Снижение трения воды

Большая плотность воды.

Покровы:

Кожа, чешуя, слизь

Защита, снижение трения воды

 

Окраска

Спинка темная (сливается с дном), брюшко светлое (незаметно на фоне светлого неба)

Защитная, маскировка.

Прозрачность.

Отделы тела:

Голова плавно переходит в туловище и хвост.

Снижение трения воды

 

Органы чувств

 

 

 

Зрения

Глаза

Хорошо видят на близком расстоянии

Прозрачность.

Обоняния

Ноздри

Восприятие запахов растворенных в воде

Способность растворять различные вещества.

Боковой линии

Каналы лежащие под чешуей

Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы, воспринимать электромагнитные поля.

Текучесть.

Слуха

Внутреннее ухо

Восприятие звуковых волн

 

Равновесия

 

Ощущение положения своего тела.

 

Органы передвижения:

Не парные плавники:

Спинной, анальный

Устойчивость при движении

 

 

Хвостовой

Движение вперед

 

 

Парные:

Грудные

Повороты в воде, движение вверх вниз и в стороны

 

 

Брюшные

Удерживает в равновесии в вертикальном положении

 

Абзац 1.Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти), а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью. та слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ (гормон страха, половые гормоны)

Абзац 2.Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу. Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.

Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.

Абзац 3.Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост. Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды.

Абзац 4. Глаза. Рыбы могут видеть только на расстоянии до 1 м, хотя некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 – 12 м. Зрение рыб зависит от освещенности и от прозрачности воды.Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении (контакте в стае, поиск партнера, поведение между молодью и родителями). У живущих в условиях плохой освещенности глаза либо очень крупные (как телескопы), либо наоборот, очень малы или вообще скрыты под кожей. Положение глаз также изменчиво. Цветное зрение у костных рыб.

 Абзац 5. Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, что бы привлечь хищника за несколько сот метров.

 Абзац 6.Орган слуха – внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела, что вызывает раздражение слухового нерва, возбуждение передается по слуховым нервам к внутреннему уху. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.

Абзац 7. Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями. 

Абзац 8. Органы движения – плавники. Парные (грудные, брюшные) непарные (спинной, анальный=подхвостовой, хвостовой).Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, волнообразно изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами необходимыми для управления движения и балансировки.

Абзац 9. Большая плотность воды – обеспечивает обтекаемую форму тела.

Прозрачность - защитную окраску тела и возможность зрения.

Способность растворять различные вещества - обоняние.

Текучесть – органы боковой линии.

Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (органы боковой линии), органов передвижения (плавников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Урок биология 6 класс ФГОС "Внешнее строение листа"

урок составлен по учебнику Л.Н. Сухорукова .В.С. Кучменко И.Я. Колесникова Биология живой организм 6 класс ФГОС Тема урока: Внешнее строение листа...

Урок биологии 8 класс. Тема "Кожа. Строение и функции"

План -конспект урока. Методы: частично-поисковые, поблемные, исследовательские.Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа. В приложении презентация к...

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

Урок биологии 6 класс ФГОС Особенности строения семян однодольных растений ( В.В.Пасечник)

Урок биологии 6 класс (программа В.В.Пасечник, линия "Вертикаль"...

Урок биологии. 6 класс. Тема: «Внешнее строение листа».

В рамках урока  формируется  понятие «листовая пластина», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», представление о простых и сложных лист...

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».Программа  и УМК коллектива авторов под руководством  В.В. Пасечника. Б...


 

Комментарии

Чернова Оксана Михайловна

Спасибо , хорошая идея и материал урока