Рабочая программа по биологии 7 кл
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему

Мостовая Алла Николаевна

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного, общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по биологии90.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы:

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного, общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы:

Пономарева И.Н., и др. Программа по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной) школе  - М.:Вентана-Граф, 2004. Учебник  Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2002-2007. По программе 68 часов. Курс рассчитан на 68 часов.

Цели и задачи обучения:

  • Знакомство с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
  • Сформировать представление о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
  • Знание строения, жизнедеятельности и поведения животных как приспособительного значения, сложившегося в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть.
  • Изучение биогеоценотического и практического значения животных, необходимости рационального использования и охраны животного мира.

Требования к уровню подготовки

Знать/ понимать

  • Признаки клеток и организмов животных; животных своего региона.
  • Сущность обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, раздражимости животных.

иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;

уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях и прогнозировать последствия их нарушения;

Уметь

  • Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных животных в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи животных и окружающей среды; родство человека и млекопитающих.
  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения животного мира  родного края;

владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

участвовать в экологических акциях двора, школы, микрорайона;

знать животный мир Среднего Урала, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития Свердловской области;

знать основные источники получения информации о животном мире  Свердловской области и Урала;

знать основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности.

ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

  • Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных; на живых объектах и таблицах –  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных.
  • Выявлять изменчивость и  приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
  • Сравнивать клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения.
  • Определять принадлежность животных к определенным систематическим группам.
  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствие деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на животных и экосистемы.
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп животных; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использование информационных технологий).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых различными животными.
  • Оказания первой помощи при укусах животных.
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
  • Размножения домашних животных, ухода за ними.

Ценностно-ориентационная составляющая качества образования НРК

  • уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления индивидуальности;
  •  понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
  • принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
  •  осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;
  • любовь к малой Родине, месту жительства, переживание ответственности за происходящее в социально- территориальном пространстве процессы;
  •  готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания;

понимание противоречивости развития современного мира и готовность активно саморазвиваться на основе постоянно возрастающих требований. Содержание учебной программы:

Содержание программы

Тема 1. "Общие сведения о животных" - 7 часов.

  • Зоология - наука о животных. Краткая история развития  зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Строение  тела  животных: клетка, ткани, органы и системы органов.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • сходства и различия животных и растений
  • систематические категории животных
  • среды жизни и места обитания животных
  • строение животной клетки
  • ткани животных
  • органы и системы органов в организме животных

на повышенном уровне:

  • краткую историю развития зоологии
  • клетка - единица строения и жизнедеятельности
  • функции тканей животных
  • функции систем органов

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • давать определения
  • перечислять черты сходства и различия у растений и животных
  • распознавать на рисунках части клетки и виды тканей
  • узнавать на таблицах органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • делать выводы (о чем говорит сходство растений и животных, а о чем – различие)
  • доказывать, что особенности строения ткани обеспечивают выполнение ими соответствующих функций

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

зоология, среда обитания,

хищничество, паразитизм,

симбиоз, биоценоз,

биогеоценоз,  систематика,

классификация, вид,

заповедник, Красная книга,

мембрана, цитоплазма,

ядро, ткань, ткани:

эпителиальная, соединительная,

мышечная и нервная, орган,

система органов

на повышенном уровне:

морфология,  анатомия,

цитология, физиология,

палеонтология, генетика,

зоогеография, этология,

нектон,  продуценты,

консументы, редуценты, популяция, ареал, хромосомы,

нейрон, центральная нервная система, периферическая нервная система

Тема 2. "Простейшие" - 4 часа

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение саркодовых, жгутиконосцев и инфузорий.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные черты одноклеточных
  • строение и жизнедеятельность амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории туфельки
  • значение их в природе и жизни человека

на повышенном уровне:

  • других представителей одноклеточных организмов

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • давать характеристику простейших
  • узнавать на рисунках и таблицах основных представителей
  • рассматривать простейших под микроскопом и делать рисунки

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение простейших организмов
  • делать выводы        

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

одноклеточные организмы,

колониальные организмы,

ложноножки, сократительная вакуоль, циста, раздражимость

на повышенном уровне:

пелликула, базальное тельце,

автотрофное и гетеротрофное питание, трихоцисты,

конъюгация, обмен веществ

Тема 3. "Тип Кишечнополостные" - 3 часа

Пресноводные и морские кишечнополостные: особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки многоклеточных организмов
  • общую характеристику типа
  • среду обитания и внешнее строение гидры
  • строение и значение всех клеток ее тела
  • размножение гидры
  • регенерацию и ее значение для организма
  • рефлекс

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь строения с функциями
  • этапы рефлекса
  • многообразие и значение морских кишечнополостных

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • давать характеристику типа
  • называть процессы жизнедеятельности
  • уметь пользоваться рисунками, схемами, таблицами

на повышенном уровне:

  • показывать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
  • обосновывать процессы жизнедеятельности

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

лучевая симметрия, эктодерма,

энтодерма, почкование,

регенерация, зигота,

чередование поколений,

рефлекс

на повышенном уровне:

мезоглея, планула, ропалии,

статоцисты, медузы, актинии,

кораллы

                                 

Тема 4. "Черви" - 6 часов

Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общую характеристику типов
  • общую характеристику классов: Сосальщики, Ленточные, Малощетинковые
  • приспособления к паразитизму
  • меры борьбы с червями-паразитами
  • роль червей в природе и жизни человека

на повышенном уровне:

  • характеристику классов: Ресничные, Многощетинковые, Пиявки
  • взаимосвязь строения с функциями
  • циклы развития
  • причины упрощения организации у паразитических червей

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки типов и классов
  • называть органы и системы органов
  • узнавать на рисунках представителей разных типов и классов
  • наблюдать за объектами, сравнивать их

на повышенном уровне

  • показывать усложнение плоских, круглых и кольчатых червей в процессе эволюции
  • раскрывать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
  • делать выводы, сравнивать, обобщать

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

двусторонняя симметрия, мезодерма, семенники,

яичники, промежуточный хозяин, незамкнутая и замкнутая кровеносная система,

планктон

на повышенном уровне

кожно-мускульный мешок, дегенерация, эндопаразиты, кутикула, целом, гидроскелет, пальпы, параподии, муфта,

гирудин

Тема 5. "Моллюски" - 4 часа

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки типа
  • внешнее и внутреннее строение прудовика и беззубки
  • черты приспособленности моллюсков к среде обитания
  • многообразие моллюсков
  • их роль в природе и жизни человека

на повышенном уровне

  • признаки классов
  • соответствие строения выполняемым функциям

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки типа, процессы жизнедеятельности, черты приспособленности к среде обитания
  • узнавать представителей типа на рисунках
  • работать с натуральными объектами

на повышенном уровне:

  • показывать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
  • доказывать, что моллюски – высокоорганизованые беспозвоночные
  • сравнивать представителей разных клас-сов

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

раковина, мантия, мантийная полость,  перламутр, незамкнутая кровеносная система,  устье и вершина раковины,  артерии,  вены,

капилляры

на повышенном уровне:

асимметричность, радула,

ганглии, биссус, вводной и выводной сифоны,

половой диморфизм,

сперматофоры

Тема 6. "Тип Членистоногие" - 7 часов

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение ракообразных, паукообразных и насекомых

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки типа, классов
  • внешнее и внутреннее строение речного рака, паука-крестовика, насекомого
  • черты приспособленности организмов к среде обитания
  • стадии развития насекомых
  • многообразие членистоногих, их роль в природе и жизни человека
  • охраняемых насекомых Кировской области

на повышенном уровне

  • признаки важнейших отрядов
  • соответствие строения выполняемым функциям
  • основы поведения насекомых
  • черты сходства и различия стадий развития насекомых
  • шелководство
  • пчеловодство
  • охраняемых насекомых России

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки типа, классов
  • распознавать на рисунках, таблицах, в коллекциях представителей разных групп
  • находить их отделы тела
  • зарисовывать внешнее строение насекомых

на повышенном уровне:

  • сравнивать представителей разных классов и отрядов
  • доказывать, что членистоногие – высоко-организованные беспозвоночные

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

наружный скелет, хитин,

общественные насекомые,

полное превращение,

неполное превращение

на повышенном уровне:

фасетки,  смешанная полость тела, гемолимфа, хелицеры,

перга, грена

Тема 7. "Тип Хордовые" - 29 часов

а) Ланцетник - низшее хордовое. Рыбы: внешнее и внутреннее строение, особенности размножения, основные систематические группы, промысловые рыбы: рациональное использование и охрана.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки рыб
  • внешнее и внутреннее строение рыб
  • многообразие и значение рыб
  • охраняемые виды рыб Кировской области

на повышенном уровне:

  • признаки отрядов
  • особенности строения в связи со средой обитания
  • взаимосвязь строения с функциями
  • обмен веществ
  • поведение рыб
  • охраняемые виды рыб в России

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки типа, класса
  • находить отделы тела и органы рыб
  • распознавать на рисунках представителей разных отрядов
  • зарисовывать внешнее строение рыбы

на повышенном уровне:

  • называть признаки отрядов
  • показывать взаимосвязь строения и функции
  • обосновывать необходимость охраны рыб

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

боковая линия, плавники,

плавательный пузырь, головной мозг, спинной мозг, артериальная кровь, венозная кровь, нерест, проходные рыбы

на повышенном уровне:

отделы головного мозга: передний, средний,

промежуточный, мозжечок и

продолговатый, миграции, акклиматизация

б) Земноводные: места обитания  и  внешнее  строение,  внутреннее строение, годовой цикл жизни земноводных, их происхождение,  многообразие и значение.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки класса
  • внешнее и внутреннее строение земноводных
  • их размножение и развитие
  • отряды Хвостатых и Бесхвостых
  • происхождение земноводных
  • охраняемые виды в Кировской области

на повышенном уровне:

  • внешнее строение в связи со средой обитания
  • особенности внутреннего строения в сравнении с рыбами
  • отряд Безногие
  • охраняемые виды в России

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки класса
  • находить у земноводных отделы тела
  • распознавать на рисунках представителей разных отрядов

на повышенном уровне:

  • называть признаки отрядов
  • сравнивать представителей разных отрядов

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

среднее ухо,смешанная кровь,

пояса конечностей, поджелудочная железа, малый и большой круги кровообращения,

латимерия

на повышенном уровне:

анабиоз,

рипидистии,

ихтиостегиды

в) Пресмыкающиеся: особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие и значение. Вымершие пресмыкающиеся.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки класса
  • внешнее и внутреннее строение
  • многообразие пресмыкающихся
  • древние пресмыкающиеся
  • охраняемые пресмыкающиеся в Кировс-кой области

на повышенном уровне:

  • черты сходства и различия с земно-водными
  • особенности внешнего и внутреннего строения в связи с переходом к назем-ному образу жизни
  • происхождение пресмыкающихся
  • охраняемые виды России

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки класса
  • распознавать представителей разных классов на рисунках

на повышенном уровне:

  • доказывать происхождение пресмыкающихся от древних земноводных
  • находить черты сходства и отличия земноводных и пресмыкающихся, объяснять, чем это обусловлено

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

прямое развитие, внутреннее оплодотворение, линька

на повышенном уровне:

третье веко, мыщелок,

термолокаторы

г) Птицы: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц, многообразие и значение птиц, их охрана.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки класса
  • внешнее и внутреннее строение
  • размножение птиц
  • строение яйца
  • забота о потомстве
  • поведение птиц
  • происхождение птиц
  • приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе: гнездования,

   кочевки, перелеты

  • экологические группы птиц
  • роль птиц в природе и жизни человека
  • птицеводство

на повышенном уровне:

  • черты сходства и отличия с пресмыкающимися
  • особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания
  • рефлексы: условные и безусловные
  • причины перелетов и способы их изучения
  • доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся
  • приспособленность представителей разных отрядов к среде обитания
  • породы домашних птиц

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки класса
  • распознавать представителей разных экологических групп
  • распознавать отделы тела птиц, части перьев, отделы скелета
  • зарисовывать строение пера
  • применять знания для охраны птиц

на повышенном уровне:

  • находить особенности во внешнем и внутреннем строении, связанные с поле-том
  • доказывать происхождение птиц от древних пресмыкающихся

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

цевка, птенцы гнездовые и выводковые, перелетные, кочующие и оседлые птицы,

токование, теплокровность

на повышенном уровне:

абрис, птерилии, аптерии,

каракоид, экстраполяция,

халазы, инкубатор археоптерикс

д) Млекопитающие: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, происхождение, многообразие, экологические группы и значение млекопитающих.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • признаки класса
  • внешнее и внутреннее строение
  • размножение и развитие
  • происхождение млекопитающих
  • отряды класса Млекопитающих
  • роль млекопитающих в природе и жизни человека
  • сельскохозяйственные млекопитающие
  • происхождение домашних животных

на повышенном уровне:

  • черты сходства и различия с пресмыкающимися
  • усложнения в строении млекопитающих в сравнении с другими классами хордо-вых
  • доказательства происхождения млекопи-тающих
  • черты приспособленности представителей отрядов к среде обитания
  • мероприятия по охране млекопитающих
  • породы сельскохозяйственных животных

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть признаки отрядов
  • узнавать представителей разных отрядов
  • определять систематическое положение представителей разных отрядов

на повышенном уровне:

  • находить черты усложенения млекопитающих во внешнем и внутреннем строении
  • доказывать происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

волосяной покров, зубы: резцы, клыки, коренные, бронхиолы, альвеолы, извилины, живорождение, яйцекладущие

на повышенном уровне:

вибрисы, диафрагма, плацента,

эхолокация,

реакклиматизация

  Тема 8. "Развитие животного мира на Земле" –

2 часа

Доказательства и причина эволюции животного мира, основные этапы развития животного мира на Земле.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, элебриологические, пале-онтологические
  • понятие о естественном и искусственном отборе
  • происхождение одноклеточных и много-клеточных организмов

на повышенном уровне:

  • движущие силы эволюции (по Ч. Дарвину)
  • сравнительную характеристику естест-венного и искусственного отбора
  • усложнение животных в процессе эволюции

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • называть доказательства эволюции

на повышенном уровне:

  • использовать знания для доказательства эволюции животного мира

термины и понятия, которые  необходимо знать

на базовом уровне:

эволюция, палеонтология

эмбриология, наследственность

изменчивость, отбор,

борьба за существование

на повышенном уровне

движущие силы эволюции

Рабочая программа  ориентирована на использование УМК:

  1. Учебник. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. (Гриф: допущен Министерством образования Российской Федерации).
  2. В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008
  3. 2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
  4. В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2006.

  1. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др. / под ред. Н.М. Черновой. Экология животных. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2001.
  2. Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. Ч.1. – М.: Школа-Пресс, 1999

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Лабораторные работы

Л. Р 1 "Строение и передвижение инфузорий"

Л. Р.№2 "Внешнее строение дождевого червя"

Л. Р3 "Внешнее строение дождевого червя"

Л. Р 4 "Внешнее строение раковин Моллюсков

Л. Р 5 "Внешнее строение насекомых" 

Л. Р 6 "Внешнее строение рыб"Л. Р 7 Внутреннее строение рыб"

Л. Р 8 "Внешнее строение лягушки!_

Л. Р 9 Внутреннее строение лягушки!

Л. Р 10 "Внешнее строение ящерицы_

Л. Р 11 Внутреннее строение ящерицы_

Экскурсия Разнообразие пресмыкающихся Ставропольского края"

Л. Р 12"Внешнее строение птиц_

Л. Р 13 Скелет птиц_

Л. Р14 Строение яйца птиц_

Л. Р 15 Строение скелета Млекопитающих

Лаб. р16"Внутреннее строение млекопитающих_

Экскурсия №3 Наблюдение экологических групп млекопитающих п.Солнечнодольска

Экскурсия Природные сообщества. Место животных в природных сообществах

Р.К. Экскурсия Животные в природных сообществах_

Средства контроля

Тесты по биологии 7 кл, Т.С. Сухова Учебно-методическое пособие М., Дрофа 2002

Тесты 7-8 класс М.В. Оданович Волгоград, Учитель, 2007

Тесты Биология 7 класс Гекалюк Контрольно-измерительные материалы.

Биология 7 класс Мулловская М., ВАКО 2012

Тесты Биология 6-11кл, Иванова М, Олимп 1999

Тесты по теме Систематика животных, Интернет ресурсы.

№ урока

Разделы

Тема урока

ККоличество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата

Проведения

План

Факт

1

Тема 1. Общие сведения о мире животных

Животные, особое царство  организмов

Урок-лекция

познакомить с краткой историей развития зоологии клетка - единица строения и жизнедеятельности, функциями тканей животных

Знать клетка единица строения организмов

текущий

Презентация « Все о животных»

§1

2,3

Общий обзор организма животных

Комбинированный урок

дать понятия об общем строении организмов животных и растений, понятие орган, системы органов

Знать понятия орган, системы органов

текущий

Использование ИКТ

§6,7

4.5

Среды жизни и места обитания животных.

Комбинированный урок

рассмотреть систематические категории животных,

среды жизни и места обитания животных

знать систематические категории животных, уметь их распределять по возрастанию

текущий

§2, 8 подгот. доп материал

6

Место и роль животных в природных сообществах

Урок семинар

определить значение животных в природе, насекомые опылители, распространители семян, роль животных в для человека, животноводство

Знать значение животных в природе и для человека

Текущий

§3 с15

7

. Влияние человека на животных. Систематика животных

Урок-закрепление

Познакомиться со сходства и различия животных и растений, систематическими категориями  животных. Рассмотреть

среды жизни и места обитания

знать сходства и различия животных и растений, систематические категории животных

среды жизни и места обитания

Текущий

§4,5заполнить таблицу

8

Тип Простейшие

Общая характеристика простейших Класс Саркодовые.

Комбинированный урок

Познакомиться с основными признаками подцарства простейшие, строение амебы обыкновенной, класс Саркодовые

знать основные черты одноклеточных, уметь

сравнивать строение простейших

Текущий

§9

9

Класс Жгутиконосцы.

Комбинированный урок

 строение и жизнедеятельность амебы обыкновенной, эвглены зеленой

Знать основные признаки строения простейших, почему эвглена является переходной формой от растений к животным

Текущий

Таблицы ИКТ по зоологии

§10 с 41

10

Тип Инфузории, или Ресничные.

Л. Р 1 "Строение и передвижение инфузорий"

Урок-практикум

Рассмотреть передвижение и строение инфузории на микропрепаратах, рисунках и таблицах

развивать умения работать с микроскопом,

зарисовывать увиденное

Текущий

§11

11

Многообраз. простейших. Их значение в природе и жизни человека.

ОБЖ "Опасность заражения болезнетворными простейшими

Урок семинар

Совершенствовать знания о простейших и их значение в природе и жизни человека

Знать основные классы и типы простейших: Саркодовые Инфузории, Жгутиконосцы

Тематический

§12заполнить таблицу

12

Тип Кишечнополостные

Общая характеристика типа Кишечнополостных. Пресноводная гидра.

Комбинированный урок

Сформировать понятие о простейших, как о двухслойных животных, понятие о эктодерме и энтодерме

Знать основные признаки и строение Кишечнополостных., как первых многоклеточных животных

Текущий

Таблицы ИКТ по зоологии

§13

13

Пресновод-ная гидра.

Комбинированный урок

Изучить особенности строения пресноводной гидры, познакомиться с понятиями регенерации

Знать понятия регенерации, стрекательные клетки, эктодерма, энтодерма

Текущий

§14

14

Морские кишечнополостных. Их значение в природе и жизни человека.

Урок закрепления знаний

Актуализировать знания о значении Кишечнополостных, в природе и в жизни человека, иметь понятие о цикле развития кишечнополостных

Знать основные классы типа Кишечнополостных их основные различия.

Циклы развития основных классов

Текущий

Презентация «Гидра и ее родственники»

повт§13,14подготовить доп материал

15

Тип Черви

Тип  Плоские черви, общая характеристика. Белая планария.

Р.К. "Плоские черви Ставропольского края"

Комбинированный урок

Развивать понятия о развитии животного мира, дать понятие о трех зародышевых листках, эктодерме, энтодерме и мезодерме, проследить усложнение нервной системы и пищеварения.

Знать понятия эктодерма, энтодерма, мезодерма, особенности строения выделительной, пищеварительной, нервной системы

Текущий

§15

16

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

комбинированный

сформировать понятия о эндопаразитах, приспособленности к паразитическому образу жизни у плоских червей, знать меры предосторожности против заражения паразитами.,

Знать циклы развития эндопаразитов, сосальщиков, приспособления к паразитическому образу жизни

текущий

Таблицы ИКТ по зоологии

§16

17

Тип  Круглые черви. Человеческая аскарида.

Комбинированный урок

сформировать понятия об основных признаках типа круглые черви, отметить прогрессивные черты в развитии, появлении первичной полости тела, сквозного кишечника

Знать особенности типа Круглые черви, появление первичной полости тела. Цикл развития человеческой аскариды

текущий

§17

18

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

Комбинированный урок

дать понятие о кольчатых червях, как о самом высокоорганизованном типе червей, выявить особенности строения кольчатых червей: вторичной полости тела, кровеносной системы

Знать особенности строения Многощетинковых червей, появление кровеносной системы и целома

текущий

Таблицы ИКТ по зоологии

§ 18

19

 Внешнее строение дождевого червя

Л. Р.№2 "Внешнее строение дождевого червя"

Урок-практикум

обратить внимание на приспособления к подземному образу жизни и значении дождевых червей в природе и для человека

Знать строение дождевого червя, приспособленности к подземному образу жизни: кутикула, гиподерма, щетинки

Текущий

с.86-88

20

Внутреннее строение дождевого червя

Л. Р3

"Внешнее строение дождевого червя"

Урок-практикум, урок обобщения знаний

обобщение и систематизация знаний о плоских, круглых и кольчатых червях

Знать основные признаки и строение типов червей: плоских, круглых, колчатых

Тематический

§19

21

Тип Моллюски

Общая характеристика типа Моллюски.

Урок лекция

Сформировать знания о типе Моллюски строении внутренних органов Моллюсков

Знать общий план строения моллюсков, понятия: мантия, мантийная полость

текущий

Таблицы ИКТ по зоологии

§21

22

Класс Брюхоногие моллюски.

Комбинированный урок

рассмотреть особенности строения и значения Брюхоногих Моллюсков

Знать особенности строения класса Брюхоногих Моллюсков. Ассиметричное строение, особенности питания

текущий

§21

23

Класс Двустворчатые моллюски.

Л. Р 4

"Внешнее строение раковин Моллюсков

Урок-практикум

Выявить особенности строения Двухстворчатых Моллюсков в связи с редукцией головы

Знать особенности строения Двустворчатых Моллюсков. Особенности строения, как животных фильтраторов. Понятия сифоны, биссус

Уметь различать на влажных препаратах

текущий

§22

24

Класс Головоногие моллюски.

Комбинированный урок

Рассмотреть черты Головоногих моллюсков, как самого высокоорганизованного класса, среди моллюсков наличие головного мозга, органов чувств, реактивного способа движения

Знать особенности движения Головоногих моллюсков, строение головного мозга, строение глаза. Понятие гемолимфы

текущий

§23

25

Тип Членистоногие

Общая характеристика Типа Членистоногих. Класс Ракообразные.

Комбинированный урок

Сформировать понятия о наружном скелете Членистоногих, о покровах тела, выяснить черты сходства с кольчатыми червями

знать основные признаки Типа Членистоногих. Понятия: наружный скелет, хитин, членистые конечности, гемолимфа

текущий

Таблицы ИКТ по зоологии

«Ракообразеык»

§24

26

Многообраз.

ракообразных, их значение.

Комбинированный урок

 Дать понятие о многообразии класса, познакомить с основными отрядами класса ракообразные

Знать основные отряды Класса ракообразные. Особенности каждого отряда.

текущий

презентация

§24

27

Класс Паукообразные.

Комбинированный урок

Выявить черты в строении Паукообразных в связи с наземным образом жизни, изучить строение органов и систем органов у Паукообразных

Знать основные признаки строения паукообразных. Понятия хелицеры, внекишечное пищеварениеЮ паутинные бородавки

текущий

§25

28

Многообраз.

паукообразных и их значение.

Р,К, Паукообразн. Ставропольского края"

Комбинированный урок

сформировать понятия о значении паукообразных в природе и жизни человека, познакомить с отрядами Паукообразных

Знать значение Паукообразных в природе. Основные отряды Паукообразных

Текущий

Презентация « Членистоногие»

с 123-126

29

Класс Насекомые.

Л. Р 5 "Внешнее строение насекомых"

Урок Практикум

Развивать понятие о строении ротового аппарата насекомого в зависимости от характера питания, строения конечностей в связи с приспособлением к различным средам обитания, особенности строения нервной и дыхательной системы

Знать особенности строения ротовых аппаратов  в связи с типом питания, особенности конечностей в связи со средой обитания

Текущий

§27

30

Типы развития насекомых. Отряды насекомых

Комбинированный урок

сформировать понятия о типах развития насекомых с полным и неполным превращением, различия в развитии.

Знать отряды насекомых с полным и неполным превращением, особенности развития, представителей

Текущий

§31заполнить таблицу

31

Значение и охрана насекомых

Обж "Меры борьбы с вредными насекомыми"

Урок закрепления и обобщения

актуализировать знания о важнейших отрядах насекомых и их значении в природе и для человека. знать особенности отрядов общественных насекомых

Знать основное значение важнейших отрядов насекомых. Значение общественных насекомых, особенности их образа жизни

тематический

Интернет ресурсы

 Insekta/ru

§29

32

Тип Хордовые

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник

Комбинированный урок

29ч

Сформировать понятие об общности происхождения Хородовых с кольчатыми червями, основные признаки типа Бесчерепные, строение и значение Ланцетника

знать основные признаки типа Хордовые, уметь соотносить их с Ланцетником.

Знать строение и образ жизни ланцетника

Текущий

§30

33

Подтип Черепные. Общая характеристика надкласса. Рыбы

Л. Р 6 "Внешнее строение рыб"

Урок практикум

Изучить внешнее строение рыбы. Найти черты приспособленности к водному образу жизни. Строение чешуи, годичные кольца

Знать основные характеристики подтипа Черепные, отличия Черепных и Бесчерепных

Текущий

Таблицы ИКТ по зоологии

«Рыбы»

   34

 Внутреннее строение рыбы.

Л. Р 7 Внутреннее строение рыб"

Урок практиум

Рассмотреть строение внутренних органов рыбы,усложнения организации, появление позвоночника, головного и спинного мозга

Знать физиологию и особенности дыхания, строение жабр, скелета, кровеносной системы, головного мозга

 Текущий

§32

35

 Размножение и развитие рыб

Комбинированный урок

сформировать понятия об особенностях поведения рыб, размножении и развитии, дать понятие о миграциях

Знать понятия миграции, нерест, проходные рыбы, особенности развития отряда Лососевые

Текущий

§33

36

Основные систематические группы рыб.

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с основными систематическими группами рыб, с особенностями строения хрящевых рыб

Знать основные систематические группы рыб. Особенности строении Двоякодышащими,Кистеперыми и Лопастеровы-ми рыбами

Текущий

Презентация  «Систематика рыб»

§34

37

Значение  и охрана рыб

Комбинированный урок

Сформировать понятия об охране и значении рыб в природе и для человека

Знать основные признаки рыб в связи с водным образом жизни.

Тематический

35

38

Класс Земноводные.

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводн

Л. Р 8

"Внешнее строение лягушки!

Комбинированный

Выяснить черты сходства и различия Земноводных и Кистеперых рыб, приспособленности Земноводных к водному и наземному образу жизни

Знать черты водных и черты наземных животных в строении Земноводных. Черты примитивных наземных животных

Текущий

§36

39

Внутреннее строение земноводн

Л. Р 9

Внутреннее строение лягушки!

Урок-практикум

изучить внутренние строение земноводных, особенности скелета и строения внутренних органов

Знать строение скелета и внутренних органов лягушки в связи с выходом на сушу.

Текущий

§37

40

Значение, размножение, развитие и происхождение земноводных

Урок закрепления знаний

изучить влияние сезонных изменений на жизненный цикл Земноводных, размножение, происхождение  и развитие Земноводных.

Знать жизненный цикл Земноводных, особенности размножения и развития. Особенности строения головастика сходство его с рыбами.

Тематический

Интернет ресурсы

§38-39

41

Класс Пресмыкающиеся.

Л. Р 10

"Внешнее строение ящерицы

Урок практикум

познакомить учащихся с общей характеристикой класса Пресмыкающиеся, рассмотреть особенности класса

Знать основные признаки класса пресмыкающихся, как первых настоящих наземных животных. Уметь выделять признаки наземных животных сухая кожа, особенности размножения

Текущий

§40

42

Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся.

Л. Р 11

Внутреннее строение ящерицы

Урок практикум

Выяснить черты внутреннего и внешнего строения  пресмыкающихся в связи с обитанием в засушливых условиях, особенностями строения кожи, скелета и внутренних органов

Знать строение внутренних органов пресмыкающихся

Текущий

§41

43

Многообраз. пресмыкающихся.

 Р.К. Экскурсия Разнообразие пресмыкающихся Ставропольского края"

Урок экскурсия

сформировать понятия о роли пресмыкающихся в природе и жизни человека

Роль пресмыкающихся в природе

Текущий

§42

44

Роль пресмыкающихся. Происхождение

Урок семинар

обобщение и систематизация знаний по теме класс Пресмыкающихся. Дать понятия о роли и происхождения пресмыкающихся

Знать основные признаки класса Пресмыкающихся.

Значение и происхождение пресмыкающихся

Тематический

Презентация, фильм «Динозавры»

§43 заполнить таблицу

45

Класс птицы Общая характеристика

Урок лекция

Дать понятия о птицах, как о высших теплокровных животных

Знать основные признаки птиц. Внешнее строение птиц в связи с приспособлением к полету. Понятия птерилии, аптерии

Текущий

§44

46

Среда обитания. Внешнее строение

Л. Р 12

"Внешнее строение птиц

Урок-практикум

Изучить особенности внешнего строения птиц в связи с приспособлением к полету

Знать внешнего строения птиц в связи с приспособлением к полету

Текущий

Таблицы ИКТ по зоологии

«Птицы»

§44

47

Опорно-двигательный аппарат птиц.

Л. Р 13

Скелет птиц

Урок-практикум

особенности строения опорно-двигательного аппарата в связи с приспособлением к полету

Знать строение скелета, его особенности уметь сравнивать со скелетом пресмыкающихся, находить особенности связанные с полетом

Текущий

§45

48

Внутреннее строение птиц.

Лаб. Р14

Строение яйца птиц

Урок практикум

Изучить особенности внутреннего строения птиц, дыхательной, кровеносной. выделительной, пищеварительной системе, а также строения головного мозга

Знать строение кровеносной системы, дыхательной системы в связи с приспособлением к полету. Особенности пищеварительной системы

Текущий

§46

49

Размножение и развитие птиц.

Комбиниованный урок

Выяснить особенности размножения и развития птиц, отличия от пресмыкающихся, дать понятия о выводковых, гнездовых птицах

Знать особенности размножения птиц, строение яйца, особенности насиживания, выводковые и гнездовые птицы

Текущий

§47

50

Сезонные явления в жизни птиц.

Урок-семинар

Изучить основные этапы годового жизненного цикла и развития птиц, сезонные явления в жизни птиц, брачное поведение, гнездостроение, насиживание

Знать жизненный цикл птиц, уметь определять гнезда птиц и голоса

Текущий

Ресурсы ИКТ

§48

51

Многообразие птиц. Систематические группы птиц.

Р. К." Знакомство с птицами Солнечно-дольска"

Урок семинар

Познакомить учащихся с основными систематическими  группами птиц, выяснить особенности строения страусовых, пингвиновых и настоящих птиц

Знать основные экологические и систематические группы птиц

Текущий

§49 заполнить таблицу

52

Значение птиц и их охрана.

Урок закрепления знаний

Сформировать понятия о значении насекомоядных птиц, домашних, охотчье-промысловых птиц.

Повторить и обобщить знания по классе Птиц

Знать значение птиц .строение внутренних органов, особенности внешнего и внутреннего строения, особенности размножения и развития

Тематический

§50

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домаш-нее задание

План

Факт

53

Тема 13. Класс Млекопитающие, или Звери.

Местообитания и внешнее строение млекопитающих.

Лаб. р15 Строение скелета Млекопитающих

Урок

лекция и урок практикум

Дать понятие об общем строении класса Млекопитающие, об основных особенностях  класса

Знать основные признаки млекопитающих их основные отличия от других кл. Хордовых, шерстяной покров, выкармливание детенышей молоком, живорождение знать особенности скелета

Текущий

Таблицы ИКТ по зоологии

«Млекопитающие»

§51пдготовить доп. материал

54

Внутреннее строение млекопитающих.

Лаб. р16

"Внутрен. строение млекопитающих

Урок практикум

Дать понятие о  внутреннем строении млекопитающих, строение сердца, легких, почках, особенностях строения пищеварительной системы у жвачных млекопитающих

Знать строение сердца, легких, почек, кожных покровов

Уметь сравнивать с другими классами животных

Текущий

§52 заполнить таблицу

55

Размножение и развитие млекопитающих.

Комбинированный урок

Рассмот-реть особенности развития млекопитающих, формировании плаценты, развития эмбриона. Выкармливания детенышей молоком,

Знать особенности размножения млекопитающих

Понятия плаценты, яйцеводы.

Текущий

§53

56

Происхождение млекопитающих.

Комбинированный урок

Познакомить с происхождением кл. Млекопиющих, выявить черты сходства млекопитающих и рептилий

Знать черты сходства первозверей с рептилиями, шерсть происходит ис тех же кожных зачатков, чтои чешуя рептилий

Текущий

Презентац-ия

«Утконос и ехидна»

§54подготовить сообщения

57

Высшие плацентарные млекопитающие

Комбинированный урок

Дать представления об основных отрядах млекопитающих, особенностях строения и образа жизни

Знать отряды млекопитающих, их особенности строения и образа жизни. Понятия эхолокации, формула зубов, особенности жвачных и хищных животных

Текущий

§55

58

Отряды Ластоногие, Хоботные

Комбинированный урок

Познакомиться с особенности строения ластоногих и китообразных, обитающих в водной среде

Знать особенности

Водных млекопитающих, китообразных, ластоногих

Текущий

§56

59

Отряд Приматы.

Комбинированный урок

Рассмотреть  черты отряда приматов, указывающие на их высокую организацию, строение головного мозга, коры больших полушарий. стадного образа жизни

Знать особенности отряда приматы, как высокоорганизованных животных. Особенности головного мозга, жизнь прайдами, строгая иерархия

Текущий

Таблицы ИКТ по зоологии

«Приматы»

§57

60

Экологические группы млекопитающих

Экскурсия №3 Наблюдениэкологических групп млекопитающих п.Солнечнодольска

Урок экскурсия

Сформировать понятия об экологических группах зверей, наземной, подземной, водной, околоводной, летающей)

Знать основные экологические группы Млекопитающих, по местам обитания, по питанию

Уметь наблюдать за животными не причиняя им втеда

Текущий

§58 заполнит таблицу

61

Значение млекопитающих и их охрана.

Р.К. "Значение млекопитающих Став.края"

Урок семинар

актуализировать знания о значении млекопитающих для человека, животноводство. Изучить меры по охране диких животных

Знать меры охраны животных в Ставропольском крае. Заказник в окрестностях Солнечнодольска, Ставропольский Тебердинский заповедник

Текущий

Презентация «Заповедники Ставр.края»

§59

62

Тема 14. Развитие животного мира на Земле.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

Комбинированный урок

Изучить основные стадии эмбрионального развития позвоночных, палеонтологические исследования развития животного мира, а также основные факторы эволюции животного мира.

Знать палеонтологические, эмбриональные доказательства эволюции животного мира на Земле.

Уметь распознавать факторы эволюции

Текущий

Таблицы ИКТ по зоологии

«Учение Дарвина»

§60

63

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Комбинированный урок

Дать понятия об основных этапах в развитии животного мира, строение и функции одноклеточных животных, появления трехслойности, наружного скелета. как приспособленности к наземному образу жизни. отличия черепных и бесчерепных животных.

Знать основные этапы животного мира на Земле

Уметь проследить этапы развития животного мира на земле

Текущий

§61

64

Естественные и искусственные сообщества организмов

Р.К. Природные сообщества Став. края

Экскурсия Природные сообщества

Комбинированный урок

Понятия о природном сообществе организмов, биоценоз, экосистема

Знать понятия о природном сообществе. Понятие биоценоза, экосистемы. Примеры биоценозов

Текущий

65

Место животных в природных сообществах

Р.К. Экскурсия Животные в природных сообществах

Урок экскурсия

Актуализировать знания о месте животных в природных сообществах

Знать место животных в природных сообществам

Текущий

66

Пищевые цепи в сообщества

Комбинированный урок

Сформировать знания о пищевых цепях сообщества

Знать понятие пищевых цепей в сообществах

Текущий

67

Обобщения.

Урок обощения знаний

Обобщить и систематизировать знания,  полученные при изучении зоологии

Знать, основные понятие курса зоологии, особенности и основные признаки типов животных

Тематический

68

Задания на лето

Урок семинар

Дать задания на лето, пронаблюдать за животными во время летних каникул. На отдыхе , на даче.

Учебник:  Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2002-2007.

Методические пособия:

  • Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные.  7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004
  • Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. – М.: «ВАКО», 2004
  • Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Зоология». Пособие для учителя. – Воронеж: ВГПУ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...