Рабочая программа по биологии 7 кл
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного, общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии | 90.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы:
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного, общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы:
Пономарева И.Н., и др. Программа по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной) школе - М.:Вентана-Граф, 2004. Учебник Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2002-2007. По программе 68 часов. Курс рассчитан на 68 часов.
Цели и задачи обучения:
- Знакомство с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
- Сформировать представление о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
- Знание строения, жизнедеятельности и поведения животных как приспособительного значения, сложившегося в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть.
- Изучение биогеоценотического и практического значения животных, необходимости рационального использования и охраны животного мира.
Требования к уровню подготовки
Знать/ понимать
- Признаки клеток и организмов животных; животных своего региона.
- Сущность обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, раздражимости животных.
иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;
уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях и прогнозировать последствия их нарушения;
Уметь
- Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных животных в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи животных и окружающей среды; родство человека и млекопитающих.
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения животного мира родного края;
владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
участвовать в экологических акциях двора, школы, микрорайона;
знать животный мир Среднего Урала, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития Свердловской области;
знать основные источники получения информации о животном мире Свердловской области и Урала;
знать основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности.
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
- Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных; на живых объектах и таблицах – животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных.
- Выявлять изменчивость и приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
- Сравнивать клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения.
- Определять принадлежность животных к определенным систематическим группам.
- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствие деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на животных и экосистемы.
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп животных; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использование информационных технологий).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых различными животными.
- Оказания первой помощи при укусах животных.
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- Размножения домашних животных, ухода за ними.
Ценностно-ориентационная составляющая качества образования НРК
- уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления индивидуальности;
- понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
- принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
- ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
- осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;
- любовь к малой Родине, месту жительства, переживание ответственности за происходящее в социально- территориальном пространстве процессы;
- готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания;
понимание противоречивости развития современного мира и готовность активно саморазвиваться на основе постоянно возрастающих требований. Содержание учебной программы:
Содержание программы
Тема 1. "Общие сведения о животных" - 7 часов.
- Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Строение тела животных: клетка, ткани, органы и системы органов.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: зоология, среда обитания, хищничество, паразитизм, симбиоз, биоценоз, биогеоценоз, систематика, классификация, вид, заповедник, Красная книга, мембрана, цитоплазма, ядро, ткань, ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная, орган, система органов | на повышенном уровне: морфология, анатомия, цитология, физиология, палеонтология, генетика, зоогеография, этология, нектон, продуценты, консументы, редуценты, популяция, ареал, хромосомы, нейрон, центральная нервная система, периферическая нервная система |
Тема 2. "Простейшие" - 4 часа
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение саркодовых, жгутиконосцев и инфузорий.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: одноклеточные организмы, колониальные организмы, ложноножки, сократительная вакуоль, циста, раздражимость | на повышенном уровне: пелликула, базальное тельце, автотрофное и гетеротрофное питание, трихоцисты, конъюгация, обмен веществ |
Тема 3. "Тип Кишечнополостные" - 3 часа
Пресноводные и морские кишечнополостные: особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: лучевая симметрия, эктодерма, энтодерма, почкование, регенерация, зигота, чередование поколений, рефлекс | на повышенном уровне: мезоглея, планула, ропалии, статоцисты, медузы, актинии, кораллы |
Тема 4. "Черви" - 6 часов
Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: двусторонняя симметрия, мезодерма, семенники, яичники, промежуточный хозяин, незамкнутая и замкнутая кровеносная система, планктон | на повышенном уровне кожно-мускульный мешок, дегенерация, эндопаразиты, кутикула, целом, гидроскелет, пальпы, параподии, муфта, гирудин |
Тема 5. "Моллюски" - 4 часа
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: раковина, мантия, мантийная полость, перламутр, незамкнутая кровеносная система, устье и вершина раковины, артерии, вены, капилляры | на повышенном уровне: асимметричность, радула, ганглии, биссус, вводной и выводной сифоны, половой диморфизм, сперматофоры |
Тема 6. "Тип Членистоногие" - 7 часов
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение ракообразных, паукообразных и насекомых
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: наружный скелет, хитин, общественные насекомые, полное превращение, неполное превращение | на повышенном уровне: фасетки, смешанная полость тела, гемолимфа, хелицеры, перга, грена |
Тема 7. "Тип Хордовые" - 29 часов
а) Ланцетник - низшее хордовое. Рыбы: внешнее и внутреннее строение, особенности размножения, основные систематические группы, промысловые рыбы: рациональное использование и охрана.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: боковая линия, плавники, плавательный пузырь, головной мозг, спинной мозг, артериальная кровь, венозная кровь, нерест, проходные рыбы | на повышенном уровне: отделы головного мозга: передний, средний, промежуточный, мозжечок и продолговатый, миграции, акклиматизация |
б) Земноводные: места обитания и внешнее строение, внутреннее строение, годовой цикл жизни земноводных, их происхождение, многообразие и значение.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: среднее ухо,смешанная кровь, пояса конечностей, поджелудочная железа, малый и большой круги кровообращения, латимерия | на повышенном уровне: анабиоз, рипидистии, ихтиостегиды |
в) Пресмыкающиеся: особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие и значение. Вымершие пресмыкающиеся.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: прямое развитие, внутреннее оплодотворение, линька | на повышенном уровне: третье веко, мыщелок, термолокаторы |
г) Птицы: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц, многообразие и значение птиц, их охрана.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
кочевки, перелеты
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: цевка, птенцы гнездовые и выводковые, перелетные, кочующие и оседлые птицы, токование, теплокровность | на повышенном уровне: абрис, птерилии, аптерии, каракоид, экстраполяция, халазы, инкубатор археоптерикс |
д) Млекопитающие: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, происхождение, многообразие, экологические группы и значение млекопитающих.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: волосяной покров, зубы: резцы, клыки, коренные, бронхиолы, альвеолы, извилины, живорождение, яйцекладущие | на повышенном уровне: вибрисы, диафрагма, плацента, эхолокация, реакклиматизация |
Тема 8. "Развитие животного мира на Земле" –
2 часа
Доказательства и причина эволюции животного мира, основные этапы развития животного мира на Земле.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: эволюция, палеонтология эмбриология, наследственность изменчивость, отбор, борьба за существование | на повышенном уровне движущие силы эволюции |
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Учебник. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. (Гриф: допущен Министерством образования Российской Федерации).
- В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008
- 2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
- В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др. / под ред. Н.М. Черновой. Экология животных. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2001.
- Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. Ч.1. – М.: Школа-Пресс, 1999
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Лабораторные работы
Л. Р 1 "Строение и передвижение инфузорий"
Л. Р.№2 "Внешнее строение дождевого червя"
Л. Р3 "Внешнее строение дождевого червя"
Л. Р 4 "Внешнее строение раковин Моллюсков
Л. Р 5 "Внешнее строение насекомых"
Л. Р 6 "Внешнее строение рыб"Л. Р 7 Внутреннее строение рыб"
Л. Р 8 "Внешнее строение лягушки!_
Л. Р 9 Внутреннее строение лягушки!
Л. Р 10 "Внешнее строение ящерицы_
Л. Р 11 Внутреннее строение ящерицы_
Экскурсия Разнообразие пресмыкающихся Ставропольского края"
Л. Р 12"Внешнее строение птиц_
Л. Р 13 Скелет птиц_
Л. Р14 Строение яйца птиц_
Л. Р 15 Строение скелета Млекопитающих
Лаб. р16"Внутреннее строение млекопитающих_
Экскурсия №3 Наблюдение экологических групп млекопитающих п.Солнечнодольска
Экскурсия Природные сообщества. Место животных в природных сообществах
Р.К. Экскурсия Животные в природных сообществах_
Средства контроля
Тесты по биологии 7 кл, Т.С. Сухова Учебно-методическое пособие М., Дрофа 2002
Тесты 7-8 класс М.В. Оданович Волгоград, Учитель, 2007
Тесты Биология 7 класс Гекалюк Контрольно-измерительные материалы.
Биология 7 класс Мулловская М., ВАКО 2012
Тесты Биология 6-11кл, Иванова М, Олимп 1999
Тесты по теме Систематика животных, Интернет ресурсы.
№ урока | Разделы | Тема урока | ККоличество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата Проведения | |
План | Факт | ||||||||||
1 | Тема 1. Общие сведения о мире животных | Животные, особое царство организмов | 7ч | Урок-лекция | познакомить с краткой историей развития зоологии клетка - единица строения и жизнедеятельности, функциями тканей животных | Знать клетка единица строения организмов | текущий | Презентация « Все о животных» | §1 | ||
2,3 | Общий обзор организма животных | Комбинированный урок | дать понятия об общем строении организмов животных и растений, понятие орган, системы органов | Знать понятия орган, системы органов | текущий | Использование ИКТ | §6,7 | ||||
4.5 | Среды жизни и места обитания животных. | Комбинированный урок | рассмотреть систематические категории животных, среды жизни и места обитания животных | знать систематические категории животных, уметь их распределять по возрастанию | текущий | §2, 8 подгот. доп материал | |||||
6 | Место и роль животных в природных сообществах | Урок семинар | определить значение животных в природе, насекомые опылители, распространители семян, роль животных в для человека, животноводство | Знать значение животных в природе и для человека | Текущий | §3 с15 | |||||
7 | . Влияние человека на животных. Систематика животных | Урок-закрепление | Познакомиться со сходства и различия животных и растений, систематическими категориями животных. Рассмотреть среды жизни и места обитания | знать сходства и различия животных и растений, систематические категории животных среды жизни и места обитания | Текущий | §4,5заполнить таблицу | |||||
8 | Тип Простейшие | Общая характеристика простейших Класс Саркодовые. | Комбинированный урок | 4ч | Познакомиться с основными признаками подцарства простейшие, строение амебы обыкновенной, класс Саркодовые | знать основные черты одноклеточных, уметь сравнивать строение простейших | Текущий | §9 | |||
9 | Класс Жгутиконосцы. | Комбинированный урок | строение и жизнедеятельность амебы обыкновенной, эвглены зеленой | Знать основные признаки строения простейших, почему эвглена является переходной формой от растений к животным | Текущий | Таблицы ИКТ по зоологии | §10 с 41 | ||||
10 | Тип Инфузории, или Ресничные. Л. Р 1 "Строение и передвижение инфузорий" | Урок-практикум | Рассмотреть передвижение и строение инфузории на микропрепаратах, рисунках и таблицах | развивать умения работать с микроскопом, зарисовывать увиденное | Текущий | §11 | |||||
11 | Многообраз. простейших. Их значение в природе и жизни человека. ОБЖ "Опасность заражения болезнетворными простейшими | Урок семинар | Совершенствовать знания о простейших и их значение в природе и жизни человека | Знать основные классы и типы простейших: Саркодовые Инфузории, Жгутиконосцы | Тематический | §12заполнить таблицу | |||||
12 | Тип Кишечнополостные | Общая характеристика типа Кишечнополостных. Пресноводная гидра. | Комбинированный урок | 3ч | Сформировать понятие о простейших, как о двухслойных животных, понятие о эктодерме и энтодерме | Знать основные признаки и строение Кишечнополостных., как первых многоклеточных животных | Текущий | Таблицы ИКТ по зоологии | §13 | ||
13 | Пресновод-ная гидра. | Комбинированный урок | Изучить особенности строения пресноводной гидры, познакомиться с понятиями регенерации | Знать понятия регенерации, стрекательные клетки, эктодерма, энтодерма | Текущий | §14 | |||||
14 | Морские кишечнополостных. Их значение в природе и жизни человека. | Урок закрепления знаний | Актуализировать знания о значении Кишечнополостных, в природе и в жизни человека, иметь понятие о цикле развития кишечнополостных | Знать основные классы типа Кишечнополостных их основные различия. Циклы развития основных классов | Текущий | Презентация «Гидра и ее родственники» | повт§13,14подготовить доп материал | ||||
15 | Тип Черви | Тип Плоские черви, общая характеристика. Белая планария. Р.К. "Плоские черви Ставропольского края" | Комбинированный урок | 6ч | Развивать понятия о развитии животного мира, дать понятие о трех зародышевых листках, эктодерме, энтодерме и мезодерме, проследить усложнение нервной системы и пищеварения. | Знать понятия эктодерма, энтодерма, мезодерма, особенности строения выделительной, пищеварительной, нервной системы | Текущий | §15 | |||
16 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | комбинированный | сформировать понятия о эндопаразитах, приспособленности к паразитическому образу жизни у плоских червей, знать меры предосторожности против заражения паразитами., | Знать циклы развития эндопаразитов, сосальщиков, приспособления к паразитическому образу жизни | текущий | Таблицы ИКТ по зоологии | §16 | ||||
17 | Тип Круглые черви. Человеческая аскарида. | Комбинированный урок | сформировать понятия об основных признаках типа круглые черви, отметить прогрессивные черты в развитии, появлении первичной полости тела, сквозного кишечника | Знать особенности типа Круглые черви, появление первичной полости тела. Цикл развития человеческой аскариды | текущий | §17 | |||||
18 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | Комбинированный урок | дать понятие о кольчатых червях, как о самом высокоорганизованном типе червей, выявить особенности строения кольчатых червей: вторичной полости тела, кровеносной системы | Знать особенности строения Многощетинковых червей, появление кровеносной системы и целома | текущий | Таблицы ИКТ по зоологии | § 18 | ||||
19 | Внешнее строение дождевого червя Л. Р.№2 "Внешнее строение дождевого червя" | Урок-практикум | обратить внимание на приспособления к подземному образу жизни и значении дождевых червей в природе и для человека | Знать строение дождевого червя, приспособленности к подземному образу жизни: кутикула, гиподерма, щетинки | Текущий | с.86-88 | |||||
20 | Внутреннее строение дождевого червя Л. Р3 "Внешнее строение дождевого червя" | Урок-практикум, урок обобщения знаний | обобщение и систематизация знаний о плоских, круглых и кольчатых червях | Знать основные признаки и строение типов червей: плоских, круглых, колчатых | Тематический | §19 | |||||
21 | Тип Моллюски | Общая характеристика типа Моллюски. | Урок лекция | 4ч | Сформировать знания о типе Моллюски строении внутренних органов Моллюсков | Знать общий план строения моллюсков, понятия: мантия, мантийная полость | текущий | Таблицы ИКТ по зоологии | §21 | ||
22 | Класс Брюхоногие моллюски. | Комбинированный урок | рассмотреть особенности строения и значения Брюхоногих Моллюсков | Знать особенности строения класса Брюхоногих Моллюсков. Ассиметричное строение, особенности питания | текущий | §21 | |||||
23 | Класс Двустворчатые моллюски. Л. Р 4 "Внешнее строение раковин Моллюсков | Урок-практикум | Выявить особенности строения Двухстворчатых Моллюсков в связи с редукцией головы | Знать особенности строения Двустворчатых Моллюсков. Особенности строения, как животных фильтраторов. Понятия сифоны, биссус Уметь различать на влажных препаратах | текущий | §22 | |||||
24 | Класс Головоногие моллюски. | Комбинированный урок | Рассмотреть черты Головоногих моллюсков, как самого высокоорганизованного класса, среди моллюсков наличие головного мозга, органов чувств, реактивного способа движения | Знать особенности движения Головоногих моллюсков, строение головного мозга, строение глаза. Понятие гемолимфы | текущий | §23 | |||||
25 | Тип Членистоногие | Общая характеристика Типа Членистоногих. Класс Ракообразные. | Комбинированный урок | 7ч | Сформировать понятия о наружном скелете Членистоногих, о покровах тела, выяснить черты сходства с кольчатыми червями | знать основные признаки Типа Членистоногих. Понятия: наружный скелет, хитин, членистые конечности, гемолимфа | текущий | Таблицы ИКТ по зоологии «Ракообразеык» | §24 | ||
26 | Многообраз. ракообразных, их значение. | Комбинированный урок | Дать понятие о многообразии класса, познакомить с основными отрядами класса ракообразные | Знать основные отряды Класса ракообразные. Особенности каждого отряда. | текущий | презентация | §24 | ||||
27 | Класс Паукообразные. | Комбинированный урок | Выявить черты в строении Паукообразных в связи с наземным образом жизни, изучить строение органов и систем органов у Паукообразных | Знать основные признаки строения паукообразных. Понятия хелицеры, внекишечное пищеварениеЮ паутинные бородавки | текущий | §25 | |||||
28 | Многообраз. паукообразных и их значение. Р,К, Паукообразн. Ставропольского края" | Комбинированный урок | сформировать понятия о значении паукообразных в природе и жизни человека, познакомить с отрядами Паукообразных | Знать значение Паукообразных в природе. Основные отряды Паукообразных | Текущий | Презентация « Членистоногие» | с 123-126 | ||||
29 | Класс Насекомые. Л. Р 5 "Внешнее строение насекомых" | Урок Практикум | Развивать понятие о строении ротового аппарата насекомого в зависимости от характера питания, строения конечностей в связи с приспособлением к различным средам обитания, особенности строения нервной и дыхательной системы | Знать особенности строения ротовых аппаратов в связи с типом питания, особенности конечностей в связи со средой обитания | Текущий | §27 | |||||
30 | Типы развития насекомых. Отряды насекомых | Комбинированный урок | сформировать понятия о типах развития насекомых с полным и неполным превращением, различия в развитии. | Знать отряды насекомых с полным и неполным превращением, особенности развития, представителей | Текущий | §31заполнить таблицу | |||||
31 | Значение и охрана насекомых Обж "Меры борьбы с вредными насекомыми" | Урок закрепления и обобщения | актуализировать знания о важнейших отрядах насекомых и их значении в природе и для человека. знать особенности отрядов общественных насекомых | Знать основное значение важнейших отрядов насекомых. Значение общественных насекомых, особенности их образа жизни | тематический | Интернет ресурсы Insekta/ru | §29 | ||||
32 | Тип Хордовые | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник | Комбинированный урок | 29ч | Сформировать понятие об общности происхождения Хородовых с кольчатыми червями, основные признаки типа Бесчерепные, строение и значение Ланцетника | знать основные признаки типа Хордовые, уметь соотносить их с Ланцетником. Знать строение и образ жизни ланцетника | Текущий | §30 | |||
33 | Подтип Черепные. Общая характеристика надкласса. Рыбы Л. Р 6 "Внешнее строение рыб" | Урок практикум | Изучить внешнее строение рыбы. Найти черты приспособленности к водному образу жизни. Строение чешуи, годичные кольца | Знать основные характеристики подтипа Черепные, отличия Черепных и Бесчерепных | Текущий | Таблицы ИКТ по зоологии «Рыбы» | |||||
34 | Внутреннее строение рыбы. Л. Р 7 Внутреннее строение рыб" | Урок практиум | Рассмотреть строение внутренних органов рыбы,усложнения организации, появление позвоночника, головного и спинного мозга | Знать физиологию и особенности дыхания, строение жабр, скелета, кровеносной системы, головного мозга | Текущий | §32 | |||||
35 | Размножение и развитие рыб | Комбинированный урок | сформировать понятия об особенностях поведения рыб, размножении и развитии, дать понятие о миграциях | Знать понятия миграции, нерест, проходные рыбы, особенности развития отряда Лососевые | Текущий | §33 | |||||
36 | Основные систематические группы рыб. | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с основными систематическими группами рыб, с особенностями строения хрящевых рыб | Знать основные систематические группы рыб. Особенности строении Двоякодышащими,Кистеперыми и Лопастеровы-ми рыбами | Текущий | Презентация «Систематика рыб» | §34 | ||||
37 | Значение и охрана рыб | Комбинированный урок | Сформировать понятия об охране и значении рыб в природе и для человека | Знать основные признаки рыб в связи с водным образом жизни. | Тематический | 35 | |||||
38 | Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводн Л. Р 8 "Внешнее строение лягушки! | Комбинированный | Выяснить черты сходства и различия Земноводных и Кистеперых рыб, приспособленности Земноводных к водному и наземному образу жизни | Знать черты водных и черты наземных животных в строении Земноводных. Черты примитивных наземных животных | Текущий | §36 | |||||
39 | Внутреннее строение земноводн Л. Р 9 Внутреннее строение лягушки! | Урок-практикум | изучить внутренние строение земноводных, особенности скелета и строения внутренних органов | Знать строение скелета и внутренних органов лягушки в связи с выходом на сушу. | Текущий | §37 | |||||
40 | Значение, размножение, развитие и происхождение земноводных | Урок закрепления знаний | изучить влияние сезонных изменений на жизненный цикл Земноводных, размножение, происхождение и развитие Земноводных. | Знать жизненный цикл Земноводных, особенности размножения и развития. Особенности строения головастика сходство его с рыбами. | Тематический | Интернет ресурсы | §38-39 | ||||
41 | Класс Пресмыкающиеся. Л. Р 10 "Внешнее строение ящерицы | Урок практикум | познакомить учащихся с общей характеристикой класса Пресмыкающиеся, рассмотреть особенности класса | Знать основные признаки класса пресмыкающихся, как первых настоящих наземных животных. Уметь выделять признаки наземных животных сухая кожа, особенности размножения | Текущий | §40 | |||||
42 | Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся. Л. Р 11 Внутреннее строение ящерицы | Урок практикум | Выяснить черты внутреннего и внешнего строения пресмыкающихся в связи с обитанием в засушливых условиях, особенностями строения кожи, скелета и внутренних органов | Знать строение внутренних органов пресмыкающихся | Текущий | §41 | |||||
43 | Многообраз. пресмыкающихся. Р.К. Экскурсия Разнообразие пресмыкающихся Ставропольского края" | Урок экскурсия | сформировать понятия о роли пресмыкающихся в природе и жизни человека | Роль пресмыкающихся в природе | Текущий | §42 | |||||
44 | Роль пресмыкающихся. Происхождение | Урок семинар | обобщение и систематизация знаний по теме класс Пресмыкающихся. Дать понятия о роли и происхождения пресмыкающихся | Знать основные признаки класса Пресмыкающихся. Значение и происхождение пресмыкающихся | Тематический | Презентация, фильм «Динозавры» | §43 заполнить таблицу | ||||
45 | Класс птицы Общая характеристика | Урок лекция | Дать понятия о птицах, как о высших теплокровных животных | Знать основные признаки птиц. Внешнее строение птиц в связи с приспособлением к полету. Понятия птерилии, аптерии | Текущий | §44 | |||||
46 | Среда обитания. Внешнее строение Л. Р 12 "Внешнее строение птиц | Урок-практикум | Изучить особенности внешнего строения птиц в связи с приспособлением к полету | Знать внешнего строения птиц в связи с приспособлением к полету | Текущий | Таблицы ИКТ по зоологии «Птицы» | §44 | ||||
47 | Опорно-двигательный аппарат птиц. Л. Р 13 Скелет птиц | Урок-практикум | особенности строения опорно-двигательного аппарата в связи с приспособлением к полету | Знать строение скелета, его особенности уметь сравнивать со скелетом пресмыкающихся, находить особенности связанные с полетом | Текущий | §45 | |||||
48 | Внутреннее строение птиц. Лаб. Р14 Строение яйца птиц | Урок практикум | Изучить особенности внутреннего строения птиц, дыхательной, кровеносной. выделительной, пищеварительной системе, а также строения головного мозга | Знать строение кровеносной системы, дыхательной системы в связи с приспособлением к полету. Особенности пищеварительной системы | Текущий | §46 | |||||
49 | Размножение и развитие птиц. | Комбиниованный урок | Выяснить особенности размножения и развития птиц, отличия от пресмыкающихся, дать понятия о выводковых, гнездовых птицах | Знать особенности размножения птиц, строение яйца, особенности насиживания, выводковые и гнездовые птицы | Текущий | §47 | |||||
50 | Сезонные явления в жизни птиц. | Урок-семинар | Изучить основные этапы годового жизненного цикла и развития птиц, сезонные явления в жизни птиц, брачное поведение, гнездостроение, насиживание | Знать жизненный цикл птиц, уметь определять гнезда птиц и голоса | Текущий | Ресурсы ИКТ | §48 | ||||
51 | Многообразие птиц. Систематические группы птиц. Р. К." Знакомство с птицами Солнечно-дольска" | Урок семинар | Познакомить учащихся с основными систематическими группами птиц, выяснить особенности строения страусовых, пингвиновых и настоящих птиц | Знать основные экологические и систематические группы птиц | Текущий | §49 заполнить таблицу | |||||
52 | Значение птиц и их охрана. | Урок закрепления знаний | Сформировать понятия о значении насекомоядных птиц, домашних, охотчье-промысловых птиц. Повторить и обобщить знания по классе Птиц | Знать значение птиц .строение внутренних органов, особенности внешнего и внутреннего строения, особенности размножения и развития | Тематический | §50 |
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домаш-нее задание | План | Факт |
53 | Тема 13. Класс Млекопитающие, или Звери. | Местообитания и внешнее строение млекопитающих. Лаб. р15 Строение скелета Млекопитающих | Урок лекция и урок практикум | Дать понятие об общем строении класса Млекопитающие, об основных особенностях класса | Знать основные признаки млекопитающих их основные отличия от других кл. Хордовых, шерстяной покров, выкармливание детенышей молоком, живорождение знать особенности скелета | Текущий | Таблицы ИКТ по зоологии «Млекопитающие» | §51пдготовить доп. материал | |||
54 | Внутреннее строение млекопитающих. Лаб. р16 "Внутрен. строение млекопитающих | Урок практикум | Дать понятие о внутреннем строении млекопитающих, строение сердца, легких, почках, особенностях строения пищеварительной системы у жвачных млекопитающих | Знать строение сердца, легких, почек, кожных покровов Уметь сравнивать с другими классами животных | Текущий | §52 заполнить таблицу | |||||
55 | Размножение и развитие млекопитающих. | Комбинированный урок | Рассмот-реть особенности развития млекопитающих, формировании плаценты, развития эмбриона. Выкармливания детенышей молоком, | Знать особенности размножения млекопитающих Понятия плаценты, яйцеводы. | Текущий | §53 | |||||
56 | Происхождение млекопитающих. | Комбинированный урок | Познакомить с происхождением кл. Млекопиющих, выявить черты сходства млекопитающих и рептилий | Знать черты сходства первозверей с рептилиями, шерсть происходит ис тех же кожных зачатков, чтои чешуя рептилий | Текущий | Презентац-ия «Утконос и ехидна» | §54подготовить сообщения | ||||
57 | Высшие плацентарные млекопитающие | Комбинированный урок | Дать представления об основных отрядах млекопитающих, особенностях строения и образа жизни | Знать отряды млекопитающих, их особенности строения и образа жизни. Понятия эхолокации, формула зубов, особенности жвачных и хищных животных | Текущий | §55 | |||||
58 | Отряды Ластоногие, Хоботные | Комбинированный урок | Познакомиться с особенности строения ластоногих и китообразных, обитающих в водной среде | Знать особенности Водных млекопитающих, китообразных, ластоногих | Текущий | §56 | |||||
59 | Отряд Приматы. | Комбинированный урок | Рассмотреть черты отряда приматов, указывающие на их высокую организацию, строение головного мозга, коры больших полушарий. стадного образа жизни | Знать особенности отряда приматы, как высокоорганизованных животных. Особенности головного мозга, жизнь прайдами, строгая иерархия | Текущий | Таблицы ИКТ по зоологии «Приматы» | §57 | ||||
60 | Экологические группы млекопитающих Экскурсия №3 Наблюдениэкологических групп млекопитающих п.Солнечнодольска | Урок экскурсия | Сформировать понятия об экологических группах зверей, наземной, подземной, водной, околоводной, летающей) | Знать основные экологические группы Млекопитающих, по местам обитания, по питанию Уметь наблюдать за животными не причиняя им втеда | Текущий | §58 заполнит таблицу | |||||
61 | Значение млекопитающих и их охрана. Р.К. "Значение млекопитающих Став.края" | Урок семинар | актуализировать знания о значении млекопитающих для человека, животноводство. Изучить меры по охране диких животных | Знать меры охраны животных в Ставропольском крае. Заказник в окрестностях Солнечнодольска, Ставропольский Тебердинский заповедник | Текущий | Презентация «Заповедники Ставр.края» | §59 | ||||
62 | Тема 14. Развитие животного мира на Земле. | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. | Комбинированный урок | Изучить основные стадии эмбрионального развития позвоночных, палеонтологические исследования развития животного мира, а также основные факторы эволюции животного мира. | Знать палеонтологические, эмбриональные доказательства эволюции животного мира на Земле. Уметь распознавать факторы эволюции | Текущий | Таблицы ИКТ по зоологии «Учение Дарвина» | §60 | |||
63 | Основные этапы развития животного мира на Земле. | Комбинированный урок | Дать понятия об основных этапах в развитии животного мира, строение и функции одноклеточных животных, появления трехслойности, наружного скелета. как приспособленности к наземному образу жизни. отличия черепных и бесчерепных животных. | Знать основные этапы животного мира на Земле Уметь проследить этапы развития животного мира на земле | Текущий | §61 | |||||
64 | Естественные и искусственные сообщества организмов Р.К. Природные сообщества Став. края Экскурсия Природные сообщества | Комбинированный урок | Понятия о природном сообществе организмов, биоценоз, экосистема | Знать понятия о природном сообществе. Понятие биоценоза, экосистемы. Примеры биоценозов | Текущий | ||||||
65 | Место животных в природных сообществах Р.К. Экскурсия Животные в природных сообществах | Урок экскурсия | Актуализировать знания о месте животных в природных сообществах | Знать место животных в природных сообществам | Текущий | ||||||
66 | Пищевые цепи в сообщества | Комбинированный урок | Сформировать знания о пищевых цепях сообщества | Знать понятие пищевых цепей в сообществах | Текущий | ||||||
67 | Обобщения. | Урок обощения знаний | Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении зоологии | Знать, основные понятие курса зоологии, особенности и основные признаки типов животных | Тематический | ||||||
68 | Задания на лето | Урок семинар | Дать задания на лето, пронаблюдать за животными во время летних каникул. На отдыхе , на даче. |
Учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2002-2007.
Методические пособия:
- Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. – М.: «ВАКО», 2004
- Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Зоология». Пособие для учителя. – Воронеж: ВГПУ, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...